Главная страница

Анатомия для художников. Я для художников


Скачать 22.55 Mb.
НазваниеЯ для художников
АнкорАнатомия для художников.pdf
Дата28.01.2017
Размер22.55 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаАнатомия для художников.pdf
ТипДокументы
#439
страница3 из 4
1   2   3   4
103
10
2

Худая женщина
Отчетливо видны ребра и грудина, ключицы заметно вы- ступают над плечами.
Сильнее выражены кости таза. Грудь чаще всего либо неболь- шая, либо «высушен- ная».
Живот плоский, ребра выходят за линию жи- вота. Почти нет жира на бедрах, за счет чего талия становится ниже.
На спине видны позвонки, верхняя граница лопаток, при сильной худобе - ребра.
Женщина атлетиче- ского телосложения.
Мышцы у женщин те же, что и у мужчин, но их пропорции не- сколько другие. Пресс занимает большую часть корпуса, его
«кубики» шире, более плоские и гладкие.
Менее развиты плечи, и грудь, более - бе- дра. Молочная желе- за как бы «посажена» на мышцы груди чуть снизу.
Обозначаются косые мышцы живота, зуб- чатые мышцы и пр.
Чем «прокачаннее» женщина, тем силь- нее молочная железа зрительно отделена от мышц груди.
Жира в области пояс- ницы почти нет, бедра становятся несколько уже, а плечи - шире, чем у обычной жен- щины. Попа стремит- ся к идеально круглой форме. Появляется сходный с мужским рельеф в районе лопаток.
105

Полная женщина
За счет жира бедра могут стать шире плеч. Линия плеч бо- лее гладкая, характер- ная складка в районе подмышек. Объемы живота делятся на три зоны - живот, бедра, лобок.
Большая грудь в есте- ственном виде чаще всего «приспущена».
Переход талии к спи- не становится резче, при больших объемах переходит в складку.
Еще одно место дис- локации жира - под лопатками, за счет спина становится более трапецевидной.
Жир на бедрах обра- зует так называемые
«ушки» - заметные утолщения в районе ягодиц.
Старуха.
В данном примере старуха довольно объемная - но прин- цип для любого телосложения один и тот же, добавить на нормальную фигуру
«приспущенные» формы + увеличить все суставы.
Грудь спускается вниз, большая грудь может спуститься до уровня живота. Попа и живот так же «оплывают».
107
Попа становится более «квадратной», теряет свою форму.
Талия теряется, у пол- ных женщин корпус становится сильно объемнее ног.

Ботичелли
Рождение Венеры
1482-1483гг.
Тициан
Венера с зеркалом
1555г.

Д. Энгр
Рождение Венеры
1848г.
В. Бугро
Рождение Венеры
1879

11
2
ОБЩИЙ КОНТУР
ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
ДИНАМИКА ФОРМЫ
СОКРАЩЕНИЯ
«Резиновый костюм» объемов девушки отражает поверхност- ный слой не только мышц, но и жира, поэтому частично не соответствует мужско- му. Как я уже говори- ла, грудь «крепится» на грудные мышцы.
Рельеф спины сводит- ся в основном к бо- розде позвоночника и двум продольным мышцам возле него и к пирамидам лопа- ток. Отчетливо обо- значены зоны жиры ниже талии.
Помните, женщина - это плавная линия.
Ее объемы перете- кают один в другой, редко образуя резкие перепады.
113

Положение и форма груди в зависимости от позы. При подня- той руке грудь под- нимается и слегка растягивается.
В положении «пер- пендикулярно зем- ле» грудь выглядит больше. Достаточно большая грудь может несколько терять в форме.
В положении «лежа на спине» грудь как бы «растекается».
Рельев посередине почти пропадает.
В положении «на боку» груди смеща- ются согласно силе притяжения Земли.
115

