эссе. ахмет байтурсынов. Я стремлюсь поднять культуру и благосостояние казахов, а так как это дело находится в зачаточном состоянии, я поклонюсь той власти, которая поддержит мои начинания
Скачать 26.55 Kb.
|
«Я стремлюсь поднять культуру и благосостояние казахов, а так как это дело находится в зачаточном состоянии, я поклонюсь той власти, которая поддержит мои начинания!» или в этом году исполняется 150 лет со дня рождения Ахмета Байтурсынова Одним из лидеров национально - освободительного движения в Казахстане начала XX века, был государственный деятель, основатель казахского языкознания и литературоведения, реформатор казахской письменности в начале ХХ века, просветитель Ахмет Байтурсынов. Тюрколог, публицист, педагог, переводчик, общественный деятель Ахмет Байтурсынов родился 5 сентября 1872 года в селе Сарытубек Жангельдинского района Костанайской области. В возрасте девяти лет, окончив русско - казахскую школу, Ахмет поступил в Оренбургскую четырехлетнюю школу для подготовки учителей. В 1895 году по решению педагогического совета он стал учителем начальной школы. В 1895 году началась трудовая деятельность молодого Ахмета. До 1909 года он преподавал в русско - казахских школах в Актюбинской, Костанайской и Каркаралинской областях, работал учителем в Каркаралинском училище, затем в Омске, а потом в Тургайском областном народном училище. Политический путь Ахмета Байтурсынова начался в 33 года. Ахмет Байтурсынов, один из соавторов петиции Каркаралы, написанной в 1905 году на Кояндинской ярмарке. Ее подписали 14 500 человек. В ней требовали отмены царской цензуры, реформирование царской судебной системы в Казахстане с учетом интересов казахского населения, развитие народного образования в соответствии с интересами казахского народа, свободы совести, свободы религии, публикации казахских газет, открытие казахских издательств и отмены переселения крестьянства из европейской части Российской империи в казахскую степь. С этого времени Байтурсынов был взят под контроль царской охранки. В 1908 году он был заключен в каркаралинскую тюрьму за свои политические взгляды и через два года был выслан в Оренбург. Он был также подвергнут тюремному заключению, когда находился в Семипалатинске. Ахмет Байтурсынов за публикацию статей, описывающих социальное положение казахского населения и колониальную политику царизма в отношении его подвергнут тюремному заключению. Говоря о жизни Байтурсынова в Оренбурге, необходимо заметить, что она была самой плодотворной в его общественной и политической деятельности. Он был соавтором первой национальной газеты «Казах», основанной им совместно Алиханом Бокейхановым и Миржакыпом Дулатовым, в ней они поддерживали нарождающуюся казахскую национальную интеллигенцию. В 1917 году, после падения царской власти в России, многие казахи, включая Байтурсынова, вздохнули с облегчением, ведь Февральская революция дала надежду на самоуправление и избавление от гнета. Воспользовавшись моментом, Ахмет со своими сподвижниками создал партию «Алаш», которая стала во главе новой автономии Алаш - Орда. Это государство просуществовало до 1920 года, пока не было вынуждено перейти под контроль СССР. После этого Алаш - Орду ликвидировали как государственное образование. Всех родоначальников автономии амнистировали, однако к концу 1930 - х мало кто из них остался в живых. Ахмет Байтурсынов был членом рабочей группы по подготовке программы партии Алаш, а на 2 - ом Всеказахском съезде Алаш - Орды по его инициативе был создан Комитет по образованию, Байтурсынов единогласно был избран на пост председателя Алаш - Орды. В марте 1919 года Ахмет Байтурсынов поехал в Москву для переговоров с советским правительством от имени правительства Алашорды; Ахмет Байтурсынов был назначен заместителем председателя Совета народных комиссаров и Казахского военно - революционного комитета. Под влиянием Байтурсынова советское правительство принесло извинения руководителям и членам Алаш - Орды. В 1920 году он направил письмо правительству Ленина с резкой критикой первого шага в управлении Казахстаном. В качестве члена Казревкома Байтурсынов активно участвует в процессе определения казахстанско - российской границы. После официального протеста Байтурсынова против решения о присоединении Костанайского области к Челябинской области, советское правительство приняло решение о возвращении Костанайской области в состав Казахской АССР. Ахмет Байтурсынов был членом правительства Казахской АССР, созданного в августе 1920 года, а в 1920 - 1921 годах занимал должность Уполномоченного по национальному образованию Казахской АССР. В 1922 году работал в Академическом центре при Народном комиссариате просвещения Казахской АССР, в Научно - литературной комиссии при Народном комиссариате торговли в 1922 - 1925 годах и председателем Исследовательского общества Казахской АССР. Ахмет Байтурсынов принимал активное участие в политической борьбе за свободу и равенство казахского народа под руководством Алихана Бокейханова. Принимал самое прямое участие в создании национально - патриотической политической партии «Алаш». Алихан Бокейханов был одним из лидеров казахского народа и партии «Алаш». Ахмет Байтурсынов внес большой вклад в сбор и издание казахских народных сказок. Байтурсынов также переводил на казахский стихи Пушкина, Лермонтова, Вольтера и др. Ахмет Байтурсынов написал учебники по казахскому алфавиту и казахскому языку. Алфавит Ахмета Байтурсынова, изданный в типографиях Уфы и Оренбурга в 1911 – 1912 годах, был переиздан 7 раз и широко использовался в учебном процессе в казахских школах в 1920 – середина 1930 - х годов. 2 июня 1929 года Ахмет Байтурсынов был арестован в Алматы вместе с 43 активистами движения «Алаш» и до конца этого года был отправлен в Бутырскую тюрьму в Москве для расследования. В следующем году он был приговорен к смертной казни по решению «тройки» ОГПУ при Совете народных комиссаров СССР. Но это решение много раз менялось. В январе 1931 года он был осужден на десять лет лагерей, а в ноябре 1932 года был отправлен в ссылку в Архангельск. В 1934 году с помощью жены Горького Е. П. Пешковой Байтурсынов был досрочно освобожден и вместе со своей семьей вернулся в Алматы. К сожалению, письмо Сталина в редакцию журнала «Ак жол» от 29 мая 1925 года послужило основой для нового политического преследования Ахмета Байтурсынова и его последователей как «казахских националистов». В декабре 1937 года новая волна сталинских репрессий обрушилась на Ахмета Байтурсынова. Его около года держали в тюремных казематах. На одном из бесконечных допросов на вопрос чекиста о приверженности власти Байтурсынов ответил: «Я стремлюсь поднять культуру и благосостояние казахов, а так как это дело находится в зачаточном состоянии, я поклонюсь той власти, которая поддержит мои начинания!» В начале зимы 1938 года его расстреляли. Ахмет Байтурсынов. Краткая биография, стихи, викторина Ахмет Байтурсынов (1872 — 1937) был человеком, который с детства стремился к знаниям, а потом все силы отдавал просвещению своего народа. Наверное, занятия наукой ему были ближе, чем политика, но он понимал, что мало просто преподавать науки, нужно менять жизнь людей, поэтому политическая борьба стала важной частью его жизни. Живя в переломное время, Байтурсынов никогда не изменял своим принципам, даже если знал, что это опасно. Не случайно Мухтар Ауэзов назвал его «вождём казахской интеллигенции». Байтурсынов в 1909 был арестован прямо на глазах у своих учеников, его по этапу отправили в семипалатинскую тюрьму, где он провел 8 месяцев, а затем был выслан за пределы казахских степей в Оренбург. Среди улик к делу будет подшит перевод его стихов: Нет, не могу с судьбой я примириться, Когда насилье порождает страх Не может к людям речь моя пробиться, Зажатая в безжалостных тисках. Не можешь правду людям рассказать О горьком их и жалком прозябаньи. И горько думать: людям не понять, За что им это наказанье. Вообще же в начале XX века Байтурсынов наряду с преподаванием и политикой увлекался сочинением стихов. В 1909 году в Петербурге выходит его первый сборник «Сорок басен». Это переводы известных басен Крылова: «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Мартышка и очки», «Свинья под дубом», «Волк и журавль» и другие. Для Байтурсынова перевод басен не был самоцелью. Педагог, он хотел, чтоб его ученики усваивали