Главная страница

Этнография - Бромлей (учебник). Ю. В. Бромлея и г. Е. Маркова этнография Учебник


Скачать 2.05 Mb.
НазваниеЮ. В. Бромлея и г. Е. Маркова этнография Учебник
АнкорЭтнография - Бромлей (учебник).doc
Дата18.02.2017
Размер2.05 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭтнография - Бромлей (учебник).doc
ТипУчебник
#2857
страница17 из 33
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   33

Население Эфиопии в большинстве своем носит одежду традиционного типа. У муж­чин — это хлопчатобумажные длинные и очень узкие штаны, длинная рубаха со стоя­чим воротником, поверх которой надевается специальная накидка с подкладкой — шамма, в в холодное время — дополнительно бурнус из черной шерсти с капюшоном. В обычных условиях никакого головного убора не пола­гается. Обувь также отсутствует. Только в пустыне с ее раскаленным песком крестьяне Ходят в кожаных сандалиях. В последнее время горожане и состоятельные сельские жители стали носить костюмы на европейский манер.

Женщины Эфиопии одеваются в длинные платья с узкими рукавами и с каймой на Подоле, носят шамму и бурнус. Крестьянки ходят босиком, с непокрытой головой, лишь изредка повязывая ее платком. У горожанок появляются фетровые шляпы, сандалии и ев­ропейская обувь.

В социально-экономическом строе Эфио­пии до недавнего времени преобладали феодальные отношения, сочетавшиеся с патри­архальными пережитками и элементами развивающегося капитализма.

После недавнего свержения реакционного феодально-монархического режима и установления народно-революционной власти пере­довые силы Эфиопии взяли курс на преодоление вековой отсталости. Этой цели служат проведение последовательной демократичес­кой аграрной реформы, создание промыш­ленных очагов и обеспечение условий, необ­ходимых для широкого культурного раз­вития.

Многое из того, что было сказано о на­родах Эфиопии, свойственно и сомалийцам; но есть и Существенные отличия. Так, среди сомали только пятая часть — оседлые земле­дельцы, живущие на небольшом пространст­ве по морскому побережью и в приречных долинах. Главные сельскохозяйственные куль­туры, выращиваемые ими, — просо, кукуруза, бананы, бобы, арахис, хлопок. Около трети всего населения сочетает земледелие с от­гонным скотоводством, но свыше двух пятых — типичные кочевые скотоводы.

Народы Западной Тропической Африки. Гвинейское побережье и Западный Судан отличаются значительной этнической пестротой, но с точки зрения исторической и этнографической их можно рассматривать как единую, историко-географическую область.

По уровню социального и культурного развития многие народы этой области идут вслед за народами Северной и Северо Восточной Африки. В Западной Тропической Аф­рике уже произошло общественное разделе­ние труда — отделение скотоводческого населения от земледельческого, возникло само­стоятельное ремесленное производство, поя­вился довольно развитый внутренний- и -внеш­ний товарообмен. В прошлом здесь сущест­вовали раннеклассовые государства (Гана, Мали, Сонгаи , Канем-Борну), города-государ­ства йоруба, ашанти и др.

В современных независимых государствах этой зоны происходят очень важные этничес­кие процессы. Здесь нет еще сложившихся наций, однако во многих странах, несмотря на этническую пестроту, выделяются два-три наиболее крупных народа или группы близкородственных народов, которые составляют большинство населения и играют роль этнического ядра в процессе национальной кон­солидации. Таковы, например, этнические группы манде, йоруба, хауса и др.

Разнообразные природные условия Запад­ной Тропической Африки — влажные тропические леса с ценными породами деревьев парковая саванна — лесостепь с богатым травостоем, переходящая в сухую степь в средней полосе, — благоприятствуют развитию сельского хозяйства.

Многие народы этой зоны занимаются зем­леделием, заметно отличающимся от земледелия Северной и Северо-Восточной Африки, Земледелие Западной Тропической Африки основано исключительно на мотыжной обра­ботке почвы, которой в лесной полосе предшествует вырубка и выжег древесной порос­ли (например, у народов вольты и западноатлантической группы). Основное земледель­ческое орудие - мотыга - представляет собой изогнутую деревянную палку, но обязательно с железным наконечником.