Тициан
Любовь земная и небесная
Фрагмент
1602—1604 гг.
Первый размер. рельеф груди может быть зрительно мень- ше рельефа плеча.
Между ними отчетли- во видна грудина.
Третий размер. Грудь из формы холма пере- ходит к форме отчет- ливых полукружий, появляется ложбинка между грудями.
Второй размер.
Сравним с размером плеча или больше.
Расстояние между грудями, положение и размер сосков варьируются в зави- симости от индивиду- альных особенностей.
Четвертый размер.
Близится к размеру головы девушки, фор- ма более смещена наплывом вниз, появ- ляется четкий контур груди и ложбинки.
Грудных мышц почти не видно.
117

11
8
ОБЩИЙ КОНТУР
ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
ДИНАМИКА ФОРМЫ
СОКРАЩЕНИЯ
«Скрученное» поло- жение корпуса. Соот- вественно расрянутые мышцы. Отклонение корпуса назад и отставленная задняя нога, приподнявшая ягодицу, дают крутой изгиб поясницы.
Чем выше подня- ты плечи и в целом
«растянут» корпус
- тем более заметны рбра. Живот в «растя- нутом» положении корпуса тоже натя- гивается, становится более плоским.
Поднятые руки и плавные линии бедер дают контур
«вазы» - один из самых выразительных женских контуров.
119

Поза частичного сокращения - таз параллельно наблюдате- лю, грудная клетка уходит в сокращение. Выделяется лопатка опорной руки.
Корпус висит на лопатках, грудь смещена от корпуса под дей- ствием силы тяжести.
«Растянутая» поза.
Объемы бедра растянуты с нижней стороны и сплющены с верхней - что дает характерный в этой позе изгиб.
При смещении лопаток и плечей вверх и растяжении корпуса становятся видны ребра. Живот «съедает» плоскость.
Живот впадает, ребра выдаются вперед. Попа деформирована плоскостью. Рельеф груди сильно сглажен.

Венера
Таврическая
Античная скульпьтура
Модель сидит не на всей попе, а на левой ее части, что влияет на форму.
Частичное сокра- щение бедер плюс деформация наклона на левый бок.
В этом положении почти совместились объемы бедер и груд- ной клетки. Значит, появится складка.
Плечо опорной руки всегда выше плеча расслабленной руки, за ним стремится грудь.
123

12
4
ОБЩИЙ КОНТУР
ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
ДИНАМИКА ФОРМЫ
СОКРАЩЕНИЯ
Принцип сокра- щения тот же, что и в мужском корпусе.
Помните об изгибе позвоночника, стано- вящемся в сокраще- нии более резким.
Верхняя часть корпуса ограничена грудью и плечами, ракурс пи- рамид лопаток - вид- ны только две грани.
Грудь и живот - основ- ные «перекрываю- щие» объемы.
Нижняя часть корпуса ограничена попой и ногами.
125

Сложная поза с при- поднятой ногой.
В положении лежа грудь «расползается».
Часть ног скрыта за корпусом, понять их расположение нам поможет построение всех сечений.
В позе «лежа на боку» живот смещается соб- ственной тяжестью, делая более акценти- рованными верхние кости таза. Грудь так же смещена и дефор- мирована руками.
Снова активное разделение корпуса на две части, «съеда- ющее» часть спины.
Нижняя половинка попы сплющена пло- скостью.
Лобок - выступающая часть живота, почти не деформируется из-за лобковой кости
- что дает нам в этой позе заметный бугорок.
Живот «съедается» сокращением.
В такой позе активно видны косточки таза, лобок, граница ребер. часть плеч и ключицы скрыты за грудью.
Крепление ног к телу условно похоже на крепление у куклы
- косые срезы перехо- да попы в ноги. Этот принцип позволит правильно нарисо- вать попу в таком ракурсе.
Более ярко выра- женный живот дал бы нам разделение корпуса на две части и в этом ракурсе.
Спина ограничивает- ся лопатками, ноги
- примерно средней линией попы.
127

