Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница84 из 135
1   ...   80   81   82   83   84   85   86   87   ...   135

165.ЛЕКАРСТВО МУДРЕЦОВ ОТ ВОДОБОЯЗНИ



Во времена Мишны традиционным лекарством от водобоязни (бешенства), рекомендуемым человеку, заразившемуся этой болезнью от укусившей его бешеной собаки, была печень этой самой собаки. Поскольку собачье мясо запрещено Торой к употреблению в пищу, мудрецы разошлись во мнениях о том, можно ли разрешить еврею, находящемуся в смертельной опасности, лечиться собачьей печенью, несмотря на ее некошерность.

По мнению большинства мудрецов, эффективность лечения бешенства собачьей печенью нельзя считать доказанной, поэ­тому ее нельзя есть даже в случае болезни. По мнению другого мудреца, Матьи Бен Хереша, больному разрешается есть собачью печень.

Еще несколько слов о водобоязни. Вот признаки собаки, заболев­шей этой болезнью: раскрытая пасть, истекающая слюной, отвислые уши, поджатый между ногами хвост; она бежит по обочине дороги, а по некоторым мнениям, еще и лает беззвучно.

Ученики спросили: что является причиной этого заболевания?

Им ответили: мудрец по имени Рав полагает, что женщины-кол­дуньи, практикующие свои чары на собаках, вызывают у них эту болезнь; по мнению другого мудреца, Шмуэля, в бешеную собаку вселяется злой дух.

Ученики продолжили свои расспросы: на что указывает различие между двумя этими источниками болезни?

Им ответили: на предпочтительный способ убить больную собаку! По мнению мудреца, полагающего причиной болезни женские чары, собаку можно убить ударом руки. По мнению мудреца, полагающего, что в собаку вселяется злой дух, ее надо убивать не ударом руки, а ножом или палкой, ибо тот, кто прикасается к больной собаке, сильно рискует, а укушенный ею человек непременно умрет.

Какие меры должен принять человек, прикоснувшийся к бешеной собаке? Он должен снять с себя одежду и пуститься бежать. Суще­ствует рассказ о мудреце по имени рав Гуна, который прикоснулся к бешеной собаке, разделся и пустился бежать — и в результате избе­жал заражения.

Какие меры должен принять человек, которого укусила бешеная собака? Он должен взять шкуру самца гиены и написать на ней: «Я, такой-то, сын такого-то, пишу на шкуре самца гиены следующее: канты канты калирус, Господь, Господь, Господь воинств, амен, амен, сэла». по некоторым мнениям, вместо канты следует писать канди. После этого укушенный должен свернуть шкуру гиены трубкой, положить ее в медный футляр и захоронить на год на кладбище.

В течение этого года ему следует пить воду только через медную трубку из опасения, что он увидит отражение демона и окажется в еще большей опасности. Именно так поступила мать мудреца по имени Ава бар Марта, укушенного бешеной собакой.

По прошествии года следует извлечь захороненный медный фут­ляр со шкурой гиены, сжечь ее в печи, превратить в пепел и рассеять этот пепел на скрещении дорог.
Вавилонский Талмуд,

трактат Йома 83а—84а



166.КАКИМ ОБРАЗОМ ИЗЛЕЧИВАЕТСЯ ЦИНГА



Императив спасения жизни отменяет законы субботы, лишь если налицо опасность, пусть даже небольшая. Однако болезни, вовсе не угрожающие жизни, не отменяют субботние запреты. Более того, запрещается принимать в субботу лекарства от таких болезней, даже если их прием не связан с нарушением субботы. Этот запрет — одно из установлений мудрецов, назначение которых — охрана святости субботы.

Мудрецы дали общее определение болезней, угрожающих чело­веческой жизни. Таковыми объявляются все внутренние болезни, так что для их излечения разрешается нарушать субботние запреты. К примеру, тот, у кого поднялась температура, считается больным внутренней болезнью и имеет право лечиться в субботу.

Мудрецы спросили: по каким органам (точнее, по болезням каких органов) проходит граница между внутренними болезнями, из-за которых нарушаются субботние запреты, и болезнями внешними, из-за которых они не нарушаются?

Им ответили: заболевания всего, что находится «по ту сторону губ», считаются внутренними.

Один из мудрецов, рабби Элиэзер, спросил: как обстоит дело с зубной болью?

В чем тут сомнение? С одной стороны, зубы находятся «по ту сто­рону губ», то есть могут считаться внутренними органами. С другой стороны, зубы являются твердыми частями тела, и их логично счи­тать внешними органами; в таком случае из-за них нельзя нарушать субботу.

Один из мудрецов, Абайе, ответил: древние мудрецы произвели важную дистинкцию. Они установили, что тот, кто почувствовал зубную боль в субботу, не должен полоскать рот уксусом (процедура, считавшаяся действенным средством от зубной боли). При этом мудрецы не случайно воспользовались выражение «почувствовал зубную боль» — оно относится к тому, у кого зубы болят слабо! Стало быть, тот, у кого они болят сильно, может производить полоскание и тем самым нарушать субботу!

По мнение Абайе, из этого следует вывести, что зубы рассматрива­лись древними мудрецами как внутренний орган.