Все народы Западной Тропической Африки придерживаются проверенного вековым опытом определенного порядка смены культур­ных растений, позволяющего наиболее рационально использовать земельный участок. Так, мандинго несколько лет кряду засевают небольшое поле рисом, а затем, меняя куль­туру, сажают клубнеплод маниоку, кукурузу или просо. Маниоку ценят в особенности за то, что сроки ее созревания более ранние, нежели злаковых растений. Однако клубневые корни маниоки, содержащие синильную кис­лоту, ядовиты. Поэтому женщины, выкопав клубни из земли мотыгой, очищают их и ос­тавляют в проточной воде на несколько дней (вода растворяет и уносит ядовитые вещест­ва). Затем ставшие безвредными клубни из­мельчают и растирают в сосудах до тестооб­разного состояния. Полученную массу завер­тывают в листья и варят на пару.

В общем же подбор сельскохозяйственных культур соответствует природным условиям различных районов. Население Западной Тропической Африки Выращивает рис, кукурузу, просо, фонио (низкорослое злаковое расте­ние), маниоку, бататы (типа сладкого карто­феля), бобовые, арахис, сахарный тростник, перец, дыни, тыкву, табак. Многие из этих растений — местные, но маниока, бататы и ку­куруза завезены сюда европейцами из Аме­рики. Важнейшая продовольственная культу­ра — рис.

В тропических лесах Гвинейского побере­жья у народов йоруба, ибо, ашанти и других зерновые (сорго, кукуруза, рис) большого значения не имеют, их явно оттесняют такие типично тропические культуры, как корне- и клубнеплоды ямс, маниока, таро; земляной орех арахис, хлебное дерево, бананы, цитру­совые и различные фруктовые.

Необходимо подчеркнуть, что именно в этой области, испытавшей наибольший гнет европейцев, колонизаторы стремились наса­дить выгодные им формы сельского хозяйст­ва. Всеми мерами, в том числе и принуди­тельными, местное население побуждалось к возделыванию культур, ценных для вывоза, не мало используемых в собственном хозяй­стве. Поэтому сельское хозяйство народов Гвинейского побережья получило однобокое развитие: посевы продовольственных культур для собственного потребления резко сокра­щались, но зато возрастало производство к>льтур на экспорт — какао, хлопка, арахиса, пальмового масла и др. Некоторые колонии были превращены в производителей моно­культуры: Сенегал и Гамбия давали главным образом арахис; Золотой Берег (Гана) и Бе­рег Слоновой Кости — какао-бобы; Нигерия и Дагомея — пальмовые продукты.

Земледельцы центральных и восточных степных районов Западной Тропической Аф­рики— волоф, серер, мандинго, хауса — воз­делывали преимущественно зерновые культу­ры — сорго, просо, кукурузу, пшеницу (у границы леса), рис (там, где имелось достаточно воды для орошения). Второстепенное значе­ние имели корне- и клубнеплоды. У хауса значительное развитие получили культуры хлопка и индиго.

У всех перечисленных народов животно­водство было развито относительно слабо. Домашний скот держали хауса, мандинго, отдельные этнические группы Западной Тро­пической Африки. Недостаток мясной пищи восполнялся за счет охоты и рыболовства.

Скотоводами были частично западные и восточные фульбе (соответственно на плато Фута-Джаллона и плато Адамауа), туареги, Жившие севернее хауса. Они разводили зебу, небольших безгорбых коров —ндама, лоша­дей, верблюдов, овец и коз. Фульбе жили в оседлых поселениях на севере Фута-Джал-лона, подле которых располагались их не­большие поля кукурузы и проса, а также летние пастбища для скота. Осенью, с наступ­лением сухого сезона, фульбе откочевывали со своими стадами на юг, оставляя в посел­ках только стариков и детей. С началом ве­сенних дождей скотоводы возвращались на север и приступали к полевым работам. При-мерно так же вели свое хозяйство туареги.

Народы Западной Тропической Африки с давних пор отличались высоким развитием домашнего и ремесленного производства. Все предметы домашнего обихода — всевоз­можные изделия из дерева, кожи, ткани — и сейчас изготавливаются самими крестьянами. Широко распространено ткачество. У хауса северной Нигерии и их соседей канури оно еще в доколониальную эпоху приобрело ремесленный характер. Ткачи до сих пор пользуются самодельными горизонтальными станками с подножками. Хауса вы­делывают ткани самых разнообразных рас­цветок: красную с белыми полосами, черную с голубыми и синими полосами, синюю с бе­лыми, голубую с черными полосами и т. д. Главным центром изготовления и окраски тканей был и остается город Кано. В прош­лом столетии ткани отсюда шли на север — в Триполи, на запад — в г. Томбукту, на юг — в страну йоруба, на восток — в Канем-Борну и др.

