Главная страница
Навигация по странице:

  • Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма . Суть

  • 46. Философия К.Маркса и Ф.Энгельса и её историческая судьба . Марксизм

  • Суть исторического материализма

  • Выделяются общественно-экономические формации

  • Основные положения диалектического материализма

  • Особенности марксистской философии

  • 47. Иррационализм: философские учения Шопенгауэра и Ницше. Учения о сверхчеловеке и вечном возвращении. Иррационализм

  • Артур Шопенгауэр . Воля

  • 48. Философия экзистенциализма. Экзистенциализм (существование

  • Согласно экзистенциализму, задача философии

  • 49. Русская философия: краткий обзор. Философские идеи Соловьёва и Бердяева.

  • Этапы развития

  • Экзамен по философии, ответы на вопросы. К экзамену. 1. Философия как форма мировоззрения. Эволюция форм мировоззрения. Третьей


    Скачать 381.53 Kb.
    Название1. Философия как форма мировоззрения. Эволюция форм мировоззрения. Третьей
    АнкорЭкзамен по философии, ответы на вопросы
    Дата25.01.2022
    Размер381.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаК экзамену.docx
    ТипРешение
    #341195
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Антропологический материализм Л.Фёйербаха.

    Философия Л. Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии. Она стала первым случаем последовательного материализма, основными чертами которого были: атеизм; попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; убеждение в познаваемости окружающего мира.

    Фейербах: отвергает идею тождества бытия и мышления; не признает наличия абсолютной идеи; логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума; отвергает диалектику.

    В противовес Гегелю, Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма.

    Суть этой теории в том, что: единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы; человек есть единство материального и духовного; человек должен стать главным интересом философии; идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека; природа (материя) вечна и бесконечна; Согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека.

    Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом.

    Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и

    уравнении эмпирического и рационального подходов.

    46. Философия К.Маркса и Ф.Энгельса и её историческая судьба.

    Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, основанное К. Марксом и Ф. Энгельсом.

    Марксистская философия – это наука о наиболее общих законах развития природы общества и мышления. Диалектический и исторический материализм – основные направления марксистской философии. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторической материализм).

    Суть исторического материализма в следующем:

    • на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

    • производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

    • указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

    • базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

    Выделяются общественно-экономические формации

    1. первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества);

    2. рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве);

    3. азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай);

    4. феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); 5. капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих);

    6. социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства; В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. Основные положения диалектического материализма:

    • основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

    • сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

    • материя находится в постоянном движении и развитии;

    • Бога нет, Он является идеальным образом,

    • материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

    • важным фактором развития является практика –

    • развитие происходит по законам диалектики Особенности марксистской философии:

    • Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

    • Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный и закономерный;

    • Не только предпринята попытка объяснить мир, но и разработаны общие методологические основы его преобразования. И как результат, центр философских исследований из области абстрактных рассуждений переносится на область материально – практической деятельности людей;

    • Воедино увязываются диалектико – материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех

    трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

    47. Иррационализм: философские учения Шопенгауэра и Ницше. Учения о сверхчеловеке и вечном возвращении.

    Иррационализм – это философское направление, которое отрицает возможность рационального постижения мира и выдвигает на первый план инстинкты человека, его интуицию и бессознательные эмоционально-волевые процессы, то есть неразумные начала.

    Критикуя гегелевскую философию за игнорирование ею жизненных проблем реальных людей, иррационализм утверждает, что смысл человеческого бытия нельзя свести к рассудочным правилам, оно не вписывается в рамки линейного исторического процесса. В иррационализме окружающий человека мир предстает не как нечто упорядоченное и законообразное, а как нечто абсурдное, стихийное и неподвластное человеку.

    Иррационалистическая тенденция в западноевропейской философии ХIХ века была представлена творчеством А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, С.Кьеркегора.

    Начало новому типу философствования положил немецкий философ Артур Шопенгауэр.

    Воля – это абсолютное начало всего бытия, космическая сила, создающая и мир, и человека. Все, происходящее в мире, окрашено могучим и бессмысленным стремлением воли к жизни.

    Свою философию Шопенгауэр называл пессимизмом в противоположность оптимизму, который считал «поистине бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человечества». Он указывал путь аскетизма, самоотречения и добровольной бедности, путь подвижнического подвига, который под силу немногим людям.

    Под влиянием Шопенгауэра формировались философские воззрения Ф.Ницше.

    Философия жизни заняла заметное место в иррационалистической западноевропейской философии конца ХIХ века.

    Создателем биологического направления в философии жизни является Фридрих Ницше. Он считал Шопенгауэра своим первым и единственным учителем. Как и Шопенгауэр, он говорил о воле как основе всего сущего. Но в отличие от своего предшественника он трактовал жизнь как утверждение воли. Жизнь, по Ницше, «есть то, что постоянно преодолевает самое себя». Такое преодоление он называл волей к власти, ибо оно выражает стремление к постоянному главенствованию сильного, более жизненного над слабым, менее жизненным. Именно воля к власти является основным движущим мотивом жизни.

    Подлинно человеческие ценности в современной культуре искажают, с точки зрения Ницше, христианская религия сострадания и мораль, проповедующая любовь к ближнему, а также социалистические идеи, утверждающие равенство всех людей. Поэтому немецкий мыслитель заявил о переоценке всех прежних ценностей.

