Главная страница

Этнография - Бромлей (учебник). Ю. В. Бромлея и г. Е. Маркова этнография Учебник


Скачать 2.05 Mb.
НазваниеЮ. В. Бромлея и г. Е. Маркова этнография Учебник
АнкорЭтнография - Бромлей (учебник).doc
Дата18.02.2017
Размер2.05 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭтнография - Бромлей (учебник).doc
ТипУчебник
#2857
страница10 из 33
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   33

Народы Южной Азии


К Южной Азии относятся полуостров Ин­достан, остров Шри Ланка (до 1972 г. Цей­лон), Ликкадивские, Аминдивские, Андаман­ские и Никобарские острова.

Население Южной Азии насчитывает около 800 млн. человек. В политическом отношении в нее входят Республика Индия (около 650 млн.), Народная Республика Бангладеш (около 87 млн.), Исламская Республика Паки­стан (79,9 млн.), Республика Шри Ланка (око­ло 15 млн.), Королевство Непал (свыше 13,7 млн.), Королевство Бутан (1,3 млн.) и Мальдивская Республика (144 тыс.).

С севера Южная Азия обрамлена высо­чайшей в мире горной системой Гималаев и Каракорума, с северо-запада — Белуджистан-ским нагорьем и Гиндукушем, на северо-во­стоке возвышаются Бирмано-Ассамские горы. Юг Индостанского субконтинента и острова Южной Азии омываются водами Индийского океана, Аравийского и Андаманского морей, Бенгальского залива.

Большую часть южной Азии составляют обширные плоскогорья и низменности. Так, значительную часть Индостанского полуостро­ва занимает Деканское плоскогорье с Запад­ными и Восточными Гатами. На юге плоско­горья возвышаются Нильгирийские и Кардамоновы горы и горы Анималаи. Огромную площадь занимает Индо-Гангская равнина. Зна­чительны по площади низменности на острове Шри Ланка.

В Южной Азии протекают великие реки: Инд, Ганг, Брахмапутра, Джамна и многие другие, орошающие обширные аллювиальные долины.

Несмотря на огромное разнообразие при­родной среды Южной Азии, во всех ее обла­стях, кроме высокогорья, господствуют глав­ным образом тропические, а в предгорьях субтропические климатические условия Вследствие этого на большей части террито­рии этого региона выпадает много осадков. В году выделяются три или два сезона (жар­кий, дождливый, прохладный, или сухой и дождливый) Вместе с тем на северо-западе и западе субконтинента в Белуджистане, Син­де, Раджастхане расположены засушливые, пустынные области.

Исключительно богаты флора и фауна Юж­ной Азии. Некогда ее равнины и предгорья были покрыты сплошными тропическими ле­сами— джунглями, значительно сейчас поре­девшими в результате деятельности человека. Но и сейчас еще в лесах много ценных по­род деревьев (тик, сал и др.). Большие пло­щади заняты вечнозелеными «дождевыми» лесами. Распространены фикусы, разного ро­да пальмы и кустарники, древовидные папо­ротники. В приморской полосе, в зоне при­ливов и прибоя, произрастают мангровые леса.

Существует предположение, впервые вы­сказанное крупнейшим советским биологом Н. И. Вавиловым, что в Южной Азии были культивированы многие важные сельскохозяй­ственные растения. За несколько тысячелетий до нашей эры там разводили рис, пшеницу, сахарный тростник, бобовые, масличные и разнообразные технические культуры, в том числе и азиатский хлопчатник. Позднее полу­чили распространение заимствованные из других стран банановая и кокосовая пальмы, чайный куст.

Богат животный мир, хотя за последние тысячелетия он заметно оскудел. Из домаш­них животных разводятся индийский горбатый зебу, индийский буйвол. В засушливых рай­онах держат верблюдов, овец, коз, лошадей.

Этногенез и этническая история. До на­стоящего времени не решен вопрос о том, входила ли Южная Азия в число областей, где происходил антропогенез. Вместе с тем, установлено, что десятки миллионов лет тому назад там обитали дриопитековые обезьяны, считающиеся предками гоминид. Примерно за десять миллионов лет до нашей эры в этом регионе обитали рамапитеки, возмож­ные предки человека. Но в Южной Азии до сих пор не найдены костные остатки древ­нейших и древних людей (археоантропов и палеоантропов), хотя неоднократно были об­наружены орудия труда культур раннего па­леолита. Существует мнение, что на юге Ин­достанского субконтинента люди обитали уже за 1 млн, лет до нашей эры. Высказаны так­же предположения, что Южная Азия входила в ареал становления человека современного вида (Homo sapiens). Известны многочислен­ные культуры позднего палеолита и после­дующих эпох каменного века.

Прямые свидетельства об этническом со­ставе населения Южной Азии на ранних эта­пах развития человека современного вида (время палеолита — мезолита) отсутствуют. К тому же, как полагают, население этого региона было тогда немногочисленным. Су­ществуют гипотезы о том, что значительная часть населения полуострова Индостан и острова Шри Ланка была в те эпохи веддо-идной по антропологическому признаку. Что касается языков, то судить об этом еще труднее, и лишь гипотетически они могли быть схожи с языками австралоидов азиат-скоокеанийской зоны, с которыми по антро­пологическим признакам обнаруживают сход­ство потомки древнейшего населения Южной Азии — ведды и андаманцы.

Многие ученые считают, что в 3—2 тыся­челетиях до н. э. в рассматриваемые области стали проникать и расселяться племена, го­ворившие на дравидских языках и языках мунда. При этом дравиды, по антропологическо­му типу южные европеоиды, были создате­лями первой цивилизации в долине Инда, откуда могли расселяться на восток и на юг. В ходе миграций дравиды и мунда сталкива­лись с веддоидами и по большей части их ассимилировали. Одним из следствий этого процесса было формирование южноиндий­ской дравидоидной расовой группы.