Оппоненты отвергли это рассуждение, ибо, по их мнению, древние мудрецы, использовавшие выражение «почувствовал зубную боль», имели в виду и случай, когда зубы болят сильно, — и все же запре­щали полоскать рот уксусом в субботу.

Чтобы доказать, что древние мудрецы все же считали зубы вну­тренним органом, было предложено воспользоваться аргументом, заимствованным из такой истории.

Мудрец по имени рабби Йоханан заболел цингой (болезнью, вызываемой нехваткой витамина С, в ходе которой кровоточат десны и выпадают зубы) и отправился к нееврейке, известной своими меди­цинскими познаниями. Та дала ему лекарство, которое изготовила сама. Рабби Йоханан спросил ее, каким образом изготавливается это лекарство, ибо оно может потребоваться ему в субботу в случае, если боли не прекратятся. Врачиха-нееврейка ответила, что сообщит ему секрет изготовления лекарства, если он поклянется, что никому его не откроет. Рабби Йоханан дал следующую клятву: «Клянусь Богом Израиля — не открою». После этого врачиха сообщила рабби Йоханану секрет изготовления лекарства против цинги.

На следующий день, в субботу, выступая перед народом в сина­гоге, рабби Йоханан рассказал этот секрет всем присутствующим.

Мудрецы спросили: как мог он так поступить? Ведь он поклялся Богом Израиля! Им ответили: формула клятвы означала лишь: «Богу Израиля я не открою», следовательно, народу Израиля — открою79.

Ученики не успокоились: разве этот поступок не привел к осквер­нению имени Божьего? Ведь врачиха, наверняка не разбиравшаяся в формулах клятв, оскорбилась и пришла к выводу, что мудрецы Израиля — лжецы, обманывающие неевреев!

Им ответили: рабби Йоханан сразу после того, как узнал секрет изготовления лекарства, сообщил врачихе, что намерен разгласить его в синагоге, и объяснил, что формула клятвы позволяет ему это сделать.

В любом случае, некоторые мудрецы заключили из того, что рабби Йоханан использовал в субботу лекарство, излечивавшее зубную боль и кровотечение из десен, что зубы являются внутренним орга­ном и ради их излечения можно нарушать субботние запреты.

Другие мудрецы отвергли и это доказательство, поскольку в дан­ном случае речь шла о лекарстве от цинги, которая, по их мнению, не ограничивается поражением полости рта и зубов, но распростра­няется и на систему пищеварения и кишечный тракт. Поэтому цинга справедливо считается внутренней болезнью! Однако обычная зуб­ная боль, не сопровождаемая кровотечением из десен и выпадением зубов, не считается внутренней болезнью, и лечить ее в субботу нельзя.

Мудрецы спросили: что вызывает цингу?

Им ответили: холодная пшеничная каша, съеденная в холодный зимний день, или горячая ячменная каша, съеденная в горячий лет­ний день, или остатки жаренной в муке рыбы.

Мудрецы спросили: в чем заключался секретный рецепт, откры­тый врачихой-нееврейкой рабби Йоханану?

Им ответили: она смешивала жидкие дрожжи с оливковым мас­лом и солью80.

Другой мудрец, Мар бар рав Аши, сказал, что рецепт был иным: следовало намазать десны гусиным жиром при помощи гусиного пера.

Мудрец по имени Абайе отметил, что он испытал на себе оба рецепта, и они ему не помогли, но затем он встретил арабского тор­говца, который посоветовал ему взять косточки незрелых оливок, прокалить их огнем на новой мотыге и засунуть между зубов. Абайе так и поступил и немедленно излечился от цинги.

Мудрецы продолжили выяснять детали истории, происшедшей с рабби Йохананом. Почему он попросил помощи у врачихи-нееврейки? Разве не установили древние мудрецы, что запрещено обра­щаться за помощью к врачам-неевреям, поскольку существует опасе­ние, что нееврейский врач может убить пациента-еврея?

Им ответили: поскольку рабби Йоханан был очень известным человеком, врачиха не отважилась бы убить его из страха перед цен­тральными властями, каравшими за любое человекоубийство.

Мудрецы возразили: известна история, происшедшая с рабби Авагу: ему потребовалось лекарство против болезни, поразившей его ногу, он обратился к врачу-еретику, который помазал ногу ядовитой мазью, что привело бы к ампутации, если бы два мудреца, рабби Ами и рабби Аси, не высосали яд из ноги, оставшейся целой и невреди­мой.

Им ответили: врачиха, к которой обратился рабби Йоханан, была очень известным специалистом. Такие специалисты никогда не ста­вят под угрозу свою профессиональную репутацию, поэтому не сле­дуют опасаться, что они убьют еврея.

Мудрецы продолжили: врач, к которому обратился рабби Авагу, тоже был известным специалистом; тем не менее он помазал ногу ядом!

Им ответили: рабби Авагу имел привычку полемизировать с ере­тиками и отступниками. Эти полемики стали причиной их ненависти к нему, из-за них врач и попытался его отравить, несмотря на то что это могло погубить его профессиональную репутацию.
Вавилонский Талмуд,

трактат Авода Зара 28а
1   ...   80   81   82   83   84   85   86   87   ...   135


написать администратору сайта