Главная страница
Навигация по странице:

  • Наличие отработанного механизма

  • Наличие экспериментального метода исследования

  • Природа и сущность человека

  • 15.Философские представления о смысле жизни и предназначении человека.

  • Экзамен по философии, ответы на вопросы. К экзамену. 1. Философия как форма мировоззрения. Эволюция форм мировоззрения. Третьей


    Скачать 381.53 Kb.
    Название1. Философия как форма мировоззрения. Эволюция форм мировоззрения. Третьей
    АнкорЭкзамен по философии, ответы на вопросы
    Дата25.01.2022
    Размер381.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаК экзамену.docx
    ТипРешение
    #341195
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Проблема познаваемости мира


    Первой проблемой гносеологии является проблема познаваемости мира. Прежде чем заниматься проблемами познания, нужно решить в принципе, познаваем ли мир. В попытке ответить на этот вопрос в истории философской мысли четко обозначились три основные тенденции: оптимизм, скептицизм и агностицизм.

    Оптимизм настаивает на безграничных возможностях познавательных способностей человека и полагает, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее.

    Скептицизм представляет собой сомнение в возможности достижения достоверного знания. Скептицизм глубоко укоренен в философской традиции.

    В современности произошла трансформация скептицизма, теперь он представлен в форме научного исследовательского скептицизма – философской позиции, выражающей сомнение в достоверности любой концепции, предлагаемой в качестве научной вне соответствующих критериев. Скептицизм обеспечивает философию и науку мощным инструментарием критицизма. Признание скептицизма как необходимого элемента научного познания стимулирует возникновение новых идей и рост знания.

    Агностицизм утверждает о непознаваемости мира.

    13. Критерии научности знания и основные принципы его развития. Концепция Т.Куна


    Можно выделить 5 критериев научного знания.

    1.Системность знания: наука – определенная структура, а не бессвязный набор отдельных частей. Система характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований каких-либо элементов в ее структуру. В рамках научного знания есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), а также знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики. Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации.

    2.Наличие отработанного механизма для получения новых знаний. Наука – это не просто система знаний, но и деятельность по их получению, что предусматривает не только отработанную методику практического и теоретического исследования, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности, соответствующих организаций, координирующих исследования, а также необходимых материалов, технологий и средств фиксации информации.

    3.Теоретичность знания, определяющая цель научного познания. Этой целью является получение истины ради самой истины, а не ради практического результата. Если наука направлена на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова.

    4.Рациональность знания, т.е. получения знания только на основе рациональных процедур. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания.

    5.Наличие экспериментального метода исследования. Этот критерий связал современную науку с практикой, создал современную цивилизацию, ориентированную на сознательное преображение окружающего мира в интересах человека.
    Для того, чтобы отделить науку от псевдонауки, помимо уже названных критериев научности сформулировано несколько важнейших принципов. Первый из них – это принцип верификации, утверждающий, что если какое-либо понятие или суждение сводимо к непосредственному опыту (т.е. эмпирически проверяемо), то оно имеет смысл. Различают непосредственную верификацию, когда происходит прямая проверка утверждений, и косвенную, которая утверждает, что, если невозможно опытным путем подтвердить какое-то понятие или суждение теории, можно ограничиться экспериментальным подтверждением выводов из них.

    Второй - принцип фальсифицируемости, сформулированный крупнейшим философом и методологом науки XX в. К. Поппером. В соответствии с этим принципом научным может считаться только принципиально опровержимое (фальсифицируемое) знание. Критическое стремление опровергнуть научную теорию является наиболее эффективным путем для подтверждения ее научности и истинности.
    Важнейшим понятием концепции Куна является понятие парадигмы. Содержание этого понятия так и осталось не вполне ясным, однако в первом приближении можно сказать, что парадигма есть совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени.

    Вообще говоря, парадигмой можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, получивших всеобщее признание и в течение какого-то времени направляющих научное исследование. Примерами подобных парадигмальных теорий служат физика Аристотеля, геоцентрическая система мира Птолемея, механика и оптика Ньютона, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория относительности Эйнштейна, теория атома Бора и т.п. Таким образом, парадигма воплощает в себе бесспорное, общепризнанное знание об исследуемой области явлений природы.

