Главная страница
Навигация по странице:

  • Учение Аристотеля

  • Экзамен по философии, ответы на вопросы. К экзамену. 1. Философия как форма мировоззрения. Эволюция форм мировоззрения. Третьей


    Скачать 381.53 Kb.
    Название1. Философия как форма мировоззрения. Эволюция форм мировоззрения. Третьей
    АнкорЭкзамен по философии, ответы на вопросы
    Дата25.01.2022
    Размер381.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаК экзамену.docx
    ТипРешение
    #341195
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Философия Платона

    Теория идей. Платон разделил мир на две части. Первый – материальный, физический, воспринимаемый нашими чувствами. Он текуч, изменчив, бесконечно многообразен. Итак, наши органы чувств воспринимают материальный мир явлений. Но мы не ограничиваемся анализом мира явлений. В мышлении на понятийном уровне мы анализируем идеальный объект. Например, мы видим колесо, которое похоже на окружность. Но в мышлении мы анализируем идеальную окружность. Существует ли мир, который мы представляем в наших понятиях? Да, существует, отвечает Платон. Это мир сущностей. Мы его постигаем умом. Это умопостигаемый мир. Чувствами мы его не воспринимаем. Он сверхчувственный. Таким образом, существует второй мир – сверхчувственный, умопостигаемый, интеллигибельный (мыслимый). Этот неощутимый мир Платон назвал миром идей, миром чистых, совершенных форм, миром Эйдосов. На уровне чувственного познания у нас, считал Платон, возникают мнения, а на уровне понятийного познания мы получаем подлинную науку, так как имеем дело с миром сущностей, то есть с миром идей. Мир идей иерархичен.

    Теория познания. Человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Она не погибает, а продолжает жить в мире идей. Платон сторонник учения Пифагора о реинкарнации. Отсюда – суть процесса познания есть воспоминания. Познание есть анамнезис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее – побудительная причина духовного восхождения. Рассмотрение идеи как реального бытия и как понятия о сущности предмета дает возможность представить новое знание как проникновение в сущность. Платон полагает, что знание нельзя свести ни к ощущению, ни к правильному мнению, ни к соединению правильного мнения со смыслом. Истинное знание – это познание, которое проникает в мир идей, то есть в мир сущностей.

    Теория государства. Идеальное государство – иерархия трех классов: 1) крестьяне, ремесленники, купцы; 2) воины – стражники; 3) правители – мудрецы. В идеальном государстве господствует справедливость, все подчиняются закону, каждый выполняет добросовестно свои функции в соответствии с разделением на три класса. Людей с детских лет воспитывают так, чтобы привить им навыки, которые соответствуют его принадлежности к тому или иному классу. Чтобы исключить из общества корыстолюбие и алчность, Платон предлагает ликвидировать частную собственность. В одном из вариантов идеального государства он предлагает даже обобществить жён, а воспитание детей препоручить государству, независимо от их социального происхождения, и только потом в соответствии со способностями и наклонностями детей определять их место в общественной жизни. Идеальному государству Платон противопоставляет отрицательный тип государства, который проявляется в четырех формах: тимократии, олигархии, демократии, тирании. При тимократии правят честолюбцы, при олигархии – кучка богатых, при демократии – безграмотные бедняки, уничтожающие богатых, при тирании (это вырождающаяся демократия) властвует капризный, своевольный тиран.

    35. Аристотель: метафизика, этика и политика.

    Учение Аристотеля

    Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Аристотель провел разграничение наук, на теоретические, практические и творческие.

    Теоретические: метафизика (“Первая философия”) – изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика – изучает состояние тел и определенные “материи”; математика – абстрактные свойства реальных вещей.

    Практические: этика и политика, образующие единый комплекс “философии о человеческом” – учение о практической деятельности и нормах поведения.

    Творческие: поэтика – теория стихосложения; риторика – теория ораторского искусства и искусства ремесла.

