Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница74 из 135
1   ...   70   71   72   73   74   75   76   77   ...   135

148.РАЗРЕШАЕТСЯ ЛИ РЕЗАТЬ ОВОЩИ В ЙОМ КИПУР, ИМЕЯ В ВИДУ СВАРИТЬ ИХ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПОСТА



Галаха установила, что запрещается резать овощи в субботу, если предполагается сварить их после ее окончания, однако разреша­ется резать овощи в Йом Кипур с тем, чтобы сварить их после окон­чания поста.

Естественно, возник вопрос: можно ли резать овощи в Йом Кипур, пришедшийся на субботу72?

Один из мудрецов дал положительный ответ, другой — отри­цательный. Их мотивы базировались на разных интерпретациях слова шаббатон (день отдыха), употребленного в Торе, где сказано: «И сказал он им: вот что говорил Господь: шаббатон, суббота святая» (Исход 16,23).

По мнению мудреца, давшего отрицательный ответ, сама Тора обя­зывает нас отдыхать от нарезания овощей в субботу, следовательно, он распространяется и на Йом Кипур, выпавший на субботу.

По мнению мудреца, разрешающего резку овощей, в данном слу­чае Тора не формулирует новый запрет (на совершение запрещенной в субботу работы), а лишь усиливает данные ранее запреты. Стало быть, резка овощей в субботу запрещена не самой Торой, а только мудрецами, и следует помнить, что они не распространили этот запрет на Йом Кипур с тем, чтобы еда в этот день была готова сразу же после завершения поста.

Именно в духе этого постановления мудрецов и вели себя домо­чадцы мудреца но имени Раба (жившего в Вавилонии), чистившие тыкву в Йом Кипур за много часов до окончания поста. Однако поскольку разрешение резать овощи в Йом Кипур относится лишь к самому концу дня, Раба сообщил своим домочадцам, что прибыло письмо от рабби Йоханана, мудреца, жившего в Палестине, сообщав­шее, что запрещается чистить овощи в Йом Кипур задолго до конца поста.

Увы, заключает Талмуд, это письмо было выдумкой Рабы. Он сочи­нил его для своих домочадцев с тем, чтобы они сделали из письма практические выводы.
Вавилонский Талмуд,

трактат Шаббат 114б115а

149.КАКИМ ОБРАЗОМ СЧИТАЛИ ЧИСЛО КРОПЛЕНИЙ КРОВЬЮ ЗАНАВЕСИ В ХРАМЕ В ЙОМ КИПУР



Тора подробно излагает детали ритуальных жертвоприношений в Йом Кипур, назначение которых — искупить грехи израильтян. Одно из действий, без которых искупление грехов невозможно, — это семикратное кропление жертвенной кровью занавеси, находившейся в ковчеге Завета (а впоследствии в Храме). Вот что сказано об этом краплении в Торе: «И возьмет крови тельца, и окропит с пальца сво­его занавесь с востока, и перед занавесью покропит он семь раз кровь с пальца... И искупит святилище от нечистоты сынов Израиля и от преступлений их во всех грехах их» (Левит 16,14-16).

Древние мудрецы установили, что священник-коген, брызгающий кровью на занавесь, должен один раз брызнуть наверх и затем еще семь раз брызнуть вниз. Кроме того, они установили, что необходимо вслух считать брызгания-кропления73.

По вопросу о способе счета мнения мудрецов разошлись.

Один из них считал, что при первом краплении (брызгании вверх) коген должен провозгласить «один», при втором краплении (первом, направленном вниз) следует провозгласить «один и один», затем — «один и два», «один и три», «один и четыре», «один и пять», «один и шесть» и «один и семь» соответственно.

Другой мудрец полагал, что считать следует иначе: «один», «два и один», «три и один», «четыре и один», «пять и один», « шесть и один», «семь и один».

Природа этого разногласия проста: каждый мудрец исходил из способа построения числительных, принятого в его городе.

Первый мудрец, требовавший провозглашать «один и два», «один и три» и т. д., вокализировал двухзначное числительное, например, двенадцать, как «десять и два», указывая сначала десятки, а потом единицы.

Второй мудрец, требовавший провозглашать «два и один», вока­лизировал двенадцать как «два и десять» — вначале единицы, а потом десятки.

Ученики спросили: почему коген, пересчитывая кропления вниз, должен всякий раз упоминать и единственное кропление вверх?

Им ответили: по мнению одного из мудрецов, рабби Элазара, это необходимо по чисто прагматической причине — чтобы священник не сбился со счета и не забыл, что уже кропил вверх; эта ошибка может побудить его покропить вниз восемь раз.

Другой мудрец, рабби Йоханан, выводит такую систему счета непосредственно из Торы, из слов «и перед занавесью покропит он»: он интерпретировал их в том смысле, что первое кропление вверх должно быть сосчитано перед каждым кроплением вниз.

Разногласие между рабби Элазаром и рабби Йохананом имеет галахическое значение.

По мнению рабби Элазара, указанный способ счета необходим лишь для того, чтобы коген ничего не перепутал и не сбился со счета кроплений вниз (неаккуратность могла дорого обойтись израиль­тянам — их грехи остались бы неискупленными); следовательно, ошибка в счете не аннулировала исполнение заповеди при условии, что сами действия коген а были безошибочными.

По мнению рабби Йоханана, полагавшего, что определенный способ счета — постановление Торы, даже если бы священник, пра­вильно осуществив кропления, сосчитал их иначе, заповедь осталась бы неисполненной, а грехи — неискупленными.
Вавилонский Талмуд,

трактат Йома 54а

1   ...   70   71   72   73   74   75   76   77   ...   135


написать администратору сайта