Главная страница

Экзамен по философии, ответы на вопросы. К экзамену. 1. Философия как форма мировоззрения. Эволюция форм мировоззрения. Третьей


Скачать 381.53 Kb.
Название1. Философия как форма мировоззрения. Эволюция форм мировоззрения. Третьей
АнкорЭкзамен по философии, ответы на вопросы
Дата25.01.2022
Размер381.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаК экзамену.docx
ТипРешение
#341195
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6

41. Социально-философские учения Нового времени: Т.Гоббс, Дж. Локк, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо.

Томас Гоббс (1588-1679) – английский государственный деятель и философ, основатель механического материализма.

Сущность государства Т. Гоббс трактует через идею общественного договора.

Происхождение государства - следствие добровольного соглашения людей о создании специального социального института, который выступает гарантом "общего блага", укрощением враждебности, механизмом обеспечения самосохранения граждан.

В отличие от Аристотеля, Гоббс не считает человека по своей природе общественным существом.

Поведение человека объясняет воинственной и эгоистической природой устремлений владеть благами и властью. Природная жадность и невозможность ее удовлетворения порождает ситуацию "войны всех против всех", предопределяет агрессивную активность и перманентную общую "неустойчивость" общества.

Перейти от природного состояния к общественной жизни людей заставляет желание избавиться от страха за свою жизнь, развязать конфликт самосохранения и эгоистических пристрастий. Таким образом происходит отчуждение человека от собственной природной сущности, делегирование свободы граждан искусственному и рациональному образованию - государству.

Представляя собой концентрацию "единой воли" государство ("левиафан"), сосредоточивает в руках правителя (одного человека, или группы) всю общественную власть, отрицая принцип разделения власти, подотчетности власти обществу.

Центральной идеей концепции государства у Гоббса выступает единство государства, общества, правительства, народа. Он отрицает идею суверенитета народа. Народ добровольно, по взаимному согласию, передает раз и навсегда власть государству, отказываясь от личных свобод, признает право суверена регулировать социально-имущественные отношения и даже определять содержание духовной жизни.

Представленное Гоббсом направление в английской политической мысли получило название авторитарногосударственного, консервативного.

Джон Локк (1632-1704) – английский философ, психолог, педагог, создатель идейно-политической доктрины либерализма

Высший принцип Локка: «нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях», при этом он признавал наличие известной «разборчивости разума». В своем учении о государстве Локк пользуется теологической аргументацией, вплетенной в канву рационалистических умозаключений. Философские взгляды Локка подготовили почву для деизма, согласно которому Бог создал мир, но с той поры больше не вмешивается в его дела.

Его социально-политическая концепция опирается на теорию естественного права и общественного договора. Он первым среди мыслителей на концептуальном уровне поставил личность на первый план в ряду человек, общество, государство, на второе место —потребности общества, и только на третье — потребности государства. Именно такой подход со временем был положен в основу доктрины либерализма.

Государство по Локку возникло из первобытного мира и согласия среди равных и свободных людей с целью обеспечения природных неотчуждаемых прав и защиты частой собственности.

Переданные государству права, свободы и равенство не утрачиваются людьми, они только сохраняются государством. С его точки зрения, самым совершенным государством является конституционная, а не абсолютная монархия, в которой гарантом от политического произвола в отношении личности должно служить разделение властей. В трактовке Локка власть должна разделяться на законодательную, исполнительную, куда он включает и судебную, и федеративную, которая занимается внешней политикой.

Разделение властей осуществляется на принципах морали и верховенства закона, которому подчиняются все, в том числе и законодатели.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – французский философ права и истории. Создал проект свободного государства, базирующегося на концепции разделения властей.

Цели его теории разделения властей:

  • гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления власти,

  • обеспечить их политическую и гражданскую свободу,  сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством.

Мерой свободы у Монтескье выступает право.

- Верховенство права может быть обеспечено только разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Монтескье выдвигает идею двухпалатного парламента: нижней народной палаты и верхней — аристократической, палаты пэров. Депутаты народной палаты избираются на основе всеобщего избирательного права всем населением, а места в палате пэров передаются по наследству представителям аристократии. Обе палаты наделены правом приостановки или отмены решений друг друга. В компетенции парламента находятся финансовые, военные и некоторые другие сугубо управленческие функции, а король единолично решает, утверждать, или не утверждать принятый парламентом нормативный акт.

