Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница76 из 135
1   ...   72   73   74   75   76   77   78   79   ...   135

152.ЧЕМ НАКРЫВАЮТ СУККУ



Древние мудрецы (мудрецы Мишны) ввели специальный тер­мин — схах — крыша сукки. Они установили два условия, выпол­нение которых делает его кошерным (соответствующим Галахе). Во-первых, схах и его элементы должны быть растительного про­исхождения (на языке мудрецов — «произрастать из земли»); во-вторых, они не могут быть сосудами (промышленными издели­ями; например, плетеная корзина для схаха не годится) и плодами — иными словами, элементы схаха не должны принимать ритуальную нечистоту.

Ученики спросили: откуда мудрецы взяли эти условия?

Им ответили: мудрец по имени Реш Лакиш вывел их следующим образом. Когда израильтяне вышли из Египта, Бог поселил их в сукках, сделанных из Облаков Славы. Облака, в свою очередь, созданы из пара, поднимающегося от земли, как сказано в Торе: «И пар под­нимался с земли и орошал все лицо земли» (Бытие 2,6). К этому следует добавить, что пар не принимает нечистоту. Следовательно, крыша сукки должна быть сделана из растительных материалов, не являющихся сосудами.

Ученики возразили: разве некоторые из мудрецов не полагали, что израильтяне, вышедшие из Египта, жили в обычных земных сукках, а не в сукках, сделанных их Облаков Славы?

Другой мудрец вывел эти условия иначе. В Торе сказано: «Празд­ник Суккот совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна своего и из давильни своей» (Второзаконие 16,13). Слово «праздник» (хаг) жестко связано с жертвоприношением, называемым хагига, — то есть с (приносимым в жертву в праздник) животным. Поскольку слово «праздник» стоит рядом со словом «Суккот», резонно заключить, что крыша (важнейшая часть) сукки должна иметь черты, сходные с чер­тами животного. Именно — животные взращиваются землей и не принимают ритуальную нечистоту, следовательно, и крыша сукки Должна быть такой же.

Ученики спросили: если верно, что свойства крыши сукки должны совпадать со свойствами животных, быть может, следует предполо­жить, что эту крышу можно делать из самих животных или предме­тов животного происхождения?

Мудрец по имени Рабин вывел законы крыши сукки из цитиро­ванного выше библейского стиха: «Когда уберешь с гумна своего и из давильни своей», — однако по-своему. Он заключил, что крыша сукки должна быть изготовлена из соломы и стеблей злаков (оста­ющихся на гумне), виноградных ветвей (остающихся на давильне) и подобных им предметов растительного происхождения, не прини­мающих нечистоты.

Ученики спросили: быть может, слово «гумно» указывает на стебли пшеницы вместе с зернами, и, следовательно, крыша сукки может быть изготовлена из плодов? И аналогично: быть может, слово «давильня» указывает на кисти винограда, и, опять-таки, крыша сукки может быть изготовлена из плодов?

Один из мудрецов Талмуда, рабби Зейра, ответил: не случайно в Торе упомянута давильня: она является местом, где производится вино; поскольку сделать крышу из вина (жидкости) невозможно, ясно, что стих указывает на виноградные ветви.

Другой мудрец, рабби Йирмия, указал, что существует теоретиче­ская возможность изготовить крышу из вина; для этого необходимо дать вину сгуститься и превратиться в ком, подобный кому сушеных фиг. Стало быть, слово «давильня» может указывать и на вино.

Под влиянием этого аргумента рабби Зейра отказался от своего умозаключения.

Мудрецы Мишны разошлись во мнениях по вопросу о том, ветви каких деревьев пригодны для изготовления схаха.

По мнению мудреца рабби Йехуды, разрешается использовать для этого лишь ветви четырех видов растений: цитрона (этрога), пальмы, мирта и ивы. Другой мудрец разрешил использовать для этого ветви любых деревьев.

Мудрецы спросили: рабби Йехуда ясно указал, что крышу сукки разрешается изготовлять лишь из ветвей четырех видов растений; как примирить это указание с другим его установлением, разре­шающим использовать для этого отпилки дерева эрез (вообще говоря, кедра). Ведь эрез не принадлежит к указанным четырем видам!

Им ответили: выражение рабби Йехуды «отпилки эреза» следует понимать как «отпилки мирта», но почему мудрец, имея в виду мирт, все-таки сказал «эрез»? Потому, что мирт и есть эрез! Ибо у дерева эрез есть десять разных видов, на что указывают следующий библейский стих: «Дам в пустыню эрез, акацию и мирт, и масличное дерево; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе» (Йешайя 41,19).

Другой мудрец, рав Аши, выводил свойства крыши сукки из сле­дующего библейского стиха: «Выйдите на гору и принесите ветви оливы, и ветви масличного дерева, и ветви мирта, и ветви пальмовые, и ветви миртового дерева, чтобы сделать сукки, как было написано» (Нехемия 6,15). из этого указания следует, что крыша сукки изготав­ливалась из ветвей различных деревьев.

Один из учеников спросил: почему в этом стихе дважды упомина­ется одно и то же дерево (мирт)?

Ему ответили: в праздник Суккот мирт играет двойную роль: он входит в число четырех видов культовых растений, а также исполь­зуется для изготовления крыши сукки.
Вавилонский Талмуд,

трактат Сукка 11б-12а, 36б-37а



1   ...   72   73   74   75   76   77   78   79   ...   135


написать администратору сайта