    Однако, говоря о парадигме, Кун имеет,в виду не только некоторое знание, выраженное в ее законах и принципах. Ученые - создатели парадигмы .- не только сформулировали некоторую теорию или закон, но они еще решили одну или несколько важных научных проблем и тем самым дали образцы того, как нужно решать проблемы. Оригинальные опыты создателей парадигмы в очищенном от случайностей и усовершенствованном виде затем входят в учебники, по которым будущие ученью осваивают свою науку. Овладевая в процессе обучения этими классическими образцами решения научных проблем, будущий ученый глубже постигает основоположения своей науки, обучается применять их в конкретных ситуациях и овладевает специальной техникой изучения тех явлений, которые образуют предмет данной научной дисциплины. Парадигма дает набор образцов научного исследования - в этом заключается ее важнейшая функция.

    Науку, развивающуюся в рамках современной парадигмы, Кун называет "нормальной", полагая, что именно такое состояние является для науки обычным и наиболее характерным. В отличие от Поппера, считавшего, что ученые постоянно думают о том, как бы опровергнуть существующие и признанные теории, и с этой целью стремятся к постановке опровергающих экспериментов, Кун убежден, что в реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности основоположений своих теорий и даже не ставят вопроса об их проверке. "Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы к созданию таких теорий другими. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает".

    Ч
    тобы подчеркнуть особый характер проблем, разрабатываемых учеными в нормальный период развития науки, Кун называет их "головоломками", сравнивая их решение с решением кроссвордов или с составлением картинок из раскрашенных кубиков. Кроссворд или головоломка отличаются тем, что для них существует гарантированное решение, и это решение может быть получено некоторым предписанным путем. Пытаясь сложить картинку из кубиков, вы знаете, что такая картинка существует. При этом вы не имеете права изобретать собственную картинку или складывать кубики так, как вам нравится, хотя бы при этом получались более интересные - с вашей точки зрения - изображения. Вы должны сложить кубики определенным образом и получить предписанное изображение Точно такой же характер носят проблемы нормальной науки. Парадигма гарантирует, что решение существует, и она же задает допустимые методы и средства получения этого решения.
    14. Философская антропология. Представления о природе и сущности человека. Диалектика биологического и социального в человеке.

    Термин философская антропология означает философское учение о человеке и его возникновение восходит к эпохе древнегреческой философии. В наше время это понятие отражает философские взгляды на происхождение, эволюцию и особенности существования человека, выступающего носителем особого рода действительности.

    Как особая дисциплина философская антропология начала складываться у французских материалистов XVIII в. Значительный вклад в ее становление внесли немецкие философы И. Кант и особенно Л. Фейербах, который ввел и обосновал антропологический принцип в философии, а также выдвинул на первый план проблему сущности человека как «единственного, универсального и высшего» предмета философии.

    Точкой отсчета в становлении и эволюции философской антропологии стал Сократ (V в. до н.э.), один из самых знаменитых (наряду с Аристотелем и Платоном) философов античности. У него впервые космологическая философия греков во многом становится антропологической этикой. Он объясняет и сводит плохой поступок человека к незнанию или заблуждению, а мудрость — к совершенному знанию. Его философия основана на том, что нравственное можно познать и усвоить. Философия, по Сократу, — не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Поскольку жизнь — искусство, постольку для совершенства в искусстве необходимо его знание. Поэтому Сократ выдвигает тезис — «познай самого себя». Стремление к знанию и самопознанию позволяет постичь искусство жизни, что в свою очередь позволяет достичь высшего блага и блаженства.

    Антропологическая линия Сократа получила свое продолжение в так называемых сократовских (сократических) школах его учеников — мегарской, элидо-эритрейской, киренской, кинической и др.

    Выделения также заслуживает Протагор (V в. до н.э.), один из самых известных греческих философов-софистов. Он был одним из первых, кто поставил человека в центр философских исследований и размышлений. Протагор прославился своим тезисом, согласно которому «человек есть мера всех вещей», который стал источником релятивизма и скептицизма. Сам он придерживался именно релятивизма и скептицизма, полагая, что все в мире относительно, можно оспорить любое положение, как кому что кажется, так оно и есть.

    Наряду с затронутыми именами в греческой философии были многие другие мыслители, которые внесли значительный вклад в становление философской антропологии. Наиболее известными среди них являются Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур.

    Демокрит (V—IV вв. до н.э.) стал первым энциклопедическим умом в античной Греции. Он был одним из основателей атомизма, высоко ставил науку и научное познание. Его учение о человеке и этика покоятся на атомизме. Он считал, что как атом, так и человек есть самодостаточное бытие. Демокрит также полагал, что душа человека состоит из атомов. Душа для него — самое главное в человеке. Этика Демокрита пропитана идеями гуманизма. Он стал одним из главных представителей античного гуманизма. Большое внимание Демокрит уделяет нравственным вопросам.

    Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям.

    Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой. Диалектика

    В разное время разными философами природа человека рассматривалась в разных аспектах. В своих крайних выражениях их можно назвать биологизаторством и социологизаторством. Для первого характерно отрицание социальной и культурной специфики человека в онтологическом плане, перенесение на него законов живой природы. Социальные процессы здесь трактуются лишь как проявление борьбы за существование, конкуренция за ресурсы, доминирующее положение, самку.

    Но развитие материи не отрицает предыдущих её уровней. Органически включая их в более совершенно организованные формы. Понимание места человека в мире и возможностей его развития невозможно без учёта биологической специфики человека. Эта специфика задаёт тот баланс социальных связей в человеке, который воспринимается как гармоничный и комфортный. Нельзя сводить биологическое в человеке только к проявлению «звериности» в её негативных формах в противовес «гуманизму» нравственности социального. Величие биологического начала в том, что оно позволяет стать человеку соизмеримым с миром. Человек не противопоставлен природе – он часть её. Величие духовного основано на величии природного начала в человеке. Человек чувствует красоту и гармонию Вселенной, потому что он может её почувствовать. Пожалуй, онтологически справедливо воспринимать человека диалектически – биологически он плоть от плоти мира, но он одновременно и часть социума, бытие которого происходит по особым законам: социум – это и бытие разума и языка посредством культуры, и одновременно система, обладающая внутренней структурой и логикой развития, не сводимой к бытию отдельного человека. Но направляющей его бытие, ориентиры, ценности. В этой двойственности – источник двойственности человеческой природы. Подобное диалектическое рассмотрение в человеке социального и биологического позволяет по – новому взглянуть на них через призму единства.

    Внутренняя логика бытия социума определяет специфику проявления человека в нём. Форма этого проявления называется деятельность. Поскольку внешняя реальность задана и структурирована в языке, человек неизбежно ориентирован на общественные нормы, ценности. Культуру в своём становлении и освоении мира, в познании именно как человек. Он способен утверждаться только в обществе и посредством выработанных обществом форм отражения и освоения действительности. Деятельность есть процесс социализации человека. Но деятельность – процесс не пассивный. Усвоение общественных достижений, поиск своего места среди них требует творческих усилий человека. В деятельностной включённости в социум человек проходит несколько стадий. Как носитель сознания, обладатель человеческих задатков, присущих ему от роду, но выступает в качестве индивида. И только реализуясь и самопроявляясь в деятельности, вступая в отношения с другими людьми, становится личностью. Творчески превращая индивидуальное в общественно значимое.
    15.Философские представления о смысле жизни и предназначении человека.

    Жизнь является высшей общечеловеческой ценностью. Человек проживает жизнь сознательно, ставит перед собой определенные цели и стремится к ним. Иными словами, он приписывает жизни особый смысл. Общий для всех смысл жизни можно выводить из естественных законов самой жизни (натуралистический подход) или из абсолютных ценностей, лежащих за пределами жизни (авторитарный подход).

    Согласно натуралистическому подходу, смысл жизни состоит в стремлении к наслаждению, удовольствиям, выгоде.

    С первого взгляда такой подход кажется правильным, но подробный анализ выявляет в нем ряд недостатков. Иногда в погоне за удовольствиями и выгодой человек становится не свободным выразителем своих желаний, а их рабом. Фиксация на удовольствиях часто ведет к разрушению психики и организма (например, в случае наркомании). Последовательное развитие всех натуралистических целей показывает, что их следствием могут стать такие негативные качества, как эгоизм, чревоугодие, скупость, а по-настоящему полезной для человека является способность ограничивать себя на пути к удовольствиям и пользе.

    Вопрос о смысле жизни — это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.

    Осознание смысла жизни как главной ее ценности носит исторический характер.

    Античные философы по-разному решали вопрос о смысле жизни:

    Сократ видел смысл жизни в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе;

    Аристотель — в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином;

    Эпикур — в достижении личного счастья, покоя и блаженства; Диоген — во внутренней свободе, презрении к богатству.

    Поиски ответа на вечный вопрос не прекращались и на других этапах развития европейской философии.

    И. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга;

    Л. Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу;

    К. Маркс — в борьбе за коммунизм;

    Ф. Ницше — в воле к власти;

    И. Бентам, Дж. Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха

    Существуют различные подходы к решению проблемы смысла жизни, из которых можно выделить следующие:

    смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни; смысл жизни выносится за пределы самой жизни; смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь; не существует смысла жизни
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта