Главная страница
Навигация по странице:


  • Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


    Скачать 6.29 Mb.
    НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
    Дата23.06.2022
    Размер6.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
    ТипКнига
    #611235
    страница72 из 135
    1   ...   68   69   70   71   72   73   74   75   ...   135





    143.ТОТ, КТО ПРИНЯЛ ЗВУК ШОФАРА ЗА КРИК ОСЛА, НЕ ВЫПОЛНИЛ ЗАПОВЕДЬ



    По мнению одного из мудрецов, Равы, закон не требует осознан­ного выполнения заповедей — достаточно осуществить предпи­санное действие де-факто. Поэтому человек, который в Рош а-Шана взял в руки шофар не для того, чтобы осуществить предписанное Торой трубление, а для того, чтобы протрубить песню, тем не менее выполнил заповедь, на языке мудрецов мнение Равы формулируется так: «Заповеди не требуют намерения».

    Ученики спросили: если исполнение заповеди действительно не обязано быть осознанным, почему установлено, что человек, воз­вращавшийся из синагоги в Рош а-Шана и неожиданно для себя услышавший звук шофара, должен сосредоточиться и осознать, что происходит исполнение заповеди?

    Им ответили: требование сосредоточиться означает лишь, что он должен опознать звук шофара, поняв, что это не какой-нибудь другой звук. Однако если он ошибочно полагал, что слышал иной звук, например крик осла, в то время как на самом деле слышал звук шофара, он не выполнил заповедь.

    Ученики продолжили: и все-таки — если «заповеди не требуют намерения», отчего мы требуем, чтобы человек, трубящий в шофар, имел в виду исполнение заповеди?

    Им ответили: действительно, нет необходимости в том, чтобы он имел в виду исполнение заповеди трубления, однако от него требу­ется сознательное исполнение технических параметров заповеди, то есть порождение или различение предписанных Галахой звуков.
    Вавилонский Талмуд,

    трактат Рош а-Шана 28б

    144.О ТОМ, КТО УКРАЛ БЫКА, ОТПИЛИЛ ЕМУ РОГА, А ЗАТЕМ ПРОДАЛ



    Человек, укравший быка и пойманный с поличным, должен заплатить вдвое против стоимости украденного живот­ного. Тот, кто украл быка, зарезал или продал его и был уличен в краже лишь после этого, должен заплатить в пять раз больше стоимости украденного быка. Вот что сказано об этом в Торе: «Если украдет кто быка или овцу и зарежет его или продаст его, то пять быков заплатит за быка, а четыре овцы за овцу» (Исход 21,37).

    Мудрецы постановили, что вор должен заплатить за быка впятеро, лишь если продал его целиком, ничего себе не оставив (текстуально: продал то, что украл). Так, например, если вор продал всего быка за исключением рогов животного, которые оставил себе при про­даже, то он не должен платить впятеро.

    Один из мудрецов Талмуда спросил: что говорит закон о случае, когда вор перед продажей отрезал у быка ногу или отпилил ему рога? Должен ли он в таком случае платить впятеро?

    В чем тут сомнение? С одной стороны, вор не продал в точно­сти то, что украл, — он украл быка с рогами и ногами, а продал без рогов или ноги; стало быть, он не должен платить впятеро. С дру­гой стороны, он продал всего быка, не оставив себе никаких прав на него после завершения продажи; стало быть, он должен запла­тить впятеро.

    Талмуд оставил этот вопрос без ответа.

    Следует помнить, что взимание с вора платежа, превышающего стоимость украденного предмета (на языке мудрецов этот платеж называется кнас — штраф), установленное Торой, было отменено

    две тысячи лет назад с упразднением обладавшего особыми полно­мочиями (в частности, правом судить непосредственно по зако­нам Торы71) суда — Сангедрина. Поэтому как талмудическое, так и современное обсуждение этой темы лишено практического зна­чения.
    Вавилонский Талмуд,

    трактат Бава Кама 75б


    145.РУКА СВЯЩЕННИКА ОТОРВАЛАСЬ, КОГДА ОН ВЗМАХНУЛ ЕЮ, БРЫЗГАЯ КРОВЬЮ ПТИЦЫ НА ЖЕРТВЕННИК



    Во времена существования Иерусалимского Храма человек, совер­шивший грех, во многих случаях должен был искупить его, при­неся соответствующую кровавую жертву. Иногда речь шла о прине­сении в жертву птицы.

    Частью искупительной церемонии было сворачивание священ­ником шеи жертвенной птицы и разбрызгивание ее крови по стене жертвенника, как сказано в Торе: «И надломит голову ему... и покропит кровью очистительной жертвы стену жертвенника» (Левит 5,8-9).

    Священник, разбрызгивающий кровь жертвы, должен был быть здоровым человеком, не имеющим телесных изъянов. Священник, имевший телесные изъяны, например, лишенный одной из конечно­стей, хромой или слепой, не имел права работать в Храме; произве­денные им церемонии не очищали от греха.

    Один из мудрецов спросил: что если рука священника, обрызгива­ющего кровью стену жертвенника, оторвется в момент, когда кровь жертвы находится в воздухе (те есть еще не достигла жертвенника)? Искупит ли эта жертва грех?

    В чем тут сомнение? Вообще говоря, неизвестно, до какого момента священник обязан быть здоровым человеком (дабы жертвоприно­шение считалось действительным): быть может, лишь до момента разбрызгивания крови; быть может, вплоть до момента, когда кровь попадет на стену жертвенника.

    Талмуд пришел к заключению, что священник должен быть здоро­вым вплоть до момента, когда кровь попадет на стену жертвенника.
    Вавилонский Талмуд,

    трактат Зевахим 15а

    1   ...   68   69   70   71   72   73   74   75   ...   135


    написать администратору сайта