Главная страница

Этнография - Бромлей (учебник). Ю. В. Бромлея и г. Е. Маркова этнография Учебник


Скачать 2.05 Mb.
НазваниеЮ. В. Бромлея и г. Е. Маркова этнография Учебник
АнкорЭтнография - Бромлей (учебник).doc
Дата18.02.2017
Размер2.05 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭтнография - Бромлей (учебник).doc
ТипУчебник
#2857
страница9 из 33
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   33

Народы Западной Азии


Западная, или Передняя Азия, представля­ет собой обширную область Евразийского континента площадью более 6 млн км2 с на­селением около 140 млн. человек.

Географически она включает полуостров Малую Азию, Месопотамию, Левант, Аравий­ский полуостров и Иранское нагорье. Общая черта природы Передней Азии — господство засушливых, аридных ландшафтов с широким распространением, особенно на юге, пустынь и полупустынь. Только на побережьях Среди­земного, Черного и Каспийского морей, на юго-западе Аравийского полуострова, а так­же в некоторых предгорных местностях кли­мат более влажный, субтропический. Из крупных рек в Западной Азии протекают Тигр и Евфрат, орошающие аллювиальные долины Месопотамии. Прочие реки сравни­тельно небольшие.

Равнины и горы Передней Азии некогда были покрыты густыми лесами, где водились крупные звери: слоны, львы, тигры, носоро­ги, разнообразные копытные. В историче­ское время большая часть лесов была ис­треблена, что повело к исчезновению круп­ных животных.

На территории Западной Азии расположен ряд государств: Турецкая Республика (44 млн. человек), Исламская Республика Иран (35,8 млн.), Демократическая Республика Аф­ганистан (15,5 млн.), Иракская Республика (12,2 млн.), Сирийская Арабская Республика (8,9 млн.), Королевство Саудовская Аравия (8,8 млн.), Йеменская Арабская Республика (6,9 млн.), Государство Израиль (3,7 млн.), Ли­ванская Республика (3 млн.), Иорданское Хашимитское Королевство (2,2 млн.), Народная Демократическая Республика Йемен (1,9 млн.), Султанат Оман (ок. 800 тыс.), Объединенные Арабские Эмираты (910 тыс.), Государство Бахрейн (320 тыс.), Государство Кувейт (св. 1,3 млн.), Государство Катар (ок. 250 тыс.) и Республика Кипр (620 тыс.).

Этногенез и этническая история. В науке еще не решен вопрос, входили ли области Западной Азии в ареал, где проходили на­чальные этапы антропогенеза. Вместе с тем памятники эпохи раннего палеолита широко представлены в этой области, особенно в Вос­точном Средиземноморье. В гротах Табун, Схул, Барадост и других обнаружены кости и орудия палеоантропов. Существует гипоте­за, что в Передней Азии на рубежах раннего и позднего палеолита происходило формиро­вание человека современного вида. Это пред­положение основывается на исследовании ископаемых костных останков, в которых об­наруживается сочетание неандерталоидных и сапиентных антропологических признаков. Вы­воды о превращении в Передней Азии не­андертальцев в людей современного вида не бесспорны, что не исключает, однако, воз­можности формирования Homo sapiens в рас­сматриваемом регионе.

В эпоху мезолита в Восточном Средизем­номорье складывается натуфийская культура, а к северу от нее зарзийская, типологически близкая балханской культуре Западной Турк­мении. Судя по археологическим данным, во времена мезолита в этих областях начались опыты по одомашниванию растений и приру­чению животных, которые завершились на последних этапах этой эпохи, в 10—9 тыся­челетиях до н. э., доместикацией первых жи­вотных (козы и овцы) и появлением культур­ных злаковых растений.

Этнический состав населения Западной Азии в это время установить пока невозмож­но. Антропологически оно было, очевидно, европеоидным. Его европеоидность точно установлена для последующей эпохи, во вре­мя которой развернулась так называемая «неолитическая революция», заключавшаяся в том, что производящее хозяйство, победив­шее сначала только в отдельных, «первичных» центрах, начало затем быстро распростра­няться в других субтропических областях, а затем и в полосе умеренного климата.

Первые свидетельства об этническом сос­таве Передней Азии появляются на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э., когда шумеры создали в Южной Месопотамии древнейшее государство и изобрели клинопись. Язык шу­меров не принадлежал ни к одной известной языковой семье и вместе с некоторыми дру­гими древними языками включается иногда в условную «каспийскую» группу. Следует подчеркнуть, что этнический и языковый состав Передней Азии как в древности, так и в последующие эпохи был очень пестрым. Наряду с народами «каспийской» группы в Западной Азии обитали также семитоязычные народы, о чем свидетельствуют памятники письменности середины 3 тысячелетия до н. э., оставленные народом аккадов. Вместе с дру­гими народами Двуречья аккады создали Вавилонскую цивилизацию. Письменность имели и многие другие народы: финикияне— создатели первого известного алфавита, став­шего основой большинства древних и совре­менных алфавитов (арабского, греческого, ла­тинского, русского и др.) древние евреи, на языке которых написана Библия; арамеи, язык которых был столь распространен, что его называли «восточной латынью» (в конце 1 тысячелетия до н. э. он вытеснил ряд раз­говорных языков Восточного Средиземно­морья, в том числе древнееврейский).

Установлено, что в 4—3 тысячелетиях до н. э. на западе Передней Азии существо­вало по крайней мере два европеоидных антропологических типа. Как полагают, один был распространен среди шумеров, другой среди семитоязычного населения.

Во 2 тысячелетии до н. э. продолжалось расселение семитоязычных народов. Хананеи, арамеи заселили области к юго-западу от Двуречья. По Аравийскому полуострову расселились предки арабов.

