Главная страница
Навигация по странице:

  • Величко Вера Андреевна

  • Анатомия для художников. Я для художников


    Скачать 22.55 Mb.
    НазваниеЯ для художников
    АнкорАнатомия для художников.pdf
    Дата28.01.2017
    Размер22.55 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаАнатомия для художников.pdf
    ТипДокументы
    #439
    страница4 из 4
    1   2   3   4
    157

    17
    8
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ПОСТРОЕНИЕ
    И СОКРАЩЕНИЯ
    РАКУРСЫ
    Мужская ступня.
    Сильно вытянута, впрочем, ширина ступни а так же от- ношение среднего пальца к большому это индивидуальные особенности.
    Детская ступня.
    Нет активного релье- фа, нет сильного рас- ширения к пальцам, мозолей на пальцах.
    Щиколотки вырашены неярко, ширина ло- дыжки почти совпада- ет с шириной ступни
    (а у младенцев шире самой ступни)
    Женская ступня.
    Более градкая, подъ- ем обычно несколько выше. Менее выра- жены щиколотки, лодыжка изящнее.
    Старческая ступня.
    Расширение суставов приводит к харак- терной деформации возле пальцев, обра- зованию мозолей и шишек. Более широ- кие лодыжки.
    159

    16
    0
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ПОСТРОЕНИЕ
    И СОКРАЩЕНИЯ
    РАКУРСЫ
    Общая форма стопы вписывается в тра- пецию. Отклонения:
    1 - шишечка у паль- цев, 2 - наплыв,
    3 - пятка смещена влево относительно центральной оси,
    4 - выемка подъема,
    5 - наплыв сустава большого пальца.
    В профиль стопа вписывается в тре- угольник. Цифрами отмечены места несоотвествия треу- гольнику. Все пальцы, кроме большого, при- согнуты. Под цифрой
    «8» указан принцип строения лодыжки.
    Тенями указаны ос- новные объемы.
    1 - провал под пальца- ми, 2 - видимая часть щиколотки, 3 - подъ- ем стопы, 4 - пятка, всегда выше общего рельефа.
    «Балетная» поза.
    Способ построения ступни относительно ноги. С внутренней и с внешней стороны видны дальные части стопы (2, 7). Появляет- ся горбик на подъеме и в районе лодыжки.
    161

    Прямое сокращение.
    Пятка не видна, но видна внутренняя часть стопы, переход в подъем.
    То же положение, вид со стороны пятки.
    Зеленым отмечены жилы, тянущиеся к пяке - они создают бороздки от пятки вверх.
    Левая ступня - нога согнута. В этом по- ложении сильнее выделяется лодыж- ка. Щиколотка со внутренней стороны стопы ниже, чем со внешней.
    Правая нога выпрям- лена, левая - согнута.
    Сокращение в анфас.
    Видна пятка. Нога не- сколько смещена от- носительно стопы во внутреннюю сторону.
    Обратите внимание, как дальняя сторона стопы «заворачивает- ся» за подъем.
    Анфас со стороны пят- ки. Рельеф внешнего края. Для того, чтобы понять,насколько будут видны пальцы, следует нарисовать нижний срез стопы и положение ее гра- ницы с пальцами.
    Если человек стоит на стопе - она несколько расплющивается об плоскость (пальцы, подъем, пятка).
    Общая форма ноги стремится к непра- вильной пирамиде.
    163

    Сокращение, при котором видны обе стороны стопы.
    То, насколько видна верхняя или нижняя сторона стопы, зави- сит от направления и угла линии от пятки к пальцам.
    Растопыренные паль- цы. Стопа деформиру- ется вслед за пальца- ми, образуя дугу.
    Усиление искривле- ний в сокращении: внешний край стопы, подъем. зрительное отделение нижней части подошвы за счет мясистых обла- стей перед пальцами.
    Большой палец смо- трит вверх. Мизинец подогнут.
    В этом положении лодыжки факически скрываются за стопой.
    165

    16
    6
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ПОСТРОЕНИЕ
    И СОКРАЩЕНИЯ
    РАКУРСЫ
    Обычный профиль.
    В таком положении пятка переходит в сухожилия и в ногу почти по прямой ли- нии. Внешняя сторона стопы - прямая линия, внутренняя - неболь- шой подъем.
    Вытянутые стопы.
    В случае, если специ- ально не согнуть пальцы «в горсть», они направленны вверх. В этом поло- жении четко видны поперечные жилки на лодыжках.
    На мысочках. Отстав- ленная назад нога
    - пятка переходит в ногу по прямой, отставленная врепед - появляется более рез- вий переход. Пальцы по окружности идут друг за другом.
    Крайние положения пальцев при хотьбе
    «на ципочках».
    167

    Круговые движения пальцев стопы.
    Когда стопа опирается на пальцы - они как косточки веера сле- дуют от полностью выпрямленного боль- шого до подсогнутого мизинца.
    «Стопа на себя».
    Большой палец откло- няется больше всех остальных.
    Обратите внимание на характерное искри- вление указательного пальца (особенно заметно на левой картинке).
    Ступни лодочкой.
    При этом положении сильно выделяются морщинки подошвы.
    Вся стопа слегка искривляется, созда- ется ощущение изгиба в подъеме. Становят- ся заметны костяшки пальцев.
    Вид спереди.
    Большой палец пол- ностью выпрямлен, следующие три смо- трят от большого, ми- зинец смотрит внутрь.
    Подошва. Обратите внимание на положе- ние лодыжек в зави- симости от степени сокращения.
    Слабо приподнятые стопы. Видна линия границы подъема.
    Стльно приподнятые стопы. Нарпягаются жилы, идущие от пятки, создавая глубо- кие борозды по обе стороны.
    Положение, при кото- ром стопа видна сбо- ку и изнутри. В месте подъема внутренней части почти не видно.
    169

    Г
    ОЛОВА
    И ШЕЯ
    ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ
    ЧАСТЕЙ ЛИЦА

    В этой главе мы с вами изучим законы построения лица, правильную посадку головы на шею. Рассмотрим в деталях строение отдельных частей лица.
    Однако есть довольно широкая сфера, которой мы касаться не будем - ей было бы неплохо посвятить отдельную книгу.
    Это рассовые различия, эмоции, черты лица и характер.
    Лицо - наиболее вариативная часть тела человека, наиболее индивидуальная. Эти особенности можно изучать и коллекци- онировать бесконечно.
    ГОЛОВА И ШЕЯ
    ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ
    ЧАСТЕЙ ЛИЦА
    Основные акценты формы в этой области - это горбик сзади у последнего позвонка (проявлен у худых людей, девушек), ключицы, кадык (более проявлен у мужчин) и жилки.
    Самые заметные из них идут от края ключиц к ушам, при повороте головы выделяется противоположенная от поворота жилка. Менее заметны мышцы и жиры, крепящие шею к ключице. Ромбовидная мышца в верхней части спины плав- но переходит в шею. При спортивном телосложении граница этой мышцы много выше границы ключиц, и между ней, клю- чицами и шеей появляется заметная впадина.
    В книгах по анатомии приведены усредненные, идеализиро- ванные пропорции. На деле человек в зависимости от инди- видуальных особенностей может отклоняться от этих идеалов, иметь чуть другие формы и так далее. Для каждой части тела лимит этих отклонений различен - к примеру спины в преде- лах одинаковой комплекции почти одинаковые. А вот грудь уже вариативнее, особенно у женщин.
    Лицо - часть тела, в которой могут отчаянно нарушаться все мыслимые пропорции. Таких людей обычно проще всего рисовать - у них огромные носы, или завышенные губы ни- точкой, или слишком выкаченные глаза. Один из мощнейших изобразительных инструментов в иллюстрации - намеренная гипербола черт лица персонажей.
    Рисовать лицо художник так или иначе привыкает. Глазки, носик, ротик - один из первых сюжетов. Со временем он довольно хорошо изучает эту модель, примерные положения, схему рисования. Тем сложнее ему бывает потом избавиться от ошибок при рисовании лица... И тем сложнее нарисовать лицо в непривычном ракурсе. Когда глаза находятся но уровне носа, или их перекрывает часть скулы, или нос перекрывает рот. Бкдьте смелее в сокращзениях - и конечно не забывайте о натуре.
    Акценты шеи
    Правила и условности
    Сюрьпризы сокращений
    173

    17
    4
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ПОСТРОЕНИЕ
    ЧАСТИ ЛИЦА
    СОКРАЩЕНИЯ
    Мужское лицо, анфас.
    Акценты - скулы, надбровные дуги, иногда - вертикаль- ная морщинка между бровями.
    Женское лицо, анфас.
    Глаза и губы - больше, общий рельеф менее активен. Скулы уже.
    Мужское лицо, про- филь. Уши находятся чуть ближе к затылку, мочка параллельна кончику носа а кон- чик уха - глазу. Шея
    «садится» на корпус с наклоном вперед, продолжая кривую позвоночника.
    Женское лицо, про- филь. Более мягкая линия подбородка, плавно перетекающая в шею, нет заметного кадыка. Менее актив- ны жилки на шее.
    175

