Главная страница

Анатомия для художников. Я для художников


Скачать 22.55 Mb.
НазваниеЯ для художников
АнкорАнатомия для художников.pdf
Дата28.01.2017
Размер22.55 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаАнатомия для художников.pdf
ТипДокументы
#439
страница2 из 4
1   2   3   4
49

5
0
ОБЩИЙ КОНТУР
ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ
РАКУРСЫ
Пропорции рук, в отличие от пропор- ций ладони, доста- точно устойчивы.
Основное различие - в форме, в зависимо- сти от возраста, пола и физической формы человека.
Мышцы в женских руках редко сильно выражены, чаще это просто плавные линии. Особенно за этим нужно следить, если хотите изобра- зить легкий и нежный характер. У более утонченных героинь могут выделяться пле- чи, локти, запястья.
51

Рельеф детских рук, как и женских, вы- ражен слабо. Еще одна отличительная особенность - почти полная равноширин- ность руки по всей длине. Запястья шире по отношению к руке, ладони - больше.
У старческих рук три особенности. Первое
- это обвисание мышц и кожи. Могут поя- виться дополнитель- ные складки, сосуды.
Второе - выраженные мозолистые локти и запястья. Третье - рельеф предплечья сильно отличается от рельефа плеча - плечо может быть почти гладким с мало выраженной мускула- турой, в то время как предплечье как будто избороздили жилы, мышцы и сосуды.
Рука, сжатая в кулак, не может согнуться под прямым углом.
Концентрация жира у полных людей нерав- номерная, мало про- сто «утолстить» руку, надо еще знать, где он собирается актив- нее. В руке эти места расположены на зад- ней части, чуть ниже плеча, прямо над лок- тем, на предплечье.
Жир, в отличие от мышц, не может нахо- диться в тонусе, и поэ- тому всегда стремится вниз. Все формы несколько оплывшие.
53

5
4
ОБЩИЙ КОНТУР
ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ
РАКУРСЫ
Вид сзади
Основные объемы на руке создают мышцы.
Можно представить себе их, как наросты на циллиндрической форме.
Вид сбоку
При движениях руки они деформируются или смещаются вокруг оси цилиндров.
Эти моменты мы более подробно рас- смотрим в следующих разделах.
55
Вид спереди

Локтевой сгиб, де- тальный объем.
1 - локоть, 2 - мышца над локтем, создаю- щая характерный бу- горок, 3 - характерная ямка. Более всего вы- ражена у атлетически сложенных мужчин.
Локтевой сгиб, вид спереди. 1 - место скоса бицепца.
2 - характерное углу- бление, между объ- емом плеча и двумя оъемами предплечья.
У худых может быть вырожено неболь- шим горбиком в месте сустава.
57
1 -Плечо поднятой руки образует ямку в месте соединения сухожилий с костью плеча. Эта ямка тем отчетливее, чем объ- емнее мышцы.
2- объем крыльев.
У женщин почти не выражен. 3. характер- ная ямка под плечом.

5
8
ОБЩИЙ КОНТУР
ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ
РАКУРСЫ
Рассмотрим деформа- цию мышц при раз- ных движениях. Мыш- цы как бы намотаны на кости, и поэтому их положение зависит от положения костей.
Форма мышц может зависить от малейше- го изменения. Посмо- трите, как она разли- чается в положениях ладонью вверх и ла- донью вниз.
59
Стрелочками указано направление дефор- мации мыщц.
В напряженном состо- янии форма четче, в расслабленном
- они могут слегка провисать.
Локоть согнутой руки
«смотрит» вниз.
Чем меньше масса тела, тем больше локоть выделяется в контуре руки.

Предплечье имеет свой «фас» и «профиль», когда суставы локтя и запястья расположены параллельно друг другу.
В «профиль» оно уже, чем в «фас».
Если суставы локтя и запястья скручены по оси руки - то мыш- цы предплечья скручиваются вокруг кости от локтя к запястью.
Напряженная рука: обратите внимание на разницу рельефов.