К середине 2 тысячелетия до н. э. отно­сятся первые памятники клинописной и иеро­глифической письменности, засвидетельство­вавшие появление в Передней Азии народов, говоривших на индоевропейских языках и со­здавших Хеттское царство.

В 9 в. до н. э. в областях Армянского на­горья и Южного Закавказья возникло госу­дарство Урарту, а к 7 в. до н. э. относится формирование армянского народа. Армяне создали свое государство, просуществовавшее около тысячи лет.

В 1 тысячелетии до н. э. в областях, где расселялись народы, говорившие главным об­разом на индоевропейских языках, возникли мощные деспотические государства Мидия, Персия, позднее Бактрия и Парфия. При этом происходили многообразные и сложные этни­ческие процессы, складывались различные языковые и этнические общности. В ходе этих взаимодействий в античную эпоху и в средне­вековье из народов, населявших эти области, сформировалась большая часть этнических групп, говорящих на языках западноиранской ветви и обитающих ныне в Иране, Афганиста­не, в пограничных северных областях Ирака и в Восточной Турции.

Существенное влияние на этнические и еще в большей степени на культурные процессы в Западной Азии оказали арабские завоевания 7—8 вв. К 8 в. арабы подчинили себе большую часть населения Передней Азии, при этом они смешивались с покоренными наро­дами Месопотамии, Леванта и других стран. Образовывались новые этнические общности, шло формирование современных арабских на­родов. Широкое распространение получил ли­тературный арабский язык и письменность на основе арабского алфавита. Важным следст­вием арабских завоеваний была исламизация населения в покоренных странах. Походы арабов приводили также к вытеснению неко­торых групп населения из мест их обитания, что приводило к складыванию новых этниче­ских групп.

Большое воздействие на этнический состав Передней Азии оказали переселения из Сред­ней Азии тюркских народов, начавшиеся в 10 в. и продолжавшиеся в последующие сто­летия. Особенно велики были последствия по­ходов тюрков-сельджуков, покоривших в 11 в. народы Малой Азии и некоторые смежные области Закавказья. Проникновение тюрок в Западную Азию продолжалось и в 12 в., и в эпоху монгольских -нашествий. В результате последовавших этнических процессов сформи­ровались такие народы, как турки, азербайд­жанцы и др. Сами монголы не оказали суще­ственного влияния на языковый и антрополо­гический состав, а также на культуру народов Передней Азии. Но происходившие вследст­вие этих походов перемещения и смешения крупных масс населения имели большие эт­нические последствия. Многие народы окон­чательно сложились в послемонгольское вре­мя. Важные этнические процессы развертыва­лись и в последующие эпохи. Так, в 17 в. насильственно было переселено в Иран неко­торое число грузин и армян. В 17 и 19 вв. правительства Ирана и Турции неоднократно переселяли из стратегических соображений ряд курдских племен в Хоросан, Южную Туркмению, Центральную Анатолию, на юг Турции. В 1915 г. турецкое правительство спровоцировало резню армян и айсоров. Следствием геноцида было уничтожение со­тен тысяч армян, 1,5 млн. армян было изгна­но со своей родины.

Народы Западной Азии относились в древ­ности и раннее средневековье к числу наибо­лее развитых в социально-экономическом, а также культурном отношении: они первыми осуществили «неолитическую революцию», одновременно с обитателями Египта создали

древнейшую в мире цивилизацию. Однако за­тем, вследствие сложных внутренних и внешних причин, они стали быстро отставать от Европы, а затем и Северной Америки. Западная Азия избежала, за исключением отдель­ных областей на Аравийском полуострове, прямой европейской колонизации. Но импе­риалистический политический и экономичес­кий гнет в соединении с отсталым феодаль­ным развитием привел к тому, что страны Пе­редней Азии превратились в полуколонии. В результате национально-освободительной борьбы, усилившейся под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции, на­роды Западной Азии добились независимости. Однако в их социально-экономических отно­шениях и культуре еще заметно некоторое отставание. Окончательному возрождению экономики и культуры народов Передней Азии препятствуют происки империализма. Империалистические страны способствуют аг­рессии Израиля против арабских стран, разжи­гают между народами внутренние противоре­чия с целью воспрепятствовать их развитию по социалистическому пути. Страны социализ­ма, и в первую очередь СССР, оказывают ог­ромную помощь народам Западной Азии в их борьбе с империализмом за достижение экономического, социального и культурного прогресса, поддерживают справедливые тре­бования палестинского народа и народов дру­гих арабских стран о ликвидации последствий израильской агрессии.

Современный этнический состав. В Запад­ной Азии распространено значительное число языков. Они относятся к различным ветвям трех языковых семей: индоевропейской, се­мито-хамитской и алтайской.

Индоевропейская семья представлена в Западной Азии главным образом иранской ветвью: в нее входят языки фарси, пушту, таджикский, курдский, лурский, бахтиарский, белуджский и др. Кроме того, некоторое рас­пространение имеют языки новогреческий, армянский, албанский. Встречаются небольшие группы населения, говорящие на индийских языках.

Среди семитических языков наиболее мно­гочисленна их южная ветвь, представленная арабским литературным языком и многими областными арабскими говорами и диалекта­ми. На языках других семитских ветвей гово­рят атурая (новоассирийцы), евреи и некото­рые группы населения Сирии, Ливана и дру­гих стран.

Алтайская семья представлена нескольки­ми тюркскими языками, входящими в разные ветви: турецким, азербайджанским, татарским, туркменским, гагаузским, афшарским и др.

Выходцы с Кавказа говорят на различных кавказских языках.

По антропологическому признаку почти все население Западной Азии принадлежит к раз­личным расовым типам большой европеоид­ной расы. На Аравийском полуострове встре­чаются негроиды — выходцы из Африки. На юге полуострова у некоторых групп арабско­го населения заметна негроидная примесь. Монголоиды — хазарейцы Афганистана. Не­большая монголоидная примесь имеется у некоторых групп тюркоязычного насе­ления.