Предки мунда, принадлежавшие к австра-лоидным и монголоидным расовым типам, смешивались с местным веддоидным населе­нием, следствием чего было сложение наро­дов мунда Центральной Индии.

Во 2 тысячелетии до н. э. в Северной Индии начинают расселяться группы южных европеоидов-ариев, говоривших на индоарий-ских языках. Частично они проникли далеко на юг, где их ассимилировали дравиды.

Группы населения, говорившие на индоев­ропейских (иранских, тохарских) языках, попадали в Южную Азию с севера и северо-запада и позднее, в частности на рубежах нашей эры, в индоскифскую эпоху.

Расселявшиеся во 2—начале 1 тысячеле­тия до н. э. на севере Южной Азии индоарии были скотоводами и оседлыми земледельца­ми. Их история известна по археологическим данным, а также сборникам гимнов, жертвен­ных и магических формул, описаний ритуала, толкований и комментариев к священным текстам, объединяемых понятием «веды». Древнейшая из вед — «Ригведа» («Веда гим­нов»). Арии основали несколько раннеклас­совых государств, для которых было харак­терно сложное классовое и сословное (варно-кастовое) деление общества. Арии смешива­лись с местным дравидским и мундоязычным населением, что вело к интенсивному обмену культурными ценностями.

На северо-востоке полуострова еще в древности формировались монголоидные по антропологическому типу группы, говорившие на языках тибето-бирманской семьи. И с ни­ми происходил у индоариев интенсивный культурный обмен.

В середине 1 тысячелетия до н. э. на ост­ров Шри Ланка переселились предки совре­менных сингалов, говоривших на индоарий-ском языке. Примерно в то же время туда проникают дравиды, предки тамилов. Пере­селенцы вступали в тесное общение с корен­ным населением острова, веддами, которые были ими в значительной мере ассимилиро­ваны.

В 16—17 вв. в Южную Азию начинают проникать европейские колонизаторы: снача­ла португальцы, а вслед за ними голландцы, англичане, французы. В середине 19 в. Ин­дия превращается в британскую колонию. Эпоха колониальной зависимости оказала чрезвычайно отрицательное влияние на со­циально-экономическое и культурное разви­тие народов Южной Азии. Колониальная эк­сплуатация вызывала постоянный отпор со стороны угнетенных народов. В 1947 г. Индия и Пакистан добились национальной независи­мости. Однако английские власти провели границы между новыми государствами без учета этнических, исторических и экономи­ческих факторов, что привело к длительным межгосударственным и межнациональным разногласиям. Позднее национальную независимость завоевали и другие страны Южной Азии.

Современный этнический состав. В Южной Азии насчитывается около 200 народов, боль­шая часть которых невелика количественно. Так, из распространенных в Индии 187 язы­ков, на 23 языках говорит 97% всего насе­ления. В рассматриваемом регионе сложился ряд наций, многие этносы представляют со­бой народности. Но многие малые народы Южной Азии составляют так называемое «племенное» население, сохраняющее в раз­ной степени пережитки первобытнообщин­ных отношений.

Население Южной Азии говорит на язы­ках индийской (индоарийской), иранской и дардской ветвей индоевропейской семьи; на языках дравидийской, австроазиатской и ки­тайско-тибетской семей.

Наиболее многочисленны народы, говоря­щие на индоевропейских языках, — они со­ставляют до двух третей всего населения Южной Азии. К языкам индийской ветви принадлежат хинди (официальный язык Рес­публики Индии), урду (официальный язык Пакистана), бенгали (официальный язык Рес­публики Бангладеш), непали (официальный язык Непала), сингальский (официальный язык Шри Ланки), пенджабский, раджастханский, маратхский, гуджератский, лахнда, бихарский, ория, ассамский и др. К иранской ветви относятся языки пушту, белуджский (балочи) и др. На дардских языках говорит большинство населения Кашмира. Английский язык временно является вторым официаль­ным языком Республики Индии.

Дравидская семья представлена многими крупными и мелкими языками. Самые крупные из них телугу, тамильский, каннара, малайяли. Из мелких дравидийских «племенных» языков можно назвать тода, языки кадаров, кота, ирула, ченчу и многие другие.

На языках австроазиатской и китайско-ти­бетской семей говорит сравнительно неболь­шое число населения Южной Азии. К числу представителей австроазиатской языковой семьи можно отнести санталов, хо, корку, мунда, кхаси, никобарцев; к китайско-тибет­ской — дзонгкэ (официальный язык Бутана), нага, гаро.

В Южной Азии происходят интенсивные языковые процессы, выражающиеся, в част­ности, в переходе многих малых народов на языки своих более многочисленных соседей, что сопровождается их ассимиляцией.

В антропологическом отношении населе­ние севера Южной Азии принадлежит к юж­ным европеоидам. Своеобразен антропологи­ческий тип дравидов, в котором, как отмеча­лось, сочетаются южные европеоидные и австралоидные черты. На севере и северо-востоке Южной Азии расселяются монголоиды. Много смешанных и переходных антропологических типов. К числу малорос­лых австралоидных пигмейских народов мо­гут быть отнесены андаманцы. Представители веддоидного антропологического типа австра­лоидной расы — ведды. Веддоидные черты об­наруживаются у многих современных антро­пологических групп Южной Азии.