    По Аристотелю, бытие есть единство материи и формы (форма – идея, эйдос). В мире действуют четыре причины (материальная, формальная, производящая, целевая). Аристотель – сторонник телеологии. Высшая цель – энтелехия. Формы, эйдосы, идеи – внутренние движущие силы вещей, не отделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия – вечный и неподвижный “ум”. Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. Разум отличает человека от животного.

    Аристотель внес вклад в понимание движения. Он различил четыре вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3) количественное изменение, то есть увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для Аристотеля – движение в пространстве, которое выступает условием остальных видов движения и к которому сводятся все остальные виды. Движение в пространстве проявляется в трех видах: круговое, прямолинейное и сочетание первого и второго.

    Виды движения связаны у Аристотеля с учением о физических элементах природы. Вслед за Эмпедоклом Аристотель выделял четыре элемента, из которых состоит вся природа: огонь, воздух, вода, земля. Кроме этих четырех элементов есть еще пятый элемент – эфир, который занимает все мировое пространство и из которого состоят небесные тела. Эфир обладает свойством неизменности.

    Аристотель создал логику – науку о мышлении. Он сформулировал три закона мышления:

    • закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении),

    • закон противоречия (предложения и суждения не могут быть истинными одновременно с их отрицанием),

    • закон исключенного третьего (если даны два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинно может быть только одно).



    36. Эллинистическая философия: этические учения стоиков, скептиков, эпикурейцев.

    Философия эллинистическо - римской эпохи существует в виде нескольких основных философских направлений, принявших вид автономных, мало связанных друг с другом школ мышления - это эпикурейцы, циники, стоики и скептики.

    Циники (Киники) - стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни. Главными представителями школы киников (циников) были Диоген Синопский, Антисфен. Мыслить по-кинически - только средство, цель жить покинически. Киники именовали себя «гражданами мира» и обязывались жить в любом обществе не по их законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих. Положение не только крайне бедственное, ну и унизительное избирается ими как наилучшее. Они хотели быть ногими и одинокими. Все виды духовной и физической бедности предпочтительнее богатства. Так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отношение к предмету. Киники - источник стоицизма.

    Стоицизм. В конце IV века до нашей эра. В Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон. Стоики характеризовали философию как «упражнение в мудрости». Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью стоитической философии.

    В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал) и духовный принцип - логос. Логос, согласно их взглядам, пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. В области теории познания стоики представляют античную форму сенсуализма. Они упрощают аристотелевскую систему категорий, четырьмя основными категориями: сущность, количество, качество и отношение. С помощью данных категорий постигается действительность. Центром и носителем познания является душа, ее обозначают как пневма (соединение воздуха и огня). Ее центральную часть называют разумом (гегемоником).

    Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Лишь в нутрии себя человек может найти главную и единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период кризиса Римской республики и затем в период начинающего распада Римской империи.

    Эпикуризм. Это учение и образ жизни, исходящий из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь, предпочтение материальным радостям жизни. Основателем является Эпикур. Эпикурово понимание, случайности не исключает. У человека есть свобода выбора. В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. Согласно Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. Большое внимание уделял и понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Эпикуреизм представлял собой в греческой философии III - I века до нашей эры наиболее четко выраженное материалистическое направление и сыграл положительную роль.

    Скептицизм. Сформировался в конце IV века до нашей эры. Основатель - Пиррон из Элиды. Как и Сократ излагал свои идеи устно. Поэтому все сведения о нем идут из трудов его ученика Тимона. В эллинистическую эпоху складываются его принципы, ибо скепсис определялся не методическими установками и возможности дальнейшего познания, а отказом от возможности дойти до истины. И этот отказ становится программой. Так же делали акцент на субъективизм познания человека. Исходя из принципа «ни чего не утверждать», скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства. Достижение счастья по Пиррону - достижение атараксии (спокойствия, невозмутимости). Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную проблематику сложности развития познания, его основной чертой безнадежность и отказ, ведущие к ангостицизму.