6
2
ОБЩИЙ КОНТУР
ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ
РАКУРСЫ
Метод рисования сокращений для руки в целом такой же, как для кисти, но несколь- ко сложнее.
В отличие от объемов кисти, объемы руки не статичны - каждая поза дает свое рас- положение, поэтому рисование на основе модели будет слиш- ком приблизитель- ным. Еще один метод таков. Рисуем (или представляем себе) руку в обычном ракурсе. А затем проводим линии от всех ее ключевых точек к проскости, со стороны которой мы будем наблюдать сокращение.
Эти точки дадут нам понимание, какое ме- сто относительно друг друга они занимают в нужном нам ракур- се. Нужно помнить, что любое искрив- ление становится тем более резким, чем больше угол сокращения.
63

Теперь вернемся к нашей схеме.
Для простоты вос- приятия здесь синий
- плечо, коричневый
- от плеча до локтя, зеленый - от локтя до запястья, красный - запястье, оранжевый
- ось руки.
Чем ближе ось сокра- щения к перпендику- ляру относительно на- блюдателя - тем резче переходы формы.
В перпендикулярном наблюдателю положе- нии формы руки соот- ветствуют формам ее поперечного сечения.
Однако естественные деформации форм схема не покажет - их вам придется от- мечать и запоминать самостоятельно.
К примеру, мышцы предплечья согнутой руки сплющиваются в районе локтя и становятся зритель- но шире.
Античная скульптура
Пленный галл убивает себя и свою жену
65

При этом более широ- кие места руки пере- крывают более узкие.
По сути нам нужно знать, какова форма сокращаемой части тела, рассчитать (хотя бы примерно) угол по отношению к пер- пендикуляру от точки зрения наблюдателя.
67
Чем меньше этот угол
- тем меньшую часть тела мы видим и тем резче кривые линии ее поверхности.
Античная скульптура
Менелай с телом Патрокла
Крупный план

Караваджо
Положение во гроб
Фрагмент
1602—1604 гг.
Схемы под следу- ющие сокращения нарисуйте сами - это поможет вам понять принцип ее работы.
Следует всегда пом- нить о перспективе.
Ближняя к нам часть тела будет несколько больше, чем должна быть согласно про- порциям.
69
Соединение руки с корпусом мы более подробно рассмотрим в следующей главе.

М
УЖСКОЙ
КОРПУС
РЕЛЬЕФ
КАК ЗРИТЕЛЬНОЕ
ВЫРАЖЕНИЕ СИЛЫ

В этом разделе нам предстоит много работы. Корпус - самый большой из рассматриваемых нами «кусков»: здесь у нас грудь, живот, спина, ягодицы, бока - и все обладает своим рельефом и формой. Каждая из этих частей заслуживает сво- его детального рассмотрения - но разделять их нет смысла, иначе мы не поймем, как живет эта система - человеческий корпус, не будем знать, как взаимодействуют ее части.
МУЖСКОЙ КОРПУС
РЕЛЬЕФ КАК ЗРИТЕЛЬНОЕ
ВЫРАЖЕНИЕ СИЛЫ
Хоть мы и беремся изучать весь корпус целиком - однако не пытайтесь запомнить все сразу. Сходите в музей скульптуры и посвятите, скажем, свой день подмышкам. Или лопаткам.
Рисуйте их детально, а остальные объемы - набросайте парой штрихов, стараясь правильно расположить их массы.
У худых людей основной рельеф дают кости - ключицы, лопатки, ребра, таз. У полных - жир. У спортивных - мышцы.
В дальнейшем мы с вами рассмотрим приемы рисования всех этих случаев. Однако есть некая общая система, работающая вне зависимости от телосложения - основная схема. Всегда держите ее в голове и научитесь видоизменять под каждый конкретный случай.
В корпусе сильнее, чем где либо, все объемы связаны между собой. Сведите руки вперед, поднимите, опустите, заведите назад - при каждом этом положении будет меняться грудь, живот, спина. Внимательно рассматривайте рисунки, приве- денные в этой главе, и старайтесь понять эти взаимодействия.
В наше время умение рисовать мужской корпус более всего необходимо, если художник изображает героя. Будь то фенте- зи, боевик, комиксы или мифы древней греции - герою нужен красивый и мощный корпус, одним своим видом внушающий уверенность «этот кулаком по столу ударит - борщ сам сва- рится». Для того, чтобы это уметь, особое внимание нужно уделить строению мышц. Вам было бы полезно не ограничи- ваться этой книгой, ибо здесь даны достаточно примерные сведения, подсказки на каждый день.
От частного к целому
Толстый и тонкий
Рельеф в движеини
Тело и дух
73