Хозяйство. Южная Азия, судя по совре­менным археологическим, палеоботаническим и палеозоологическим данным, не входила в ареал первичного, наиболее древнего одо­машнения растений и животных. Тем не ме­нее уже довольно рано стало возникать про­изводящее земледельческо-животноводческое хозяйство. Характерной особенностью Южной Азии была сильная неравномерность хозяй­ственного, социально-экономического и куль­турного развития разных областей этого об­ширного региона. Примерно до 4 тысячелетия до н. э. повсеместно господствовали занятия, связанные с присваивающим хозяйством. По­степенно в долинах рек начали возникать по­селения древнейших земледельцев и животно­водов. Вслед за тем производящее хозяйство стало все шире распространяться по Индо-Гангскому междуречью, а затем проникать в южные области Индии и на Шри Ланку. В се­редине 3 тысячелетия до н. э. по Инду, в об­ласти Мохенджо-Даро — Хараппа, складывает­ся древнейшая в Южной Азии цивилизация. Но интенсивное хозяйственное, социально-эконо­мическое и культурное развитие шло главным образом на относительно открытых простран­ствах аллювиальных долин. Редкое население бескрайних джунглей еще долгое время было слабо втянуто в эти процессы, и только оби­татели окраин тропического леса испытывали более сильное влияние со стороны соседних, более развитых народов. Следствием этого было сохранение во многих областях Южной Азии отсталых форм хозяйства и культуры, чему позднее способствовали условия коло­ниального режима.

Поэтому еще в конце прошлого столетия в обширных, редко заселенных тропических лесах и горных местностях сохранились груп­пы населения с очень отсталыми формами хозяйства и культуры. И только в 20 в., осо­бенно после завоевания народами Южной Азии национальной независимости, эти наро­ды стали постепенно втягиваться в современ­ные процессы развития. Уже сейчас в этом отношении достигнуты немалые успехи. Но вследствие определенных социальных, эконо­мических и политических условий и сегодня еще встречаются небольшие племенные груп­пы и племена, которые ведут либо целиком присваивающее хозяйство, либо сочетают его с элементами примитивного производящего хозяйства.

Разнообразие природно-географических условий Южной Азии определило и разнооб­разие хозяйственно-культурных типов и под­типов.

Народы Южной Азии по большей части земледельцы. Сравнительно небольшая часть населения живет в городах и занята в про­мышленности, торговле, сфере обслуживания.

Плужное земледелие, сочетавшееся с жи­вотноводством и ремесленным производством, стало наиболее распространенным хозяйст­венно-культурным типом еще до начала нашей эры. В позднеантичное и раннефеодальное время этот хозяйственно-культурный тип стал господствующим. Вместе с тем и в древности, и потом вплоть до современности хозяйствен­но-культурный тип плужного земледелия включал много разновидностей и подтипов. Различия между ними состояли как в уровне хозяйственного развития, так как к числу плужных земледельцев относились и самые развитые, и менее развитые народы, так и в содержании хозяйственного комплекса (в соотношении отдельных видов занятий, зна­чении ремесла, отходничества, сохранении традиционных видов занятий и др.). Особенно заметны стали эти различия в позднеколониальное время, когда начали складываться индийская национальная буржуазия и нацио­нальная промышленность. Таким образом, при наличии общих черт, свойственных всем пред­ставителям хозяйственно-культурного типа плужных земледельцев, в разных частях и областях Южной Азии бытуют самобытные хозяйственно-культурные подтипы. Вместе с тем все народы, относящиеся к рассматрива­емому хозяйственно-культурному типу, имеют развитые классовые отношения и издавна жи­вут в условиях государственности.

Земледельческие области располагаются главным образом по плодородным долинам рек Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри Ланки, по предгорьям и долинам Непала. Давними земледельцами являются все крупные наро­ды, говорящие на индийских языках: бенгаль­цы, хиндустанцы (хинди, урду и др.), ассамцы, гуджератцы, маратхи, бихарцы, ория, сингаль­цы и др.; названные выше крупные дравид­ские народы, а также некоторые более мел­кие этнические группы.

В Республике Индии основная продоволь­ственная культура — рис, и только на северо-западе преобладает пшеница. На втором мес­те после пшеницы стоят просяные и бобовые. Разводятся другие злаковые, разнообразные овощи, фрукты. Большое значение в земле­делии имеют технические и плантационные культуры: хлопок, сахарный тростник, джут, масличные, каучуконосы, кокосовая пальма.

Выращиваются кофе, табак, широко извест­ный «индийский» чай из Ассама. Значительная часть культур имеет экспортное назначение. Индия занимает первое место в мире по поголовью крупного рогатого скота. Скот считается священным, и по традиции его нельзя убивать, поэтому велико число непро­дуктивных животных, что создает затруднения для сельского хозяйства. В предгорьях Гима­лаев разводят также коз и овец. Как тран­спортные и тягловые животные используются слоны, ослы, в засушливых областях верблю­ды. Лошадей держат мало.

Довольно сходен с индийским облик сель­ского хозяйства в Бангладеш и Шри Ланке.

В Пакистане выращивают рис, пшеницу, просо, масличные культуры, хлопок, сахарный тростник. На северо-западе Пакистана и в Синде ведется кочевое и полукочевое ското­водство. Разводятся мелкий рогатый скот, верблюды, лошади.

Плужное, как отчасти и мотыжное, земле­делие ведется в Южной Азии с древности в орошаемой форме. Но в годы колониаль­ной зависимости ирригационные системы при­шли в катастрофическое состояние, что при­водило к засухам и разрушительным навод­нениям. Только после того как народы Юж­ной Азии добились независимости, значитель­ные средства стали вкладываться в ороситель­ные сооружения. Но и в наши дни еще не редки сохранившиеся от средневековья ирри­гационные приспособления в виде водоподъ­емных колес, приводящихся в действие си­лой животных или вручную.

Плуг известен в Южной Азии с древней­ших времен. Хотя в наши дни получают рас­пространение сельскохозяйственные орудия фабричного изготовления, немалая часть зем­ледельцев продолжает пользоваться, как и тысячелетия назад, традиционными легкими деревянными плугами с железными сошника­ми. В качестве тягловой силы используются буйволы или зебу. Вспаханная земля обраба­тывается своеобразной бороной с упором. Посевы заравниваются бревном-волокушей. Сеют вручную. Жнут серпами, либо срывают колосья руками. Молотят цепами, либо про­гоняют по снопам животных. Зерно часто еще мелют на ручных мельницах или толкут в каменных ступах.

