Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Скачать 6.29 Mb.
|
102.МОЖНО ЛИ МОЧИТЬСЯ С НАДЕТЫМИ ТФИЛИНГалаха запрещает испражняться с надетыми (на руку и голову) тфилин56. Но запрещает ли она мочиться с ними? Ученики так и спросили: можно ли мочиться в туалете с надетыми на голову и на руку тфилин? Рав Ада разрешил, а рав Матана запретил. Ученики обратились к третьему мудрецу, Раве, и тот ответил: мочиться в туалете с надетыми тфилин запрещается, поскольку существует опасение, что по ходу дела появится необходимость испражниться или выделить газы, что запрещено. Однако тому, кто находится в поле, разрешается мочиться с надетыми тфилин. Вавилонский Талмуд, трактат Берахот 23а 103.МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ ЗНАКИ ОКРУЖАЮЩИМ В ХОДЕ ЧТЕНИЯ «ШМА ИСРАЭЛЬ»Во времена Талмуда текст Мишны еще не был записан. Весь ее свод мудрецы держали в памяти, каждый в своей редакции. Из-за этого были неизбежны разночтения и ошибки, в том числе смысловые, вызванные погрешностями в произношении слов, содержавших похожие звуки. Например, буква бет часто заменялось на пей и наоборот (эта ошибка распространена сегодня среди тех, чей родной язык — арабский). Поэтому когда Мишна приводила правило от имени Зехарии бен Кабутала, это имя часто произносилось неправильно — как бен Капутал. Однажды этот сбой произошел в присутствии мудреца по имени Рав. Услышав ошибку, Рав сделал ученикам знак рукой, указывая, что имя Кабутал следует произносить с бет, а не с пей. Рассказ об этой истории механически переходил из поколения в поколение до тех пор, пока один из поздних мудрецов не спросил: почему Рав указал на ошибку жестом, а не исправил ее словесно? Ему ответили: это событие произошло, когда Рав читал молитву Шма Исраэль] говорить в это время запрещено, поэтому он сделал знак рукой. Мудрецы возразили: если Рав действительно читал Шма Исраэль, он не мог не только разговаривать, но и делать знаки. Ведь один мудрец учил: во время чтения Шма Исраэль запрещается подмигивать, делать намеки губами и знаки пальцами. Им ответили: запрет на знаки и жесты относится лишь к моменту, когда человек читает первый фрагмент Шма Исраэль, — его чтение обязывает сосредоточиться. Однако Рав делал знаки во время чтения второго фрагмента молитвы, сосредоточиваться на содержании которого не обязательно. Вавилонский Талмуд, трактат Йома 19б 104.ДОЗВОЛЕНО ЛИ ЧИТАТЬ «ШМА ИСРАЭЛЬ» РЯДОМ С ГОЛЫМ НЕЕВРЕЕМГалаха запрещает читать молитву Шма Исраэль рядом с голым мужчиной (разумеется, евреем), половой орган которого открыт взору. Один из мудрецов, рав Йехуда, распространил это правило и на половой орган нееврея. Ученики спросили: в чем новизна постановления рава Йехуды? Разве не очевидно, что на лицезрение полового органа нееврея должен распространяться тот же закон, что и на лицезрение полового органа еврея? Им ответили: нет, это вовсе не очевидно, ибо есть основания сравнивать половой орган нееврея с половым органом осла; между тем нет запрета читать Шма Исраэль в виду полового органа осла. Почему следует сравнивать половой орган нееврея с половым органом осла? Потому, что такое сравнение содержится в Библии, у пророка Йехезкеля (Иехекиила): «И пристрастилась к тем, чья плоть — плоть ослиная» (Йехезкель 23,20). Невзирая на это сравнение, Талмуд все же запретил читать Шма Исраэль рядом с голым неевреем, поскольку в другом месте сказано: «И наготы отца своего они не видели» (Бытие, 9,23). Этот стих рассказывает о том, что Шем и Яфет, сыновья Ноя, не видели наготы (полового органа) своего отца; это обстоятельство отмечено Торой, невзирая на то, что Ной не был евреем. Стало быть, половой орган нееврея все же рассматривается Библией как непристойное зрелище. На этом основании, как сказано выше, и был расширен соответствующий запрет. Вавилонский Талмуд, трактат Берахот 25б |