    37. Средневековая философия. Патристика и схоластика. Проблемы свободы воли и теодицеи. Философские идеи Аврелия Августина.

    Особенности:

    • теоцентризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог;

    • изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

    • господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении;

    • сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

    • человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

    • провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

    • выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

    • выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

    • мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

    Основными принципами средневековой философии: креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего; провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека; теодицея – как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла; символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета;

    откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.

    Проблемы:

    К главным проблемам, которые обсуждались в средневековой философии, относятся проблема веры и разума, доказательство бытия Бога, проблема универсалий.

    Проблема соотношения веры и разума решалась авторами по-разному:

    Аврелий Августин: верую, чтобы понимать. Здесь догмат веры становится фундаментом для рациональных выводов.

    Пьер Абеляр: понимаю, чтобы верить. Здесь истины веры должны получать рациональное обоснование и философское истолкование. Эта позиция ведет к поглощению теологии философией.

    Тертуллиан: верую, ибо нелепо. Этот вариант предполагает расхождение разума и веры, ведет к концепции двух истин. Такая позиция приводит к разрыву философии и теологии.

    Вторая проблема — доказательство бытия Бога — это рациональные доводы, приводимые философами в поддержку веры, в существование Бога. Основными доводами были: онтологический довод, космологический довод, телеологический довод.

    Суть онтологического довода состоит в том, что из идеи Бога как высшего существа и совершенной реальности вытекает его бытие, поскольку бытие — составная часть высшего совершенства.

    Космологический довод предполагает наличие абсолютного начала мира, творца.

    Телеологический довод сводится к тому, что целесообразность и порядок в мире свидетельствуют о наличии мудрого устроителя.

    Третья проблема средневековой философии, особенно в период поздней схоластики, — проблема универсалий. Она состоит в определении онтологического статуса общих понятий — универсалий. Основными вариантами решения этой проблемы были номинализм, реализм и концептуализм.

    С точки зрения реализма (Августин, Ансельм, Фома Аквинский), общие понятия существуют реально, самостоятельно, и вне вещей, и в вещах — как их сущности.

    Согласно номинализму, универсалии возникают лишь в человеческом уме и вне его не существуют. Так считали французский философ-схоласт И. Росцелин (1050-1123/5) и английский философ У. Оккам (1285-1349).

    Концептуализм считает, что общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, а выявляется в результате действия человеческого ума, в результате абстракции. К нему склонялись французский теолог-схоласт П. Абеляр и шотландский теолог-схоласт И. Дуне Скот.

    В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.

    Патристика:

    (от лат. pater– отец) - совокупность учений «отцов церкви», христианских мыслителей II – III вв., один из двух основных периодов средневековой христианской философии.

    Различают греческую (восточную) и латинскую (западную) патристику, а также раннюю, зрелую и позднюю.

    В ранней патристике (II—III вв.), в условиях гонений на христианство и неустоявшейся догматики, выдвигаются философские аргументы в защиту христианства, определяются подходы к его философскому осмыслению.

    Зрелая патристика (IV—V вв.) — время, когда христианство занимает ведущее положение в духовной жизни, утверждается догматика, в напряженной творческой атмосфере создаются основы христианской философии.

    В поздней патристике (VI—VIII вв.) на первый план выходят размышления над наработанным в предыдущий период и воспринимаемым как канонический философским материалом.

    Философская мысль патристики была сосредоточена на задаче постижения того, как соединяются Божественное бытие и человеческое.

    Основными были для нее проблемы веры и разума; природы Бога, его триединства, Божественных атрибутов; человеческой личности, ее свободы, путей спасения души; теодицеи; исторических судеб человечества.

    Схоластика, или школьная философия, — это мудрость, которой обучали в монастырских школах и университетах. Схоластика развивает далее проблематику патристики, систематизирует христианское мировоззрение.