ОТ
БЕДРА
ДО СТОПЫ
ИЛИ НАИБОЛЕЕ
ПОДВИЖНАЯ
ЧАСТЬ ТЕЛА

Ноги - не только одна из наиболее подвижных частей тела, это еще и опорная его часть. Вся устойчивость и естественность позы зависит от того, как мы поставим ее на ноги. Эти момен- ты вам придется изучать самостоятельно, потому как в этой книге не дается фигура целиком (а при изучении устойчивых положений нужно изучать ее как раз-таки целиком). Впрочем, я облегчу вам задачу, постаравшись разобраться с их строеи- нем и формой.
ОТ БЕДРА ДО СТОПЫ
НАИБОЛЕЕ ПОДВИЖНАЯ
ЧАСТЬ ТЕЛА
Существуют два отличных приема передачи динамики.
Когда человек бежит, или падает, или тянется куда-то - чтобы он не был как бы «застывшим» нужно немного разбалансиро- вать его. Найти точку опоры, положение, в котором он будет устойчив, а затем немного сместить его относительно этой точки в сторону направления движения. Чем больше смеще- ние - тем больше динамики. Второй прием - нарисовать как бы два положения тела в одном. Пусть одна по своему поло- жению находится как бы на несколько мгновений в будущем относительно всего тела. Это позволит передать не один момент, как как бы целый интервал времени. Еще один важ- ный динамический прием - перспектива. Если человек бежит на зрителя - пусть передняя нога будет больше, чем должна быть, а задняя - меньше.
Общий контур ноги - правный, перетекающий от косточки таза к внутренней стороне коленки и от внешней стороны коленки к внутренней стороне щиколотки. Ключевые акценты ноги - это коленка, сустав стопы. Коленка - сложный момент, необхо- димо изучить ее формы в выпрямленном, согнутом, полусо- гнутом состоянии - они разнятся довольно сильно.
Основные объемы ноги закономерно смещены друг относи- тельно друга - наплыв с внешней стороны бедра находится выше, чем с внутренней. так же дело обстоит с голенью.
Когда нога согнута - мышцы сильно деформируются, образуя наплывы в месте сгиба. Эти моменты мы рассмотрим деталь- но в главе «сокращения».
В сидячих и близких к ним позах бывает довольно трудно по- нять, как именно должны крепиться ноги к корпусу, особенно с точки зрения в анфас, когда часть дальней ноги скрыта.
В этих случаях нужно построить положение трапеции таза и «прикрепить» к ней отрезки ног, а затем «наложить» объе- мы согласно схемам из этой книги.
Секреты динамичной позы
Основные акценты
Объем в движении
Трудности позы «сидя»
131

13
2
ОБЩИЙ КОНТУР
ПОСТРОЕНИЕ
РАКУРСЫ
СОКРАЩЕНИЯ
И ДЕФОРМАЦИИ
Мужские ноги.
Ярко выраденный рельеф мышц, коле- нок, выступающие щиколотки, широкая ступня.
Женские ноги.
Плавный контур бе- дра с характерными накоывами с внешней и внутренней сторо- ны, аккураткые колен- ки, тонкие щиколотки.
133

Ноги полного человека.
Наиболее значитель- ный наплыв жира - от бедра до коленки, над коленкой он как бы нависает.
Щиколотки и лодыж- ки почти не видны.
Впрочем, ниже коле- на жир распростра- няется гораздо мед- леннее, на стопе его почти нет.
Ноги худого человека.
Жилистые формы, много «ямок».
Коленки и щиколотки сильно выделяются.
Детские ноги.
Детские ноги более равномерны по фор- ме, разница толщины в бедре, коленке, голени и щиколотке гораздо меньше.
Все формы гладкие, мышцы почти не вы- ражены.
Старческие ноги.
Обвисает кожа и мышцы бедра, су- ставы увеличиваются, появляются складки на коленках и суставах стоп, голень и стопа покрыты венами.
135

13
6
ОБЩИЙ КОНТУР
ПОСТРОЕНИЕ
РАКУРСЫ
СОКРАЩЕНИЯ
И ДЕФОРМАЦИИ
Ключевые оси ноги.
Когда человек стоит прямо - вертикальная ось чуть наклонена.
Оси расположения мышц идут от бедра к колену и от колена к щиколотке.
Основные объемы, изображенные здесь, не отражают реально- го положения мышц, а лишь их видимую форму.
Над коленкой есть зрительно гладкая область (оранжевая), дальше идет синий подъем. голень раз- делена надвое, чем прокачаннее человек
- тем это более замет- но. Зеленая область на бедре у женщин больше, чем у муж- чин.
137

