Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Скачать 6.29 Mb.
|
129.ЖЕНИХИ ПЕРЕПУТАЛИ НЕВЕСТ-ДЕВСТВЕННИЦ ПОСЛЕ СВАДЬБЫ; МОГУТ ЛИ ТЕ ЗАБЕРЕМЕНЕТЬМудрецы обсуждали следующую интересную проблему. Допустим, две пары вступили в брак в ходе одной церемонии; затем женихи перепутали невест, так что каждый из них провел ночь с чужой женой. Несомненно, все четверо совершили грех прелюбодеяния по ошибке. Согласно бесспорному закону, перепутанные жены не могут немедленно вступить в новый брак; следует подождать три месяца, пока не выяснится, не беременны ли они мамзерами. В те времена трехмесячное ожидание считалось единственным надежным тестом на беременность. Мудрецы спросили: известно, что девственница не может забеременеть при первом половом акте. Почему в таком случае неудачливые невесты должны проходить тест на беременность и ждать три месяца? Один из мудрецов, рав Нахман, ответил: потому, что нельзя исключить, что женихи совершили половой акт дважды [хотя это и запрещено в брачную ночь], стало быть, следует опасаться, что невесты забеременели при втором акте. Однако если женихи ограничились одним половым актом, невесты могут вступить в новый брак немедленно. Ученики задали новый вопрос: в Торе (Бытие 38,24) рассказывается, что Тамар забеременела от первого же сношения с Йехудой (согласно традиции, Тамар была девственницей); стало быть, девственница может забеременеть при первом половом акте! Рав Нахман ответил: Тамар разорвала пальцем свою девственную плеву перед сношением с Йехудой; именно поэтому она и смогла забеременеть. Рав Нахман привел дополнительный аргумент в пользу этой версии: девственницы из семейства Йехуды а-Наси, редактора Мишны, поступали таким же образом — они разрывали пальцем девственную плеву перед брачной ночью; мало того, их традиционно называли Тамар в честь библейской героини, которой они подражали. Ученики задали еще один вопрос: Тамар встретилась с Йехудой и вступила с ним в связь лишь после того, как дважды побывала замужем — за Эром и за Онаном; отчего же мудрецы утверждают, что она была девственницей? Им ответили: в обоих своих замужествах она занималась лишь анальным сексом, так что ее девственность сохранилась. Естественно спросить: почему Эр и Онан ограничились анальным сексом? У каждого была своя причина. Онан не хотел иметь детей, а Эр боялся, что беременность испортит красоту Тамар. Вавилонский Талмуд, трактат Евамот 33б—34б 130.ОРГИИ ВО ВРЕМЕНА ПРОРОКА АМОСАПророк Амос описывал безмятежную жизнь древнего Израиля и погоню его жителей за наслаждениями. В частности, он писал: «Лежащим на кроватях из слоновой кости, срухим на ложах своих» (Амос 6,4). Слово срухим (означающее в данном случае «разлегшимся», но имеющее и другие значения) было интерпретировано мудрецом рабби Иоси, сыном рабби Ханины, как восходящее к корню «мерзкий, зловонный»; по его мнению, пророк сообщал в этом стихе, что израильтяне мочились прямо в спальнях. Другой мудрец, рабби Авагу, возразил: неужели это (разумеется, недостойное) поведение заслуживает столь тяжелого наказания — стать первыми евреями из изгнанных со Святой Земли? Ведь далее пророк говорит: «За это пойдут они в изгнание во главе изгнанников» (Амос 6,7). Рабби Йоси, сын рабби Ханины, поразмыслив над этим возражением, изменил свое мнение и объяснил слова пророка иначе: во времена Амоса израильтяне имели привычку проводить время и пить вино в смешанных компаниях, включавших как мужчин, так и женщин, совместно пировать и обмениваться женами. Поступая таким образом, они оскверняли (сарху) свои постели чужим семенем. Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 62б 131.СТАТУС БЫКА, БОДАВШЕГО ЖИВОТНЫХ В ТАКОМ ПОРЯДКЕ: БЫК, БЫК, БЫК, ОСЕЛ, ВЕРБЛЮДВо времена Талмуда экономика зиждилась в основном на сельском хозяйстве. Поэтому быки и другие домашние животные были частыми гостями на улицах городков и деревень. Понятно, что животные нередко дрались и наносили всевозможные ущербы, в частности, быки бодали друг друга и других животных. Тора, Мишна и Талмуд подробно обсуждают вопрос об ущербах, причиненных быками. В Торе сказано: «Если чей-нибудь бык забьет быка ближнего своего до смерти, пусть продадут быка живого и разделят пополам деньги за него, также и убитого пусть разделят пополам. А если известно, что бык бодлив со вчерашнего и третьего дня, а хозяин его не стережет, то должен он заплатить быка за быка, а убитый будет его» (Исход 21,35-36). То есть: если бык забодал другого быка впервые, не будучи «рецидивистом» (то есть быком, уличенным в склонности к боданию), его хозяин обязан оплатить лишь половину нанесенного убытка. Убыток, нанесенный быком-рецидивистом, должен быть оплачен целиком. Мудрецы установили, что бык становится «рецидивистом» после трех боданий. Талмуд посвятил детализации этого вопроса очень много внимания. Так, к примеру, мудрецы установили, что бык, забодавший трех быков, считается «рецидивистом» лишь в том, что касается бодания быков; в отношении, например, верблюдов и ослов он рассматривается как «невинное» животное. Поэтому если такой бык забодает осла, его хозяин оплатит лишь половину нанесенного ущерба. Еще одно интересное установление относится к случаю, когда бык бодается только по субботам. Такой бык объявляется сугубо «субботним рецидивистом», иными словами, считается, что он уличен лишь в склонности бодаться по субботам; во все остальные дни он рассматривается как «невинное» животное (хозяин которого обязан оплатить только половину нанесенного ущерба). Если бык бодал трижды и убил трех разных животных, он признается «универсальным» рецидивистом, опасным для всех видов животных. Так будет, к примеру, если бык забодал последовательно быка, верблюда и осла. Мудрецы спросили: что будет, если бык бодал животных в такой последовательности: быка, быка, быка, осла и верблюда? Кем следует признать этого быка: опасным (рецидивистом) только для быков или для всех животных сразу? В чем тут сомнение? С одной стороны, этот бык забодал трех быков подряд (всех же прочих животных — лишь по одному, причем только двух), стало быть, он должен быть признан опасным только для быков. С другой стороны, он забодал последовательно быка, осла и верблюда, стало быть, его следует признать опасным для всех животных. Можно сформулировать проблему иначе: должен ли последний забоданный бык рассматриваться как третий в череде пострадавших быков (вместе с двумя забоданными ранее быками) или как первый в череде из трех разных забоданных животных (вместе с ослом и верблюдом)? В первом случае бодливый бык должен быть признан опасным только для быков, во втором — для всех животных. Талмуд не дал однозначного ответа на этот вопрос. Вавилонский Талмуд, трактат Бава Кама 37а—37б |