    Суть схоластики состояла не в опоре на сверхразумное созерцание Бога, а в поиске рациональных путей его познания.

    Отличительные черты средневековой схоластики:

    Схоластика сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии»

    Природа перестает быть важнейшим предметом познания. Главное, что необходимо понять - Бога и человеческую душу

    Двойственная оценка человека: «подобие Божие» и «разумное животное»

    Интересное понимание проблемы души и тела

    Философия Августина Аврелия (Блаженного): проблема Бога и его оправдания (теодицея), теория познания.

    Западная патристика:

    Бог – наивысшая сущность, только его существование вытекает из собственного естества, все остальное существует исключительно в силу его воли.

    Бог есть причина существования всякого сущего и всех его проявлений, он сотворил мир и продолжает его творить (тем самым он отвергает аристотелевскую концепцию Бога как первотолчка, как перводвигателя)

    Цель всякого познания – Бог, познание же переходящих вещей и явлений – ничто по сравнению с этим абсолютным познанием.

    В то же время он и причина познания, вносящая свет в человеческий дух, направляющий людей к свету истины.

    Бог причина всякого блага. Здесь Августин поднимает одну из главных проблем патристики – проблему теодицеи – учение, стремящееся согласовать идею всеблагого Бога и наличие в мире зла (оправдания Бога). Как может существовать зло в мире, который создал всеблагой Бог, воплощение всякого добра?

    Бог не является источником зла, берущего свои истоки в злой воле. Зло – результат свободы воли, следствие отклонения человека от божественной воли, недостаток добра (возникает по воле человека)

    Поэтому и все человечество, как носитель первородного греха, нуждается в помощи свыше.

    Высшие решения, божественный промысел выше понимания человека: их нельзя понять, в них можно только верить

    Человек – образ и подобие Бога (воля, разум и душа – от Бога)

    В своём труде «О Граде Божьем» рассматривает социальные и политические проблемы: Град земной – воплощение эгоистической любви человека к себе, Град Божий (символизирующий церковь) – воплощение бескорыстной любви к Богу. Оба они находятся на земле. Но «Град Божий» не видим, к нему нужно стремиться.

    38. Философия Эпохи Возрождения: гуманизм, натурфилософия и политическая философия.

    Основная установка философии в эпоху Возрождения - антропоцентризм. Человек эпохи Ренессанса - это не просто творец, а творец и художник одновременно. Микеланджело и да Винчи внесли существенный вклад в развитие философии. Антропоцентризм не мог не способствовать развитию гуманизма. Гуманизм имел длительную предысторию античности и средневековье, но как широкое общественное движение складывается именно в эпоху Возрождения. Согласно итальянским гуманистам, природа человека достойна всемирной реабилитации, она даже становится высшим критерием для оценки человеческих страстей. Эпоха возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии. Стоит вопрос о благородстве человека. Благородство человека заключается не в чужой славе, не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, дело же состоит лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке. Искусстве или производственной деятельности. Монашеским подвигам все чаще противопоставляется самый обыкновенный труд гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно - государственной жизни.

    На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени. Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали Бернардино Телезио [1509-1588), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы, и ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ Николай Кузанский (1401-1464).

    Хотя Возрождение не дало ни одного значительного теоретического философа, в области политической философии оно дало выдающегося мыслителя - Никколо Макиавелли. Его политическая философия носит научный и эмпирический характер, которая основана на собственном деловом опыте и ставит своей целью указать средства для достижения намеченных целей.

    "Рассуждение". Здесь четко сформулирована теория контроля и равновесия. Конституция должна предоставлять часть в управлении и государем, и знатью, и народом. Тогда эти силы будут контролировать друг друга. Хорошей была конституция Рима, т. к. она сталкивала Сенат и народ.