Ремесленники хауса, например, в том же городе Кано достигли высокого искусства в в обработке кожи; ее дубят, окрашивают, превращают в тонкий и дорогой сафьян. Особым способом изготовляют из бычьей кожи плотные сосуды танду для масла и ме­да. Из обычной кожи вырабатываются кожа­ные сумки и мешки для перевозки тяжестей, пояса, обувь, седла, высокие сапоги для вер­ховой езды и многое другое.

Западноафриканские кузнецы, сохраняю­щие одну из почетных ремесленных корпора­ций, издавна умели выплавлять из руды же­лезо и медь и обрабатывать их. У мандинго, хауса, фульбе кузнецы выковывали из железа орудия труда—наконечники мотыг и лопат, топоры, серпы, ножи; оружие — мечи, кинжа­лы, наконечники копий и стрел; даже укра­шения — браслеты, кольца, серьги и т.п. Они же были мастерами медного и бронзо­вого литья.

Наибольшее развитие художественное ре­месло получило у прибрежных народов — у эве и фон в Бенине, у ашанти в Гане, у йо­руба в Нигерии, у бамум в центральном Ка­меруне. Уже в глубокой древности в Юго-Западной Нигерии, в священном городе йору­ба Ифе, местные мастера создали превосход­ные образцы скульптуры из терракоты, слоновой кости и бронзы. Искусство Ифе оказало большое влияние на Бенин, где в 16 —17 вв. сложился собственный центр художественного бронзового литья и резьбы по кости.

Бронзовые скульптуры средневекового Бе­нина обычно отливались посредством техники «потерянного воска». Делалось это следую­щим образом: из глины лепилась точная мо­дель изображения и покрывалась воском, по которому мастер наносил тончайшие детали будущей отливки; затем эту модель сверху наглухо обмазывали глиной, оставляя неболь­шое отверстие, и высушивали на солнце. Да­лее модель нагревали в воде, чтобы воск вытек, а освободившееся пространство запол­нялось расплавленной бронзой. Оставалось лишь дать металлу застыть, удалить глиняную оболочку и отделать гравировкой готовую вещь.

Таким способом бенинские ремесленники умели изготовлять различные предметы — от миниатюрных фигурок животных до крупных скульптурных изображений царей и предков, огромных бронзовых горельефов, которыми украшались дворцы бенинских владык. Евро­пейские путешественники, побывавшие в го­роде Бенине, с восхищением описывали по­том его величественные дворцы с башнями, увенчанными огромными бронзовыми птица­ми с распростертыми крыльями и свисающи­ми головой вниз бронзовыми змеями, тогда как стены дворцов были сплошь покрыты рельефными бронзовыми изображениями ца­рей и их придворных, драматическими сцена­ми военных сражений и охотничьих подвигов.

Английские колонизаторы в 1897 г. без­жалостно бомбардировали и сожгли Бенин. При колониальном господстве художествен­ное ремесло в Нигерии пришло в упадок, но его традиции живы и в настоящее время. Так, литейщики йоруба и сейчас делают различ­ные отливки: человеческие и звериные фигурки, браслеты и т. п.

В условиях колониализма незавидной ока­залась судьба многих других ремесел. Заметно упало искусство гончарства у йоруба и ашанти. Кузнецы, они же и металлурги, ман­динго и западные фульбе прекратили добычу и выплавку железной руды, получая теперь металл из привозного железного лома. Превосходные изделия ткачей хауса потер­яли поражение в неравной конкуренции с морскими тканями и готовой одеждой.

Численно преобладающее над городским сельское население Западной Тропической Африки живет большими деревнями. Жилища сооружаются из дерева и глины и имеют различные формы. Например, народы волоф, бамбара, хауса строят круглые в плане глинобитные хижины с конусообразной крышей из соломы, без окон и дымового отверстия. В этих домах только спят, а все остальное время проводят на чистом воздухе; пища приготавливается во дворе под навесом.