7
4
ОБЩИЙ КОНТУР
ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
ДИНАМИКА ФОРМЫ
СОКРАЩЕНИЯ
Взрослый мужчина спортивного телос- ложения. Ярко выра- женный пресс, грудь.
Крылья выступают со стороны спины за грудную клетку.
Хорошо заметны ко- сые мышцы живота.
75
Характерные ямки на лопатках, рельефная холка. По скелету плечи не сильно шире таза, на мышечная масса дает значитель- ную разинцу.

Взрослый худой мужчина.
Выступающие ребра, в том числе и на гру- ди, острые ключицы, косточки таза.
Ясно видна грани- ца грудной клетки.
Мышцы груди почти не выражены.
Выступающие лопат- ки, позвонки (отчет- ливее всего - на шее и пояснице). И снова ребра.
Взрослый полный мужчина.
Жир откладыва- ется неравномерно.
Он имеет характер- ную форму и харак- терные места дис- локации, в случае корпуса они сильно отличаются у женщин и у мужчин.
Живот чем-то похож на рюкзак, закинутый лямками за спину - опускаясь, он тянет за собой жировые складки со спины.
77
Ягодицы полных людей немного «ква- дратные», имеют тен- денцию начинаться с поясницы.

Ребенок.
У детей пропорции несколько иные. Жи- вот может занимать две трети корпуса.
Мышц груди нет.
даже у худого ребен- ка живот ощутимо выдается вперед.
Лопатки находятся несколько выше, чем у взрослых, талия поч- ти не выражена.
Старик.
Старческое тело чем-то похоже на сдувшийся шарик - мы видим все те же самые формы, но как бы не наполненные изнутри.
позвоночник искрив- ляется, плечи опуска- ются. Нередко появ- ляется горб.
79
Все эти «полупустые» объемы смещаются под действием силы тяжести - в данном случае вниз.

Античная скульптура
Лакоон с сыновьями
Крупный план

8
2
ОБЩИЙ КОНТУР
ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
ДИНАМИКА ФОРМЫ
СОКРАЩЕНИЯ
Мышцы «натянуты» на скелет, как жесткий резиновый костюм.
Нелегко изучить все мышцы и кости - но необходимо это только медикам.
Художники вполне обойдутся условными объемами.
Для нас важны те части тела, которые напрямую влияют на его видимую форму.
Это «выпирающие» кости (грудная клетка, таз, лопатки, ключи- цы) и верхний слой мышц.
83
При движении кости меняют свое поло- жение, не меняясь по форме. Но с мыш- цами другая история
- они мягкие и «жи- вые». Они пластично растягиваются, следуя за положением ко- стей. Фигуры, постро- енные без учета этой пластики, всегда будут
«деревянными».

Лопатка - довольно подвижная кость, и изменение ее по- ложения значитель- но изменяет рельеф спины. Когда рука поднята вверх - чуть нихе подмышки образуется «горб»
Если свести руки перед собой - спи- на становится почти гладкой. Приподня- тые плечи делают го- раздо более плавным трапецевидный скос спины к пояснице.
85
Когда руки разведены в стороны - между лопатками возникает заметная бороздка.
При поднятых руках в районе лопаток появляются направ- ленные вверх ямки, в плечевом суставе -
«заломы».
Если отвести руку назад - появляет- ся ямка на границе лопатки, плюс залом в суставе по контуру мышцы руки.

