Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница80 из 135
1   ...   76   77   78   79   80   81   82   83   ...   135

158.МОЖНО ЛИ СТРИЧЬ НОГТИ В ХОЛЬ А-МОЭД, РАВНО КАК И БРОСАТЬ ИХ НА ПОЛ



Вполупраздничные дни {холь а-моэд) праздников Песах и Суккот запрещено производить определенные работы. Например, запре­щено писать иначе как ради нужд праздника, равно как и стирать белье.

Древние мудрецы разошлись во мнениях по вопросу о том, можно ли стричь ногти в холь а-моэд, а также в семь дней траура. Один из них, Шмуэль, разрешал и то, и другое.

С Шмуэлем произошла следующая история.

В семье брата Шмуэля, Пинхаса, кто-то умер (по одним источ­никам — жена, по другим — ребенок). Шмуэль пришел утешить брата и увидел, что у него на руках очень длинные ногти. Шмуэль спросил: «Отчего ты не стрижешь ногти?» Пинхас ответил: «Если бы ты был в трауре, то не стал бы оскорблять покойного стрижкой ногтей».

Вскоре после этого и у Шмуэля умер кто-то из близких родствен­ников, так что он погрузился в семидневный траур. Шмуэль связал это трагическое событие с обмолвкой брата, сказавшего: «Если бы ты был в трауре...» Иначе говоря, слова Пинхаса, по мнению Шмуэля, стали причиной смерти в его доме; на языке мудрецов «обмолвка дошла до слуха царя».

В один из траурных дней Пинхас пришел навестить Шмуэля. Тот был зол на брата и потому остриг ногти и бросил их на пол перед ним.

Мудрецы Толмуда думали поначалу, что Шмуэль считает дозво­ленным стричь в период траура только ногти на руках, поскольку они (и связанное с ними безобразие) всем видны, но запрещает стричь ногти на ногах, однако затем пришли к выводу, что по системе Шму­эля в траурные дни и в холь а-моэд разрешается стричь ногти и на ногах.

Один из мудрецов, рав Хая бар Аши, установил, что запрещается стричь ногти ножницами; разрешается лишь грызть их зубами или откалывать руками.

Другой мудрец видел, как его учитель, Йоханан, в холь а-моэд отгрызал ногти зубами и бросал их на пол комнаты, в которой они изучали Тору, из этого поступка ученики сделали три важных гала­хических вывода: (а) можно грызть ногти в холь а-моэд; (б) ногти рук не являются «мерзостью»; (в) можно бросать их на пол.

Другие ученики спросили: как случилось, что мудрец бросил ногти на пол? Разве не учили древние мудрецы, что ногти следует сжечь и захоронить, а тот, кто бросает их на землю, — злодей.

Действия того, кто бросает ногти на землю, названы злодейскими потому, что на них может наступить беременная женщина и из-за этого у нее произойдет выкидыш.

Им ответили: мудрец бросил ногти на пол учебного помещения, в которое женщины не заходят, так что он мог не бояться за судьбу беременных женщин. При этом не следует опасаться и того, что учеб­ное помещение будет подметено, после чего ногти окажутся на улице, в месте, где проходят женщины.

Дело в том, что брошенные ногти могут вызвать выкидыш лишь там, куда они были брошены в самом начале; если кто-то переместил их с места на место, они становятся безопасными.
Вавилонский Талмуд,

трактат Моэд Катан 17б— 18а



159.ЧТО ТАКОЕ ПОЛОВОЙ АКТ ИЗ ТОРЫ



Сексуальные отношения (на языке мудрецов — бия, «вхожде­ние») — существенный феномен в рамках еврейского религиоз­ного закона. Как юридическое понятие он релевантен в очень многих несходных случаях — например, когда речь идет о таких проступ­ках (и связанных с ними наказаниях), как прелюбодеяние с замуж­ней женщиной, кровосмешение между родственниками, отношения священника с разведенной женщиной и еврея с мамзеркой и т. д. Релевантен этот феномен и когда речь идет о заключении брачной сделки — как в случае стандартного приобретения мужем жены, так и в случае левиратного брака.

Мудрецы Мишны дали четкое определение полового акта, дей­ствительное во всех этих контекстах. Они установили, что «вхож­дением» признается не только полное проникновение мужского полового органа в женский; достаточно и небольшого частичного проникновения78. Мудрецы назвали такое частичное проникновение мааре (или вера) — «обнажение».

Мудрецы Талмуда спросили: каким образом выводится это опре­деление полового акта из Торы?

Им ответили, что оно является интерпретацией следующих слов: «И если кто ляжет с женой, страждущей очищением, и откроет наготу ее, обнажит (вера, глагол того же корня, что и мааре) источник ее» (Левит 20,18).

Мудрец спросили: этот стих подходит для тяжких прелюбодеяний, за которые положены самые суровые наказания, например истребление души (карет), как за секс с женщиной в период менструации, но откуда мы знаем, что это же (минималистское) определение поло­вого акта верно в случаях легких прелюбодеяний, например, когда речь идет об отношениях между священником и разведенной женщи­ной или между евреем и мамзеркой?



Им ответили: Тора ввела максималистское определение полового акта (полное проникновение полового органа мужчины в половой орган женщины) исключительно для одного случая — для секса с шифха харуфа («помолвленной рабыней»). Из этого следует, что во всех прочих случаях, даже в случаях легких прелюбодеяний, юри­дически достаточно минимального проникновения.

Осталось выяснить, откуда известно, что в случае с «помолвлен­ной рабыней» юридически засчитанный половой акт требует полного проникновения полового органа. Оказывается, непосредственно из Торы, где сказано: «И если ляжет кто с женщиной излиянием семени, а она рабыня, обрученная мужу» (Левит 19,20). Добавление слов «излиянием семени» указывает, что виновный совершил закон­ченный половой акт, включающий полное проникновение.
Вавилонский Талмуд,

трактат Евамот 54а—55а



1   ...   76   77   78   79   80   81   82   83   ...   135


написать администратору сайта