Народы манде до недавнего времени жи­ли большими неразделенными семьями, состоявшими из двух-трех поколений в 30—40 человек и более, которые занимали несколь­ко хижин, стоящих особняком за высокой из­городью; такой комплекс построек называется сукала. У скотоводов фульбе большие семьи и сейчас обитают в нескольких хижинах, по­ставленных по кругу, в центре которого рас­полагается загон для скота. Вся усадьба на­зывается вуро.

В лесной зоне Западной Тропической Аф­рики, где жилища имеют круглый план, интересны большие прямоугольные постройки об­щественного пользования. Таков, в частности, общедеревенский дом собраний, отличаю­щийся большими размерами. Это, собственно, крытый навес, возвышающийся на резных столбах. Здесь мужчины всей деревни зани­маются плетением корзин, циновок, резьбой по дереву, обсуждают различные дела, творят общественный суд и т. п.

У народов Вольты существуют огромные дома, сложенные из необожженного кирпича, нередко двухэтажные, с плоскими кровлями и внутренними двориками. Каждый дом напоминает небольшую крепость. Деревня со­стоит всего из нескольких таких домов, до­вольно далеко отстоящих друг от друга.

Народы Гвинейского побережья живут в домах прямоугольного плана, построенных из дерева и глины, с двускатной соломенной крышей. Например, дома йоруба представля­ют собой большие строения с внутренним двором и состоят из нескольких комнат с вы­ходами во двор. Нередко стены жилища ук­рашены росписью, а столбы, поддерживаю­щие кровлю, покрыты резьбой; у народов акан двор с несколькими хижинами, обнесен­ными глинобитной стеной, делится на две части: в одной из них живут женщины с ма­лолетними детьми, а в другой — взрослые мужчины и юноши.

Типичная одежда западных африканцев — широкая рубаха (бубу) и шаровары у муж­чин, а у женщин — сшитая из нескольких по­лос ткань, которой обертывают туловище от пояса до лодыжек. Скотоводы фульбе плос­когорья Фута-Джаллон одеваются теплее: мужчины поверх рубахи и штанов носят шер­стяные плащи темно-синего цвета, женщи­ны— нижнюю и верхнюю хлопчатобумажные рубахи без рукавов, которые крепятся лям­ками на плечах.

Все жители Гвинейского побережья носят набедренные повязки. Мужчины, кроме того, одеваются в рубахи и короткие штаны, а женщины — в кусок пестрой ткани, повязан­ной выше талии и спадающей до лодыжек в виде юбки; верхняя часть тела остается обна­женной.

Изучая социально-экономический строй народов Западной Тропической Африки, ис­следователи обратили внимание на его боль­шое своеобразие и сложность. Даже у наи­более развитых народов Гвинейского побе­режья, знавших сословно-кастовое расслое­ние и государственность, долгое время сохра­нялись, правда в трансформированном виде, стойкие пережитки первобытнообщинных свя­зей и отношений. Так, в государстве Ашанти, образовавшемся в 17 в. и разгромленном англичанами на рубеже 19 и 20 вв., в со­циальной структуре общества преобладали земледельческие общины смешанного родо­вого состава, включавшие в себя различные Родовые группы на основе матрилинейного счета родства и происхождения. Родовая матрилинейная группа была основной органи­зационной ячейкой в таких сферах общест­венных отношений, как наследование, прис­воение земли, семейно-брачные отношения, Распределение общественных должностей и титулов от старейшины сельского поселка до Племенного вождя — оманхене и даже верховного правителя народа — ашантихене. Там, где сохранялся материнский счет родства, женщина обычно принимала участие в семейном совете и могла дублировать роль вождя матрилинейной группы (у народов акан — ашанти и др.) или даже занимать пост вождя селения или племени (например, у народов бауле и др.).

В наименее развитых обществах с перво­бытнообщинными отношениями (племена лесистых и лагунных районов Берега Слоновой Кости, Ганы, Того) долго сохранялись и более явственные порядки материнско-родового строя: например, и в замужестве женщина сохраняла полную принадлежность к своему матрилинейному роду и пользовалась такими же правами, как и мужчина, вплоть до свобо­ды расторжения брака. Правда, дети от пре­кращенного брака оставались в семье мужа.