    В философской поэме «Так говорил Заратустра» мудрец Заратустра учил, что в человеке важно то, что он не цель, а канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Поэтому все, что относится к человеку, необходимо преодолеть и стремиться к Сверхчеловеку, который рассматривался Ницше как реализация воли к власти. Он находится по ту сторону добра и зла, по ту сторону морали, которая, в конце концов, умертвила христианского Бога. Идея Бога стала слабой, нежизнеспособной. Ницше устами Заратустры провозгласил: «Бог умер!», «Бога убили!» Его убили люди в своих душах. Последователи Ницше увидели в его Сверхчеловеке только сильную личность, стоящую вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью преодолевающую мир. Не случайно поэтому учение Ницше использовали идеологи фашизма. Понятие «воля к власти» они трактовали как политическое. Сам же Ницше вкладывал в это понятие не политический, а только биологический смысл.

    48. Философия экзистенциализма.

    Экзистенциализм (существование) – это одно из направлений философии личности, которое утверждает, что сущность предшествует существованию, и человек раскрывается в критических ситуациях в момент выбора между жизнью и смертью, в пограничном состоянии (между нормой и отклонением от нормы). Это течение способствовало углублению понимания личности, и ее взаимоотношения с внешним миром.

    Основная проблема- проблема духовного кризиса, в котором оказывается человек, и того выбора, который он делает, чтобы выйти из этого кризиса.

    Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.

    Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире.

    Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия.

    Два направления:

    1. немецкий (20-е годы 20 века; Ясперс, Хайдеггер)

    2. французский ( 40-е годы 20 века; Сартер, Марсель, Камю)



    Французский экзистенциализм отличался от немецкого более радикальной постановкой мировоззренческих вопросов, а также стремлением к распространению своих идей на как можно более широкие слои общества. Если немецкие экзистенциалисты писали достаточно сложно и малопонятно для непрофессионалов и находили понимание в основном среди философов-специалистов (особенно это касается М. Хайдеггера), то французские экзистенциалисты стремились писать популярно и понятно. Для этого они использовали средства художественной литературы, излагая свои воззрения в пьесах, повестях, романов.

    49. Русская философия: краткий обзор. Философские идеи Соловьёва и Бердяева.

    Русская мысль всегда была религиозной, никогда не оказывалась в разрыве со своей религиозной стихией, и в этом заключается основная причина своеобразия русской философии. Своеобразие русской философии, в том, что большинством русских мыслителей теория познания отодвигалась на второе место, уступая место вопросам онтологии. Другая исключительная особенность русской философии - ее антропоцентричность, ее больше всего занимает вопрос «о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории».

    Особое место занимает «тема о божественном космосе и о космическом преобразовании, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры» - религиозный космологизм - ожидание просветления и преображения мира.

    В вопросе об истинности русские философы стремились соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт. Истинность сближается с праведностью.

    Также характерными чертами русской философии являются:

    • Гуманизм

    • Ярко выраженная персоналистичность (проблема прав и свобод личности, рассуждения об условиях присвоения человека своей субъектности)

    • Этический пафос (программа нравственного совершенствования человека, панморализм)  Антирационализм и антисхоластичность (истина открывается в акте веры, посредством интуиции и откровения)

    • Социальность (вопросы построения нового, более совершенного общества, социальный идеал)  Антимещанская направленность (найти для России путь, который минует развитие капитализма с его неизбежным торжеством мещанства и буржуазности)

    • Культуроцентризм

    • Историософичность (смысл истории в тесном переплетении с темой судьбы России) Периодизация:

    • XI-XVII вв. – постановка философских проблем (Илларион, Андрей Рублев, Максим Грек и т. д.)

    • XVIII-первая четверть XIX в. – распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени

    • Вторая четверть XIX- начало XX вв. – развитие самостоятельной философской мысли в России • Русская философия после 1922 г. – философия русского зарубежья.

    Этапы развития: славянофильство и западничество; народничество; философия всеединства; религиозная философия; космизм

    В. С. Соловьев (1853-1900) в разработке философии всеединства исходит из славянофильской идеи соборности, трансформируя ее в онтологический, всеохватывающий принцип. Ядро метафизической системы всеединства составляет учение о сущем как начале и как бытии («положительное всеединство»). Механизм сближения Бога, мира, человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным воплощением которого выступает Иисус Христос. В своей концепции цельного знания Соловьев пытался совместить принцип автономии разума, на котором основывается рационализм, с принципом богооткровенности. Мышление не способно проникнуть в идею. Они доступны лишь интеллектуальному созерцанию или интеллектуальной интуиции. Для проникновения в особые глубины бытия необходима особая познавательная способность, обеспечивающая прорыв в сферу потустороннего, запретного (экстаз, вдохновение).

    Н. А. Бердяев (1874–1948) различает индивидуальность как натуралистически-биологическую категорию и личность как категорию духовно-религиозную. Индивид есть часть природы и общества. Личность – единое целое, она соотносительна Богу. Концепция личности несет на себе отличается гуманистическим смыслом свободы; противостоянием свободы и несвободы. Духовная основа личности не зависит от природы и общества и не определяется ими. Главная характеристика личности – ее свобода. Личность имеет большую ценность, чем общество и государство. Личность (свободная, творческая) асоциальна, потому что она принадлежит космосу. Бердяев Антроподицея, свобода, творчество, духовное завоевание мира, преодоление дуализма социальной и духовной жизни – основные идеи, с помощью которых Бердяев обосновал абсолютную ценность человеческой личности.


    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта