Главная страница
Навигация по странице:

  • НАТОМИ Я ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

  • ISBN 000-0-00000-000-0 © Вера ВеличкоУ

  • РАКУРСЫ О Т ПЛЕЧА ДО ЗАПЯСТЬЯ 5 4 ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ДИНАМИКА ФОРМЫ СОКРАЩЕНИЯ М

  • ОБЩИЙ КОНТУР ПОСТРОЕНИЕ РАКУРСЫ СОКРАЩЕНИЯ И ДЕФОРМАЦИИ Н ОГИ 13 2 ОБЩИЙ КОНТУР

  • Анатомия для художников. Я для художников


    Скачать 22.55 Mb.
    НазваниеЯ для художников
    АнкорАнатомия для художников.pdf
    Дата28.01.2017
    Размер22.55 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаАнатомия для художников.pdf
    ТипДокументы
    #439
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    A
    NA
    TOM
    Y
    ВЕРА
    ВЕЛИЧКО
    ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ
    КЛЮЧЕВЫЕ ФОРМЫ
    СЕКРЕТЫ
    ЖИВОГО ТЕЛА
    СОВЕТЫ
    НАЧИНАЮЩИМ
    ЧЕЛОВЕК
    КАК ИСКУССТВО
    Москва
    «Полиграфиня»
    2013

    А
    НАТОМИ
    Я
    ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ
    ВЕРА
    ВЕЛИЧКО
    Москва
    «Полиграфиня»
    2013

    Величко В. А.
    Анатомия для художников. Учебное пособие.
    Москва, ООО «Полиграфиня», 2013. 209с.
    ISBN 000-0-00000-000-0
    Автор выражает сугубую признательность всем моделям, позировавшим для рисунков и фотографий этого издаиня.
    А 00
    ББК 00.00
    УДК 00
    ISBN 000-0-00000-000-0
    © Вера Величко
    У
    каждого художника есть на полке книга по анатомии, и возможно не одна.
    О
    днако единицы детальноизучили эти книги - чаще всего у нас не хва- тает на это ни времени, ни сил.
    М
    ы закрываем эти книги, испу- ганные объемом материалов, и говорим себе - «как только появится свободное время, прочитаю от корки до корки»
    Э
    та книга написана для того, чтобы сберечь ваше время и психику.
    О
    на представляет собой сборник практических советов, прведенных в нагляд- ной системе.
    О
    на легка в ис- пользовании, понятна даже начинающим художникам, и полезна даже опытным.
    И
    так, приятного чтения!
    ББК 00.00
    УДК 00

    8
    В
    ВЕДЕНИЕ
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ
    ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ
    ХАРАКТЕР
    РАКУРСЫ
    А
    НАТОМИЯ КИСТИ
    2
    0
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ
    ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ
    РАКУРСЫ
    О
    Т ПЛЕЧА ДО ЗАПЯСТЬЯ
    5
    4
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ
    ДИНАМИКА ФОРМЫ
    СОКРАЩЕНИЯ
    М
    УЖСКОЙ КОРПУС
    7
    4
    Ж
    ЕНСКИЙ КОРПУС
    10
    2
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ
    ДИНАМИКА ФОРМЫ
    СОКРАЩЕНИЯ
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ПОСТРОЕНИЕ
    РАКУРСЫ
    СОКРАЩЕНИЯ
    И ДЕФОРМАЦИИ
    Н
    ОГИ
    13
    2
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ПОСТРОЕНИЕ И СОКРАЩЕНИЯ
    РАКУРСЫ
    А
    НАТОМИЯ СТУПНИ
    15
    8
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ПОСТРОЕНИЕ
    ЧАСТИ ЛИЦА
    СОКРАЩЕНИЯ
    Г
    ОЛОВА И ШЕЯ
    17
    4
    З
    АКЛЮЧЕНИЕ
    19
    4

    В
    ВЕДЕНИЕ
    ОБ ИССКУСТВЕ ПЕРЕДАЧИ
    ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ

    Человеческое тело - это сложнейшая система объемов, нахо- дящихся в постоянном движении. Мало только изучить ана- томию - нужно знать (или даже чувствовать), как эти объемы взаимодействуют друг с другом в разных позах, как изменяют- ся мышцы в напряженном или в расслабленном состоянии.
    Все это - язык тела, который повествует зрителю о том, что происходит на картине. И ошибка художника приведет к не- верной интерпретации происходящего.
    ВВЕДЕНИЕ
    ОБ ИСКУССТВЕ ПЕРЕДАЧИ
    ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ
    Микеланджело
    Буонарроти
    Сотворение Адама
    1509г.
    От наскальной живописи до фотореализма
    Столетиями люди художники учились изображать действи- тельность, постепенно переходя от упрощенных форм к реализму. Как ученые изобретали механизмы или открыва- ли законы природы, так художники открывали один за другим изобразительные законы и изобретали новые материалы для рисования. Человеческая фигура от упрощенной, плоскостной модели становилась все более живой, объемной, реальной.
    Таков и путь эволюции каждого отдельного художника в насто- ящем. Так что не расстраивайтесь, если пока что ваши люди больше похожи на египетские фигурки, чем на персонажей из реальной жизни. На все нужно время, и чем больше вы рисуете с натуры - тем лучше.
    Немая беседа
    Как я уже говорила, язык тела - это средство передачи сюжета на картине. Посмотрите внимательно на роспись Микелян- джело, проанализируйте образы Адама и Бога. В принципе, каждый зритель может интерпретировать изображение по-разному, но общая канва очевидна всем - связь между творцом и творением, миниатюра их общения.
    Это выражено жестами рук, поворотом головы, общими поза- ми персонажей и общей композицией.
    Перед тем, как рисовать иллюстрацию, подумайте, какими должны быть позы и расположение героев, чтобы передать нужные вам чувства и ситуацию.
    9

    На этой картине Микелянджело мы видим не только сюжет, но и характер каждого персонажа. Я живо представляю себе эту сценку - как Ева пытается что-то втолковать Богу, тот ей пытается объяснить что-то, и сам уже не рад, что сотворил женщину, а Адам дрыхнет, надеясь, что все решится само собой. Ему в целом до лампочки, он еще слишком молод.
    Характер передается не только позой, но и личными особен- ностями персонажей - телосложением, выражением лица, манерой держаться и пр. Мы можем создать первичное впе- чатление о человеке, основываясь только на его внешности.
    Существуют устойчивые типажи, типа «Молодая успешная ма- машка», «Злобный старик», «Мечтатель», «Наивная девица»...
    Художник должен знать, какими особенностями обладает тот или иной типаж, и использовать их сознательно - в против- ном случае на вашей иллюстрации может появиться красная шапочка с лицом законченной стервы или неуместно добро- душный маньяк.
    Микеланджело
    Буонарроти
    Сотворение Евы
    1509г.
    Характер образа
    Пророк Исайя
    Тонкие черты лица, изящные жесты, непринужденность в позе.
    Впечатление: Интел- лектуал, любит фило- совствовать на любые темы.
    Пророк Иоиль
    Сосредоточен на чте- нии, утонченные, но суровые черты лица.
    Впечатление: Фило- соф, немного сноб, не любит, когда его отвлекают попусту и болтают глупости.
    Пророк Иезекииль
    Крупные черты лица, красноватый нос, динамичная поза.
    Впечатление: Спор- щик, немного бун- тарь, возможно - недалекого ума.
    Пророк Иеремия
    Большое тело, темное лицо, слегка опущен- ные плечи, взгляд в пол.
    Впечатление:
    Молчаливый и силь- ный песонаж, многое пережил.
    11

    Караваджо
    Жертвоприношение
    Исаака
    1601-1602 гг.
    Порассматривайте эту картину, припоминая все то, о чем мы рассуждали выше. Опишите себе характеры героев, действие.
    Обратите внимание, какие именно изобразительные детали помогли вам составить образ.
    13

    Основная причина, по которой фигуры выходят неестествен- ными - это незнание того, как тело меняется в разных позах, как взаимодействует со средой. Часто бывает так - вроде все пропорции соблюдены, очевидных ошибок нет, а персонаж все равно «деревянный» или «ватный» - какой угодно, но не живой. Посмотрите на картину слева. Ягодичная мышца при- плюснута от того, что персонаж сидит. Отклоненный корпус и расслабленный пресс создают наплыв в районе живота.
    Кстати, если этот наплыв убрать, а пресс напрячь - ощущение будет уже иное, как будто он пытается удержаться в падении.
    Бедро левой ноги тоже расслаблено, и смещено наплывом вниз. И так далее...
    Караваджо
    Св. Иоанн Креститель
    1598 г.
    Деформации
    Сокращения
    Еще один важный момент - умение правильно работать с сокращениями. На нашей картине левая голень у мальчика короче, чем правая, в сокращение уходит левая рука. В неко- торых позах человеческое тело выдает нам сюрьпризы - сочетание сокращений и положений разных частей тела выда- ет совершенно неожиданный результат, фигура становится не похожа сама на себя. Обратите внимание на спину мальчика, как ведет себя левая лопатка. Такие формы трудно предуга- дать, даже если досканально знать анатомию.
    О некоторых подобных моментах я вам расскажу в этой книге, но все мне их, конечно, не охватить. Поэтому помните главное правило - как можно больше рисовать с натуры. Всегда ходите с блокнотиком под рукой, не ленитесь посвятить порой выход- ные походу в музей скульптуры - там куча натуры, и вся она неподвижна. И даже когда не рисуете - внимательно смотрите на людей, подмечайте особенности, старайтесь запомнить, как что выглядит. Вы должны «почувствовать» человеческое тело, изучить его повадки, понять логику его строения.
    И тогда даже при рисовании из головы вы будете интуитивно понимать, что правильно, а что нет.
    15

    А
    НАТОМИЯ
    КИСТИ
    ИЛИ САМОЕ СЛОЖНОЕ
    В ЧЕЛОВЕКЕ

    Руки - один из самых проблемных моментов для многих ху- дожников. Этой части тела посвященыотдельные книги (Бёрн
    Хогарт – «Рисование динамичных рук для художников»).
    И это не удивительно - рука состоит из множества объемов, и объемы эти находятся в постоянном движении в бесконеч- ных вариациях жестов, и, в отличие от остального тела, не выйдет элегантно скрыть их под одеждой.
    Жест – важнейший выразительный прием, язык, на котором можно заставить заговорить немую картинку. Руки могут выражать характер – тонкие или крепкие, нежные или жили- стые, могут выражать эмоции – задумчивость, недоумение, отчаяние, гнев, решимость, радость… Даже любовь.
    При изучении рук важно как следует разобраться с объемами, которые их составляют. В голове художника должна появиться трехмерная модель, которую он сможет мысленно «шеве- лить» - менять расположение частей, общий ракурс.
    Для рисования любой части тела такой подход полезен, но только в рисовании рук – необходим. Можно справиться с двумя ногами, двумя руками и одной головой, но с пятью пальцами, каждый из которых может быть занят своим делом, вы без системы обязательно запутаетесь.
    После того, как изучены основные объемы, пора приступать к механике. У каждой части кисти, от сустава до сустава, есть свой диапазон движения, своя траектория и крайние положения. К тому же между определенными частями руки существует взаимосвязь – к примеру, если мы согнем мизи- нец, он «потянет» за собой безымянный палец. Представьте себе веер – если мы возьмем крайнюю спицу и потянем на себя – за ней потянутся остальные. Если потянем две крайние спицы – остальные выстроятся в полукруг. Если попробуем, не закрывая его, соединить кончики спиц – получится «лодочка».
    Кисть руки ведет себя очень похоже.
    Следующий важный этап – живые особенности формы. Конеч- но, чтобы точно знать, где и что расположено, надо изучить скелет, мышцы, сухожилия и даже сосуды. Но в большинстве случаев такой точности нам не нужно, достаточно изучить ха- рактер внешней формы – бугорок на запястье, костяшки паль- цев, жилки с внешней стороны ладони, складки с внутренней.
    Узнав все это, мы можем приступить во всеоружии к выра- жению характера и эмоций через руки своих героев. Здесь нужно изучить соотношение пропорций – ребенок и взрос- лый, старый и молодой, полный и худой, мужчина и женщина, изменение общей формы у напряженной и у расслабленной кисти, различные эмоциональные жесты.
    Руки и эмоции
    В начале были простые формы
    Естественная мехаинка
    Совершенство в деталях
    Характер и форма
    АНАТОМИЯ КИСТИ
    ИЛИ САМОЕ СЛОЖНОЕ
    В ЧЕЛОВЕКЕ
    19

    2
    0
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
    ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ
    ХАРАКТЕР
    РАКУРСЫ
    Детские ручки пух- лые, расстояние от кончиков пальцев до начала ладошки меньше, чем от нача- ла ладошки до начала запястья.
    Костяшки пальцев и прочие неровно- сти кисти становятся отчетливее - если детские руки выглядят фактически «гладки- ми», то старческие как будто связаны из узлов.
    Появляются мозоли, указательный палец и мизинец часто искривляются, смотрят «внутрь».
    С возрастом это расстояние увеличивается.
    21