    Полный человек, анфас. Лоб и макушка ничем не отличаются от обычных. Основная концентрация жира
    - щеки, подбородок, шея. Более заметны мешки под глазами, разрез глаз более узкий.
    У худого человека проступают все кости черепа. Щеки впалые, провалившиеся глаз- ницы. Веки сильно выражены. У пере- носицы возникают темные провалы.
    Сильно выражен кадык, жилы шеи, шея тонкая, на зад- ней части проступают позвонки.
    Жир может почти скрывать верхнее веко, увеличивать мочку уха. Так же он образует характерный
    «валик» на задней стороне шеи.
    У детей лоб занимает большую часть голо- вы. Подбородок почти на одном уровне со щеками, скул не вид- но. Размер глаз почти не меняется с возрас- том - поэтому у детей они кажутся больше.
    У стариков гипертра- фируются все харак- терные черты лица.
    Нос к старости стано- вится больше, опуска- ются веки, внешние уголки глаз, брови, мочки ушей.
    Лоб у детей круглый, нос всегда курносый.
    Затылочная часть сильнее выступает за шею, чем у взрослых.
    Расстояние от подбо- родка до губ очень маленькое.
    Самые хакактерные черты - мешки под глазами, морщинки от глаз, носа, у скул. Шея дряблая, идет прямо от подбородка, на месте кадыка образуя характерную впадину.
    177

    17
    8
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ПОСТРОЕНИЕ
    ЧАСТИ ЛИЦА
    СОКРАЩЕНИЯ
    Основная форма - круг, усеченный с обеих сторон. Верхняя линия бровей чуть ниже центральной оси круга. Расстоя- ние от края круга до границы подбородка равно одной трети ди- аметра круга.
    Если вы рисуете лицо с помощью постро- ения - помните, оно всегда должно быть немного несимме- тричным.
    Нос начинается на одном уровне со ску- лами. Расстояние от носа до губ меньше, чем от губ до под- бородка. Край губы находится на одном уровне со зрачном глаза. Переносица образует трапецию.
    Совершенно симме- тричные лица произ- водят довольно стран- ное впечатление и не выглядят живыми.
    179

    Построение головы в профиль. Черепную часть составляют два круга. лицевая часть выпуклая, скулы идут от центральной линии черепа.
    Голова, поднятая вверх. Крайнее поло- жение - когда затылок касается спины.
    Шея и подбородок в таком положении стремятся выйти на одну линию.
    Ухо находится за центральной линией.
    Обратите внимание на то, как именно выбиваются живые линии из формы построения.
    Приподнятый анфас.
    Открывается нижняя плоскость лица. Чем ближе лицо к фасу
    - тем меньше рассто- яние между окружно- стями черепа.
    Наклонный анфас.
    Точка наблюдателя немного снизу вверх.
    Правильно распо- ложить части лица, за- дать кривизну линий вам помогут попереч- ные и продольные линии, намеченные в нужных местах при построении.
    Самое сложное в анфасе - правильно нарисовать дальнюю сторону лица и глаз.
    181

    Затылок строится по окружности.
    Уши смещены вниз от центральной оси.
    Анфас с затылка.
    Чтобы правильно определить, насколь- ко будут видны глаз- ные впадины, сами глаза, нос, рот и скулы
    - постройте их распо- ложение от средней линии лица.
    Положение, при котором не видно ни носа, ни рта, но вид- ны надбровные дуги, глазные впадины, часть нижней стороны челюсти.
    На шее сзади - две характерные жилки у основания черепа.
    Часть нижней челюсти видна почти в любом положении.
    Опущенный анфас.
    Видимая часть лица по отношению ко всей голове уменьшается.
    Приподнятый фас: частичное сокраще- ние. Сокращается лобная часть, рассто- яние между глазами и кончиком носа.
    Хорошо видна «вну- тренняя» сторона надбровных дуг.
    Глаза «прячутся» под брови. Если опустить лицо чуть сильнее верхних век будет почти не видно.
    Линия губ изогнута вверх.
    Нижняя часть носа обретает контур треугольника, хорошо видны нижние веки.
    Помните, что положе- ние ушей относитель- но глаз строится по сечениям.
    183

