Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница79 из 135
1   ...   75   76   77   78   79   80   81   82   ...   135

155.ВЕТВЬ МИРТА, НА МЕСТЕ ОТЛОМАННОЙ ВЕРХУШКИ КОТОРОЙ ВЫРОС ПЛОД



Ветвь мирта, верхушка которой отломана, непригодна для испол­нения специальной заповеди о «четырех видах растений» в праздник Суккот. Однако если отломанная верхушка отросла или на ее месте вырос плод, ветвь снова становится пригодной для испол­нения заповеди.

Рабби Йирмия спросил: что можно сказать о ветви, верхушка которой была отломана до наступления праздника, а плод на ее месте вырос уже после его наступления? Можно ли считать такую ветвь пригодной для исполнения заповеди?

В чем тут сомнение?

С одной стороны, в момент наступления праздника ветвь не имела вершины, следовательно, была непригодной для исполнения запо­веди; отсюда естественно вывести, что она уже не может стать кошер­ной.

С другой стороны, в ходе праздника она стала таковой де-факто.

Талмуд и позднейшие комментаторы подробнейшим образом и с различных позиций обсуждают эту волнующую проблему.
Вавилонский Талмуд,

трактат Сукка 33а



156.ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО «ПЛОДЫ ПРЕКРАСНОГО ДЕРЕВА» ЭТО ПЛОДЫ ЦИТРОНА



В праздник Суккот еврею предписано веселиться, запасшись «пло­дами прекрасного дерева», как сказано: «И возьмите себе в пер­вый день плод дерева прекрасного... и веселитесь... семь дней» (Левит 23,40). О каком дереве идет речь?

Мудрецы постановили, что это этрог (цитрон). Откуда им известно, что Тора говорит именно об этроге? Из нетривиального истолкования выражение «плоды дерева». По их мнению, оно озна­чает, что плоды и ствол этого уникального дерева имеют одинаковый и равноценный вкус.

Ученики спросили: быть может, Тора говорит о перце? Ведь перец — дерево, вкусы плодов и ствола которого одинаковы и равно­ценны.

Им ответили: поскольку плоды перцового дерева малы размером и «теряются» (становятся малозаметными), будучи зажатыми в руке, речь идет не о перце, а об этроге, плоды которого велики и хорошо заметны.

Рабби Йехуда а-Наси доказывал, что речь идет об этроге, иначе: слово «прекрасный» (гадар) можно прочитать иначе — как гадир, хлев, в котором живут овцы. В хлеве живут самые разные овцы — большие и маленькие, здоровые и ущербные; сходным образом, речь Должна идти о дереве, дающем плоды разного размера и качества — крупные и мелкие, безупречные и ущербные. Этрог прекрасно удов­летворяет этому требованию.

Ученики спросили: этрог — далеко не единственное дерево, даю­щее различные (большие и маленькие, безупречные и ущербные) плоды; откуда мы знаем, что речь идет именно об этроге?

Им ответили: рабби Йехуда а-Наси имел в виду следующее. Точно так же, как в овечьем хлеве ягнята рождаются при жизни взрослых

овец, необходимо, чтобы на данном дереве молодые плоды завязы­вались еще до того, как осыплются плоды большие и зрелые. Этрог удовлетворяет этому требованию.

Другой мудрец, рабби Авагу, доказывал, что речь идет об этроге, иначе. Он разлагал слово гадар на два — дар и гар («обитает» и «про­живает»). Плод этрога «проживает» (то есть вырастает) на дереве и «обитает» на нем, иными словами, не падает с него в течение дли­тельного времени — дольше года.

Мудрец бен Азай, предлагал еще одно доказательство: он превра­щал слово гадар в слово гидур, ассоциирующееся с греческим словом гидро — «вода». Этрог, действительно, требует для своего роста боль­шого количества воды.
Вавилонский Талмуд,

трактат Сукка 35а



157.ЭТРОГ, ВНУТРЕННЯЯ ЧАСТЬ КОТОРОГО СГНИЛА, А КОЖУРА ОСТАЛАСЬ ЦЕЛОЙ



Этрог (плод цитронового дерева) должен быть совершенно целым и не иметь, по крайней мере, внешних изъянов — иначе он непри­годен для культового использования.

Один из вавилонских мудрецов, Рава, задал следующий вопрос: что если у этрога возникнут изъяны, сходные с телесными изъянами, делающими животное трефным? Согласно галахическому определе­нию, изъяны (телесные дефекты и повреждения) и болезни делают животное или птицу трефными (то есть, в частности, непригодными для употребления в пищу), если считается, что они умрут в течение года после появления изъяна или начала болезни.

О каком именно изъяне идет речь, когда мы говорим об этроге?

Рава имел в виду случай, когда внутренняя часть этрога сгнила и стала жидкой, а кожура осталась целой. Каков статус такого этрога? Совпадает ли он со статусом животного, с легкими которого произошла сходная история — изнутри они размягчились и стали жидкими, а наружная часть их (плевра) осталась целой? Животное, легкие которого находятся в таком состоянии, признается кошерным (то есть Галаха полагает, что легкие исцелятся, и животное проживет долго). Верно ли это в отношении этрога? Или, быть может, закон, относящийся к этрогу, отличается от закона, относящемуся к живот­ному с больными легкими? В этом случае этрог, в отличие от живот­ного, вероятно, некошерен.

В чем тут сомнение? С одной стороны, можно предположить, что легкие животного, находящиеся в глубине тела и, следовательно, не соприкасающиеся с воздухом, восстановятся, а этрог, кожура которого соприкасается с воздухом, продолжит гнить, приобретет

внешние повреждения и станет однозначно некошерным. С другой стороны, не исключено, что на этрог и легкие животного распростра­няется один и тот же закон; в таком случае этрог также может восста­новиться и из сгнившего изнутри плода превратиться в здоровый — как делают это, согласно Галахе, легкие. В таком случае этрог должен считаться кошерным.

Талмуд пришел к выводу, что этрог, внутренняя часть которого сгнила, а кожура осталась целой, является некошерным.
Вавилонский Талмуд,

трактат Сукка 36а



1   ...   75   76   77   78   79   80   81   82   ...   135


написать администратору сайта