Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница49 из 135
1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   ...   135


85. ПАСХАЛЬНЫЙ ПИЛЬПУЛЬ46: ПОЛОВИНА КЕЗАЙИТА ХАМЕЦА В ДОМЕ



Талмуд установил, что кусок хамеца подлежит уничтожению в Песах, лишь если его размер превышает установленную еди­ницу, кезайи47, условно приравненную к объему оливки (или, когда речь о весе, примерно к 30 граммам). Если кусок хамеца по размеру меньше, чем кезайит, уничтожать его не обязательно.

Обсуждая вопрос о куске хамеца размером с половину кезайита, мудрецы высказали опасение, что два таких «безобидных» (малень­ких) куска теста могут оказаться соединенными «ниточкой» (тонкой полоской) теста, так что общий размер образовавшегося куска достиг­нет кезайита. В таком случае эти куски необходимо уничтожить.

Мудрецы выдвинули такое условие: чтобы уничтожение обоих маленьких кусков стало обязательным, соединяющая их поло­ска теста должна быть прочной: именно, такой, что если потянуть ее вверх, оба куска потянутся вслед за ней. Если в ходе такого эксперимента полоска обрывается, куски теста можно не уничтожать.

Один из мудрецов ограничил действие этого условия ситуацией, когда оба куска теста лежат в одной миске. Если же они просто нахо­дятся где-то в доме, их необходимо уничтожить из опасения, что при уборке их сметут вместе, так что они составят один большой, равный кезайиту, кусок.

Кроме того, мудрецы выразили сомнение по поводу правила, относящегося к более «мягким» ситуациям, — например, когда один маленький кусок теста находится в доме, а другой на чердаке, один в доме, а другой — на террасе, один в одной квартире, а другой — в соседней, один — в одном доме, а другой — в соседнем. Обязательно ли уничтожать маленькие куски во всех этих случаях?

Талмуд не дал определенного ответа на эти вопросы.
Вавилонский Талмуд,

трактат Песахим 45б

86.О ЧЕЛОВЕКЕ, СЪЕВШЕМ ПОЛОВИНУ КЕЗАЙИТА МАЦЫ, ИЗВЕРГШЕМ ЕГО НАРУЖУ И СЪЕВШЕМ ЕГО ЗАНОВО



Дабы заслужить наказание, установленное за съедение запре­щенных продуктов, необходимо съесть их не менее кезайита — количества, условно приравненного к объему оливки (или, когда речь о весе, примерно к 30 граммам). Тот, кто съел меньшее количество, — не заслужил наказания.

Мудрецы разошлись во мнениях по следующему вопросу. Допу­стим, некий человек съел лишь половину единицы (кезайита) запре­щенного продукта, а затем стошнил, извергнул съеденное наружу и съел его заново. Заслужил ли он наказание?

С одной стороны, он насладился процессом поедания полного кезайита, съев два раза по половинке. С другой стороны, в его желудке оказалась всего половина кезайита и соответственно лишь половинное количество калорий.

Талмуд постановил, что решающим фактором является процесс еды и доставляемое им наслаждение, а не количество попавшей в желудок пищи. Поэтому человек, дважды съевший одну и ту же половину кезайита запрещенного продукта, подлежит наказанию. Из этого постановления было сделано интересное следствие. Как известно, для того, чтобы выполнить пасхальную заповедь о съе­дании мацы (как и многие другие «съедобные» заповеди), необхо­димо съесть полный ее кезайит. Однако и тот, кто располагает лишь половиной кезайита мацы, может выполнить заповедь. Для этого он должен съесть имеющуюся в недостаточном количестве мацу, извер­гнуть ее наружу и съесть заново.
Вавилонский Талмуд,

трактат Хулин, 103б


87.ОТКУДА ИЗВЕСТНО, ЧТО ПОСРЕДСТВОМ ПОЛОВОГО АКТА МОЖНО ЛЕГАЛЬНО ПРИОБРЕСТИ ЖЕНУ



Приобретение мужчиной жены — это юридическая материальная сделка, легально заключающая брак. Мудрецы Мишны устано­вили, что существует три способа заключить брак, то есть приобре­сти женщину в жены: посредством уплаты денег, посредством заклю­чения брачного контракта или посредством полового акта.

Если избран третий способ, мужчина и женщина должны уеди­ниться на глазах у двух свидетелей (впрочем, остающихся снаружи, за дверью комнаты, в которой уединяются будущие супруги). Муж­чина должен сказать женщине: «Вот, посредством этого полового акта ты посвящаешься мне по установлению Моисея и Израиля» — и затем совокупиться с ней.

Мудрецы Талмуда попытались выяснить, на чем (например, на каком библейском пассаже) основано базисное утверждение, что заключение брака требует юридической сделки. Ведь Тора говорит об этой процедуре вскользь, как о чем-то само собой разумеющемся, всегда как введение к другим семейным установлениям.

Так, например, в Торе сказано: «Если кто возьмет жену и вой­дет к ней, и возненавидит ее, и возведет на нее ложные обвинения, и пустит о ней худую молву» (Второзаконие 22,13). Здесь сказано просто и вскользь — «возьмет жену», но не объяснено, каким образом должна совершаться брачная сделка. Тора сочла нужным разъяснить, что произойдет, если муж оклевещет жену, но не то, каким образом был заключен их брак.

Аналогично, в Торе сказано: «Если кто возьмет жену и овладеет ею, то если она не найдет благоволения в его глазах, потому что нашел в ней что-то постыдное, то он напишет ей разводное письмо и даст ей в руку, и отправит ее из дома своего» (Второзаконие 24,1).

Тора сочла необходимым объяснить, каким образом мужчина разво­дится с женой, но не как он на ней женится.

Существуют и иные сходные примеры (см., например, Второзако­ние 24,5).

В частности, мудрецы задались центральным вопросом: где в Торе содержится указание на то, что половой акт может служить легаль­ной процедурой брачной сделки?

Им ответили: в пассаже, разъясняющем вопрос о прелюбодеянии с замужней женщиной, сказано следующее: «Если найден будет кто лежащим с женой, которой овладел муж (беулат баал), то да умрут вместе оба: мужчина, лежавший с этой женщиной, и эта женщина» (Второзаконие 22,22). по словам мудреца рабби Авагу, выраже­ние «которой овладел муж» указывает, что он стал мужем, овладев женой, то есть приобрел жену посредством полового акта.

Мудрец по имени рабби Зейра задал важный вопрос: отчего рабби Авагу использовал в качестве указания Торы именно этот стих? Ведь рабби Йехуда а-Наси (редактор Мишны) задолго до него сослался в тех же целях на другой (цитированный выше) стих: «Если кто возь­мет жену и овладеет ею» (Второзаконие 24,1). Почему рабби Авагу не удовольствовался указанием, устроившим редактора Мишны? На первый взгляд, этого указания достаточно: вполне можно утверж­дать, что упомянутый в этом стихе мужчина стал мужем своей жены, овладев ею посредством полового акта!

Рабби Зейре ответили: в данном стихе сказано «возьмет жену и овладеет ею»; его можно интерпретировать в том смысле, что для заключения брака необходимы два последовательных действия — приобретение жены за деньги и половой акт; лишь после этих дей­ствий брачная сделка может считаться легально оформленной. Поэ­тому рабби Авагу и стал искать в Торе другое указание.

Мудрецы возразили: сама идея о том, что для совершения брачной сделки могут быть необходимы два эти легальных действия, явля­ется ошибочной! Ведь в таком случае невозможно представить себе неоднократно упомянутую в Торе замужнюю девственницу!

[В Торе многократно упоминается обрученная девственница; следует иметь в виду, что на языке Торы и Талмуда именно обруче­ние — в чем бы оно ни состояло — и считалось юридическим браком. Реальное осуществление брака после церемонии под балдахином — хупой — в древности могло быть отделено от юридического длитель­ным промежутком времени, даже годом. Тем не менее обрученная девушка считалась в легальном смысле слова замужней женщиной.]

Между тем, секс с замужней девственницей карается, согласно Торе, смертной казнью через побиение камнями (в отличие от секса с замужней недевственной женщиной, который карается смертной казнью через удушение). Если для того, чтобы девушка считалась юридически замужней, она должна пройти сначала через обручение (став объектом денежной сделки), а затем через половой акт, откуда может взяться девственная замужняя женщина? Если же женщина прошла только через обручение (денежную сделку), она, в рамках этой схемы, все еще не замужем и не может совершить прелюбодея­ние как замужняя женщина.

Мудрецам возразили: замужняя девственница может возникнуть и в рамках этой теории — если муж, приобретя жену посредством денежной сделки, затем осуществил с ней анальный секс, ибо в таком случае она может считаться девственницей.

Мудрецы ответили: даже если муж овладел женой только анально, она (оставшись технически девственницей) уже не считается нетро­нутой, то есть девственной, и рассматривается (например, при уста­новлении наказания за прелюбодеяние) как имевшая сексуальное прошлое; иными словами, юридически она уже не девственница.

Резонно спросить: действительно ли все авторитеты единодушно полагают, что если муж имел с женой только анальный секс, она счи­тается юридически недевственной?

На этот вопрос следует дать утвердительный ответ. Вот откуда он берется. Оказывается, мудрецы установили, что если обрученная (юридически замужняя) девственница имела анальный секс с деся­тью посторонними мужчинами подряд, она юридически трактуется как девственница и, следовательно, все десять мужчин должны быть побиты камнями (а не удушены) как имевшие секс с замужней дев­ственницей. Однако если муж ранее имел с ней анальный секс, эти десять мужчин должны быть удушены (а не побиты камнями), как установлено законом в наказание за секс с замужней недевственной женщиной.

Мудрецы вернулись к поставленному ранее вопросу: может ли появиться девственная замужняя женщина в рамках теории, утверж­дающей, что для юридического заключения брака денежной сделки недостаточно — необходим также половой акт? Им ответили: да, может — в случае, если женщина вышла замуж при посредстве брач­ного контракта (а не став объектом денежной сделки); брачный кон­тракт заведомо юридически достаточен для заключения брака, сле­довательно, эта женщина поначалу и замужем, и девственница.

Ученики мудрецов задались вопросом: в какой момент брак через совокупление вступает в силу? Достаточно ли для этого ввести толовку мужского члена в половой орган женщины, или же необхо­димо, чтобы член вошел туда целиком?

Ответ на этот вопрос имеет практическое значение, например, в случае, если в самый момент ритуального совокупления появился другой мужчина и взял в жены совокупляющуюся женщину при посредстве денег.

Предположим, в ходе совокупления первый мужчина успел вве­сти только головку своего члена. Спрашивается, за кем из двух муж­чин оказалась замужем совокуплявшаяся женщина? Если введения головки члена достаточно, она, несомненно, замужем за первым муж­чиной, если нет (то есть если для совершения таинства брака необхо­димо ввести член целиком) — за вторым.

Талмуд постановил, что для того, чтобы ритуальное совокупление привело к заключению брака, необходимо ввести член целиком, ибо тот, кто вступает в брак при посредстве полового акта, несомненно, имеет в виду полные сексуальные отношения48.
Вавилонский Талмуд,

трактат Кидушин 9б-10а

1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   ...   135


написать администратору сайта