уроки нравственности через поэтический текст. Надо сказать, издать эти переводы известного баснописца на казахский было непросто: возникали проблемы с цензурой, книгу считали вредной. Возможно, она не вышла бы, если бы за нее не боролся Алихан Букейханов. В одном из его писем мы читаем: «Один мой знакомый казах перевел на казахский язык чудными стихами 41 басню, преимущественно И. А. Крылова». Забавно, что в 1904 году он пишет о Байтурсынове как о человеке без образования: «Он талантливый молодой киргиз, к сожалению, не получивший даже среднего школьного образования и вынужденный ныне посвящать всё время на добывание средств к жизни». Кажется, они еще не были знакомы. А, может, он нарочно стремился представить автора человеком безобидным? Но ничего не помогло. Выпустить басни Байтурсынова Букейханов смог лишь через 5 лет в 1909 году, в Петербурге. Кстати, говорят, не без его заступничества поэт был освобожден из семипалатинской тюрьмы. В 1911 году вышел сборник «Комар», где Байтурсынов с болью и гневом писал о пороках людей. Вот несколько его острых стихов. Современное бытие казахов Мы в утлой, старой, ветхой лодке Сидим без весел, без ветрил. Дёрем мы, споря, свои глотки, Плывем… А сумрак путь затмил. Плывем туда, куда нас волны, Как щепку могут отнести. Одни проклятия и стоны Никак не смогут нас спасти И до судьбы такой плачевной Мы не сегодня добрались, Уже давно, единство предав, Мы по лачугам разбрелись. Сшибаясь, грызлись мы друг с другом, Считали сена каждый стог… Устав терпеть вражду и ругань, Другим угодья отдал Бог. Вот тут-то мы и прослезились: “Пристать бы к берегу, вот-вот…” Но с мыслью многие смирились: “Что отнял Бог, то Бог вернет”. (1909 г.) А вот стихи Байтурсынова, посвященные Абаю: Сеятель человечности Посеять человечность он решил В сердцах, закоченевших изнутри, Для всех несчастных, не жалея сил, Трудился от зари и до зари. Сей труд напрасным обречен был быть: Рабы привыкли лишь по-рабски жить. Покорно прозябал двуногий скот Не в силах жалкий рок свой изменить. Не в том ли разве назначение скота, Чтоб резать, ездить, стричь и бить? Хомут на шее должен он носить, Кнут и сапог наездника сносить. Кто роль скота привык прилежно исполнять, Не может на других за свой удел пенять: Погонщик вмиг сошлется на осла, Которого без плетки не поднять. (1908 г.) Байтурсынов вряд ли считал себя профессиональным поэтом, но в разные периоды жизни брал руки перо. Среди его стихов есть и философские размышления о жизни и смерти. Без радостей, утех проходит жизнь, Иного выбора мне не оставил Бог. К чему пустые в жизни миражи. Коль истину познать ты в ней не смог. Усталость будет, отдых на пути. Но разве трудностям сломать мужчину? С пути прямого не смогу сойти, К великой цели устремясь отныне… Оказавшись в Архангельске в ссылке, он лишен средств к существованию, потому что» безработный не получает ни продовольственной, ни столовой карточек — это значит покупать продукты питания на рынке по вольным ценам. Для поступления на физическую работу мешает моя инвалидность, а на конторские и канцелярские работы не принимают меня как административно- высланного. 2 месяца живу без работы и поддерживаю свою жизнь, продавая последние пожитки из белья, постельных принадлежностей». В ссылке он напишет стихи: Какой суровой мере наказания Ни подвергала бы поэта власть. Его слова звучат как назидание. Не покидает его сердце страсть. В краю, где стынет белое безмолвие. Его душе безмолвной не бывать… Благодаря заступничеству Е. Пешковой и А. Букейханова, который жил в Москве и имел связи со старыми революционерами, в 1934 г. он был освобожден и вернулся в Алма-Ату. Но когда через 3 года началась новая волна репрессий, в октябре 1937 года он был арестован, а 8 декабря 1937 г. расстрелян. Реабилитирован Ахмет Байтурсынов был лишь в 1988 году. На памятнике установленном вв Костанае высечены строки из его стихов: Мне ли бояться смерти в грядущем? Ей нечего взять, кроме бренного тела. И я не исчезну, бессмертную душу К потомкам влечет мое кровное дело. Я верю в святое свое назначенье, Я будущим жил, и был этим храним. Пусть ныне не понят своим поколеньем, В грядущее верю всем сердцем своим |