    У полных людей шире ладонь и фалан- ги пальцев, костяшки на пальцах и на запястье менее выражены.
    Женская рука наи- более отлична от мужской в среднем возрасте. Она в це- лом более «гладкая», меньше выражены сосуды, костяшки,- жилки, запястье уже по отношению к ладо- ни. Если рисуете руки девушки - избегайте лишних неровностей, делайте линии в общем гладкими, чтобы не возникло эффекта старости.
    В месте соединения запястья с ладлнью появляется характер- ная складка.
    У сильно полных людей на месте вы- ступающих костяшек появляются ямки.
    23

    2
    4
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
    ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ
    ХАРАКТЕР
    РАКУРСЫ
    1 - призма ладони,
    2 - шар запястья,
    3-4 - овалы мышц на внутренней стороне ладони, 5 - цилиндры пальцев.
    Обратите внимание на характерную фор- му последней фаланги каждого пальца, в особеннсти
    - большого.
    6 - оси расположения пальцев. По ним стро- ятся неровностивнеш- ней стороны ладони.
    7 -Линии начала паль- цев, всех фаланг и кончиков - круго- вые. Обратите вни- мание, что мизинец и указательныйпалец немного повернуты внутрь.
    25
    Эти формы, конечно,
    не абсолют - они сглаживаются и де- формируются в раз- ных жестах.

    Караваджо
    Мадонна с четками
    Фрагмент
    1607г.
    Вспомним наш веер - пальцы идут друг за другом, сохраняя кру- говые линии.
    В расслабленном состоянии пальцы плавно сгибаются к мизинцу.
    Внимание: призма ладони может незна- чительно менять свою форму - когда кончики пальцев сведены вместе она становится выпуклой снаружи.
    27

    2
    8
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
    ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ
    ХАРАКТЕР
    РАКУРСЫ
    Рука, сжатая в кулак, не может согнуться под прямым углом.
    при отставлении большого пальца натягивается перепонка.
    Спокойная рука пря- мая, напряженная - выгнутая.
    Чем больше выгну- та рука, тем больше стремление пальцев согнуться.
    29

    Когда часть пальцев согнута - оставшиеся менее подвижны.
    Некоторые жесты до неузнаваемости деформируют руку.
    Здесь мизинца и большого пальца не видно, внешняя сто- рона ладони выгнута и больше не похожа на трапецию.
    Внутри ладони появляется множе- ство складок.
    Чем менее они согну- ты, тем меньше вли- яют на подвижность
    «собратьев».
    Микелянджело
    Аполлон
    Крупный план
    Античная скульптура
    Боргес-гладиатор
    Крупный план
    31

    Крайние положения растопыренных пальцев. Прямые пальцы - напряжен- ные.
    Если рука рассла- блена и естественна
    - пальцы присогнуты, амплитуда движений меньше.
    Сильно напряженные жесты могут выгля- деть неестественно.
    33
    Рафаэль Санти
    Святая Екатерина
    Александрийская
    1507г.

    Растопыренные пальцы расходятся как лучи от начала ладони.
    Вспомните веер, о котором говорилось в предисловии.
    В кулаке указатель- ный палец выше все- го, мизинец - ниже.
    Когда пальцы сгиба- ются - их кончики смо- трят в направлении одной «точки схода»
    - в районе центра ладони.
    Во всех жестах руги прослеживаются плавные, округлые линии, соединяющие костяшки и кончики пальцев.
    Рисуя расслабленную руку, представьте себе, что все пальцы связаны между собой эластичными пере- понками, и потому плавно следуют друг за другом.
    Особенно это замет- но в расслабленных положениях,
    35
    Мизинец расслаблен- ной руки всегда под- согнут, а указатель- ный палец выпрямлен больше остальных.