Монтескье можно обоснованно считать основоположником теории правового государства. Находясь на позициях географической школы, он объясняет, что на характер правовой системы государства большое влияние оказывают климат, природные условия, территория.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – французский писатель и философ, представитель французского Просвещения.

С именем Руссо связаны радикальные тенденции в политической мысли предреволюционной Франции:

идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании.

Руссо дает государству четкие социальные характеристики и рассматривает его как форму и средство господства богатых и угнетения бедных. По его мнению, вступив в общественный договор, обманутый народ не сумел отстоять свою свободу. Его пассивность привела к деспотизму, при котором все сводится к закону силы, а, следовательно, как бы вновь возвращается в естественное состояние. Но тирания не вечна, ее рано или поздно свергнет гнев народа.

Философия Эпохи Просвещения.
ФРАНЦИЯ

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: деизм, атеизм, социально-утопическое (коммунистическое направление)

Деизм - направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на сотворенное, выступали против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами) и отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Жан Жак Руссо основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии.

В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:

  • видел в Боге мировую волю и мировой разум;

  • считал, что материя «несотворима» и объективно существует всегда;

  • считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;

  • был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений); • выступал против религии как таковой, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.;

  • был сторонником эмпирического (опытного) познания;

  • считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;

  • обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);



АНГЛИЯ

Джон Локк развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени. Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка: • мир материалистичен;

  • в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах");

  • сознание — пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт); • источником опыта выступает внешний мир;

  • цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

  • идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;

  • идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.



42. Теория познания И.Канта. Трансцендентальный идеализм и учение об антиномиях.

Кант критиковал схоластический разум и житейские предрассудки. Для решения проблемы познания нужно избавиться от двух мировоззренческих догм – скептицизма и догматизма. Поскольку наши знания о мире не всегда соответствуют реальности, в первую очередь следует подвергнуть критике сам разум.

Для этого Кант предлагал взять за основу метод критической философии, сущность которого заключается: в исследовании самого разума; в исследовании границ, постижимых разумом человека; в изучении отдельных способов человеческого познания.

Исходной проблемой для Канта послужил вопрос о возможности чистого знания (к которому не примешивается ощущение). Наше познание начинается с опыта, однако его связь – всеобщность и необходимость – не из опыта. Кант относит эту связь к априорной деятельности рассудка.

Одним из открытий Канта стала идея активности познания: наше сознание не просто пассивно постигает мир, как он есть на самом деле, но рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт есть синтез того содержания, которое дается миром, и той субъективной формы, в которой эта материя постигается сознанием. Поэтому Кант различает мир, каков он сам по себе, вне формирующей деятельности рассудка, и мир, как он дан нам в опыте. Опыт имеет два уровня формообразования субъекта: чувственный синтез и рассудочный синтез.

Субъективные формы чувства – это пространство и время. Материя осознается нами в формах пространства и времени – это и есть чувственный синтез. Данности созерцания связываются между собой благодаря категориям рассудка – это рассудочный синтез. Основой всякого синтеза является самосознание.

Высшая форма познания - разум, т.е. логическое мышление. Разуму принадлежит управляющая функция в познании. Он нацелен не на чувственное познание, а на рассудок; именно разум ставит перед рассудком цели. Сводя воедино знания, разум создает логические выводы и обобщения, а рассудок применяет их к частным ситуациям и обстоятельствам.

Философия Канта трансцендентальна: она изучает процесс превращения опыта через познавательную способность в знания. Трансцендентальное противопоставляется трансцендентному. Трансцендентальное присуще человеческому рассудку изначально, оно не постигается опытом, но предшествует ему, являясь опорой опытному восприятию. Трансцендентальными формами являются пространство, время, причинность, необходимость и другие категории. Трансцендентное находится за пределами человеческого опыта и не может быть познано.

Антиномии разума. Стремясь достичь высшее объективное единство, синтез многообразия знаний рассудка, разум выходит за пределы опытного знания; на основе своих понятий и принципов развивает ряд априорных суждений о мире, которые оказываются обоснованными, истинными, но в то же время противоречащими знаниям рассудка, также истинным. Такое противоречие Кант называет антиномией чистого разума и считает ее появление объективным и необходимым.