Современный этнический состав почти всех стран Передней Азии сложен, и большая их часть многонациональна.

С известными трудностями связано устано­вление этнического состава Турции, так как в стране проводится активная ассимиляционная политика, и многие этнические группы искус­ственно причисляются к туркам. По данным на 1978 г. в Турции обитало 39900 тыс. че­ловек, говорящих по турецки, большая часть их турки. К этой группе относится своеобраз­ная этнографическая группа кочевых в прош­лом юрюков. В Турции живет более 4 млн. курдов, а также азербайджанцы, туркмены, арабы, татары, грузины, греки, албанцы, ев­реи, армяне, черкесы, лазы, небольшая груп­па русских-старообрядцев, поселившихся в Турции в 18 в.

Современные этнические процессы в Тур­ции характеризуются прежде всего слиянием национальных меньшинств с турками. Офици­альная письменность с 1928 г. латинская.

Еще более сложен этнический состав Ира­на. По данным первой всеобщей переписи 1956 г., менее половины его населения состав­ляли собственно персы, говорящие на фарси.

Остальные — свыше 80 народов—говорят на называемых иранскими источниками «местных языках». Это около 4 млн. азербайджанцев, около 400 тыс туркмен, более 300 тыс. каш-кайцев, афшары, курды, гилянцы, мазендаранЦы (три последних народа насчитывают каж­дый более чем 1 млн. человек), луры, бахтиары, белуджи. Кроме того, в Иране живут ар­мяне, евреи, айсоры и многие другие неболь­шие группы населения.

В последние десятилетия в Иране развер­тываются крупные этнические процессы, в хо­де которых происходит оформление новых наций (азербайджанцы; возможно гилянцы и мазендаранцы), народностей (кашкайцы), кон­солидируются мелкие этнические группы в более крупные.

В Иране принята официальная письмен­ность на основе арабского алфавита.

Многонационально и население Афганиста­на. Более половины его — пуштуны. Значи­тельно число таджиков (кроме так называе­мых «равнинных таджиков», говорящих на языке западноиранской ветви, на Памире рас­селены «горные таджики», язык которых от­носится к восточно-иранской ветви). В Афга­нистане обитают также туркмены, узбеки, бе­луджи, нуристанцы, более 1 млн. хазарейцев, говорящих на языке фарси, евреи и др.

В ходе современных этнических процессов идет консолидации крупных народов, в част­ности пуштунов и таджиков, а также и других групп населения. Важной проблемой, остав­шейся от колониальной эпохи, является разделение пуштунов между Афганистаном и Па­кистаном.

Наряду с основным официальным языком страны пушту, вторым по значению языком
является фарси, который получает все большее распространение. Письменность — на основе арабского алфавита.

Население арабских стран более однород­но в этническом отношении, хотя и в некото­рых из них национальные меньшинства до­вольно многочисленны. Кроме арабов во мно­гих странах обитают курды, персы, индийцы, выходцы из Африки, айсоры, туркмены, бе­луджи, евреи, потомки средневековых выход­цев из Европы — левантинцы.

Официальный язык и письменность — араб­ские. Существует единый арабский литературный язык и значительное число его област­ных диалектов и говоров.

Население Израиля состоит главным обра­зом из евреев, как местных уроженцев, так и выходцев из разных стран Африки, Азии, Европы и Америки. В Израиле обитает также значительное число арабов, подвергающихся гонениям и дискриминации со стороны пра­вящей сионистской верхушки.

Официальный язык — иврит. Письменность на основе древнееврейского алфавита.

Хозяйство. Подавляющее большинство на­селения Передней Азии занято в сельском хо­зяйстве. Страны Западной Азии по преимуще­ству аграрные и, за отдельными исключения­ми, промышленность в них только развивает­ся. Вместе с тем во многих областях этого региона имеются значительные запасы нефти, что накладывает определенный отпечаток на их экономическое развитие. Долгое время большая часть стран Западной Азии были главным образом поставщиками сырья и про­довольственных товаров, а также рынком сбыта для империалистических государств. В известном смысле это положение сохраня­ется и в наши дни, но в последние десятиле­тия много сделано в области развития нацио­нальной промышленности. Многим государст­вам очень большую помощь в ее создании оказывают СССР и другие страны социалисти­ческого содружества. Но ряд стран Передней Азии еще зависимы от империалистических государств и монополий в области экономики и политики. В первую очередь, это касается Израиля и тех государств, где еще сильны феодальные пережитки.

В Передней Азии преобладают два хозяйственно-куЛьтурных типа: плужное—земледелие и кочевое скотоводство (номадизм) Имеется также различные промежуточные типы
подтипы.

Земледелие в странах Западной Азии име­ет много общих черт, так как в условиях жаркого климата, недостатка естественных осадков оно ведется главным образом в оро­шаемой форме. Однако вследствие различий в природных условиях существует несколько разновидностей ирригационного хозяйства.

В областях, орошаемых крупными и сред­ними по полноводности реками, поля обводняются сложной системой ирригационных со­оружений из плотин, дамб, магистральных и второстепенных каналов. Поддержание их в рабочем состоянии требует огромного труда по очистке водных артерий от ила, ремонту ирригационных устройств. Для регулярного орошения полей выработана сложная система распределения воды. Минеральные и органи­ческие частицы, которые несут в большом ко­личестве воды рек естественным образом удобряют поля при ирригации, повышая тем самым урожаи. Поля орошаются при этом двумя способами: самотеком, когда пашни, огороды и сады лежат ниже уровня реки, и перекачкой воды, когда уровень воды ниже возделываемых полей. В последнем случае орошение требует затраты значительных средств и сил. Далеко не везде существуют сложные ирригационные системы в виде во­дохранилищ, плотин и т. п., обеспечивающих подъем воды. Во многих местах действуют еще старинные малоэффективные приспособ­ления в виде водоподъемных колес, приводи­мых в движение механизмами или тягловой силой животных. Недостаточное внимание властей к очистке каналов, расширение посев­ных площадей, что увеличивает расход воды, приводят к тому, что самотечное орошение становится в отдельных местах невозможным и приходится устраивать водоподъемные со­оружения.

Из мелких рек и ручьев вода выводится обычно непосредственно на поля, вследствие чего не нужны сложные ирригационные со­оружения. Однако уровень воды в небольших речках обычно не постоянен и сильно колеб­лется в зависимости от дождей или засухи, что создает большие трудности для земле­делия.

Рассматриваемые виды ирригационного хо­зяйства распространены в аллювиальных долинах и предгорной полосе Восточного Сре­диземноморья, в Месопотамии, Турции, Ира­не и Афганистане.

Во многих предгорных местностях Афгани­стана, Ирана и Турции, где нет рек и ручьев, практикуется так называемое «кяризное» оро­шение. Кяризы представляют собой системы водосборных галерей, по которым выводятся на дневную поверхность подпочвенные воды. При строительстве кяриза копают цепь колод­цев, удаленных один от другого на несколько десятков метров. Колодцы соединяются меж­ду собой подземной водозаборной галереей. Самый глубокий колодец—верхний на скло­не. Каждый следующий колодец мельче и в конце концов вода выходит на равнину в ви­де ручья. Длина кяризов достигает 5—6 км и более. Сооружение кяризов требует много сил и средств, они нуждаются в периодиче­ской очистке и ремонте. Зато они позволяют орошать плодородные, но безводные земли и обеспечивают устойчивое поступление воды. Многие кяризные системы исправно действу­ют столетиями.

В пустынных и засушливых местностях не­большие поля орошаются из искусственных водоемов, в которых скапливается дождевая или талая снеговая вода, а также из колод­цев. Но колодезной водой можно оросить только маленькие участки. При этом воду до­стают из колодцев с помощью верблюдов, лошадей, в наше время — и автомобилей, ко­жаными (а теперь и резиновыми) бадьями и пускают ее по деревянным лоткам на поле.

В некоторых странах Передней Азии, осо­бенно в Иране и Афганистане, в горах имеет место «богарное» земледелие, при котором поля не поливают, рассчитывая на естествен­ное увлажнение дождем. Если дожди не выпадают или их мало, то посевы дают незначи­тельный урожай или гибнут. Но при благопри­ятных условиях один раз в несколько лет бо­гарные посевы дают на горных целинных зем­лях исключительно высокие урожаи.

В странах Западной Азии возделываются различные сельскохозяйственные культуры. В большей части арабских стран главными яв­ляются пшеница, ячмень, финиковая пальма, в отдельных местностях технические культуры, рис, цитрусовые и огородные, в Йемене ко­фе. В субтропических районах Восточного Средиземноморья разводят яблоки, виноград, цитрусовые, финики и другие культуры. В Турции, Иране, Афганистане наряду с зер­новыми выращивают много хлопка, винограда, табака, плодовых деревьев. В Иране сеют особо высококачественные сорта риса. Име­ются плантации опийного мака.

Современные механизированные земле­дельческие орудия имеют только отдельные, наиболее зажиточные хозяйства. Прочее на­селение использует самые примитивные ору­дия, известные в Передней Азии еще с глу­бокой древности. Землю обрабатывают дере­вянным плугом с железным сошником. Ого­роды и сады вскапываются мотыгами и лопатами. Еще недавно в глухих местностях встре­чались сохи из кривой ветви с суком, на ко­торый надевается сошник. Боронуют простей­шими приспособлениями: досками с железны­ми или деревянными зубьями, связанными сучковатыми ветвями. В качестве тягловой си­лы употребляются волы, реже — другие жи­вотные. Урожай убирается вручную с по­мощью серпов или ножей. Молотят либо уда­ряя по снопам досками, усеянными острыми зубьями, либо прогоняя по снопам животных. Во многих местах зерно еще размалывают на ручных мельницах.

Земледельцы разводят различных домаш­них животных как тягловую силу, так и на мясо, для получения молока и шерсти. Боль­шая часть крестьян держат волов, коз, овец, ослов, птицу. Лошадей имеют только зажи­точные хозяева. Используют их главным обра­зом под верх. Верблюдов разводят некото­рые группы земледельцев на Аравийском по­луострове, реже в Турции, Иране и Афгани­стане. Животноводство ведется земледельца­ми в стойловой и отгонной формах. В связи с этим во многих горных или пограничных с пустыней местностях распространен полуосед­лый хозяйственно-культурный тип.

В пустынях, полупустынях и горах Запад­ной Азии распространен кочевнический хозяйственно-культурный тип, включающий коче­вое, полукочевое и полуоседлое (так называемый трансгуманс) скотоводство. При этом ос­новные средства существования доставляются главным образом экстенсивным пастбищным скотоводством. Но кочевое скотоводство всег­да включает и различные подсобные виды за­нятий: примитивное мотыжное земледелие, караванную торговлю, в прошлом вооружен­ные набеги и грабежи.

Кочевым, полукочевым и отгонным ското­водством занимаются в Передней Азии часть , арабов, пуштунов, курдов, белуджей, некото­рые племена Ирана и Афганистана, полукоче­вые тюрки-юрюки, туркмены.

Кочевание ведется в различных формах: «меридиональной», «вертикальной», «стационарной».

При кочевом «меридиональном» скотовод­стве сезонные передвижения стад совершают­ся в меридиональном направлении, иногда на значительные расстояния. Так, некоторые группы арабов-бедуинов совершают в год ко­чевания на 2—2,5 тыс. км. Летние сезонные пастбища располагаются обычно в северных областях, около колодцев или других источни­ков водоснабжения, иногда на границах оази­сов. На зиму перекочевывают на юг, на пус­тынные пастбища с хорошей травой, где в ямах держатся талые и дождевые воды. Ос­новных сезонных перекочевок бывает обычно четыре (летняя, осенняя, зимняя, весенняя).

