Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница73 из 135
1   ...   69   70   71   72   73   74   75   76   ...   135

146.ТОТ, У КОГО ПРОИЗОШЛО СЕМЯИЗВЕРЖЕНИЕ В ЙОМ КИПУР, ДОЛЖЕН ОПАСАТЬСЯ, ЧТО НЕ ПЕРЕЖИВЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ГОД



Человек, у которого произошло непроизвольное семяизверже­ние во время сна в Йом Кипур, должен в тот же день омыться в микве, чтобы очиститься от ритуальной нечистоты, вызванной при­косновением семени, — несмотря на то что, вообще говоря, мыться в Йом Кипур запрещено. Мудрецы Мишны сформулировали это установление следующим образом: тот, у кого случилось семяизвер­жение в Йом Кипур, «идет и погружается, а вечером подскребается». Под «подскребанием» понимается очищение тела от грязи для того, чтобы она не препятствовала соприкосновению всей поверхности тела с водой миквы.

Мудрецы спросили: какой смысл «подскребаться» вечером, то есть уже после омовения в микве?

Им ответили: вводя принцип «и вечером подскребается», мудрецы Мишны имели в виду совсем другое. Именно: каждый мужчина обя­зан чисто вымыть все тело вечером (в канун) Йом Кипура из опа­сения, что у него произойдет семяизвержение и ему придется омы­ваться в микве.

Кроме того, мудрецы Мишны установили: тому, кто имел семяиз­вержение в Йом Кипур, прощаются грехи.

Мудрецы Талмуда возразили: разве не учили мудрецы Мишны прямо противоположному — именно, что грехи того, кто имел семя­извержение в Йом Кипур, «упорядочены». То есть: они разложены перед Всевышним, как водится, когда он намерен наказать грешника.

Им ответили: грехи разложены перед Всевышним с другой целью — простить их грешнику.

Один из мудрецов Мишны, рабби Ишмаэль, учил, что если у чело­века происходит семяизвержение в Йом Кипур, это знак, что Всевышний намерен его наказать — умертвить в течение следующего года. Однако если по прошествии года человек остался жив, нет сомнения в том, что он удостоится доли в лучшем мире, ибо это — явное сви­детельство его праведности. Ведь только особая праведность могла отменить суровый приговор неба.

Мудрец по имени рав Нахман бар Ицхак привел серьезный аргу­мент, подтверждающий, что такой человек, несомненно, праведник: как известно, секс в Йом Кипур запрещен, поэтому все люди в этот день преисполнены вожделения, которое не могут утолить; лишь тот, с кем случилось семяизвержение, достиг в этот день сексуального удовлетворения; если он не был за это умерщвлен, он, несомненно, праведник.
Вавилонский Талмуд,

трактат Йома 88а

147.ОТКУДА ИЗВЕСТНО, ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ СЕКСОМ В ЙОМ КИПУР



Мудрецы установили, что в Йом Кипур запрещены следующие вещи: еда, питье, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви (буквально: сандалий) и секс. Все эти запреты перечислены в талмудическом трактате Йома (736).

Важно иметь в виду, что они даже не упомянуты в Торе; мудрецы вывели их из содержащегося там общего указания: «Угнетайте [или: истязайте; в оригинале веинитем] души свои» (Левит 16, 31).

Мудрецы более поздних поколений попытались установить, откуда их предшественники вывели, что все перечисленные запреты и только они являются упомянутыми в Торе «угнетениями». В част­ности, они искали в Писании источник, указывающий, что отказ от секса (с женой) является «угнетением души».

Вот найденный ими ответ.

Когда Яаков вместе со своими женами, Рахелью и Леей, дочерьми Лавана, бежал от тестя, Лаван предупредил Яакова: «Если ты будешь угнетать (таане) дочерей моих, и если ты возьмешь себе жен сверх дочерей моих...» (Бытие 31,50).

Что за «угнетение» имел в виду Лаван? Оказывается, он требовал от Яакова не отказываться от секса с его дочерьми!

Им возразили: быть может, говоря об «угнетении», Лаван просил Яакова всего лишь не заводить дополнительных жен (ибо для жен­щины видеть, как ее муж заводит новых жен, — несомненное «угне­тение»), как прямо указывает продолжение приведенного выше библейского стиха?

Мудрецы отклонили это возражение — ибо в данном стихе первая и вторая части соединены союзом «и»; стало быть, просьба Лавана не заводить новых жен является второй, добавочной, а не коммента­рием к первой — не «угнетать» его дочерей.

Некоторые из мудрецов снова возразили: не исключено, что просьб было действительно две, но обе сводились к одной — не брать дополнительных жен. Просто слова «если ты будешь угнетать доче­рей моих» означают, что Яаков не должен относиться к служанкам-наложницам, Зилпе и Билге, так же как в Рахели и Лее (то есть не должен давать им статус полноправных жен, ибо это бесспорное «(угнетение» дочерей Лавана); ну а слова «если ты возьмешь себе жен сверх дочерей моих» надо понимать буквально — Лаван попросил Яакова не брать себе дополнительных жен.

Это возражение также было отвергнуто мудрецами, объяснив­шими, что тот, кто делает сразу два предупреждения, всегда начи­нает с более сурового, а затем переходит к более легкому; если бы предложенная модель обращения Лавана была верна, он должен был сначала попросить Яакова не брать новых жен (ибо это более тяж­кое «угнетение»), а лишь затем — не уравнивать служанок в правах с госпожами (относительно легкое «угнетение»).

Мудрец по имени рав Папа возразил коллегам гораздо радикаль­нее. Он сказал, что «угнетением» (или даже «истязанием») является не отказ от секса, а сам секс. Следовательно, указание Торы «угне­тайте души свои» можно интерпретировать противоположным обра­зом — как разрешение (или даже рекомендацию) заниматься сексом в Йом Кипур. Он вывел этот тезис из библейского стиха, описывав­шего, что сделал Шхем бен Хамор с дочерью Яакова Диной: «И уви­дел ее Шхем сын Хамора, хивийца, князя той земли, и взял ее, и спал с ней, и истязал (ваяане) ее» (Бытие 34,2). Отсюда следует, заключил рав Папа, секс был истязанием для Дины.

Раву Папе ответил мудрец по имени Абайе. Он сказал, что «истязание» Дины состояло вовсе не в сексе с Шхемом. Напротив, секс доставлял ей удовольствие. Просто по ходу дела Дина начала вожделеть в Шхему, но он не давал ей возможности удовлетворить свое вожделение. Это неудовлетворенное вожделение (а не секс) ее и «угнетало».
Вавилонский Талмуд,

трактат Йома 77а—77б

1   ...   69   70   71   72   73   74   75   76   ...   135


написать администратору сайта