В последние десятилетия в государствах Южной Азии проведена большая работа по подъему сельского хозяйства. Постепенно осуществляется его механизация, организу­ются опытно-показательные станции, где крестьяне знакомятся с новейшими достиже­ниями агротехники, получают сортовые семе­на и т. п. Устраиваются кооперативные ма­шинно-тракторные станции. Крестьян снаб­жают минеральными удобрениями. Но современная техника доступна по большей части только зажиточным хозяевам.

Высокого развития достигли у плужных земледельцев еще в глубокой древности раз­нообразные домашние промыслы и ремесла. Они исключительно многообразны, и многие из них имеют характер художественной ку­старной промышленности. С древности в Юж­ной Азии производятся шелковые, хлопчато­бумажные, а в некоторых областях и шерстя­ные ткани, значительная часть которых шла на экспорт. В колониальную эпоху многие ремесла пришли в упадок, но в наши дни они вновь возрождаются, для чего предпри­нимаются различные меры: устраиваются ко­оперативы, артели, помогающие кустарям в получении сырья, сбыте готовой продукции. Древние традиции имеют металлургия, обра­ботка железа, литье и чеканка меди и брон­зы. Знамениты ювелирное искусство, резьба по дереву и кости, ковроткачество и многое другое.

Последние десятилетия ознаменовались значительным ростом промышленности в Южной Азии. Развиваются тяжелая металлур­гия и машиностроение, в чем большую по­мощь оказывают страны социализма, и преж­де всего СССР (в качестве примера можно назвать металлургический комбинат Бхилаи, построенный в Республике Индии при участии СССР). Растет рабочий класс, техническая ин­теллигенция.

Кроме рассмотренного типа плужного зем­леделия в Южной Азии бытует его менее развитый подтип, существующий и в наши дни у части «племенного населения»: санталов Бихара, гондов Центральной Индии и др. Они пользуются примитивными оросительны­ми системами и менее совершенными оруди­ями труда. В их хозяйстве много экстенсив­ных черт, оно малотоварно. Соответственно и в быту этого населения сохраняется немало архаических черт.

По крайней мере, с рубежей нашей эры, а возможно, и с более раннего времени, на северо-западе Южной Азии, в засушливых полупустынных и пустынных областях сложил­ся хозяйственно-культурный тип кочевых и полукочевых скотоводов. Этот тип хозяйства бытует довольно широко и в наше время среди некоторых групп белуджей и пуштунов, а также и у других народов. Их хозяйство, основанное на разведении мелкого рогатого скота, лошадей, верблюдов и сезонных пере­кочевках, похоже на распространенное у ко­чевников Западной Азии и имеет патриар­хальный облик. Пшеницу, рис и другие виды растительной пищи кочевники получают в об­мен на продукты скотоводства. Занимаются они также транспортировкой караванов и не­которыми другими вспомогательными видами хозяйственной деятельности. Как и у прочих скотоводов, хозяйство у пуштунов и белуд­жей бывает кочевым или полукочевым. Сте­пень подвижности зависит в большинстве случаев от среды обитания и зажиточности хозяйства. При этом каких-либо принципиаль­ных различий между кочевниками и полуко­чевниками в приемах ведения скотоводческо­го хозяйства, в племенной организации и специфических многоукладных социально-эко­номических отношениях нет. Некоторые раз­личия имеются в степени подвижности, в зна­чении земледелия и подсобных видов заня­тий в хозяйственном комплексе, а также в порядке кочевания. Иногда кочевниками на­зывают древних ариев в эпоху их переселе­ния в Южную Азию. Это едва ли справед­ливо, так как у ариев существовали глубокие традиции земледелия, и животноводство лишь на время длительных переселений стало глав­ным видом их занятий. При первой возмож­ности они вновь вернулись к оседлой жизни.

В условиях кочевничества существовала значительная имущественная и социальная дифференциация. Кочевники подчинялись го­сударствам, на землях которых обитали, но часто номинально. Развитые классовые отно­шения стали у них возникать только после перехода к оседлости и земледелию. Эти процессы широко развертываются в наше время.

Самое широкое распространение в прош­лом имел хозяйственно-культурный тип мо­тыжных земледельцев, не утерявший своего значения и в наши дни. В отличие от рас­смотренных хозяйственно-культурных типов для мотыжных земледельцев еще сравнитель­но недавно были характерны менее развитые социально-экономические отношения: от фор­мирующихся классовых до последних этапов разложения первобытнообщинного строя. В рамках этого хозяйственно-культурного типа особенно много подтипов, связанных как с уровнем развития хозяйства и культуры, так и с локальными особенностями.

Прежде всего могут быть выделены две основные его разновидности: мотыжное земледелие с применением искусственного оро­шения, и более архаическое хозяйство на выжженных участках леса. Часть племен, за­нимавшихся подсечно-огневым земледелием, жила еще в прошлом веке в условиях перво­бытнообщинных отношений.

Мотыжные земледельцы, ведущие ирри­гационное хозяйство, нередко обрабатывают террасные поля (например, бхотии Непала, часть кхаси Ассама). Зачастую мотыжное земледелие сочетается с плужным. Санталы, гонды, нага возделывают рис, просо, бобовые, овощи. Все большее распространение полу­чают технические культуры. У кхаси, нага и некоторых других племен развито садовод­ство.

Мотыжное земледелие в подсечно-огне­вой форме сохраняется и сейчас у некоторых лесных и горных гондов, горных мунда, палайянов и уладанов Южной Индии, горных бхотиев Непала; части нага и кхаси Ассама и др. Но если 100—150 лет тому назад мо­тыжное земледелие в подсечно-огневой фор­ме велось на огромных площадях, то затем, вследствие законодательного запрещения вы­рубки и выжега леса, что было связано с охраной окружающей среды, области, где имел распространение этот хозяйственный тип, стали быстро сокращаться.

