Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница52 из 135
1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   135

92.О ЗАВЯЗЫВАНИИ ГУСИНОГО КЛЮВА ПРИ МОЛОТЬБЕ



Как нам уже известно55, Тора запрещает затыкать рот быку, моло­тящему копытами колосья, чтобы он мог беспрепятственно пое­дать зерно, которое молотит, — ибо в Торе сказано: «Не заграждай рта быку, когда он молотит» (Второзаконие 25,4).

Один из мудрецов полагал, что запрет затыкать рот быку при молотьбе относится лишь к случаю, когда бык молотит зерно всеми четырьмя копытами, однако на быка, который молотит двумя ногами, этот запрет не распространяется (ибо в таком случае животное, как ни странно, не страдает!).

Другой мудрец спросил своего коллегу: как относится закон к использованию для молотьбы гусей или кур (существ двуногих априори): позволительно ли затыкать им рот при молотьбе ввиду малого количества задействованных ног, или же им, как и быку, нельзя препятствовать в поглощении зерна, если они молотят его всеми ногами, которые имеют?

Талмуд не дает ясного ответа на этот вопрос.
Вавилонский Талмуд,

трактат Бава Меция 91б

93.ВСТАВАТЬ ЛИ ПЕРЕД РАВВИНОМ, ЕДУЩИМ НА ОСЛЕ



Ученик, увидев идущего учителя, должен встать из уважения к нему; так мудрецы трактуют стих «Пред сединой вставай и уважай лицо старца» (Левит 19,32). Согласно закону, старец — это мудрец, учитель, раввин. Однако если раввин сидит и никуда не идет, вставать пред ним не обязательно.

Мудрецы Талмуда спросили: что говорит закон о случае, когда учитель приближается к ученику, восседая на осле? Должен ли уче­ник встать перед ним? Иными словами, как следует рассматривать учителя, сидящего на спине у идущего осла, — как сидящего или как идущего?

Один из мудрецов ответил, что в таком случае учитель считается идущим и, следовательно, ученик должен встать перед ним.

Как мудрец обосновал свое заключение? Оно основано на зако­нах ритуальной чистоты. Эти законы утверждают, в частности, что движущийся несамостоятельно, «за чужой счет», нечистый предмет (например, кусок падали, находящийся в руках у идущего человека) рассматривается как подвижный (а не неподвижный) источник нечистоты.

Аналогично, заявил мудрец, обстоит дело и в контексте исполне­ния заповеди выражения почтения к учителю.
Вавилонский Талмуд,

трактат Кидушин 33б



94.КОШЕРНО ЛИ ЖИВОТНОЕ, ЗАРЕЗАННОЕ НОЖОМ, ПРИКРЕПЛЕННЫМ К СТЕНЕ



Согласно еврейскому закону, разрешается резать животных орудиями любой природы, лишь бы они были гладкими и без изъянов, в том числе ножом, кремнем, камнем, тростником и т. д. Древние мудрецы сформулировали это правило следующим обра­зом: «Резал при посредстве кремня или тростника — животное кошерно». Из употребления слова «резал» делается вывод, что в этих случаях животное признается кошерным лишь апостериори (ретроактивно, как свершившийся факт), однако использование этих орудий убийства с заранее обдуманным намерением (апри­ори) запрещено.

Мудрецы спросили: разве не установили мудрецы Мишны в дру­гом месте, что разрешено резать животных камнем и тростником даже с заранее обдуманным намерением (априори)?

Им ответили: разрешается априори использовать для резки камень и тростник, не прикрепленные к земле, но если они прикре­плены к земле, запрещается резать ими; тем не менее если действие было произведено, животное признается кошерным.

Мудрецы спросили: разве не установили мудрецы Мишны в дру­гом месте, что животное, зарезанное камнем или тростником, при­знается некошерным?

Им ответили: в этом случае речь идет о камне, прикрепленном к земле естественным образом, например, о косяке входа в пещеру, или о тростнике, растущем из земли. Резка животных при их посред­стве (скажем, если резник приложил шею овцы к острому краю пещеры и стал двигать животное из стороны в сторону) запрещена и априори, и апостериори. Однако если камень или тростник были отделены от земли, а затем вновь соединены с ней, запрещается резать животных этими орудиями априори, но апостериори зарезан­ное ими животное кошерно.

В рамках этой системы следует различать орудия, прикрепленные к земле естественным образом, и орудия, прикрепленные к ней чело­веком.

Кроме того, мудрецы объяснили, что когда орудием убийства является вращающееся колесо, к периметру которого прикреплено лезвие, то если вращение колеса вызвано работой ног человека (как, например, вращение гончарного круга), животное, зарезанное этим орудием, признается кошерным, однако если вращение вызвано силой текущей воды, зарезанное животное некошерно, ибо оно убито не посредством физического усилия еврея, а за счет энергии воды. Мудрецы добавили, что если воды реки запружены плотиной и некий человек открыл дорогу воде, в результате чего вода пришла в движе­ние и привела во вращение колесо, то если животное было зарезано его первым поворотом, оно признается кошерным (ибо вода была приведена в движение человеком), но если животное было зарезано не первым поворотом колеса, а позже, оно некошерно (ибо зарезано энергией движущейся самостоятельно воды, а не человеческим уси­лием, в частности, не усилием человека, открывшего дорогу воде).

Сходное правило существует и в уголовном праве — в законода­тельстве о человекоубийстве. Если некто свяжет человека и оставит его на сухом дне запруженной реки неподалеку от плотины, а затем откроет плотину, так что вода обрушится непосредственно на свя­занного человека и утопит его — этот некто будет признан убийцей в полном смысле слова, но если связанный человек оставлен на зна­чительном расстоянии от плотины, так что воде пришлось пробежать значительное расстояние по руслу, прежде чем дойти до него, пре­ступник квалифицируется не как убийца, а лишь как «лицо, при­чинившее смерть», так что его наказание будет иным (гораздо более мягким).

Мудрецы сформулировали это правило так: «Первая сила вино­вна, вторая — нет». «Вторая сила» не убивает, а лишь «причиняет смерть» и, следовательно, не может быть осуждена за убийство.
Вавилонский Талмуд,

трактат Хулин 15б16а

1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   135


написать администратору сайта