Бедуины Аравии разводят главным обра­зом одногорбых верблюдов-дромедаров и в небольшом количестве породистых скакунов. Верблюды используются под верх, под вьюк, от них получают молоко и шерсть. Мясо вер­блюдов арабы обычно не едят.

С 1920-х годов бедуинское скотоводство резко пошло на убыль из-за развития совре­менных средств сообщения, вытеснивших ка­раванную торговлю, приносившую бедуинам хороший доход, а также вследствие политики правительства ряда арабских стран, насильст­венно переводящих кочевников на оседлость.

Меридиональное кочевание распростране­но также у полукочевников Аравийского полу­острова и скотоводов других стран Передней Азии: части курдов, пуштунов, белуджей и др. Но кочуют они на сравнительно недалекие расстояния и разводят мелкий рогатый скот, верблюдов, лошадей.

В горных областях Ирана, Афганистана и некоторых других стран ведется кочевое и полукочевое «вертикальное» скотоводческое хозяйство. Этот вид кочевания заключается в том, что лето скотоводы проводят на альпий­ских пастбищах, а на зиму спускаются в укры­тые от холодных ветров горные долины.

У туркмен и некоторых других групп ско­товодов практикуется «стационарное» кочевание, при котором сезонные перекочевки очень невелики: от нескольких до десятков километров. Тем не менее и этот вид ското­водства относится к кочевничеству, так как основные средства существования доставляет разведение животных в условиях выпаса на сезонных пастбищах.

За исключением кочевых бедуинов Центральной Аравии все прочие кочевники и по­лукочевники занимаются в больших или мень­ших размерах простейшим земледелием на небольших полях и огородах. У полукочевни­ков нередко часть семьи занимается кочева­нием со скотом, а часть проводит земледель­ческий сезон — несколько месяцев в году — около своих посевов, где они ведут полуосед­лую жизнь.

Для полукочевого скотоводства характерно также, что только зажиточные хозяйства, располагающие достаточным количеством транс­портных животных, имеют возможность кочевать на значительные расстояния в поисках лучших пастбищ. С ними двигается часть беднейшего населения, которая работает на бо­гачей и пользуется за это их транспортными животными. Прочее население кочует на меньшие расстояния. В остальном большой разницы между кочевым и полукочевым хо­зяйством нет.

Некоторое распространение в Передней Азии имеет полуоседлое скотоводство. При этой форме хозяйства, как и при стойловом оседлом содержании животных, разводится не только мелкий, но и крупный рогатый скот, верблюды, лошади, нередко для продажи земледельческому населению.

Своеобразная форма полуоседлого ското­водства, связанная с разведением ангорских коз, бытует у некоторых групп населения Тур­ции.

Свиней, как правило, население Передней Азии вследствие религиозных запретов не разводит.

Высокое развитие и древние традиции имеют в Передней Азии ремесла и домашние производства. Еще в глубокой древности сла­вились там мастера по выплавке и обработке металлов, была изобретена знаменитая ору­жейная дамасская сталь. Ценятся высокохудожественные ювелирные изделия из драго­ценных металлов и камней. Особенно излюб­лены украшения с бирюзой и красными кам­нями (рубинами, сердоликами). Большого совершенства достигают резчики по камню, кос­ти, дорогим сортам дерева. В Западной Азии выделываются лучшие в мире ковры. Особен­но славятся изделия иранских, турецких, туркменских мастеров. Ковры ткутся из шерсти, а самые дорогие экземпляры выделываются с добавкой шелковых и хлопковых нитей, что придает изделиям особую красоту. В старину вырабатывались шелковые ворсовые ковры. Многие тысячи лет насчитывают традиции изготовления гончарной посуды. В прошлом большое распространение имело ткачество. Сейчас этот вид ремесла почти исчез, и толь­ко в отдаленных сельских местностях кое-где еще сами ткут шерстяные, шелковые и хлоп­чатобумажные ткани для национальных костю­мов. Кочевники выделывают овчины, кара­куль, валяют кошмы.

В последнее столетие ремесла и домашние производства неуклонно сокращались, вытесняемые фабричными изделиями. Однако в на­ши дни в связи с широким развитием туризма и спросом на сувениры и этнографические предметы вновь расцветают многие традици­онные народные промыслы.

Материальная культура. Население Запад­ной Азии обитает главным образом в сель­ских поселениях. Число городов сравнительно невелико, хотя в последние десятилетия наблюдается заметный их рост. Облик посе­лений значительно отличается в зависимости от природных условий и местных традиций. В Турции поселения тяготеют к морскому по­бережью и тянутся по долинам, в Иране пре­обладают в предгорьях и по долинам рек, в Афганистане сосредоточиваются в горных до­линах, на Аравийском полуострове располага­ются на равнинах и в горах.

Поселения земледельцев Передней Азии обычно крупные, кучевые в плане, с беспорядочной застройкой кварталов. Небольшие по­селения встречаются в горной местности. Правильную планировку имеют только посе­ления, основанные переселенцами, или воз­никшие в последние десятилетия. В горах и по соседству с воинственными кочевыми пле­менами строили в прошлом сильно укреплен­ные поселения. Теперь они встречаются срав­нительно редко.

Как правило, в центре каждого крупного поселения находится базарная площадь, ме­четь или церковь, кофейня, чайная, админи­стративные постройки. От центра тянутся кривые улочки, образованные глухими стена­ми усадеб, без окон, с воротами и небольшими дверными проемами. Обычно улицы настолько узки, что там с трудом могут разъехаться две повозки. Водопроводы имеются только в центре самых крупных городов, и большая часть населения берет воду из ка­налов, где купаются животные и стирают белье. Современные здания, асфальтирован­ные улицы, электрическое освещение име­ются только в центральных кварталах круп­нейших городов. Но их окраины ничем не от­личаются от самых невзрачных сельских поселений.