Значительная роль женщин в хозяйствен­ной и общественной жизни многих народов Западной Тропической Африки послужила этнографам основанием для предположения о том, что, по крайней мере, некоторые из этих народов к классовому обществу и госу­дарству перешли непосредственно от мате­ринского родового строя, минуя развитой патриархат. При этом матрилокальность со­хранившегося рода этнографы связывают с определенным социально-экономическим со­держанием — с преобладанием экстенсив­ного мотыжного земледелия, в котором были заняты преимущественно женщины; тогда как наличие патрилокальности и патриархально­сти — с развитием скотоводства, интенсифи­кацией земледелия, выделением семьи как ячейки мелкого производства.

Патриархальные отношения в наиболее развитой форме отмечены у кочевых фульбе, которые в конце 18 в. создали крупное политическое объединение — имамат (к это­му времени у них прочно утвердился ислам). Имамат базировался на феодально-патриар­хальном строе, в основе которого лежала эксплуатация знатью фульбе рядовых сопле­менников и покоренного иноязычного земле­дельческого населения — волоф, серер, ма­линке, бамбара и др.

У народов Западной Тропической Африки сложились развитые религиозные представления, отражавшие конкретные условия их жиз­ни, в особенности своеобразные черты обще­ственного строя, долгое время сохранявшего в себе формы или пережитки общинно-родовых отношений на фоне становления классо­вых отношений. Африка, в том числе и Западная Тропическая, считается классической страной культа предков. Он развит как у земледельческих, так и у скотоводческих наро­дов. Исторически этот культ вырос на основе патриархально-родового строя, но также не­сомненно, что у многих африканских народов, особенно земледельческих, он связан и с пережитками материнско-родовой организа­ции. В связи с выделением индивидуальной семьи культ предков принял и семейные формы. Далее, следствием укрепления пле­менных союзов и образования примитивных государств явился племенной и государствен­ный культ предков — обожествление предков вождя, царя и т. д.

У народов Западной Тропической Африки отмечены общинные культы духов и богов-покровителей. Эти существа представляются в антропоморфном, нередко чудовищном виде. У некоторых народов Нигерии такие божест­ва почитаются в виде животных (пережиток тотемизма). Здесь же распространена вера в личных фетишей, представленных какими-ли­бо предметами, которые по собственному желанию может выбрать каждый человек.

Одним из интереснейших институтов в За­падной Тропической Африке являются тай­ные союзы, в общем схожие с меланезийски­ми, но приспособленные к более сложной организации общества. Здесь тайные союзы более многочисленны, прочнее организованы, очень влиятельны. Таковы могущественные мужские союзы Поро в Либерии, Эгбо в Ни­герии, Геледе — в Бенине и др. Так, союз Эгбо — это сложная организация, члены кото­рой подразделяются на ранги, причем выс­шие ступени посвящения были доступны толь­ко знати, а во главе союза стоял местный верховный вождь.

Мужские союзы Западной Тропической Африки не столько были направлены против материнско-родовой организации (как это в значительной степени характерно для Мела­незии), сколько в условиях складывающихся здесь форм примитивной государственности выполняли судебные и полицейские функции при местных вождях и правителях. Союзы опираясь на грубую силу, взыскивали налоги занимались вымогательством и расправой с политическими противниками в угоду и поль­зу своим правителям. Все это делалось под оболочкой религиозных обрядов и было свя­зано со сложной системой анимистических представлений и магических действий. Члены союза наряжались в страшные маски и кос­тюмы, изображая духов, устраивали ритуаль­ные пляски и представления, запугивали не­посвященных.

Эти союзы существуют и сейчас, но их тайный характер весьма относителен. Анахронизмом стали и террористически-полицейские функции союзов. В качестве примера можно привести союз Поро. Для поступления в этот союз мальчики в возрасте 12—14 лет должны пройти специальное обучение и посвящение в полноправные члены племени. Обучение юношей длится несколько месяцев и состоит в том, что испытывается их физическая за­калка, смекалка, смелость и терпеливость к лишениям. Наставники обучают молодежь строить дома, плести корзины и циновки, об­рабатывать дерево, пользоваться оружием, обучают приемам охоты и рыбной ловли. Юношам сообщают так же священные преда­ния племени. Наконец, на собрании всех чле­нов союза над новичками совершается обряд посвящения, обычно в глухом лесу, вдали от постороннего глаза, сопровождаемый слож­ными церемониями.