8
6
ОБЩИЙ КОНТУР
ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
ДИНАМИКА ФОРМЫ
СОКРАЩЕНИЯ
При такой позе стано- вится видна дальняя от зрителя часть спи- ны (которая скроется, если обе руки будут перед корпусом)
В анфас всегда четко видна продольная линия от пупка почти до шеи.
87
При поднятой руке ре- льеф груди «уходит», почти по прямой ли- нии переходя в плечо.

При рисовании всю схему приводить не обязательно - достаточно набросать положение основ- ных костей скелета и основных объемов мышц.
Важный момент - изгиб линии позво- ночника. Нарисуйте положение таза, положение грудной клетки, соедините их медлу собой с учетом естественного искривления спины в пояснице - и понять расположение мышц будет гораздо проще.
Обратите внимание, как мышечный «ко- стюм» следует за позой - растягивается, поджимается.
Разницу между иде- альными простроен- ными формами и живым телом «выу- чить» довольно слож- но. Однако, поскольку каждый человек обла- дает индивидуальны- ми «отклонениями от нормы», у художника появляется возмож- ность нафантазиро- вать и сказать, что так и было.
Помните, что при построении линия, соединяющая таз и грудную клетку, не совпадает с видимой бороздой позвоноч- ника. Линия находит- ся «внутри» фигуры, а борозда - на поверх- ности рельефа.
89
В сидячем положении у любого, даже само- го худого человека появится живот.

Самые сложные ра- курсы - когда разные части корпуса нахо- дятся в разных пло- скостях. К примеру, здесь таз параллелен наблюдателю, а грудная клетка ухо- дит в сокращеине.
В этой позе грудная клетка «повисла» на лопатках. Выделяются мышцы, соединяю- щие лопатки и спину.
91
В этой позе замет- но, как при согнутой спине линия позво- ночника становится выпуклой.
Всегда помните о плоскостях, на кото- рых сидит или лежит человек, и вообще о любых предметах, находящихся в кон- такте с фигурой. Они влияют на рельеф.

Караваджо
Христос у колонны
Фрагмент
1607г.
Еще один сложный ракурс - на этот раз в сокращение уходит тазовая область.
Точка зрения чуть снизу - верхний кон- тур спины образуется теперь не плечами, а лопатками, стано- вится видна часть груди.
93
Обратите внимание, что человек несколько наклонен вправо. Это дает более резкие пе- реходы объемов и бо- лее заметные складки с правой стороны.

9
4
ОБЩИЙ КОНТУР
ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
ДИНАМИКА ФОРМЫ
СОКРАЩЕНИЯ
Пожалуй, сокраще- ния корпуса - одна из сложнейших тем, ведь нам нужно «раз- вернуть» требуемым образом всемьма сложносконструиро- ванную поверхность.
Для начала нужно построить ключевые объемы - грудную клетку, таз, лопатки, ягодицы. Наметить се- чения ног и ключевых перепадов рельефа.
95
Чтобы понять, как объемы перекрыва- ют друг друга, нужно нарисовать или пред- ставить себе фигуру в обычном ракурсе и провести прямые от всех ее ключевых точек к плоскости наблюдателя.
Затем «наложить» на нее наш резино- вый костюм, припо- миная, где именно находятся точки
«крепления» ключе- вых форм к скелету в рассматриваемом ракурсе.
ключицы и трапеце- видные мышцы спи- ны как бы окольцовы- вают шею, соединяясь в районе плечей.
В этой позе человек лежит на животе, его плечи опущены.
Вогнутая часть пояс- ницы почти не видна.
В столь резких ракур- сах пропорции иска- жает перспектива.
Если сознательно уси- лить ее - возникнет ощущение большей динамики.
При построении сокращений все линии смешиваются, на основе подобно- го рисунка сложно представить себе конечный результат.
Однако сам процесс рисования поможет вам «почувствовать» фору.
В этом рисунке я попросила модель выпрямить спину - по- этому перепады объе- мов минимальны.
97
Контур верхней части когпуса ограничивает- ся лопатками и гру- дью, нижний образу- ют ноги и ягодицы.
Он как бы делится на две части.
Рельеф спины почти такой же, как вы- шел бы, если бы мы нарисовали обычный ракурс и потом сплю- щили его. Но лопатки все же немного пере- крывают нижеследу- ющие формы.

