Главная страница

Заключение. Явления Богородицы, знамения, чудесного события, связанного с Божьей матерью или ее иконой, мотивы помощи и исцеления, божественной защиты и спасения


Скачать 16.41 Kb.
НазваниеЯвления Богородицы, знамения, чудесного события, связанного с Божьей матерью или ее иконой, мотивы помощи и исцеления, божественной защиты и спасения
Дата07.10.2022
Размер16.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗаключение.docx
ТипДокументы
#719247

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная бакалаврская работа написана на основе памятников древнерусской литературы, авторы которых (известные и неизвестные современным исследователям и читателям) обращаются к одному из самых почитаемых художественных образов – к образу Богородицы, особенностям его изображения в произведениях русской литературы X- XVII вв. Особое внимание было акцентировано на происхождении, формировании культа Богоматери, а также на происхождении богородичных мотивов в литературных памятниках разных жанров (летописях, житиях, сказаниях, воинских повестях). В работе проанализированы богородичные мотивы, представленные в древнерусских произведениях X - XVII вв.: явления Богородицы, знамения, чудесного события, связанного с Божьей матерью или ее иконой, мотивы помощи и исцеления, божественной защиты и спасения.

Культ Богородицы начал свое формирование еще в пору раннего Средневековья – сначала в Византии, а потом на Руси. На Руси культ Богородицы начал распространяться с момента появления первого праздника в ее честь – Покрова Пресвятой Богородицы. С принятием христианства Русь признает и перенимает византийские традиции, одна из которых – почитание Богородицы. Следовательно, византийский культ Божьей Матери значительно повлиял на процесс укрепления его в древнерусской литературе.

Объем произведений периода X-XVII веков очень велик, поэтому мною были выбраны основные, самые значительные произведения Древней Руси. Культ Богородицы изучен современной медиевистикой мало, поэтому тема имеет научную перспективу - глубокий анализ образа Богородицы и связанных с ней мотивов. Обратившись к теоретическому понятию «мотив» и изучив историю понятия в литературоведении, мы пришли к выводу, что, богородичные мотивы воспринимаются как действо: «Мотив, - отмечает И.В. Силантьев, - собственно действие, своего рода предикат, организующий потенциальных действующих лиц и потенциальные пространственно-временные характеристики возможных событий». Широкое распространение получили богородичные мотивы в сказаниях об иконах Богородицы, в летописях и житиях. Богоматерь выступает в древнерусской литературе в образе сочувствующей, милосердной женщины-матери, в образе защитницы Руси от врагов. В летописных памятниках Богоматерь – заступница, милостивая помощница (такова она в «Повести временных лет»). От ее икон происходят исцеления в сказаниях об иконах, в житиях она наставляет святых на благие дела и спасает города Руси от захватчиков. В сказаниях об иконах Богоматери Пресвятая спасает Русь от нашествий и набегов врагов («Сказание о Казанской иконе Божьей матери», «Сказание о Владимирской иконе Божьей матери»). Вера в силу исцеления людей Божьей матерью от недугов и от телесных и душевных болезней так велика, что мотивы исцеления и чудотворного спасения становятся самыми популярными в сказаниях об иконах в XV- XVII вв.

Особое место богородичные мотивы занимают в произведениях воинской тематики, в воинских повестях. Становление Руси и развитие государства проходило в постоянной борьбе с внешними врагами. Неудивительно поэтому, что древние русичи стремились заручиться поддержкой Бога, церкви. Старая пословица гласит: «Идя на битву – молись….». В древнерусских произведениях много словесных формул, свидетельствующих о важности обращения за благословением к отцам церкви: «приняти благословение», «благословение получити», дать мир и благословение», особенно усиливается религиозная стихия в XIV-XV вв. Победа над врагом одерживалась при помощи небесных сил - в этом наши предки были уверены, поэтому в качестве причины бегства неприятельского войска с поля боя называется, как правило, Божий гнев и помощь Матери Божьей. В сказаниях XV - XVII вв. широко распространен мотив богородичной молитвы, реализующийся в коротком или пространном (как в «Сказании о Мамаевом побоище») монолог – обращение героя к Матери Божьей за советом или помощью. В древнерусских памятниках разных жанров закрепляются устойчивые словесные формулы, связанные с Богородицей: «Пречистая Дева Матерь», «Пречистая девица Богородица», «святая Богородица», «Святая и Пречистая приснодева Мария», «Преславная Богородица» и др. В произведениях житийного жанра и жанра воинской повести отразился воинский и монашеский культ Богородицы: в житиях она является святым (иногда обычным людям) и приносит им наставления в благом деле, сообщает о важных событиях, предостерегает.

Наиболее распространенными богородичными мотивами памятников Древней Руси исследуемого периода, помимо названных выше, являются

  1. Мотив мироточения икон Божьей матери;

  2. Мотив парения иконы по воздуху;

  3. Мотив святого дара, связанный с Богородицей или ее иконой;

  4. Мотив явления Богородицы во сне;

  5. Мотив явления «огненной стихии»»;

  6. Мотив перемещения иконы (когда она движется самостоятельно - как живое существо);

  7. Мотив перенесения иконы Матери Божьей, свидетельствующий, как правило, о важных, значительных для всего народа событиях.


написать администратору сайта