    18
    4
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ПОСТРОЕНИЕ
    ЧАСТИ ЛИЦА
    СОКРАЩЕНИЯ
    Глаза - контур и объ- ем. Самая сложная область - впадина у переносицы.
    Рекомендую посвя- тить ее изучению отдельное время.
    Форма закрытых век почти совпадает с формой откры- тых глаз.
    Изменение контура глаз в зависимотси от ракурса, точки зрения и направления взгля- да. Поскольку зрачок выпуклый - наплыв разреза глаза всег- да находится вокруг зрачка.
    Подсказка при рисо- вании глаз - постро- ение сферы глазного яблока.
    185

    Губы - контур и объ- ем. Проблемы могут вызывать объемы возле уголков губ.
    Помните, что в слож- ных ракурсах одни зоны губ перекрыва- ют другие.
    Кривизна линии губ так же зависит от сокращения.
    Подсказка при рисо- вании губ в разных ракурсах - их состав- ляет два овала ниж- ней губы и треуголь- ный выступ верхней.
    Аполлон
    Бельведерский
    Крупный план
    187

    Нос - построение и объемы. Основа формы - трапеция.
    Нос в сокращении снизу. Соединение носа с переносицей.
    Ноздри виднее к кры- льям носа и плавно скрываются у кончи- ка. У курносых носов могут быть видны целиком, у больших горбатых - не видны совсем.
    Нос в сокращении сверху. Треуголь- ник кончика более острый, переносица
    «съедается» сокраще- нием.
    189
    Афродита
    Арльская
    Крупный план

    19
    0
    ОБЩИЙ КОНТУР
    ПОСТРОЕНИЕ
    ЧАСТИ ЛИЦА
    СОКРАЩЕНИЯ
    Прямое сокращение от макушки. Линия бровей строится от центра передней окружности головы.
    Сокращение в про- филь от макушки.
    Глаза уходят под надбровные дуги.
    Поскольку линия бровей выгнутая - они редко повторяют поперечную линию окружности, на кото- рой находятся. Умень- шается расстояние между носом, губами и подбородком.
    В этих ракурсах всегда сильно выделен нос.
    Становится видна нижняя граница щек, плоскость верхней губы скрыта.
    191

    Прямое сокражение от подбородка.
    Немного видна заты- лочная часть головы.
    Сокращение от под- бородка в профиль.
    Самый интересный момент в этом сокра- щении - перекрытие глаза скулой. Обра- тите внимание на контуры носа и губ.
    Становится отчетливо видно «выпирание» губ относительно пло- скости лица.
    Лоб почти скрыт надбровными дугами, глаза почти на уровне носа. Уши «сползают» в сторону шеи. Пло- скость нижней губы скрыта.
    Сокращение от подбо- родка, наклок вправо.
    Сокращение от под- бородка, наклон вле- во. Полуопущенная голова.
    Самые сложные мо- метны в подобном со- кращении - взаимное расположение носа, глаз и скул. Левый глаз почти скрыт но- сом и скулой. Кончик носа почти достает до брови.
    Сравните измене- ние смещения частей лица по отношению друг ко другу в этом и предыдущем ракурсе.
    193

    З
    АКЛЮЧЕНИЕ
    ИСТОРИЯ МОИХ
    ПРОБ И ОШИБОК

    Хотя в общей сложности я училась рисовать 18 лет - анатомия каким-то чудесным образом прошла мимо меня.
    В художественной школе эти уроки я пропустила, а в институте на вечернем отделении ей было посвящено всего несколько академчасов, за которые нереально что-либо как следует изу- чить. Хотя, конечно, свои плоды принесли даже эти несколько часов, плюс курс рисования обнаженной натуры.
    Но большая часть моих заний в этой области получена путем самообразования.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ИСТОРИЯ МОИХ ПРОБ
    И ОШИБОК
    Вера Величко
    Кто-то ищет тебя
    2010г.
    Банк памяти
    Так я называю мой любимый прием на пути совершенствова- ния в этом деле.
    Далеко не всегда есть время порисовать с натуры, да и натуру так просто не отыщешь. Но можно и нужно постоянно на- блюдать за людьми. В поездках, в разговорах, когда смотрите фильмы - уделите внимание какой-то одной части тела, рас- смотрите ее внимательно, проговорите для себя в голове все, что увидели - все особенности, всю пластику. «Сохраните» эту картинку. И когда в следующий раз вы сядете рисовать - эти картинки начнут всплывать сами собой, подсказывая вам, где вы ошиблись и как нарисовать правильно.
    Если какая-то одна часть тела вызывает у вас затруднения - поставьте себе задачу загрузить в свой банк как можно боль- ше информации о ней. Посвятите свое время ее детальнмоу изучению. Иногда даже можно просить своих собеседников встать в нужную вам позу - они отнесутся с пониманием, вы же художник.
    В этот же банк можно заносить удачные работы других худож- ников, стараясь проанализировать и запомнить те приемы, которые они использовали.
    197