    3
    6
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
    ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ
    ХАРАКТЕР
    РАКУРСЫ
    Пропорции руки разные для каждого типажа. Соотноше- ние длины и ширины пальцев и ладони - важная составляющая в создании характера.
    «Мясистость» руки - еще один харак- терный параметр, о котором нам следу- ет помнить. Выбирать эти параметры нужно в соостветствии с характером, ком- плекцией, возрастом и родом деятельности персонажа.
    Рельеф кисти так же очень важен, он зави- сит от пола, возраста и рода деятельности.
    Еще один нюанс - ногти.
    37

    «Рабочий» - рука мозолистая, плотная, широкая ладонь, выраженные сосуды,
    «квадратные» кончи- ки пальцев.
    «Старик-злодей».
    Сильно выраженные мозоли на всех суста- вах, искреивленные пальцы, множество сосудов и жилок на внешней стороне ладони. Длинные загнутые ногти.
    «Поэт» - тонкое запя- стье, длинные паль- цы, ногти, выражен- ные суставы.
    Артистичность жестов.
    39
    «Карлик». широкая, полноватая ладонь, короткие «тупые» пальцы, морщинки на костяшках, слабо выраженный рельеф внешней стороны ладони.

    «Роковая женщина»
    - длинные пальцы, ногти, выраженное запястье, часто - заметные суставы.
    «Барышня». Пухлые ручки, ямочки на суставах, широкое запястье, пальцы сужаются к кончикам.
    Часто оттопыривают мизинчик.
    «Нежная девушка».
    Все линии плавные и изящные, суставы и жилки выражены слабо. При рисовании таких рук надо быть осторожными с деталями - чтобы не потерять легкость и нежность.
    41

    4
    2
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
    ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ
    ХАРАКТЕР
    РАКУРСЫ
    Для того, чтобы понять, как именно рука будет выглядеть в сокращении, нужно представить себе ее упрощенную модель в соответствующем ракурсе.
    Однако помните, что модель прибли- зительна по форме, изучайте особенности формы живой руки.
    43
    Все кривые линии в сокращении стано- вятся куда заметнее, указательный палец, в обычном виде едва выгнутый внутрь, в сокращении ощути- мо кривой.

    Главная задача при построении модели
    - понять, как распо- ложены скрытые от глаза формы.
    Для усиления эффекта согращения добав- ляйте перспективу
    - пусть ближние к зри- телю части тела будут больше, чем дальние.
    45
    Многие ракурсы в сокращении кажутся неестественными,
    от этого трудно по- нять, есть ли реальная ошибка. В этом случае лучше всего обра- титься к натуре.

    Р
    УКИ
    ОТ ПЛЕЧА
    ДО ЗАПЯСТЬЯ

    Итак, двигаемся дальше - от кисти руки вверх, до плеча и места ее соединения с корпусом.
    Здесь нас ожидают свои важные особенности. Расположение и формы мышц руки зависит от того, в каком она находится положении - а рука одна из самых подвижных частей нашего тела. Мы можем вертеть ею в довольно широком диапазоне, сгибать в локте, менять положение плеча, поворачивать во- круг своей оси - и каждый случай дает свой силуэт.
    РУКИ
    ОТ ПЛЕЧА
    ДО ЗАПЯСТЬЯ
    Разное телосложение, пол и возраст сказываются на форме руки (как и любой другой части тела). Здесь нам будет уже сложнее, чем в случае с рукой - мало просто зрительно сде- лать ее шире или уже - важно знать, как именно будет распре- деляться жир, чем отличается положениемышц субтильного человека или раскачанного.
    Так же, как в случае с кистью, нужно изучить «манеру поведе- ния» руки, понять, на что она способна, а что уже выходит за рамки естественности и может быть реализовано только с нанесением вреда конечности.
    Как я уже говорила, рука очень подвижна. Поэтому нам мало изучить основные объемы руки - нам нужно понять, как они двигаются и деформируются, как взаимодействуют друг с другом. Одну и ту же модель объемов нельзя использовать для согнутой руки и для распрямленной, для напряженной и для расслабленной. Эту эволюцию форм мы с вами деталь- но рассмотрим.
    Так же нам важно изучить, какие именно мышцы напрягаются в разных позах, а какие расслабляются. В руке их немало, и у спортивного мужчины, к примеру, все они видны и ре- льефны. Неискушенный зритель не поймет, где мы допустили ошибку, но почуствует, что с рукой «что-то не так» - мы слиш- ком часто видим вокруг себя людей, чтобы иметь роскошь не замечать ошибки художника.
    Как и в случае всех прочих частей тела, нам важно знать, какие линии и акценты делают руку живой. Как выглядит локоть, чем локоток девушки отличается от локтя старухи, как у сильных мужчин выделяются вены... И так далее.
    Вариации формы
    Траектория движения
    Движения объемов
    Правильные акценты
    И снова к деталям
      1   2   3   4


    написать администратору сайта