Селения кочевников и полукочевников —временные сезонные. Наиболее крупные и долговечные возникают летом у бедуинов" Центральной Аравии такие летние лагери насчитывают порой несколько сотен и даже тысяч кочевых жилищ, группирующихся во­круг колодцев или других источников водо­снабжения. Скопления жилищ родственных семей образуют своего рода кварталы. Па­латка главы кочевой группы ставится у въез­да, с тем чтобы гости попадали прежде всего К предводителю.

У полукочевников Аравии, и кочевого на­селения прочих областей Западной Азии лет­ние поселения обычно менее многочисленны, чем у бедуинов, но также крупнее, чем другие сезоны года. На зиму и весну кочев­ники рассыпаются по пастбищам небольшими группами или каждое хозяйство кочует по отдельности.

Типы жилищ у земледельческого и скотоводческого населения разннообразны . Земледельцы равнин и предгорий сооружают обыч­но прямоугольные или квадратные в плане дома из сырцового кирпича или глинобитные, с плоской крышей. В горных местностях распространен прием строительства домов из обломков камня, скрепленных глиняным раствором. Как исключение в Турции встречают­ся срубные деревянные дома, которые строят русские старообрядцы. Уникальные 8—10-этажные постройки из сырцового кирпича и глины распространены на юге Аравийского полуострова. Там же встречаются дома в виде укрепленных башен. Сельские богатеи и пред­ставители местной администрации строят до­ма из обожженного кирпича.

Планировка жилищ различна и зависит от состоятельности владельцев дома и местных традиций. Бедняки, а также обитатели многих горных областей имеют чаще всего однокамерные жилые постройки. Прочее население сооружает многокамерные дома. При этом передняя часть дома считается мужской, а задняя — куда доступ посторонним закрыт — женской. В зависимости от местных условий хозяйственные постройки пристраиваются к жилому дому или ставятся отдельно. Усадь­бы окружаются высокими оградами.

Внутреннее убранство ограничивается в отдельных областях подстилками-войлоками, коврами на полах, топчанами-кроватями, сун­дуками с имуществом. В других (Турция, многие местности Ирана) обстановка состоит из невысокой мебели. В городах у зажиточ­ного населения — фабричная современная мебель.

Кочевые жилища представляют собой у туркмен кибитки из разборного деревянного каркаса, обтянутого войлоком. У всех прочих скотоводов — палатки из шерстяной ткани

или брезента, натянутого на шесты. В зави­симости от состоятельности семьи различа­ются размеры и внутреннее убранство киби­ток и шатров. Сидят и спят в кочевом жи­лище на полу. Иногда занавеской помещение разделяется на переднюю (мужскую) и зад­нюю (женскую) части жилища.

Традиционная утварь у земледельцев и скотоводов состоит главным образом из гли­няной и металлической посуды. Характерны металлические сосуды с длинным носиком для хранения воды, умывания, используются и сосуды из дерева, высушенной тыквы. Ко­чевники пользуются кожаными бурдюками для молока и воды. Пищу готовят в котлах. Кофе, чай, молочные напитки пьют из гли­няных или фарфоровых сосудов без ручек. Постепенно все большее распространение, особенно вблизи крупных городских цент­ров, получают фабричные изделия, вытесняю­щие традиционную утварь.

Костюм большей части населения Перед­ней Азии сходен по типу, разнообразие наблюдается в головных уборах, причем у не­которых, особенно кочевых народов форма и детали головного убора связаны с племенной принадлежностью.

Наиболее распространенный мужской кос­тюм состоит из широкой, ниже пояса или до колен рубашки с рукавами, штанов с широким шагом и наплечной одежды — халата или плаща. Зимой носят шубу из овчины. Так, напри­мер, арабы-бедуины носят широкие рубахи и штаны, плащи с рукавами или прорезями для рук. Цвет одежды различен у разных племен. Крестьяне-турки одевают поверх рубахи и штанов жилетку и суконную куртку. В Иране наплечной одеждой служил в стари­ну кафтан. Костюм пуштунов дополняется плащом из серого или белого войлока с про­резями для рук, прикрываемыми ромбовид­ными кусками войлока. Значительно легче одежда обитателей тропической зоны Запад­ной Азии. На юге арабских стран земледель­цы работают в набедренных повязках и курт­ках-безрукавках.

Земледельцы используют для одежды по большей части хлопчатобумажные ткани. У кочевников зимняя одежда шьется из шерстя­ной ткани. Мужской головной убор у арабов состоит из специального платка (куфия), об­вязанного вокруг головы шерстяным шнур­ком с узлами. В Турции до 1925 г. мужчины носили фески, но затем они были законодательно запрещены. В Иране и Афганистане зимой и летом распространено ношение ме­ховых шапок из каракуля. Люди, совершив­шие паломничество в Мекку, и священнослу­жители носят чалму. Земледельцы обуваются в сандалии, туфли. Кочевники ходят в сапогах.

Традиционный костюм сохраняется в наши дни главным образом у кочевников, хотя и к ним широко проникает городская покупная одежда. Мужчины многих воинственных пле­мен арабов, луры, бахтиары, пуштуны, белу­джи и другие носят на себе целые арсеналы холодного и огнестрельного оружия, патрон­таши и т. п. В городах преобладает евро­пейская или смешанная одежда.

