Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Скачать 6.29 Mb.
|
99.О КУЧЕРЕ, ВПРЯГШЕМ В ТЕЛЕГУ ОДНОВРЕМЕННО РЫБУ И КОЗУВ Торе написано: «Не паши на быке и осле вместе» (Второзаконие 22,10). Тора запретила не только пахать на животных двух различных видов (быть может, дабы не причинять им душевного расстройства от соседства с неродственными животными), но и запрягать быка и осла для иных целей — например, для переезда из одной точки в другую или для перевозки грузов. Один из мудрецов, рабби Рехава, задался следующим вопросом: распространяется ли запрет Торы на случай, когда речь идет о совместном запряжении козы и рыбы (на берегу водоема)? Ведь поскольку коза не ходит в воду к рыбе, а рыба — на сушу к козе, вероятно, этих животных ни при каких обстоятельствах нельзя определить как запряженных вместе и, следовательно, запрещенной ситуации не возникает. Но, с другой стороны, де-факто кучер управляет телегой, которую везут вместе рыба и коза, — а совместное запряжение животных двух разных видов запрещено. Талмуд не разрешил сомнений рабби Рехавы. Вавилонский Талмуд, трактат Бава Кама 55а 100.МОЖНО ЛИ ОЧИСТИТЬ РИТУАЛЬНО НЕЧИСТУЮ ИГЛУ НА ГОЛОВЕ У ЧЕЛОВЕКА, НОГИ КОТОРОГО ПОГРУЖЕНЫ В МИКВУДля того чтобы ритуальный водоем (миква) мог очищать (погружением в него) людей и нечистые предметы, он должен содержать не менее 40 сеа (от 300 до 750 литров — смотря какой галахической системе следовать) «живой» воды, то есть воды определенного происхождения. Допустим, что перед нами миква, объем которой равен в точности 40 сеа — не больше и не меньше. Человек, который погрузится в нее, очистится, однако когда он покинет микву, та недосчитается какого-то количества воды, унесенного им на своем теле. Поэтому тот, кто погрузится после него, очиститься уже не сможет. Однако пока первый человек еще не полностью покинул микву, скажем, пока его ноги находятся в воде, ситуация остается неясной. Согласно мнению одного из мудрецов, вода, оставшаяся на покинувших микву частях тела этого человека, должна рассматриваться как соединенная с водой миквы, так что та по-прежнему содержит все 40 сеа и способна производить очищение. Ученики спросили: если принять систему мудреца, установившего, что вода на теле покидающего микву человека как бы стремится вниз и остается соединенной с водой миквы, верно ли будет утверждать обратное — что вода миквы в случае необходимости как бы поднимается вверх, соединяясь с водой, оставшейся на теле человека, так что можно очищать небольшие предметы (например, иглы), окуная их в воду, оставшуюся у него на голове, полагая, что мы погружаем их в полные 40 сеа? Рабби Йоханан дал утвердительный ответ на этот вопрос. Однако окончательный ответ на него остается неясным. Вавилонский Талмуд, трактат Хагига 19а 101.КОРОВА, РОДИВШАЯ ТЕЛЕНКА НЕПОСРЕДСТВЕННО В УТРОБУ ДРУГОЙ КОРОВЫПервенец домашнего животного (на языке Торы — «разверзающий утробу») не может быть употреблен в пищу обычным образом. Первенца приносят в жертву в Храме, после чего священники-когены съедают его мясо. Даже в наше время такой первенец запрещен для всех смертных, в том числе и для предполагаемых когенов, до тех пор, пока ему не наносят какое-либо физическое повреждение (хотя бы небольшое — например, прокалывают дыру в ухе). После этого его можно съесть. Для того чтобы получить статус первенца, теленок (или другое животное) должен удовлетворять ряду установленных мудрецами условий. В частности, он должен родиться на свет обычным образом. Теленок, родившийся в результате кесарева сечения, не обладает святостью первенца, ибо не появился на свет, пройдя обычный маршрут наружу из матки коровы через ее влагалище. Мудрецы Талмуда вели бурную полемику по вопросу о статусе первенца, обернутого в какой-либо материал еще в утробе матери. Дело в том, что поскольку этот материал отделял первенца от стенок материнской утробы, неизвестно, можно ли считать его обладающим святостью. И еще: что если крыса проглотила потенциального первенца в утробе матери и вынесла его наружу? Или: что если крыса проглотила первенца, вынесла его наружу, а потом возвратила обратно в утробу, после чего он родился естественным образом? Можно ли в этих случаях считать его настоящим первенцем? Еще один вопрос: предположим, хозяин поставил рядом двух коров утробами друг к другу, так что одна из них родила теленка непосредственно в утробу другой, а затем вторая произвела его на свет естественным образом? Можно ли считать такого теленка первенцем? Талмуд не дал ответа на эти вопросы. Вавилонский Талмуд, трактат Хулин 70а |