При подсечно-огневом земледелии в на­чале сухого сезона расчищали под поля уча­стки леса. После того как деревья и кустар­ники высыхали, их сжигали. Образовывались минеральные удобрения — зола, сгорали сор­няки Сеяли на таких полях главным образом рис, просо, кукурузу, масличные растения. Нага разводят также ямс и таро.

Известное значение в хозяйстве рассматри­ваемых народов долгое время сохраняли традиционные присваивающие виды занятий: охота, собирательство и рыболовство, полно­стью не утратившие своего значения и сей­час. Так, у кхаси до недавнего времени была распространена охота с луком и стрелами. Старинное оружие (луки и стрелы, копья и т. п.) используется еще некоторыми мотыж­ными земледельцами, обитающими в джунг­лях. Нередко собирательство ведется в спе­циализированной форме. Каучук, камфара и другие смолы, ценная древесина продаются специальным скупщикам. У горных непаль­ских народов (горные бхотии, кирати) некото­рое распространение имело животноводство.

Законодательное запрещение вырубки ле­са во многих областях Южной Азии привело к большим изменениям в жизни значительной части этих народов. Им пришлось искать себе новые источники существования. При этом некоторые обратились к плужному земледе­лию, что оказалось нелегким процессом. Мно­гие стали наниматься в качестве батраков, сезонных рабочих и т. п. И только небольшое их число продолжает вести традиционное хозяйство.

В качестве промежуточного, но имевшего в прошлом сравнительно большое распространение хозяйственно-культурного типа мож­но выделить комплексное хозяйство доволь­но отсталых лесных народов, основывавшееся на примитивном мотыжном земледелии и традиционных присваивающих отраслях: охо­те, собирательстве, рыболовстве. В наши дни этот хозяйственно-культурный тип почти исчез.

Также промежуточный характер имеет хозяйственно-культурный тип, связанный с прибрежным рыболовством; обычно это за­нятие дополняется и другими способами до­бывания средств существования.

Очень своеобразный, уникальный хозяйст­венно-культурный тип, основанный на отгон­ном общинном скотоводстве, бытовал до недавнего прошлого у тода Нильгирийских гор. Они разводили крупный молочный скот, представлявший собой общинную собствен­ность и вели молочное хозяйство. Тода жи­вут оседло, их пастухи отгоняют скот на се­зонные пастбища. В обмен на продукты своего хозяйства они получают у соседей растительную пищу и другие необходимые им товары. В настоящее время общинное хо­зяйстве у них разлагается, получают распро­странение другие виды занятий.

Наконец, наиболее древний и архаический хозяйственно-культурный тип охотников, соби­рателей и рыболовов, в наши дни почти ис­чезнувший, некогда был широко распростра­нен в Южной Азии. Народы, принадлежав­шие к этому хозяйственно-культурному типу, и небольшие группы, у которых он еще быту­ет в наши дни, стоят на разных уровнях первобытнообщинного строя. В пределах этого типа могут быть выделены подтипы: от специализированной охоты, собирательства и рыболовства до наиболее отсталого бродя­чего хозяйства. К последнему подтипу при­надлежат мелкие группы населения, обитаю­щие в самых глухих, географически изолиро­ванных областях тропического леса. К началу нашего века к числу бродячих охотников, ры­боловов и собирателей относились андаманцы, большая часть веддов, часть ченчу и других мелких мунда и дравидоязычных народов. В настоящее время большинство их перешли к оседлости и земледелию, а традиционным занятием остались верны толь­ко андаманцы и часть «горных» веддов. Весь год, изо дня в день, они бродят по опреде­ленным участкам тропического леса, где со­бирают все съестное, занимаются рыбной ловлей, охотой на морских черепах и других зверей. Добывание жизненных благ было для этих народов всегда нелегким делом, и час­то они страдали от голода. Ведды и андаман­цы охотятся луком и стрелами. Особенно своеобразен S-образный андаманский лук. Существует сложный ассортимент стрел для разных видов охоты. При охоте и рыбной ловле андаманцы использовали сухопутный и морской гарпун. Все народы рассматриваемо­го типа использовали копья, дубинки, умели делать разного рода ловушки. Распространен­ным видом занятий было добывание меда диких пчел. Металл эти народы не умели до­бывать и обрабатывать горячим способом. Они пользовались им, получая его путем «немого обмена» (т. е. без непосредственно­го контакта обменивающихся сторон) или, как андаманцы, снимая железо с кораблей, потерпевших крушение, и обрабатывая его холодным «неолитическим» способом. Материальная культура. Значительная часть -населения Южной Азии живет в сельских местностях. Планировка поселений земле­дельцев, типы их жилищ очень различны. В Индо-Гангской равнине преобладают посе­ления уличного плана из нескольких десятков домов. Чаще всего глинобитные, с плоской крышей. На севере Южной Азии встречаются небольшие кирпичные дома из одной-двух комнат с верандой. В южных областях в ка­честве строительного материала применяются камень и дерево. Своеобразны постройки в пригималайских областях, где обычен прием сооружения домов на столбах или высоких фундаментах. В долине Ганга имеются также кучевые поселения, встречаются каркасные дома. По традиции члены разных каст селят­ся в различных кварталах, причем самые бед­ные и неблагоустроенные принадлежат низ­шим кастам и «неприкасаемым».

В Пакистане у синдхов распространены крупные поселения, состоящие из небольших усадеб. Дома делаются либо глинобитными, либо каркасными из плетня, обмазанного гли­ной. Крыши плоские. Усадьбу обносят глино­битной стеной или плетеной изгородью. У за­житочной части населения дома сложены из сырцового кирпича.

В Бенгалии и Бихаре встречаются крупные поселения, в которых живут по нескольку ты­сяч человек. В Бенгалии часты и хуторские поселения, когда усадьбы разбросаны на зна­чительном расстоянии одна от другой. Пост­ройки каркасные и глинобитные. Чаще всего жилые дома одно- и двухкомнатные. Только зажиточные слои населения имеют дома из нескольких комнат.

Столь же разнообразны поселения и жи­лища в Южной Индии и на Шри Ланке. Так, у андхра чаще встречаются небольшие, а у тамилов крупные поселения. Дома андхра строят глинобитные или каркасные, тамилы — из кирпича или бамбука. Представители низ­ших каст сооружают хижины из ветвей, кры­тые пальмовыми листьями. На Шри Ланке встречаются как крупные деревни, так и по­селения из отдельных усадеб. Дома строятся чаще всего на платформе и состоят из пле­теного каркаса, обмазанного глиной. К одной стороне дома пристраивается веранда. Иму­щественное неравенство проявляется в раз­мере домов, материале, хозяйственных по­стройках, внутреннем убранстве.

В крестьянских домах имеются обычно низкие топчаны, покрытые циновками, на ко­торых сидят и спят, низкая резная мебель: табуретки, столики. В городах наряду с на­циональным интерьером имеются и предме­ты европейского убранства. Очень велики контрасты в городах Южной Азии. Их цент­ральная часть застроена обычно современны­ми многоэтажными домами, где размещают­ся крупные магазины, банки, учреждения, живут богачи и интеллигенция. Окраины со­стоят из грязных кривых улочек и лачуг, где ютится беднота. Много бездомных.

Кочевое и полукочевое население запад­ных областей Южной Азии хотя постепенно и переходит к оседлости, но в значительном большинстве живет еще во временных коче­вых поселениях на сезонных кочевьях около источников водоснабжения. Кочевые пуштуны и белуджи живут в палатках из шерстяной ткани или брезента, натянутых на шесты. По­середине шатра находится очаг. На полу, в зависимости от зажиточности, подстилки или ковры. На шестах развешены переметные сум­ки, вооружение, различные хозяйственные предметы.

Жилища и поселения плужных и мотыж­ных земледельцев тропических лесов и гор­ных областей очень разнообразны. Например, нага живут по большей части в больших де­ревнях, разделенных на кварталы и располо­женных на холмах или на террасах по скло­нам гор. Каждая деревня укреплена мощной оградой и представляет собой настоящую кре­пость. Дома у них, как и у кхаси, сооружа­ются либо из стволов деревьев на сваях, ли­бо строятся небольшие наземные каркасные жилища. Санталы живут в поселениях, кото­рые состоят обычно из одной улицы, вдоль которой располагаются хижины из бамбука или тростника, обмазанные глиной. Внутрен­нее убранство домов самое простое. Палайяны, уладаны и другие малые народы Южной Индии живут в небольших поселениях, раз­бросанных в лесах. Хижины обычно легкие, часто сооружаются на сваях. Для тода были характерны небольшие поселения из своеоб­разных «ульевидных» домов из ветвей и паль­мовых листьев, с навесом, без окон и с уз­ким дверным проемом. У андаманцев бытова­ли в старину поселения в глубине островов, состоявшие из одного или нескольких больших домов, в каждом из которых жило по многу десятков или даже более сотни чело­век, составлявших родовую или локальную группу. Овальный в плане дом состоял из двух рядов опорных столбов, на которых по­коилась крыша из пальмовых листьев, спус­кавшаяся до земли и образовывавшая стены. По периметру шло возвышение, на котором спали обитатели дома, в середине хижины располагался общинный очаг, ближе к выхо­ду танцевальная площадка с «музыкальной доской» (выдолбленным стволом дерева с от­верстиями). Около каждого спального места находился отдельный семейный очаг. В более позднее время андаманцы стали сооружать поселения на побережьях из небольших вет­ровых заслонов, в каждом из которых обита­ла одна парная семья. При этом планировка поселения, расположение очагов и танцеваль­ной площадки, повторяли устройство старой общинной большой хижины. Многие группы веддов еще в прошлом веке обитали в пеще­рах. Во время охотничьих экспедиций соору­жались ветровые заслоны на земле или вет­вях деревьев.

Красочная и своеобразная одежда населе­ния Южной Азии, несмотря на ее разнообра­зие, может быть сведена к нескольким оснозным типам. Распространены сшитая и несши­тая одежда. Последняя состоит у мужчин из дхоти — длинной или короткой набедренной повязки, штанов, рубахи, куртки. На голове мужчины носят шапочки. Бенгальцы и часть панджабцев — тюрбаны. Ритуал запрещает индуистам носить кожаную обувь, и сейчас еще немалая часть сельского населения ходит бо­сиком. Распространена тряпичная обувь. Жен­ская несшитая одежда — сари — представляет собой длинное полотнище ткани, которое обертывается вокруг талии и ног. Один конец сари перебрасывается через плечо. Иногда им прикрывают и голову. Сари дополняют кофточки, шали. Существуют и сшивные ви­ды одежды. У некоторых народов женский костюм составляют платья, широкие юбки, ша­ровары. Таков костюм женщин у кочевников. Все женщины носят много украшений: брас­леты на руках и ногах, серьги в ушах, носу, кольца на пальцах рук и ног, ожерелья.

Традиционная одежда широко бытует в Южной Азии и в наши дни. Но в городах, особенно у мужчин, принято сочетать пред­меты национальной и европейской одежды. В городах носят кожаную обувь, пиджаки, шляпы, плащи.

У кочевых скотоводов распространена та же одежда, что и у их соплеменников в Аф­ганистане и Иране.