Традиционная женская одежда состоит по большей части из длинной, до щиколоток рубахи-платья и узких, длинных, как и платье, штанов. Платья дополняются в разные сезо­ны безрукавками, кафтанами, плащами, хала­тами. Различия проявляются в цвете ткани, деталях костюма, головных уборах. На голову надевается платок, украшенный зачастую ювелирными изделиями. У многих кочевников женские головные уборы представляют собой затейливые сооружения. У ряда земледель­ческих народов широко в прошлом бытовал обычай закрывания женщинами лица волося­ной сеткой и чадрой или паранджой (особым образом накидываемым на голову халатом с ложными рукавами). В наши дни закрывание лица бытует только в среде купечества и мелкой буржуазии арабских стран и в Иране. У кочевников закрывание лица обычно не практиковалось, но женщины должны были при посторонних прикрывать рот краем плат­ка. Традиционный женский костюм дополня­ется разнообразными украшениями: кольца­ми, гривнами, браслетами, серьгами, мони­стами. Распространено сурмление бровей, у некоторых народов принято красить хной волосы и ногти.

Женский костюм, так же как и мужской, испытал сильное городское влияние, и тради­ционные черты сохраняются главным образом у кочевников и в глухих сельских местно­стях.

Традиционные транспортные средства со­стоят в Передней Азии из верхового, вьюч­ного, колесного и водного транспорта. Под седло и вьюк используются верблюды, ло­шади, ослы. Повозки — двухколесные, в виде арбы с громадными колесами, и тяжелые че­тырехколесные телеги, запряженные волами, для перевозки тяжестей. По Тигру и Евфрату до сих пор плавают круглые, плетеные из прутьев и обмазанные асфальтом лодки, из­вестные в Месопотамии с эпохи шумеров. Для каботажного плавания и рыбной ловли применяются небольшие деревянные суда с парусом. Современные транспортные средст­ва быстро вытесняют традиционные, однако последние имеют и сегодня еще достаточно широкое распространение.

Традиционный пищевой рацион включает у земледельцев и кочевников главным обра­зом пшеничные лепешки, блюда из расти­тельной и молочной пищи. Масло земледель­цы употребляют по большей части растительное, а кочевники животное. Мясо как повседневная пища доступно только очень зажиточным людям. Большое значение в пище­вом рационе имеют разные напитки: черный и зеленый чай, чай с мятой, кофе. Кочевники используют различные кисломолочные про­дукты.

Семья. Социальные отношения. Семья и семейные отношения основываются у многих групп населения Передней Азии на нормах религиозного и обычного права. Мусульман­ское право — шариат — допускает полигамию, но на практике она имеет небольшое рас­пространение только среди некоторых соци­альных слоев, придерживающихся старинных обычаев. Распространен брак-покупка с вып­латой калыма, причем не только у кочевни­ков и в сельских местностях, но зачастую и в городах. Для мусульман наиболее жела­телен ортокузенный брак (между двоюрод­ными братьями и сестрами по мужской ли­нии). У кочевников прочно бытует племенная эндогамия, запрещающая вступать в брак за пределами племени, и левират. У земледель­цев семьи повсеместно малые. Среди наибо­лее зажиточных кочевников можно еще встретить большие неразделенные семьи, но они стали уже редкостью. Положение жен­щин в большей части стран Передней Азии неполноправное. За исключением наиболее прогрессивных слоев общества, женщина счи­тается еще собственностью мужа и семьи, и в ее отношении действуют патриархальные порядки. Под известным влиянием религиоз­ных установлений находится семейная жизнь в Израиле.

В общественных отношениях народов Пе­редней Азии наблюдается до наших дней значительная пестрота. В наиболее передовых странах проводятся реформы социалистиче­ского характера. Однако в отдельных странах Аравийского полуострова еще бытуют фео­дальные отношения. Сильны феодальные пе­режитки в Турции. Но особенно устойчивы патриархальные отношения в кочевых обла­стях. Пережитки архаических форм социаль­ных отношений поддерживаются реакционным духовенством и другими реакционными кру­гами.

Во многих местностях в связи с иррига­ционной формой земледельческого хозяйства и наличием общих угодий сохраняются об­щинные отношения, разлагаемые постепенно капитализмом. Наиболее развит капитализм в Израиле. Среди земледельческого населе­ния Израиля получила распространение свое­образная форма производственных объедине­ний (кибуц), которыми заправляют зажиточ­ные слои общества.

Своеобразные общественные отношения существуют у кочевников и полукочевников. Еще в ходе возникновения кочевого ското­водства сложились частная собственность на скот и общинное пользование сезонными пастбищами. Частная собственность на скот и военный образ жизни породили глубокое имущественное и социальное расслоение, но в условиях экстенсивного экономического ба­зиса развитые классовые отношения не сфор­мировались. Сложился социальный строй, для которого была характерна многоукладность. На первых порах истории кочевничества пре­обладали отношения военной демократии. В новое время, когда кочевники оказались зависимыми от земледельческих государств или были тесно с ними связаны, социальные отношения приобрели патриархальный харак­тер. Развитые классовые, в прошлом феодаль­ные, а теперь капиталистические отношения возникают у кочевников, когда они переходят к оседлости.

Общественная организация кочевников строится по общинно-племенному принципу. В арабских странах племенная форма орга­низации сохраняется у бедуинов (например, племена аназа, шаммар и др.), в других странах — у юрюков, туркмен, курдов, луров, бахтиаров, кочевых пуштунов, белуджей и др. Наряду с отношениями эксплуатации сохраня­ются общинно-племенные традиции в виде кровной мести, племенной взаимопомощи, общинной демократии.

Духовная культура. Творчество народов Передней Азии настолько многообразно и имеет столь древние традиции, что можно дать только самую общую его характери­стику.

