Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница65 из 135
1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   ...   135

126.СТАТУЯ АВГУСТА, ДЕРЖАЩЕГО В РУКАХ ЭКСКРЕМЕНТЫ



Мудрецы Талмуда запретили использовать каким бы то ни было образом статуи вавилонских, греческих и римских царей (к примеру, статуи Августа и Цезаря), поскольку люди относились к этим царям (или императорам) как к богам и оказывали их статуям соответствующие почести.

Один из мудрецов сузил область действия этого запрета и уста­новил, что он относится только к статуям, держащим в руках какой-либо предмет (камень, щепку и т. д.). Однако статуи, ничего не дер­жащие в руках, разрешается при необходимости использовать.

Другой мудрец спросил: что говорит закон о статуе, держащей в руках экскременты? Можно ли ею пользоваться?

Сомнения мудреца состояли в следующем. Такую статую можно воспринимать двояко: либо как унижающую императора — в таком случае никто не станет ей поклоняться, и, стало быть, нет причины ею не пользоваться, либо как вдвойне царственную (император дер­жит в руках экскременты как символ подчиненного ей мира, демон­стрируя таким образом свои силу и власть) — в таком случае исполь­зование статуи запрещено.

Талмуд оставляет это сомнение неразрешенным.
Вавилонский Талмуд,

трактат Авода Зара 41а

127.МОЖНО ЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ГЛИНЯНЫМИ СОСУДАМИ, В КОТОРЫХ РИМЛЯНЕ ДЕРЖАЛИ ВИНО



Закон запрещает пить вино неевреев, придерживающихся язы­ческих верований, — например, римское вино времен империи. Заодно мудрецы наложили запрет и на использование пустых глиня­ных сосудов, в которых римляне держали вино, чтобы евреи не стали наливать в эти сосуды воду, надеясь таким образом добыть вино, впи­танное их стенками.

Мудрецы запретили не только пить римское вино, но и использо­вать его любым иным способом.

Ученики спросили: разрешается ли использовать пустые сосуды из-под такого вина в качестве ножек для кровати?

В чем тут сомнение? С одной стороны, вероятно, следует запре­тить и такое применение сосудов, поскольку оно подразумевает попутное использование вина, впитанного их стенками, — ибо вино укрепляет сосуд, делая его более прочным; с другой стороны, такой способ применения сосудов может быть разрешен, ибо использова­ние вина, оставшегося в стенках сосуда, для его укрепления, явля­ется сугубо косвенным и не имеет отношения к исходным мотивам запрета, наложенного на вино.

Мудрецы Талмуда разошлись во мнениях по этому вопросу.
Вавилонский Талмуд,

трактат Авода Зара 32а

128.С КАКОГО ВОЗРАСТА ДЕВОЧКА МОЖЕТ ЗАБЕРЕМЕНЕТЬ



Мудрецы нередко рассказывали легенды о своих беседах с членами римской императорской семьи. Талмуд относился к этим бесе­дам с величайшей серьезностью и делал из них Галахические выводы.

Так, например, утверждается, что Юстини, дочь некоего рим­ского императора, задала рабби Йехуде а-Наси (редактору Мишны) два вопроса: начиная с какого возраста девочка может выйти замуж и начиная с какого возраста девочка может забеременеть?

На первый вопрос рабби Йехуда а-Наси ответил: девочка может выйти замуж, достигнув трехлетнего возраста; на второй: она может забеременеть с двенадцати лет (что в переводе с технического талму­дического жаргона означает — достигнув полных одиннадцати лет, то есть на двенадцатом году жизни).

Юстини ответила рабби Йехуде а-Наси: я вышла замуж в шесть лет и родила в семь, стало быть, я живое свидетельство ошибочности твоих слов.

Из этого диалога можно сделать вывод, что шестилетняя девочка может забеременеть.

Мудрецы Талмуда спросили: как такое возможно? Ведь древние мудрецы ясно установили, что женщина может забеременеть лишь на двенадцатом году жизни.

Мудрецы предложили два ответа, согласующих Галаху с приве­денным выше диалогом.

Первый ответ — быть может, талмудическое правило о «двенадца­том годе» относится только к еврейкам; в таком случае Юстини (как нееврейка) действительно могла забеременеть в шесть лет, ведь «плоть неевреек — плоть ослиная», как учил пророк Йехезкель (Иезекиил).

Второй ответ — быть может, императорская дочь Юстини, как при­нято у неевреев, просто солгала. Ведь в Псалмах сказано: «Неевреи, чьи уста изрекают ложь, чья десница — десница лжи» (Псалмы 144,7-8).
Вавилонский Талмуд,

трактат Нида 45а


1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   ...   135


написать администратору сайта