    Макиавелли везде употребляет слово "свобода". По-видимому, он считал, что политическая свобода предполагает наличие в гражданах известного рода личные добродетели.

    В мире существует ряд политических благ, из которых особенно важны три: национальная независимость, безопасность и благоустроенная конституция. Лучшей конституцией является та, которая распределяет юридические права между государем, знатью и народом,

    пропорционально их реальной власти, т. к. при такой конституции трудно осуществить революции и поэтому возможен устойчивый порядок. Однако, политика включает в себя так же вопрос о средствах. Если цель признается хорошей, то нужно избирать такие средства, которые обеспечивают ее достижение. Для достижения такой цели необходима сила. Часто она зависит от общественного мнения, общественное мнение от пропаганды, а в пропаганде выгодно казаться добродетельнее своего противника.

    39. Философия Нового Времени. Ключевые проблемы и фундаментальные основания. Эмпиризм, рационализм сенсуализм.

    Филосо́фия Но́вого вре́мени — период развития философиив западнойЕвропев XVIIXVIIIвеках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием наукии техники, формированием экспериментально-математическогомировоззрения. Этот период также называют эпохо́й нау́чной револю́ции. Иногда в философию Нового времени, полностью или частично, включают философию XIX века.

    Ключевые слова в философии разума,эпистемологиии метафизикесемнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт,Барух Спиноза,Готфрид Лейбници Николай Мальбранш.Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Френсис Бэкон,Джон Локк,Джордж Берклии Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этикаи политическая философияобычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббси Жан-Жак Руссо.

    В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма ФридрихаГегеля, который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно.

    Итак, выделим наиболее яркие особенности философского мышления Нового времени:

    1. Самой главной установкой философии Нового времени является господство человеческого разума, приоритет разума над действительностью. Главная задача человека – познание, увеличивающее меру его власти над природой. Основными эпиграфами к эпохе можно считать слова Ф. Бэкона «Знание – сила» и Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». При этом разум рассматривается как нечто внеисторическое, истина сохраняет свое значение в любую эпоху.

    2. Падение авторитета церкви, критика схоластики.

    3. Сциентизм (представление о науке как высшей ценности), вера в разум, науку и общественный прогресс.

    4. Механицизм (представление о мире как механизме, явления природы, процессы в обществе могут быть описаны законами механики) и деизм (идея Бога как первотолчка, давшего начало развитию мира (механическому движению) и далее не принимающего никакого участия в его делах, мир дальше развивается по естественным законам).

    5. Детерминизм (называемый также лапласовским) – представление о жесткой причинно-следственной обусловленности всех явлений. Это воззрение распространяется не только на природные, но и на социальные процессы, и на человека: человек обусловлен средой.

    6. Финализм: убежденность в возможности достижения полной, неизменной и абсолютной истины о мире. В силу детерминизма мир считается познаваемым полностью, поэтому возможно построение конечной системы знаний, эталоном которой считалась механика Ньютона.

    7. Исторический оптимизм: вера в прогресс истории. Новое время ощущало себя лучше предыдущих эпох.

    8. Энциклопедизм: механистическое мышление, создающее универсальную картину мира, требовало всеохватного разума, отсюда характерное для «века гениев» совмещение ролей математика, физика, химика, литератора и философа в одном лице (Паскаль, Декарт, Лейбниц и т.д.).

    9. Идея общественного договора: общество – результат разумного согласования прав и обязанностей. Отсюда следует идея гражданского общества: власть должна быть в руках граждан, наделяющих ею политические структуры, но они должны быть подготовлены к этому наукой, разъясняющей законы, и личной разумностью и ответственностью каждого.