Богато народное творчество арабов. Оно включает разные жанры фольклора: эпичес­кие произведения, сказки, легенды, генеало­гические легенды о происхождении племен и их родоначальников, исторические предания. Особенно развито было устное творчество у кочевых, в прошлом почти поголовно негра­мотных арабов-бедуинов. У оседлых земле­дельцев и кочевников существует развитая народная музыкальная культура. Бытуют раз­личные музыкальные инструменты — щипко­вые, ударные, духовые. В праздничные дни обязательно проводятся военно-спортивные и музыкальные соревнования, устраиваются пляски. Народная медицина основывается на многовековом опыте врачевания и использо­вании природных средств в соединении с ре­лигиозно-магическими поверьями, суевериями. В средние века многие городские центры арабского мира были средоточием образо­ванности, науки, искусств, обогативших евро­пейскую и общемировую культуру. Однако с установлением полуколониальной зависимо­сти от империалистических государств куль­тура пришла в упадок, и в наше время об­разование в арабских странах развито слабо, много неграмотных. Большое число арабской молодежи обучается в Советском Союзе, оказывающем значительную помощь в под­готовке национальных кадров ученых и спе­циалистов народного хозяйства.

Разнообразно турецкое народное искус­ство. Множество жанров насчитывает фольк­лор: сказки, легенды, сатирические произве­дения, мировую известность имеет цикл рассказов о народном мудреце Ходже Насреддине. Национальную традицию фолькло­ра поддерживают многочисленные певцы-ска­зители, без которых не обходится ни один сельский праздник. В селах и городах попу­лярен уличный народный театр марионеток и теней. Профессиональное турецкое искус­ство многое заимствовало из народных моти­вов, но в последние десятилетия пагубное влияние оказывает на него «массовая культу­ра» капиталистического мира. В деревнях и бедных городских кварталах велико число неграмотных, высшее образование доступно только обеспеченным слоям населения. Не­благоприятное влияние на образование ока­зывает духовенство, хотя церковь в Турции отделена от государства.

Исключительно широко распространено устное народное творчество в Иране, где до недавнего времени трудящиеся были почти поголовно неграмотными. В настоящее время проводятся некоторые меры по ликвидации неграмотности, для чего широко привлекают­ся учителя и грамотная молодежь.

Фольклор включает исторические пре­дания, знаменитые циклы древних и средне­вековых эпических произведений. Под музы­кальный аккомпанемент исполняются песни, любовные романсы. По городам и селам странствуют труппы актеров, кукольные театры. Популярны спортивные состязания, во время которых устраиваются конкурсы народ­ных поэтов и музыкантов.

В Афганистане, за последние десятилетия проведена очень большая работа по ликви­дации неграмотности, подготовке националь­ных кадров учителей, ученых, специалистов. Однако в селах и особенно кочевых обла­стях число неграмотных еще велико. Народ­ное искусство включает фольклор, музыкаль­ные произведения, народный театр, песни, пляски. У пуштунов распространено испол­нение коротких песен, сказок. Известен эпи­ческий цикл сказаний об Адан-Хане и Дур-хане. Существуют различные музыкальные инструменты: щипковые, барабаны, пастуше­ские свирели. Славятся пуштунские боевые пляски. На праздниках обязательно устраива­ются военно-спортивные состязания по борь­бе, стрельбе в цель, скачки.

Разнообразна и красочна духовная куль­тура других народов Передней Азии. Так, славятся курдские массовые и одиночные пляски, которые исполняют мужчины, женщи­ны и дети.

Как и в арабских странах, народная ме­дицина сочетает полезные приемы врачева­ния, выработанные веками, с шарлатанским «лечением» колдунами и знахарями. Про­фессиональная медицина пока еще не может охватить в Западной Азии все слои населе­ния, тем более в отдаленных местностях и на кочевьях.

По религиозной принадлежности большая часть населения Западной Азии принадлежит к разным толкам ислама. Ислам — монотеис­тическая религия, сложившаяся в Аравии на основе древних верований и многое заим­ствовавшая у других религий, в частности христианства. Священная книга мусульман — Коран. В соответствии с мусульманским уче­нием каждый верующий обязан признавать догмат единобожия, исполнять обязательные молитвы, соблюдать пост, уплачивать религи­озный налог закят и совершить паломничест­во в Мекку.

Из религиозных течений ислама наиболь­шее число приверженцев имеют суннизм и шиизм. Сунниты почитают наряду с Кораном и устное предание — сунну, отрицающее у человека наличие свободной воли. Шииты особо почитают пророка Али и не признают суннитских халифов. К суннитам относятся большая часть арабов, пуштунов, туркменов, некоторые группы курдов и белуджей и мно­гие другие. Приверженцы шиизма — персы, азербайджанцы, часть курдов и белуджей, некоторые жители Аравийского полуост­рова.

В Саудовской Аравии и некоторых других странах распространена мусульманская секта вахаббитов, сложившаяся в 18 в., в эпоху борьбы арабов против турецкого господ­ства. Вахаббиты проповедуют строгое соблю­дение заветов первоначального ислама.

В Сирии и некоторых других арабских странах имеются приверженцы шиитской сек­ты исмаилитов.

Христианство, возникшее в Передней Азии и широко там до арабского завоевания рас­пространенное, имеет в наши дни сравни­тельно небольшое число приверженцев из числа ливанских арабов (маронитов), право­славных греков, айсоров, армян и некоторых других групп.

Существуют в Западной Азии синкретиче­ские религии, представляющие результат сме­шения христианства, ислама, древних языче­ских верований. Такова, например, дуалисти­ческая религия йезидов, бытующая у части курдов. В Северо-Западной Сирии обитают алавиты (нусайриты), в религии которых со­четаются шиизм и христианство. Из христи­анских, мусульманских и других элементов состоит религия друзов Ливана и Сирии. До наших дней сохраняются группы гебров, по­читателей древней маздеистской религии. В Израиле государственной религией являет­ся иудаизм.

Религия удерживает в странах Передней Азии еще довольно сильные позиции и ока­зывает влияние на семейно-брачные отноше­ния, образование, порой и политическую жизнь.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   33


написать администратору сайта