    Плюсы и минусы построения
    Поскольку академический курс анатомии я так и не прошла
    - я до сих пор не знаю толком ни всех мышц человека, ни его пропорций, не знаю, возможно, каких-то простейших прие- мов. Год за годом я изобретала велосипед, пытаясь рисовать
    «с разбегу», всю фигуру человека. Натурным рисованием я пренебрегала, что сейчас приходится наверстывать.
    Все приведенные здесь работы нарисованы без натуры.
    Однако вследствие такого подхода я избежала одной распро- страненной ошибки начинающих академистов - неживых, зажатых фирур. Все дело в том, что построение всех костей, объемов и прочего будет условным. Живой человек мягкий, подвижный, немного «деффектный». Никакая упрощенная модель не сможет этого отобразить.
    Однако есть и минус у такого подхода - порой я вставала в тупик перед простейшими позами, и множество перерисо- вок не приводили к удовлетворительному результату.
    Тогда я решила все-таки заняться как следует изучением по- строения - и эта проблема решилась. Таким образом становит- ся ясно, что наилучший подход - комплексный. Не ограничи- вайтесь одним и тем же методом рисования, рано или поздно о себя изживает. А комплексный подход со временем даст вам возможность изобразить что угодно.
    199
    Вера Величко
    Запретный плод
    2011г.
    Война с белым
    Белый лист - очень активная поверхность. Обуздать его край- не трудно. Именно поэтому преподаватели в нашем интситуте не любили тонированную бумагу - она скрадывала ошибки студентов.
    Если речь не идет о графике (а в ней свои законы общения с белым) - задавайте сразу тон своей работе. Самый удобный для работы - средний тон между светом и тенью. Он позволит вам «вмять» все тени, «вывести» света, а сам станет телом, на котором заживет нарисованное вами.
    Светлую и темную тонировку стоит применять, когда вы хоти- те добиться общего светлого или общего темного впечатления от работы. В первом случае пространство - это свет, в который вы вплавляете тени. Они будут отброшены светом и прониза- ны им. Во втором случае пространство - это тьма, из которой вы будете выводить нужные вам элементы, словно из глубины колодца. И этот свет будет пронизан темнотой.

    Беда каждого самоучки - незнание элементарных правил.
    Со временем он неприменно откроет их, или подсмотрит у коллег, или случайно на них наткнется - и тут постигает сме- шанное чувство радости и обиды - от того, что на самом деле это так просто.
    «Америка» первая: как создать настоящий объем.
    Во-первых - никогда не оставляйте четких границ предметов там, где они не нужны. Мои учителя называли это «изображе- нием пространства за предметом», но я так и не поняла, о чем они говорили, пока однажды не дошло более простыми словами. Итак, первый бич пространства - это контуры.
    Позволяйте предметам растворяться в тени или на свету, сливаться с окружением, «жить в атмосфере». Используйте контраст осознанно и осторожно.
    Во-вторых - помните, что самая активная тень находится на границе со светом. Это особенность восприятия - человеку кажется, что рядом со светлым тень темнее. Сознательно воспроизведя этот оптический обман, вы заставите зрителя поверить в реальность изображенного.
    В-третьих - прекрасный объем дает контр-освещение.
    Это хорошо видно на рисунке слева. Рисуйте сначала от основ- ного источника света, а затем дайте с противоположенной ему стороны подсветку нужной вам интенсивности. Иногда хватает еле заметного рефлекса на границе предмета.
    «Америка» за каждым углом
    201
    От контура или от пятна?
    Кажется, что рисование «от пятна» сложнее, чем «от контура».
    Нарисовать снача фигуру, решить все сложные моменты, а затем раскрасить - разве не проще, чем нарисовать ее сразу, целиком, без прикидки? Как рисовать без предваритель- ного наброска, как удержать в голове всю сложность целой формы? А это и не нужно. На самом деле от пятна рисовать гораздо проще.
    На рисунке слева показаны стадии одной из моих работ.
    Она нарисована без наброска, честно говоря, в начале я не слишком хорошо себе представляла, как работа будет выгля- деть в конце. Вы видите, что на первых стадиях эти пятна-фи- гуры крайне примерны. В них куча ошибок, неестественностей и проблемных моментов. Но «взят» общий тон, примерный рельеф будущей работы. А дальше шаг за шагом мы уточняем, дорабатываем форму. Рисование «от пятна» похоже на работу скульптора - высечение из грубых заготовок готовой скульпту- ры. Основной плюс такого способа - естественное простран- ство, которое образуется само собой в процессе нашей лепки.
    Нам не нужно избавляться от контуров, не нужно переводить плоскостное изображение в объемное.
    Вера Величко
    «Похититель», стадии работы