    В проблематике Нового времени можно условно выделить критическую и позитивную программу. Критическая программа связана с необходимостью коренной перестройки мыслительного аппарата. Собственно, научная революция была бы невозможно без революции в мышления. Чтобы появились новые способы мышления, необходимо избавиться от старых. Старые же способы задавались схоластикой, поэтому и происходило вытеснение схоластики. Чем же мешала схоластика развитию научного мышления? Вспомним, что основной особенностью схоластики является догматизм, т.е. мышление в поисках ответов на вопрос обращается к тексту, а не к опыту. Обоснование дается через ссылку на авторитет, что не гарантирует нам достоверности результата (поэтому Паскаль и говорит о том, что наука не должна основываться на авторитете). Кроме того, теология основывалась на телеологическом (целевом) обосновании, а наука на детерминистском (причинном), идея цели, находящейся в самом объекте, ничего не дает научному исследованию и приводит к религии. Именно в связи с перестройкой мышления в философии Нового времени распространены скептические и критические тенденции (скептицизм Паскаля и Декарта, борьба с «идолами» Бэкона).

    В рамках позитивной программы доминирует проблема научного метода. Заметим, что вопрос о методе научного познания в Новое время возникает впервые. Почему метод необходим? Он позволяет придать знанию объективный характер, т.е. свойство всеобщности и необходимости (основные принципы классической науки). Всеобщность указывает на общезначимость результата, его независимость от личностных характеристик субъекта, а необходимость показывает, что результат является таким не случайно, а получен строгим образом и может быть подтвержден столько раз, сколько требуется для достоверного вывода.

    В связи с проблемой метода в философии Нового времени выделяются два основных направления: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (Ф. Бэкон) считает основой достоверного познания опыт, а рационализм (Декарт, Лейбниц, Спиноза) полагает, что истоки достоверности знания коренятся в самом разуме.

    Следующей основной проблемой в философии Нового времени является проблема субстанции. Субстанция (лат. «то, что лежит в основании») – категория онтологии, обозначающая первооснову, не нуждающуюся для своего существования в чем-либо другом. В философии эта проблема появилась еще в античности и продолжала быть актуальной вплоть до Нового времени. В Новое время основные варианты решения этой проблемы распределились так:

    1. дуализм (две субстанции) – Р. Декарт;

    2. монизм (одна субстанция) – Б. Спиноза;

    3. плюрализм (множество субстанций) – Г. Лейбниц.

    Соответственно, после Нового времени проблема субстанции потеряла свою актуальность, стала фикцией.
    40. Философский дуализм Р. Декарта. Cogito ergo sum и основания рационалистической философии.

    Рене Декарт (1596-1650) — французский математик и философ, поставивший на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.

    Рене Декарт разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук исходя из теории рационализма, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, во многом определяющих результаты познания.

    Дедукция — метод мышления, при котором частные положения выводятся из общего.

    Основным понятием рационалистических воззрений Декарта была субстанция.

    Рене Декарт предложил два принципа для научной мысли:

    движение внешнего мира следует понимать исключительно как механистическое;

    явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.

    Первый вопрос философии Декарта — возможность достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого должно быть получено такое знание.

    В философии Декарта метод научного познания называется аналитическим или рационалистическим.

    Это дедуктивный метод, он требует:

    ясности и непротиворечивости операции самого мышления (что обеспечивается математикой);

    расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части; изучения этих элементарных частей в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному.

    Анализируя природу души, Декарт внес бесценный вклад в психофизиологическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив в сущности рефлекторную основу психики.

    Рене Декарт продвигал идею пробабилизма.

    Пробабилизм — точка зрения вероятности:

    взгляд, по которому знание является только вероятным, потому что истина недостижима;

    моральный принцип, согласно которому закон может быть интерпретирован так, как это удобнее всего для приобретения человеческой свободы.

    Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение — это отправной пункт познания.

    Рационализм Рене Декарта

    Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что он обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах, выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях» и стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии.

    То, что в основе бытия и познания лежит разум, Рене Декарт доказывал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.), зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.). Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. Сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, — мыслит. А поскольку мыслить может только реально существующий человек, то, следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. И так как мышление является работой разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо:

    «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»).
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта