Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница70 из 135
1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   ...   135

138.СОГРЕШИЛ ЛИ ТОТ, КТО ОПОЗОРИЛ СПЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА, УМЕРШЕГО ВО СНЕ И НЕ УЗНАВШЕГО, ЧТО ОН ОПОЗОРЕН



Тот, кто опозорил другого еврея, должен заплатить ему компен­сацию за позор. Мудрецы определили размер этой компенсации в некоторых различных случаях. Так, например, тот, кто отвесил дру­гому еврею оплеуху (оплеуха, помимо боли, позорит жертву), дол­жен заплатить 200 зуз68 (примерно 40 тысяч шекелей в нынешних ценах, ровно столько же, сколько положено жертве изнасилования). Если оплеуха нанесена не ладонью, а тыльной стороной руки (такая оплеуха считается особенно позорной), штраф, по мнению мудрецов, должен составить 400 зуз (около 80 тысяч шекелей).

Один из мудрецов, Ава бар Мамель, спросил: допустим, некто опозорил спящего человека, который умер сразу после этого, не про­снувшись, — должен ли виновник платить штраф?

В чем тут сомнение? С одной стороны, покойный так и не узнал, что был опозорен (и, следовательно, не испытал страданий). С дру­гой стороны, хотя жертва и не испытала стыда, объективно говоря, она была унижена в глазах других людей.

Мудрец по имени рав Папа сформулировал проблему так: необхо­димо выяснить, что именно компенсирует «штраф за позор» — чув­ство стыда, испытанное самой жертвой (в нашем случае о нем нет речи), или стыд, перенесенный его семьей (в нашем случае есть место для компенсации за такое унижение).

Талмуд не дал однозначного ответа на этот вопрос.
Вавилонский Талмуд,

трактат Бава Кама 86б

139.РАЗРЕШАЕТСЯ ГОВОРИТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ ОТРИЦАТЕЛЬНО ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ



Мудрец по имени рабби Ицхак утверждал, что тот, кто ругает человека после его смерти, ругает, в сущности, камень. Иными словами, в этом нет ничего дурного. Некоторые из мудрецов пола­гают, что безразличие мертвых к брани в их адрес вызвано тем, что мертвые не знают, что говорят о них живые люди. Другие полагают, что мертвые слышат, что говорят о них живые, однако это им совер­шенно безразлично.

Мудрецы спросили: разве не рассказывал рав Папа, что когда после смерти великого мудреца Шмуэля из Нагардеи некий человек принялся его ругать, на голову ругателю свалилось бревно и расплю­щило ему мозг? Из этой истории следует, что тот, кто бранит мерт­вого, может быть наказан. Значит, мертвые неравнодушны к тому, что о них говорят живые, в том числе к брани в их адрес.

Им ответили: хотя мертвые либо не слышат слов живых, либо рав­нодушны к ним, в случае, когда оскорблению подвергается мудрец, в дело вмешивается сам Всевышний. Он защищает честь мудреца и наказывает ругателя.
Вавилонский Талмуд,

трактат Берахот 19а



140.РАЗРЕШАЕТСЯ ВЕСТИ ВОЗБУЖДАЮЩИЕ РАЗГОВОРЫ ПЕРЕД СЕКСОМ



Мудрец по имени Рав утверждал, что человеку следует изъяс­няться с величайшей осторожностью. В частности, его речь должна быть совершенно свободна от сексуальной распущенности. Даже беседа мужа с собственной женой будет изучаться после его смерти в этом плане небесным судом.

Мудрецы возразили: известна история, когда мудрец по имени рав Кагана забрался под кровать к Раву и его жене, когда они занимались сексом, и услышал, что Рав вел с женой возбуждающие и похотливые разговоры перед тем, как переспать с ней. Его речи были настолько возбуждающими, что рав Кагана охарактеризовал их как «речи чело­века, никогда не пробовавшего кушанья» (то есть никогда не спав­шего с женщиной). Следовательно, Рав, вопреки собственному уста­новлению, имел обычай вести возбуждающие похоть разговоры.

Им ответили: запрет на возбуждающие разговоры с женщи­ной не являются всеобщим. Их разрешается вести для того, чтобы вызвать у женщины сексуальные желания; однако после того, как женщина уже возбуждена, запрещается вести с ней возбуждающие разговоры.
Вавилонский Талмуд,

трактат Хагига 5б



141.ТОТ, КТО НАЧАЛ СЛУШАТЬ ЗВУК ШОФАРА В ЯМЕ, А ЗАКОНЧИЛ ВНЕ ЯМЫ, ВЫПОЛНИЛ ЗАПОВЕДЬ О ТРУБЛЕНИИ В ШОФАР



В еврейский Новый год — Рош а-Шана — действует особая запо­ведь, обязывающая трубить в шофар (рог — обычно бараний) [точнее, слушать собственное трубление или как трубит другой еврей]. Так истолковали мудрецы следующие слова Торы: «Днем трубления да будет он у вас» (Числа 29,1), и «Напоминание о труб­ном звуке» (Левит 23,24). Принято считать, что в обоих случаях Тора говорит о трублении в шофар.

Талмуд обсуждает огромное количество установлений, связан­ных с трублением в шофар: кому, как, когда и где следует трубить в него, рога каких животных могут быть использованы в качестве шофара и т. д.

Одна из талмудических дискуссий посвящена проблеме трубле­ния в шофар в яме.

Мудрецы Мишны в сборниках своих установлений (Мишне и анто­логиях барайт — внешних по отношению к Мишне высказываниях Древних мудрецов) сформулировали Галахические утверждения на эту тему. В Мишне сказано, что тот, кто трубил в шофар, находясь в яме, и слышал произведенный собственным шофаром звук, испол­нил возложенную на него заповедь трубления. Однако если он слы­шал только гул69, заповедь не является выполненной.

Мудрец по имени рав Гуна уточнил формулу Мишны, заявив, что люди, находящиеся в яме во время трубления, во всех случаях услышат звук шофара, а не гул. В подтверждение этого тезиса он привел барайту (изречение танаев, соавторов Мишны, не вошедшее в мишнаический кодекс), утверждающую, что тот, кто трубит в яме, исполнил заповедь безотносительно к тому, слышал он звук шофара или гул. Для того чтобы установления Мишны и барайты не оказы­вались в неустранимом противоречии, пояснил рав Гуна, поневоле приходится признать, что тот, кто трубит в яме, всегда слышит звук шофара, а не гул.

[Как многие другие талмудические дискуссии, этот спор представ­лен в Талмуде не только в изложенной выше, но и в альтернативной версии. Появление альтернативных версий талмудических дискус­сий связано с тем, что Талмуд в течение столетий разрабатывался и сохранялся в устной форме, что приводило к многочисленным искажениям и дублированию текстов. Альтернативные версии в Тал­муде обычно начинаются со слов «Некоторые говорят».]

«Некоторые говорят», что эта дискуссия протекала совсем иначе. Это касается как характера противоречия между Мишной и барайтой, так и утверждения рава Гуны о том, что существует различие между теми, кто слышит звук шофара внутри ямы, и теми, кто слы­шит звук шофара, находясь вне нее. Вдобавок, мудрец по имени Раба сделал еще одно утверждение: если человек начинает слушать звук шофара, находясь внутри ямы, вылезает из нее во время трубления и продолжает слушать шофар вне ямы, он считается исполнившим заповедь, несмотря на то что тот, кто слышал шофар исключительно вне ямы, заповеди не исполнил; иными словами, того, что он начал слушать шофар внутри ямы, для исполнения заповеди оказывается достаточно. С другой стороны, тот, кто начал слушать звук шофара до установленного Галахой срока (то есть до появления зари) и про­должил слушать его уже в установленный Галахой срок (после появ­ления зари), не исполнил заповедь о трублении.

Мудрец по имени Абайе спросил, в чем разница между двумя сходными «смешанными» ситуациями? Ведь в обоих случаях часть трубления является действительной, а часть — нет.

Ему ответили: само трубление того, кто начал трубить до насту­пления срока, является недействительным, в то время как трубление того, кто трубит в яме, действительно, вот только слушатель нахо­дится в неподходящем месте (вне ямы).

Мудрецы задали следующий вопрос: из слов Рабы можно заклю­чить, что тот, кто слышал только часть трубления в шофар, может быть признан исполнившим заповедь; почему в таком случае

Мишна устанавливает, что тот, кто слышал гул, не исполнил запо­ведь? Ведь он, несомненно, слышал в самом начале звук шофара — пока тот не смешался с воздухом ямы и стал гулом!

Им ответили: Раба вовсе не считал, что тот, кто слышал лишь часть трубления, исполнил заповедь!

В чем же состояла его точка зрения? Вот в чем: тот, кто начал тру­бить в шофар в яме, а затем, продолжая трубить, выбрался из нее, исполнил заповедь. Мудрецы спросили: что в этом утверждении нового? Ведь если человек начал трубить в яме, а затем продолжил трубить вне ямы, нет никакого сомнения в том, что он исполнил заповедь, — ибо обе части его трубления действительны!

Им ответили: Раба счел необходимым сделать это утверждение, несмотря на его очевидность, чтобы другие мудрецы не решили, что следует опасаться ситуации, когда тело трубящего окажется вне ямы, а шофар — в яме; в таком случае может оказаться, что трубящий вне ямы слышит только гул.
Вавилонский Талмуд,

трактат Рош а-Шана 27б-28а



1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   ...   135


написать администратору сайта