Центр тяжести у стоящего человека приходится на сере- дину стопы. Основная линия ноги изогнута.
Самые сложные объе- мы составляют колен- ный сустав. Большая берцовая кость немного изогнута - зеленая область с внешней стороны голени.
Жилы, идущие к щиколотке, обра- зуют заметный про- дольный рельеф.
Коленка состоит из трех объемных зон
- две из них образу- юдся над бедренной и берцовой костью, третья - над косточ- кой, закрывающей коленный сустав.
Эта косточка крепится на сухожилия и под- вижна.
Когда нога сгибается мышцы образуют заметный рельеф,
помеченный оранже- вой линией.
Расслабленная нога слева и напряженная справа. Меняется рельеф мышц над коленкой, косточка коленки смещается вверх, образуя с бер- цовой костью двой- ной бугор.
Изменение положе- ния и формы мышц голени в зависимости от положения стопы.
На внутренней сторо- не коленки есть две жилки. При напря- женной согнутой ноге они выглядят, как показано на рисунке справа. При рассла- блении становятся менее заметны.
Жилка с внутренней стороны бедра. Так же более заметнна при напряженной ноге.
139

14
0
ОБЩИЙ КОНТУР
ПОСТРОЕНИЕ
РАКУРСЫ
СОКРАЩЕНИЯ
И ДЕФОРМАЦИИ
Перенесение центра тяжести на одну ногу дает смещение всего корпуса плюс более активный наклон опорной ноги, нео- порная нога присогну- та в колене.
Если одна нога рас- положена ближе к зрителю, чем другая, стопа ближней ноги заметно ниже, чем стопа дальней.
Обратите внимание на характер линии мышц бедра в напря- женном состоянии ноги. В расслаблен- ном наплыв смещает- ся ближе к колену.
141

«На ципочках» - на- пряженные икры и мышцы бедер. Об- ратите внимание, как повернута стопа дальней ноги.
Женские ноги - отношение голени и бедра. Мягкие линии. При скрещива- нии ног форма попы несимметрична.
Смещенная опорная нога - попа наклоне- на по оси от правого тазового сустава к ле- вому. расслабленная нога «входит» в попу, опорная - выходит за ее границы. По бокам полностью выпрям- ленной коленки появ- ляются выпуклости.
Венера
Медицейская
Античная скульпьтура
Крупный план
143

Эту позу мы уже рассматривали в разделе «корпус».
Теперь давайте посмотрим, как в ней ведут себя ноги.
Отметьте, какие мышцы деформировались и как.
У мужчины в этой позе менее выражен изгиб в районе бедер, резче очерчена тазовая кость. Как всегда более активный ре- льеф мышц и сухожилий.
Полностью напряженные ноги. Обратите внимание, насколько усложняется рельеф, особенно в области голени.
Микелянджело
Аполлон
Крупный план

Караваджо
Положение во гроб
Фрагмент
1602—1604 гг.
Из-за того, что колен- ки разведены, а пятки сведены вместе, яго- дицы как бы направ- лены внутрь.
Одна из самых кра- сивых и часто употре- бляемых поз женских ножек - «летающая феечка». полусогну- тые ноги дают острые коленки. Если полно- стью согнуть их - ко- ленки станут более круглыми.
«Балетное» вырпям- ление стоп всегда уточняет и проявляет рельеф мышц.
147

14
8
ОБЩИЙ КОНТУР
ПОСТРОЕНИЕ
РАКУРСЫ
СОКРАЩЕНИЯ
И ДЕФОРМАЦИИ
Принцип построе- ния сокращений.
Выводим прямые от тазовой трапеции - намечаем нужное положение ног. Затем намечаем основные сечения, коленки, сто- пы, тазовые косточки.
Оси мышц тем более искривляются, чем резче сокращение.
Затем «натягиваем» на этот каркас объе- мы ноги. Упрощенный объем полусогнутой коленки - трехсостав- ной. Внимательно прорабатывайте моменты соедине- ния ноги и стопы.
Не забывайте чуть смещать под действи- ем силы притяжения все ненапряженные мышцы.
149