Ж
ЕНСКИЙ
КОРПУС
ЛНИЯ КАК ЗРИТЕЛЬНОЕ
ВЫРАЖЕНИЕ ГРАЦИИ

Почему в предыдущей главе речь шла о рельефе, а в этой - о линии? Если от фигуры мужчины и женщины оставить только контур - почти в любой позе женская фируга будет динамичнее, интереснее, привлекательнее. И не удивитель- но. Красота идеального женского тела - это красота линии, гладких форм, плавно перетекающих друг в друга. А мужской корпус - это буйство мелкого рельефа.
Итак, с рельефом в этой главе нам будет чуть проще. Но нам предстоит «поймать» эти линии.
ЖЕНСКИЙ КОРПУС
ЛИНИЯ КАК ЗРИТЕЛЬНОЕ
ВЫРАЖЕНИЕ ГРАЦИИ
В фигуре женщины куда меньше мяса, чем в мужской, и куда больше жира. За исключением особо спортивных особ, в корорых все равно жира больше, чем в спортивных мужи- ках. Жир мягче, чем мышцы - и потому он активнее реагирует на деформации и изменение положения тела. Женщина всег- да как бы плавно обтекает собственную форму.
Поскольку рельеф мышц у женщин выражен слабее - не так сильны и зрительные изменения рельефа в разных позах.
Однако эти изменения все же есть, и их принципы в целом такие же, как у мужчин.
Почти каждый художник так или иначе к ним вернется - к этим
«телочкам», заполонившим всю планету. Однако если уж вы за них беретесь - пусть ваши «телочки» будут живыми.
Не грешите ровными шарообразными формами груди и попы, переломанными талиями, ногами, похожими на кег- ли. По-настоящему сексуальна только настоящая женщина.
К сожалению, большинство книг по анатомии в «женском вопросе» нам сильно не помогут - в последние годы слишком сильно сменились понятия красоты, пышечки уступили место фитнесс-леди... И слишком мало осталось хороших художни- ков, чтобы написать новые книги. Однако частично я попыта- юсь заполнить этот пробел.
Натура и стилизация
Формообразующие ткани
Рельеф в движеини
Сексуальные идолы современости
В наше время полуголые девицы заполонили весь мир.
Они на фотографиях, на картинках, в рекламе, в исскустве, в музыке и в литературе. Однако заклинаю вас, не пытайтесь научиться рисовать женщин, основываясь на модных картин- ках. Чаще всего это крайне неестественные позы с гипертра- фированными формами. Зная настоящую анатомию, можно обращаться к подобным стилизациям - но не наоборот.
101

ОБЩИЙ КОНТУР
ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ
ДИНАМИКА ФОРМЫ
СОКРАЩЕНИЯ
Девушка, условно
«хорошая фигура».
Плечи чуть шире ко- стей таза. Явственно видна граница груд- ной клетки, просма- триваются ребра.
Живот обрисован плавным овалом.
Талия у женщин находится выше, чем у мужчин, плавными линиями переходя в попу. Отчетливее просматриваются косточки таза.
Более остро, чем у мужчин, выра- женные лопатки, по отношению к спине в целом занимают больше места. Часть спины перекрывает жир, сглаживающий линию бедер. Ямочки над попой - инди- видуальная особен- ность, у женщин часто бывают заметнее.
1   2   3   4


написать администратору сайта