    Поскольку глава называется историей проб и ошибок - давайте рассмотрим ошибки на этом рисунке. Прежде всего - я схитрила с левой рукой демона. Она уходит в темноту - но вовсе не в плечо героя. Так же дело обстоит и с левой частью тела девушки. Таз демона тоже расположен неправильно.
    Собственно, там вообще нет никакого таза.
    Вера Величко
    Похититель
    2011г.

    Гипербола как выразительный прием
    В главе «ноги» мы с вами уже беседовали о том, что динамич- ности позы можно достичь за счет намеренной ошибки - изображения одной части тела в одной позе, а другой - в дру- гой, которая последует мигом позже.
    Другой не менее эффективный динамический прием - гипер- трафированная перспектива. В картинку как бы впихивается пространство, которое не может в ней уместиться - не так велико расстояние от потолка до пола, чтобы ноги были настолько меньше головы. Это пространство стремится вырваться наружу, кричит о своей нереальности - и делает картинку нестатичной, подвижной по духу.
    Вообще динамика - это всегда нарушение гармонии.
    Смещение центра композиции, нарушение законов перспек- тивы, анатомии, естественного баланса света и тени. Но эти нарушения должны быть на службе у художника, а не хозяй- ничать без его ведома в его работах. Поэтому сначала следу- ет научиться рисовать «по правилам» - а затем сознательно нарушать их, преследуя определенные задачи.
    Итак, дорогие коллеги, я рассказала вам почти все, что знаю о человеке. Надеюсь, что эта информация хоть немного облег- чит ваш творческий путь. На прощание в сотый раз повторю
    - не забывайте о натуре, пожалуйста, не забывайте о натуре.
    Рисуйте статуи - они удивительно терпеливые позеры.
    Засим желаю вам удач и творческих успехов!
    205
    Вера Величко
    Бегущий по рельсам
    Фрагмент
    2010г.
    Вера Величко
    Скрипач
    Фрагмент
    2010г.

    СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ
    ЛИТЕРАТУРЫ
    Г
    ОТФРИД БАММЕС
    Анатомия для художников
    Е
    НЁ БАРЧАИ
    Анатомия для художников
    Б
    ЁРН ХОГАРТ
    Рисунок человека в движении
    Ш
    ЕППАРТ ДЖОЗЕФ
    Исскуство рисования человеческого тела
    Д
    ЖОРДЖ БРИДЖМЕН
    Полное руководство по рисунку с натуры
    С
    АРА СИМБЛЕТ
    Анатомия для художников

    Величко Вера Андреевна
    АНАТОМИЯ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ
    Корректор - Е. М. Карпова
    Редактор - А. В. Величко
    Иллюстрации - А. В. Величко
    Дизайн, верстка - А. В. Величко
    Книга подготовлена к печати во имя справедливости частным издательством «Полиграфиня»
    Издано по заказу Московского Государственного
    Университета Печати имени Ивана Федорова,
    27550, г.Москва, ул. Прянишникова, д. 2A. тел. 8 (499) 976-40-77
    Факс: 8 (499) 976-06-35
    E-mail: info@mgup.ru
    Сайт: http://www.mgup.ru
    Печать офсетная. Формат 60х90 1/12
    Усл. печ. л. 18. Тираж 5000 экз.
    Гарнитура Calibri
    Подписано в печать 05. 06. 2013 г.
    Отпечатано в типографии ОАО «Смит Энд Хартман»
    ул. Перовская, д. 65, Москва, 111394
    1   2   3   4


    написать администратору сайта