Главная страница

вв в спец 11. Язык художественного произведения совокупность языковых средств, используемых в данном литературном произведении


Скачать 17.55 Kb.
НазваниеЯзык художественного произведения совокупность языковых средств, используемых в данном литературном произведении
Дата09.12.2021
Размер17.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавв в спец 11.docx
ТипДокументы
#298377

Язык художественного произведения – совокупность языковых средств, используемых в данном литературном произведении.

Язык существует в жизни независимо от литературы, но в зависимости от ее специфики приобретает особые свойства, которые позволяют говорить о существовании «языка художественной литературы». Любое литературное произведение пользуется особым языком, который зависит от жанра, эпохи, личности писателя и целей, которые он перед собой ставит.

Язык художественных произведений отличается специфическими особенностями. Его основными свойствами являются образность, иносказательность, эмоциональность, авторская оригинальность.

К изобразительно-выразительным средствам языка относятся сравнение, эпитет, метафора, гипербола, аллегория и другие.

Сравнение – изобразительный приём, в котором одно явление или понятие проясняется путём сопоставления с другим явлением. Синтаксическое сравнение выражается при помощи сравнительных союзов как, будто, словно, точно, как будто, что:

Осада! приступ! злые волны,

Как воры, лезут в окна. 
Есть и бессоюзные сравнения: «У меня ли молодца кудри – чистый лён» (Некрасов). Сравнение также может быть выражено в форме творительного падежа: «Соловьём залётным юность пролетела» (Кольцов), «Лежал закат костром багровым» (Ахматова).

Сравнение помогает дать более точное, конкретное представление о свойствах описываемых явлений, а необычное, оригинальное сравнение помогает наглядно представить предмет разговора. Например, И.А.Бунин использует сравнения, рисуя картину осеннего леса:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Лес у поэта похож на нарядный, шумный, гостеприимный дом, в который хочется войти и любоваться его красотой.

Яркое и неожиданное сравнение может создать захватывающий образ и передать особое настроение:

За окном ветерок веселится:

То подпрыгнет, то притаится.

И листочки бегут по дорожке,

Словно желтые мышки от кошки.

В.Орлов

Сравнение может проходить через все произведение. Например, в лермонтовском стихотворении «Поэт» творчество поэта сравнивается с кинжалом, который из грозного оружия превратился в украшение, висящее на ковре, а поэт «утратил своё назначенье».

Эпитет – художественное, образное определение; слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее его качества, свойства, признаки. Чаще всего эпитет имеет метафорическую форму, то есть имеет переносный смысл: золотые руки, железная хватка, хрустальные слезы, поющий костер.

Эпитетами могут быть различные части речи: прилагательные (глухая ночь), существительные (волшебница-зима), наречия (волны ласково катились на берег), деепричастия (играючи расходится ветер).

Художественное определение придает предмету особую красочность. Сила эпитета в его точности, свежести, выразительности. Не каждое определение может быть отнесено к эпитетам. Так, определенную смысловую и эмоциональную нагрузку несет в себе выражение «железные нервы». Однако это не относится к словосочетанию «железная кровать».

Сравним два примера:

На столе лежала серебряная монета.

и

Неспешно выплывала на луга туча в серебряных окоёмах.

В первом предложении слово «серебряная» употреблено в прямом значении – «сделанная из серебра» – это не эпитет. Во втором предложении слово «серебряных» использовано в переносном смысле, создает определённую образную картину – в данном случае использован эпитет.

Метафора – вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений в языке. Метафора, как и сравнение, переносит свойства одного предмета или явления на другой. Но, в отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента (то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают), в метафоре присутствует только один. Второй как бы скрыт, он только подразумевается. Надо уметь увидеть второй, скрытый план метафоры. Метафора заставляет работать мысль и воображение:

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело.

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Метафоры: дохнул сентябрь, дыханьем обожгло – помогают представить, как налетел холодный ветер, как будто ледяной великан, дохнул на сад – и заморозок. Георгины поникли, почернели, будто обгорели.

Метафора – самый ёмкий троп. Она способна высветить предмет или явление с совершенно новой, необычной стороны, сделать текст неповторимо поэтичным. Метафоры бывают простыми и развернутыми. Развернутыми называются те метафоры, в которых метафорический образ охватывает несколько фраз.

Гипербола – художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Гипербола производит сильное впечатление на слушателей. Нередко в своей речи мы говорим, что нам море по колено или о том, что какую-либо новость знает уже весь город. С помощью гиперболы писатель может усилить впечатление от достоинств или недостатков своих героев, свойств предметов и явлений. Например, в поэме «Мертвые души» говорится о подносе, «на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу».

Аллегория – изображение отвлеченного понятия через конкретный образ, когда одно явление изображается и характеризуется через другое (изображение смерти в виде скелета с косой, трусости в облике зайца).

Аллегория состоит из двух элементов:

– смыслового – это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, природа, любовь), которое стремится изобразить автор, не называя его

– образно-предметного – это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.

Аллегория в основном выражает строго определённый предмет или понятие - связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанавливается по аналогии. Приём аллегории – в основе гербов государств и городов. Традиционного аллегория используется в басне, притче. Классический пример аллегории – женщина с завязанными глазами и весами в руках, богиня Фемида, аллегория правосудия.

Или вот ещё одна аллегория – скульптура Вучетича – человек из меча делает плуг. Из оружия, несущего смерть, человек делает орудие труда. Главная идея этого произведения искусства – мирный труд нужнее человеку, чем война и смерть.

Таким образом, важнейшим из средств отображения художественной жизни в литературных произведениях является язык. Роль изобразительно-выразительных средств заключена в создании красоты и выразительности речи.


написать администратору сайта