По Канту, антиномии в разуме возникают не только в познавательной деятельности. Они возникают и в практическом (нравственном) разуме, и в способности суждения разума об эстетических вкусах.

Следовательно, во всех сферах деятельности разума, когда он выходит за пределы знаний рассудка и начинает проявлять теоретическую и творческую активность, в нем с необходимостью возникают антиномии. Кант рассматривал возникновение антиномий как признак исчерпанности познавательных возможностей разума. Гегель же писал, что, антиномии, появление которых в разуме Кант считает последней границей возможностей разума, в действительности является началом качественно нового теоретического уровня познания.

Заслуга Канта в его учении об антиномиях заключается в том, что он обнаружил объективность

противоречий в мышлении, близко подошел к пониманию сущности теоретического мышления.

43. Этика И. Канта. Категорический императив. «К вечному миру».

Видное место в философии Канта принадлежит этике, основные принципы которой изложены им в «Критике практического разума».

Для этики Канта характерно учение об «автономии» морали, ее независимость от окружающей человека среды, его жизненного опыта и религии. Для себя самой мораль «отнюдь не нуждается в религии», в других внешних факторах; она, по Канту, формируется чистым разумом, который является ее источником и основанием. В этом вопросе он стоит на позициях, уходящих корнями к этике Сократа.

Вся философия морали, согласно Канту, целиком покоится на априорных понятиях разума, дает человеку, как разумному существу, априорные законы нравственности и исследует идеи и принципы чистой воли.

Центральным понятием высшего принципа моральности выступает «добрая воля». Но кантовская доброта воли определяется не тем, что ею реально исполняется; она добра «не в силу своей пригодности к достижению какой-нибудь поставленной цели, а только благодаря волению, т.е. сама по себе». В таком понимании «добрая воля» превращается в самоцель, оторванную от ее практического осуществления, в совершенно формальное понятие. Таким образом, безусловная добрая воля, неопределенная по отношению к конкретным людям и общественным событиям, «будет содержать в себе только форму воления вообще».

Кант утверждает, что человек как часть физического мира подчинен действию законов природы, значит, он не свободен. В своей социальной жизни человек подчинен нравственному закону, который предполагает свободу выбора. Способ повеления Кант называет императивом (долженствование перед собой) и делит его на гипотетический и категорический. Гипотетическим считается такой императив, если предписываемый им поступок хорош только в качестве средства для чего-нибудь другого. Но если предписываемый поступок представляется как хороший сам по себе, и сама воля согласуется с разумом, то такой императив будет категорическим. Категорический императив признает поступок необходимым объективно, безотносительно к какой бы то ни было цели. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

В целом, философия Канта как начало философии теоретического познания и создания философских систем оставила последующим философам целую исследовательскую программу. Она включает в себе новое осмысление познавательной деятельности и субъекта как активной стороны познания, организующую роль априорных понятий, начало диалектики теоретического мышления. Одним словом, с критической философии Канта начинается теория научного познания, диалектика, становление теоретической этики и эстетики.



  1. Диалектика и историософия Г.Ф.Гегеля.

Диалектика Гегеля — это учение о всеобщей связи и развитии, это философия мироздания, взгляд на мир в целом.

Согласно диалектическому методу Гегеля, ничего вечного нет ни в материальном, ни в идеальном мире, вся и все историчны, преходящи, должны меняться. Материальный мир тождествен мышлению духа как его творение и внешнее проявление, что означает идеализм, но признание познаваемости действительности разумом.

Сформулировал категории диалектики: категории качества и количества. Качество — это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела.

Количество+качество есть мера.

Три закона диалектики (суть истории развития):

    • закон единства и борьбы противоположностей (вскрывает проблему источника, причины развития);

    • закон перехода количественных изменений в качественные (развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому качеству);

    • закон отрицания-отрицания (развитие представляет собой процесс бесконечных отрицаний, в результате которых происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего к высшему).

Структура философской системы Гегеля состоит из трех разделов: логика, философия природы, философия духа.

В последнем описывается заключительный этап развития абсолютной идеи, которое осуществляется посредством практической и интеллектуальной деятельности индивидуумов как совершенствование человеческого духа в виде поступательного движения и диалектики мышления, познания, общественного сознания и как история человечества. Гегель раскрыл объективный принцип историзма, показал историческое становление, развитие и смену форм общественного сознания, общественно-политических институтов.


  1. 1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта