Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница58 из 135
1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   ...   135

109.О ТОМ, КТО НАХОДИТСЯ В МИКВЕ И СОБИРАЕТСЯ МОЛИТСЯ



Человеку, чьи половые органы обнажены, запрещено молиться. Однако тот, кто находится в микве (ритуальном бассейне) в голом виде и уже не успевает одеться и прочитать молитву (одетым) в установленное время, может молиться непосредст­венно в микве при условии, что его половые органы находятся под водой.

Ученики спросили: пусть даже он находится по горло в воде (так, что одни только глаза остаются снаружи) — его сердце находится под водой и как бы «созерцает» наготу, ибо между ним и половыми орга­нами нет никакой преграды. [По этой самой причине хасиды60 опоя­сываются перед молитвой гартлем — пояском, отделяющим сердце от половых органов, а литваки61 довольствуются обычным ремнем в брюках или верхней пуговицей брюк)!]

Ученикам ответили: разрешение молиться в микве в голом виде относится лишь к бассейну, вода в котором грязная и непрозрачная, так что сердцу не удается «созерцать» половые органы.

Ученики немедленно перешли к вопросу о том, дозволено ли пятке «созерцать» половые органы; в частности, может ли человек молиться, если на нем надет халат, но нет нижнего белья.

Талмуд пришел к следующему выводу: молиться в такой ситуа­ции (то есть если пятка «созерцает» половые органы) разрешается, однако если пятка непосредственно касается половых органов, молиться запрещено.
Вавилонский Талмуд,

трактат Берахот 25б

110.МОЖНО ЛИ РЫГАТЬ И ПЛЕВАТЬСЯ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ



Один из мудрецов лично засвидетельствовал, что рабби Йехуда а-Наси (редактор Мишны!) проделывал во время молитвы сле­дующие вещи: рыгал, зевал, прикрывая рот рукой, чихал, сплевывал и стряхивал с одежды досаждавших ему вшей.

С другой стороны, когда его шалит (покрывало с кистями, кото­рым укутываются евреи во время молитвы) упал на землю, он не стал его поднимать, чтобы не отвлекаться от молитвы.

Ученики спросили: как мог рабби Йехуда а-Наси делать все выше­перечисленное во время молитвы? Ведь данные поступки противо­речат Галахе, ясно утверждающей: те, кто рыгают и зевают во время молитвы, — грубые люди; чихать во время молитвы — отвратитель­ный обычай; сплевывающий во время молитвы — плюет перед лицом царя! Следовательно, поступки, будто бы совершенные рабби Йеху­дой а-Наси во время молитвы, были в высшей степени недостойными!

Ученики примирили рабби Йехуды а-Наси с Галахой следующим образом. Его зевки и рыгание были вынужденными, в то время как Галаха запрещает зевать и рыгать лишь по своей воле. Он действи­тельно чихал, но обычное чихание не запрещено Галахой; запрещен­ным «чиханием» Галаха эвфемистически называет испускание газов. Что до оплевывания, то рабби Йехуда а-Наси не плевал на землю (что запрещено) — он сплевывал в одежду (что разрешено). Таким образом, все его поступки были дозволенными.

Попутно ученики рассказали, что другой мудрец, рав Аши, вел себя следующим образом. Когда у него во рту собиралась слюна во время молитвы, он сплевывал на землю позади себя, а не в одежду, ибо был человеком изысканных привычек.

Вавилонский Талмуд,

трактат Берахот 24а—24б

111.БЫЧЬЯ КРОВЬ, ПРОЛИТАЯ НА ПОЛ, НЕ МОЖЕТ ИСКУПИТЬ ГРЕХ



Один из ритуальных элементов искупительного жертвоприноше­ния в Иерусалимском Храме состоял в собирании крови заре­занного быка в соответствующем сосуде (тазе, который Тора и Тал­муд называют мазрек) и последующем разбрызгивании части этой крови по стенкам жертвенника. Остаток крови выливался в специ­альном месте, находившемся рядом с жертвенником (на языке Торы — у «основания жертвенника»).

Мудрецы постановили, что бычья кровь должна попадать в таз непосредственно из перерезанных вен животного, а также что таз должен вместить всю вытекшую из них кровь. Если хотя бы часть крови прольется на пол мимо таза, ей в нем уже не место. В таком случае жертвоприношение теряет свою силу и не способно искупить грех.

Обсуждая эти требования закона, мудрецы Талмуда спросили: что произойдет, если бычья кровь начнет струиться в направлении таза, но прежде чем она его коснется, дно таза отвалится и кровь прольется на пол? Можно ли в таком случае собрать кровь с пола в таз?

У мудрецов были следующие основания для сомнения. С одной стороны, кровь, не попавшая в таз, становится негодной для упо­требления, как было объяснено выше. С другой стороны, поскольку кровь струилась в правильном направлении (в направлении таза) и не попала в таз по посторонним причинам, быть может, ее все-таки следует считать принятой тазом; в таком случае можно собрать ее с пола и продолжить ритуал искупления греха.

Талмуд не разрешил это сомнение.
Вавилонский Талмуд,

трактат Зевахим 25а-25б

1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   ...   135


написать администратору сайта