Еще более традиционны одежда и украше­ния мотыжных земледельцев и бродячих охотников-собирателей. Одежда по большей части легкая. У наиболее развитых племен, например у санталов, она напоминает обще­индийскую. Мужчины-гонды носят небольшие дхоти и тюрбан. Женщины ходят в сари. Муж­чины горных племен нага довольствуются не­сшитой набедренной повязкой или дхоти и передником. Женщины обертывают тело кус­ком ткани. На плечи набрасываются накидки или шарфы. Очень пышны праздничные на­ряды мужчин нага, дополняемые сложными головными уборами. Своеобразна одежда то­да, состоящая у мужчин и женщин из рода плаща или тоги, один конец которой перебра­сывается через плечо. Ведды носили некогда передники из коры, которые сменили теперь хлопчатобумажные повязки. Женщины обер­тывают куском ткани бедра до колен, остав­ляя открытой верхнюю часть тела. Андаманцы ходили до недавнего времени в набедренных повязках, юбочках из травы или обна­женными.

Утварь у населения состоит главным обра­зом из металлической, глиняной, деревянной посуды. В деревнях используются сосуды из высушенной тыквы, бамбука. В качестве посу­ды применяют «тарелки» из листьев, с кото­рых едят руками.

Пища у большей части населения Южной Азии растительная и молочная. Едят много овощей, фруктов, на побережьях морей и рек рыбу. Мясо в пищу, особенно коровье, индуисты не употребляют. Мусульмане не едят свинину.

Традиционные транспортные средства — тяжелая повозка с упряжкой из волов или зе­бу, вьюк. В кочевых областях используют под вьюк и под верх верблюдов и лошадей. В джунглях все тяжести транспортируются на спинах носильщиков.

Семья и общественный строй. Семья и се­мейные отношения различаются в Южной Азии в соответствии с уровнем социально-экономического развития той или иной группы населения, а также принадлежности к инду­истской, мусульманской или какой-либо иной религии. У индуистов и мусульман семьи бы­ли в прошлом большие, патриархальные. В настоящее время преобладают малые семьи. При этом у мусульман они строятся по нормам духовного права — шариата. Шари­ат допускает полигамию, но многоженство распространено только среди определенных слоев населения: торговцев, ростовщиков, мелких предпринимателей.

О браках договариваются по традиции ро­дители. При этом до недавнего времени бра­ки допускались только между членами одной касты. Брак вне касты считался позорным. Во многих областях Южной Азии практиковались в прошлом очень ранние браки: обручались в 2—4 года, бракосочетание происходило в 6— 8 лет. Сейчас они законодательно запрещены, но явление это полностью не изжито, так же как и кастовые перегородки между вступаю­щими в брак. У многих народов, особенно на севере Индии, традиция запрещает вдове вто­рично выходить замуж, даже если «муж» умер в самом раннем возрасте. У некоторых народов Индии, например у наиров, в семейно-брачной организации сильны матрилокальные и матрилинейные пережитки. Имя и на­следование ведутся по материнской линии. Женщины имеют равные с мужчинами права.

Брачная церемония включает многочислен­ные обряды и по большей части завершается тем, что жених вешает на шею новобрачной особый медальон (тали). В наши дни в облас­ти семейно-брачных отношений у народов Южной Азии происходят очень серьезные из­менения: разрушаются кастовые перегородки, брак демократизируется, молодежь завоевы­вает право вступать в брак по любви. Но вы­куп за невесту у мусульман бытует еще прочно.

В семейно-брачных отношениях малых на­родов («племенного населения») преобладает парная семья и формы семьи, переходные к моногамии. Парные семьи бытуют еще у час­ти санталов, курумба, нага и многих других. У некоторых мелких народов прослеживают­ся в брачных отношениях черты матрилокальности. Так, у кхаси молодой муж поселяется в доме жены, и дети наследуют имя матери. У гаро существовали материнские роды. Своеобразная форма многомужества в виде братской и неродственной полиандрии быто­вала некогда у тода. Эта форма семьи сло­жилась как следствие разделения труда в спе­цифических условиях жизни.

У наиболее отсталых народов Южной Азии — андаманцев, ведда и некоторых дру­гих, семья неустойчивая, парная. Для них ха­рактерна система возрастных классов, в связи с которой молодежь проходит возрастные инициации. При этом юношей посвящают в тайны племени, испытываются их охотничьи навыки, стойкость, мужество. Девушки знако­мятся со своими будущими обязанностями.

У большинства крупных народов Южной Азии классовые отношения возникли столетия и тысячелетия тому назад. Вместе с тем свое­образие исторического развития и развития социально-экономических отношений обусло­вили их большую многоукладность, самобытность. И в наше время у некоторых народов заметны не только феодальные и патриар­хальные, но и первобытнообщинные пережит­ки. У отдельных мелких групп первобытнообщинные отношения находятся только еще в стадии разложения.

Для общественного строя крупных наро­дов Южной Азии долгое время была харак­терна исключительная живучесть общинных отношений, которые пережили века и разру­шаются лишь сейчас под влиянием капитали­стических порядков.

Индийская община имела несколько разно­видностей. Она представляла собой замкну­тый коллектив с общинным землепользовани­ем и местным самоуправлением. Общину воз­главляли наиболее богатые ее члены и жре­цы (брахманы). В 16 в. сложилось крупное помещичье землевладение земиндари, укре­пившееся в колониальную эпоху. Рост круп­ного землевладения сочетался с системой от­купов земельного налога.

В настоящее время в странах Южной Азии проведена или проводится земельная рефор­ма, подорвавшая основы помещичье-феодального строя и класса помещиков. Однако в ряде стран пережитки феодализма еще силь­ны и положение крестьянства довольно тя­желое.

Другая особенность общественного строя большой части народов Южной Азии — кастовая система, истоки которой восходят к эпохе разложения общинно-родовых отношений. По происхождению состав каст очень сложен. Часть каст восходит к древним варнам, мно­гие появились вследствие развития в древнем обществе разделения труда. Многие касты имеют этническое происхождение. Наконец, множество профессиональных каст. Кастовая система была освящена религией и на тысячелетия стала основой общественного строя.
В древности существовали четыре «классические касты» (варны): брахманы — жрецы,
кшатрии — воины, вайшья — земледельцы, шудра — слуги. В состав шудр влилось значи­тельное число местного населения, покорен­ного некогда ариями. В наше время насчиты­ваются многие тысячи каст (джати). Касты эн­догамны. Одни из них считаются низшими, особенно некоторые профессиональные, свя­занные с «нечистыми» занятиями (например, кожевенники, мусорщики и др.). Кроме того, существуют так называемые «неприкасаемые» и внекастовое население, стоявшие всегда на самой низшей ступени социальной лестницы. По традиции «неприкасаемые» не имеют пра­ва селиться вместе с людьми из высших каст, пользоваться их вещами, брать воду из одно­го колодца. «Неприкасаемые» должны по обычаю выполнять самую тяжелую, грязную, плохо оплачиваемую работу. Угнетенным по­ложением части каст и внекастового населе­ния объясняется успех пропаганды мусуль­манской религии в Южной Азии. Переходя в ислам, человек до некоторой степени выры­вается из кастовой системы. Но и у мусуль­манского населения Южной Азии существуют определенные кастовые ограничения. В кон­ституции Республики Индии и некоторых дру­гих стран кастовая сегрегация запрещена. Не в действительности кастовая система еще сильна, и прогрессивным силам приходится вести тяжелую борьбу с бытовыми кастовы­ми предрассудками.

В наши дни для большинства крупных на­родов Южной Азии характерны капиталисти­ческие отношения, но в деревнях живы еще многие феодальные и патриархальные пере­житки, тормозящие развитие этих народов.

У части мотыжных земледельцев, особен­но занимающихся подсечно-огневым земле­дельческим хозяйством, долгое время сохра­нялись сильные родовые пережитки, как, на­пример, у кхаси, нага и др. Но в наше время родовые отношения в чистом виде уже не встречаются. Что касается наиболее отсталого в социально-экономическом отношении насе­ления— бродячих охотников, собирателей, рыболовов, то для их общественных отношений, как и для ряда схожих по уровню развития народов Юго-Восточной Азии, характерно от­сутствие родовой организации и в прошлом. Общественная организация у веддов, андаманцев и ряда мелких групп населения Цент­ральной и Южной Индии представляет собой лекальные группы, объединяющиеся в аморф­ные, мало консолидированные племена.

Духовная культура. Духовная культура на­родов Южной Азии имеет многовековые тра­диции, обогащающиеся новыми достижения­ми. До наших дней в народе распространены древние эпические произведения Махабхарата, Рамайяна и др. Их читают, декламируют, поют. На их темы ставят театральные пред­ставления. Популярна форма театрального представления катакали, основанная на давних народных традициях. Бытует кукольный театр.

Каждый праздник сопровождают песни и тан­цы. Популярны в народе представления фо­кусников.

Многообразна музыка народов Азии. Раз­личны музыкальные инструменты, из них наи­более популярны щипковые (вина), смычко­вые, барабаны.

Высокого развития достигли в Южной Азии изобразительное искусство и архитектура. Знаменит архитектурный комплекс средневековой Агры, куда входит всемирно известный мавзолей эпохи Великих Моголов — Тадж-Ма-хал. Поражают своей красотой храмы Бенаре­са и другие памятники. С древности сущест­вует традиция живописи. Знамениты настен­ные росписи пещерных храмов Аджанты. Развиты резьба по дереву, миниатюра, кото­рые сочетают в себе высокое профессиональ­ное мастерство и народность мотивов.

Далеко за пределами Южной Азии славится ее народная медицина, основанная на при­родных лекарственных средствах и воздейст­вии на психику человека. Широко известно учение йоги.

В колониальную эпоху образование, наука, искусство пришли в значительный упадок. Наследием того времени являются миллионы неграмотных. Упорным трудом это отставание постепенно преодолевается.

В Южной Азии распространены различные религиозные верования. Наибольшее число последователей имеют индуизм, ислам и буд­дизм. Отдельные группы населения исповеду­ют джайнизм, сикхизм и христианство. Имеет­ся небольшое число последователей разновид­ности маздеизма (парсы). Индуизм своими корнями восходит к религиям древних ариев и местных племен. Индуизм — политеистиче­ская религия. Из божеств в наше время наи­более почитаются Вишна и Шива. При этом в каждой деревне наряду с главным почита­ется и местное божество. Некоторое значение в верованиях имеет культ предков.

Буддизм возник в Северной Индии при­мерно в 6—5 вв. до н. э. Его появление бы­ло связано с ответной реакцией на брахма­низм, на жесткую и широко разветвленную систему каст. Буддизм признает всех равны­ми. Но наряду с этим он проповедует пас­сивное отношение к жизни и несправедливос­ти. В настоящее время он распространен главным образом в Непале, Бутане и Шри Ланке. Несколько миллионов буддистов име­ется в Индии.

Джайнизм возник примерно в то же вре­мя, что и буддизм. Как и буддизм, джайнизм не признает кастовой системы и призывает к непротивлению злу и самосовершенствованию.

В 16 —17 вв. сложилась религия сикхов. Наряду с элементами индуизма сикхизм со­держит также черты ислама и других религий. Сикхи поклоняются единому богу, не призна­ют каст, монашества, изображений божеств. Распространена эта религия главным образом в Пенджабе.

Племенные религии в Южной Азии очень разнообразны, причем на верования многих народов известный отпечаток наложил инду­изм. Малые народы Южной Азии поклоняют­ся стихийным силам — ветру, грозе, воде, и т. п. По религиозным представлениям мир населен добрыми и злыми духами. Встре­чаются пережитки тотемизма. Бытует вера в души и их переселение. Повсеместно распро­странен культ предков.

В настоящее время происходит довольно интенсивный процесс перехода от племенных верований к индуизму, исламу, христианству и другим религиям.

1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   33


написать администратору сайта