Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница50 из 135
1   ...   46   47   48   49   50   51   52   53   ...   135

88.МОЖНО ЛИ ВЗЯТЬ В ЖЕНЫ ПОЛОВИНУ ЖЕНЩИНЫ



Как мы уже знаем"49, взятие женщины в жены является с точки зре­ния Галахи имущественной сделкой — покупкой женщины муж­чиной. Тот, кто берет женщину в жены (как это принято на еврейских религиозных свадьбах), передавая ей кольцо и произнося традицион­ную формулу: «Ты посвящаешься мне при посредстве этого кольца по закону Моисея и Израиля», попросту приобретает жену посред­ством финансовой сделки, ибо кольцо трактуется в данном случае лишь как предмет, имеющий денежную стоимость, превышающую установленный минимум — пруту50 (поэтому оно может быть заме­нено любым другим имеющим ценность предметом).

Мудрецы установили, что нельзя приобрести жену, заплатив за нее меньше пруты (древняя прута сравнима по покупательной способ­ности с одним нынешним израильским шекелем"51). Поэтому невоз­можно приобрести жену в обмен на кольцо, стоящее менее одного шекеля; такая брачная сделка будет признана недействительной, а «приобретенная» женщина останется свободной и незамужней.

Вопросу о приобретении жены за деньги посвящены сложнейшие диспуты и целая талмудическая библиотека. Так один из крупней­ших вавилонских мудрецов, Рава, поднял следующий поучительный вопрос: что если мужчина скажет своей избраннице: «Я приобретаю одну половину тебя за полпруты и другую половину тебя — за другие полпруты»? Можно ли в таком случае считать сделку и заодно с ней брак состоявшимися?

В чем тут проблема? С одной стороны, половины пруты недоста­точно для совершения сделки — и, следовательно, брак не состоялся.

С другой стороны, поскольку мужчина немедленно добавил еще полпруты на приобретение оставшейся в девичестве половины жен­щины, быть может, следует рассматривать данную сделку как приоб­ретение всей женщины за целую пруту?

На этом Рава не останавливается. Он спрашивает: что будет, если мужчина скажет под хупой своей невесте следующее: «Я приобретаю одну половину тебя за пруту и вторую половину — также за пруту»? Или: «Одну половину тебя за пруту немедленно и вторую поло­вину — за пруту завтра»? Или просто: «Две твои половины — за пруту»!

Иными словами, Раву занимает следующий вопрос: можно ли приобрести жену по частям?

Другой мудрец, рав Папа, развивая тему, спросил: что если муж­чина скажет женщине: «Я приобретаю твою дочь и твою корову за пруту»! Быть может, эту формулу следует понимать так: я при­обретаю твою дочь за пруту, а твою корову иным установленным законом образом (скажем, сдвинув ее с места); в таком случае сделка успешно совершается; быть может, речь идет о приобретении жен­щины за первые полпруты и коровы — за вторые; в таком случае брачная сделка является недействительной.

Талмуд не дает ответа на эти вопросы.
Вавилонский Талмуд,

трактат Кидушин 7б

89.ЕСЛИ СОБАКА ГОНИТСЯ ЗА ЖЕНЩИНОЙ



Как мы уже знаем52, мудрецы установили, что женщина может быть приобретена (взята) в жены посредством денежной сделки. Нынешний обычай приобретать жену взамен золотого кольца есть частный случай этого установления (ибо жена приобретается не вза­мен самого кольца, а взамен его денежной стоимости). Нет необхо­димости приобретать жену за наличные деньги; она может быть при­обретена в обмен на любые предмет или услугу, имеющие денежную стоимость.

Например, мужчина, желающий жениться на женщине, может сказать ей: ты посвящаешься мне (то есть приобретаешься мною в жены) взамен такого-то танца, который я станцевал перед тобой, согласно закону Моисея и Израиля.

Если женщина или ее отец в случае, если женщина является несо­вершеннолетней, согласны и мужчина действительно сплясал танец, денежная стоимость которого превышает ценность пруты, то есть, грубо говоря, одного нынешнего израильского шекеля, женщина считается приобретенной в жены.

Мудрецы Талмуда подробно взвешивают различные житейские ситуации, порождающие денежные стоимости, в контексте приобре­тения жены.

Мудрецы обсуждают, к примеру, случай, когда собака преследует женщину, убегающую от нее в страхе. Некий мужчина подходит к женщине и говорит: ты посвящаешься мне за то, что я спас тебя от этой собаки, по закону Моисея и Израиля. Будет ли такая брачная сделка действительна?

В чем тут сомнение? С одной стороны, женщина наверняка согла­силась бы заплатить за свое спасение не менее пруты, поэтому дей­ствиям мужчины следует приписать некую денежную ценность. С другой стороны, поскольку каждый человек обязан бесплатно избавлять других от опасности, спасение женщины не может счи­таться имеющим денежную стоимость.

[Стоит отметить, что мудрецы исходили из ошибочного предпо­ложения53, что существует «истинная» стоимость предмета или дей­ствия, абсолютная и объективная, одинаковая для всех.]

Талмуд не разрешил это сомнение, поэтому статус женщины, при­обретенной в жены таким образом, является неопределенным.
Вавилонский Талмуд,

трактат Кидугиин 8б

1   ...   46   47   48   49   50   51   52   53   ...   135


написать администратору сайта