Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Скачать 6.29 Mb.
|
202.ВЫБРАЛ ДЛЯ ЕДЫ БЕЛЫХ И ЧЕРНЫХ ГОЛУБЕЙ — А ТЕ ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИВ праздничный день запрещается есть голубей, находящихся в голубятне, если они не были выбраны заранее, до наступления праздника. Спрашивается, что произойдет, если для съедения в праздник были заранее выбраны черные и белые голуби, но когда за ними пришли, выяснилось, что черные голуби находятся там, где были белые, и наоборот? В чем тут сомнение? С одной стороны, можно предположить, что голуби, находящиеся сейчас в голубятне, это те самые голуби, которые были выбраны заранее, — они просто поменялись местами; в таком случае их можно есть. С другой стороны, не исключено, что заранее выбранные голуби улетели из голубятни, а голуби, находящиеся там сейчас, прилетели позднее; естественно, в таком случае есть их в праздник нельзя. Талмуд принял сторону запрета. Он постановил, что в данном случае выбранные заранее голуби улетели из голубятни, так что находящихся там в праздник голубей есть нельзя. Вавилонский Талмуд, трактат Бейца 10б 203.О ЖЕНЩИНЕ, ВО ВЛАГАЛИЩЕ КОТОРОЙ ОКАЗАЛСЯ КУСОК ПАДАЛИТалмуд подробно обсуждает статус женщины, во влагалище которой попал кусок падали — то есть мясо мертвого животного. Как известно, во времена существования Иерусалимского Храма действовали правила ритуальной чистоты. Всякий, кто по какой-либо причине становился ритуально нечистым, должен был очиститься посредством процедуры, включавшей, помимо прочего, погружение в микву — специальный водоем для ритуальных очищений. Оскверниться можно было, в частности, прикоснувшись к падали или к нечистому животному, как сказано в Торе: «Или кто прикоснется к какому-нибудь гаду, от которого он сделается нечист... и не должен есть святынь, прежде чем омоет тело свое водою» (Левит 22,5-6). В соответствии с Галахой, человек может оскверниться, даже не вступая в непосредственный контакт с нечистотой (например, если ее источник находился в корзине, которую он нес). В то же время источник нечистоты не оскверняет, если он пребывает «внутри организма» — скажем, в пищеводе или в женской матке. Мудрецы спросили: является ли нечистой женщина, во влагалище которой обнаружена падаль? Прежде всего, следует иметь в виду, что падаль может оказаться во влагалище женщины без того, чтобы та предварительно прикоснулась к ней руками и стала оттого нечистой. Например, ее могла поместить туда другая женщина. Сомнение мудрецов состояло в следующем: с одной стороны, женщина не прикасалась к падали ничем, кроме стенок влагалища, а падаль не способна осквернять прикосновением изнутри организма. Следовательно, женщина чиста! С другой стороны, влагалище не является в полном смысле слова внутренней частью организма, поскольку в него можно проникнуть руками; быть может, его следует считать «открытым» местом, при прикосновении к которому падаль способна осквернять. Мнения мудрецов разделились. Абайе считал женщину в подобной ситуации чистой, а Рава — нечистой. Вавилонский Талмуд, трактат Нида 42б 204.ТЕЛО ЖЕНЩИНЫ, СГНИВШЕЕ ВМЕСТЕ С НАХОДЯЩЕЙСЯ В НЕМ СПЕРМОЙКак известно, еврей, прикоснувшийся к мертвому телу другого еврея, становится ритуально нечистым, и ему запрещается входить в Храм. С теорией нечистоты мертвого тела связаны множество сложных законов. Один из них касается свойств мертвого тела, находящегося в состоянии разложения. Мудрецы установили, что единичное разложившееся мертвое тело оскверняет; в то же время два разложившихся мертвых тела, лежащие вместе, не оскверняют того, кто к ним прикоснулся. Более того, если к разложившемуся трупу присоединен любой другой (не имеющий к нему отношения) предмет, прикосновение к трупу более не оскверняет. Мудрец по имени рабби Йирмия спросил: оскверняет ли разложившийся труп беременной женщины? В чем тут сомнение? С одной стороны, раз в чреве женщины находится зародыш, ее тело можно считать соединением двух разных существ. С другой стороны, зародыш рассматривается Галахой как часть тела матери, поэтому они должны считаться единичным существом. Рабби Йирмия осведомился также: женщина, умершая после полового акта, когда мужская сперма еще находится в ее чреве, — будет ли ее разложившееся тело оскверняющим? В чем тут сомнение? С одной стороны, поскольку сперма должна была оплодотворить яйцеклетку, ее следует считать частью тела женщины. С другой стороны, сперма была порождена другим телом, телом мужчины и потому ее следует считать посторонним вкраплением в теле женщины. Другой мудрец, рав Папа, задал такой вопрос: экскременты в кишках мертвеца, сгнившие вместе с ним, — аннулируют ли они нечистоту разложившегося тела? В чем тут сомнение? С одной стороны, человеку свойственно есть и переваривать пищу, стало быть, экскременты, находящиеся в кишках, должны считаться частью его тела. С другой стороны, экскременты — продукт переработки пищи, источник которой вне тела, поэтому они могут считаться посторонним вкраплением и избавлять разложившееся тело от нечистоты. Третий мудрец, рав Аха сын рава Ики, спросил: что говорит закон о коже человека, сгнившей вместе с его телом? Что с его слюной и мокротой, сгнившими вместе с ним? Один из учеников ответил: если кожа мертвеца, его слюна и мокрота должны рассматриваться как посторонние вкрапления, освобождающие разложившееся тело от нечистоты, в каком же случае разложившееся мертвое тело все-таки оскверняет — ведь все мертвецы сгнивают вместе со своими экскрементами, кожей и слюной? Ему ответили: речь идет о случае, когда мертвому телу сделали клизму (отделив от него экскременты) или когда его кожа была отделена от тела при помощи горячей воды. Вавилонский Талмуд, трактат Назир, 51а и 51б |