Одна из наиболее распространенных си- туаций - частичное со- кращение ноги. Если одна нога перекрыва- ет другую - прострой- те обе воизбежание ошибок.
В сокращение уходят бедра. Если коленка прямо параллельна бедренному суставу
- сокращение будет выглядеть как относи- тельно равномерная форма вокруг нее.
При смещении ко- ленки в какую-либо сторону соответствен- но открывается часть бедра.
Согнутые в коленях ноги. Голень видна слева и справа от коленки. Мышцы бедра образуют тени в местах изменения своего контура.
Сильно сплющиваясь в этой позе, они выхо- дят далеко за косточ- ки таза.
В активном сокраще- нии важно правильно построить все сечения и понять, как одна форма входит в дру- гую под рассматрива- емым углом.
В активном сокраще- нии основные фор- мообразующие пятна ложатся на скрытые в обычном ракурсе стороны мышц. Это нижние толщинки голеней, мышц бедра и так далее.
Активное сокращение дает активное искри- вление всех линий.
Коленки выделяются, создают собственный контур (примерно по средней линии коленки).
Активное вхождение форм друг в друга - основная отличитель- ная черта в рисовании сокращенных частей тела.
151

Случаи активной де- формации мышц ног.
Мышцы голени вид- ны с обеих сторон от берцовой кости.
Деформация ягодич- ных мышц, мышц бедра и голени.
Расплющивание яго- дичных мышц пло- скостью, выделение подколенных связок верхней ноги, де- формация голени об коленку.
Деформация вну- тренних мышц бедра о плоскость. Общее
«оплывание» бедер.
153

А
НАТОМИЯ
СТУПНИ
ИЛИ НАИБОЛЕЕ
СОКРАЩАЕМАЯ
ЧАСТЬ ТЕЛА

Ступня чаще всего выступает в сокращении. Наше счастье, что ее форма не очень сложна и не очень вариативна.
Однако свои подводные камни есть и в ней - в частности труд- но бывает поймать положение пятки в положении анфас, как со стороны пятки, так и со стороны пальцев. К тому же пра- вильное положение стопы - залог устойчивости всей фигуры.
Некоторые художники советуют рисовать фигуру, начиная со стоп.
АНАТОМИЯ СТУПНИ
ИЛИ НАИБОЛЕЕ
СОКРАЩАЕМАЯ ЧАСТЬ ТЕЛА
Чаще всего при рисовании интерьеров, городских ландшафтов и прочего художники учитывают только линейную перспекти- ву - в которой все предметы строятся по линиям, сходящим- ся на горизонте в точке схода. Однако в действительности перспектива сферична, она действует по принципу объектива фотоаппарата. Чем ближе к наблюдателю находится человек, том более различны ракурсы каждой части его тела относи- тельно точки наблюдателя. Если лицо параллельно ей, то ступни уже перпендикулярны и видны сверху. Чем дальше человек - тем меньше эта разница. Но помните, что ступни будут направлены прямо на наблюдателя только в двух случа- ях - если точка зрения находится на уровне ступней или если персонаж очень далеко. Во всех остальных случаях ступни видны сверху.
Пределы движения стопы в суставе не так велики - верх, вниз, незначительно вправо и влево. Однако она способна дефор- мироваться, смотреть «внутрь» или «наружу», что порой усложняет ее форму. Важно изучить пределы естественности этих движений, чтобы правильно «ставить» своего героя.
Пальцы стопы короче, менее подвижны, к тому же нет проти- востоящего - все это упрощает их рисование по отношению к кисти. Общая пластика стопы в целом схожа с общей пласти- кой кисти. Такие же окружности прослеживаются в движениях пальцев, так же в зависимости от положения пальцев возни- кают или пропадают жилки на внешней стороне стопы.
Возрастные, половые и прочие изменения так же сходны с изменениями кисти.
Сферическая перспектива
Естественная механика
Общее в стопе и кисти
1   2   3   4


написать администратору сайта