Время от времени замаскированные чле­ны союза большой группой появляются в селениях. Предупрежденные громкими звуко­выми сигналами непосвященные (женщины, дети и др.) прячутся по домам. Изображаю­щие духов предков мужчины устраивают в центре поселка обрядовые танцы.

В Западной Тропической Африке отмече­ны и женские союзы, в которых пожилые женщины обучают девушек домашнему хо­зяйству, врачеванию, сообщают им основные сведения о предстоящей брачной жизни. Члены этих союзов совершают также особые религиозные обряды. Таковы, например, женские союзы Санде в Либерии, Бунду, Нимомбоандем в Нигерии и др.
Народы Центральной, Восточной и Южной Африки. Значительная часть африканского континента к югу от 5° с. ш. населена мно­гочисленными народами языковой подгруппы бенуэконго, часть из которых объединяют ПОД общим названием банту. Экономическое развитие банту не достигло уровня развития Западноафриканских народов, тем не менее оно было сравнительно высоким, особенно у народов баконго, баганда, зулу и др.

Банту хорошо знали мотыжное земледе­лие, а отдельные народы даже земледелие с искусственным орошением. В саванне и сухих степях процветало скотоводческое хозяйство. Банту занимались плавкой железа и меди, добывали золото. Их изделия из металла, де­рева, слоновой кости достигали настоящего совершенства. Памятники культуры Зимбабве свидетельствуют о высокой технике кладки каменных зданий из блоков без всякого связывающего раствора. Банту создали ряд са­мостоятельных государственных образова­ний — Баконго, Балуба, Буганда, Мономо-тапа, подвергшихся позднее разгрому со сто­роны колонизаторов.

Исторически у банту сложились два основ­ных хозяйственно-культурных типа — земледельческий и скотоводческий.

Земледельцами, по существу, являются банту тропической зоны в бассейне Конго. Земледельческая культура здесь очень древ­няя и своеобразная. В хозяйственный оборот введены такие растения, как тропический вид сорго, сезам, масличная пальма и др. Важнейшими продовольственными культурами служат в наше время корнеплоды — маниока и ямс, а вслед за ними просо, кукуруза, рис и др.

В восточной части Тропической Африки, отличающейся более сухим климатом, на первом месте стоят просо, сорго, бобовые, но важны также кукуруза, ячмень, корнеплоды, тогда как пшеницы производится немного. С появлением европейцев распространились плантационные культуры: хлопок, кофе, чай, табак и др.

Для всей Африки типична подсечно-огневая система земледелия с мотыжной обра­боткой почвы. Готовя новый участок, мужчи­ны вырубают мелкий лес и кустарники, ос­тавляя крупные деревья. Срубленная поросль сжигается, зола разбрасывается по полю в качестве удобрения. Расчищенный участок используется под культурные растения не­сколько лет подряд, до полного истощения почвы, затем переходят на другой.

Из-за недостатка пригодной земли кресть­яне банту теперь стремятся продлить срок использования полевых участков как путем простейшего чередования посевов разных культур, например кукурузы и бобовых, так и внесения в почву естественных удобрений, навоза, кухонных остатков.

В густонаселенных восточных районах, в Руанде и Бурунди, давно уже существует хорошо организованная общественная система ирригации, проведено множество ороситель­ных каналов, местами вода подается на поля по деревянным желобам. На склонах холмов применяется террасное земледелие.

Скотоводческое хозяйство народов Цен­тральной Тропической Африки имеет свои специфические особенности. В бассейне Кон­го совсем мало домашних животных, потому что содержать их в непроходимом тропичес­ком лесу, где распространена муха цеце, не­сущая смертельную болезнь «нагана» крупно­му рогатому скоту, весьма трудно. Население Заира разводит только коз, овец, кое-где свиней, домашнюю птицу. Недостаток в мяс­ной пище отчасти покрывается продуктами охоты и рыболовства.

В степных районах Восточной Тропической Африки скотоводство развито в большей степени, но и здесь почти нет чисто скотовод­ческих групп населения. Местный скот принадлежит тем же земледельцам, и только масаи (нилоты), сохраняющие навыки былого кочевого быта, строят свое хозяйство на раз­ведении овец, коз и крупного рогатого скота. Главное транспортное животное в этом рай­оне— осел, лошади малочисленны.

С типичными и очень древними скотовода­ми мы встречаемся только к югу от р. Зам­бези, в саванне и засушливых полупустынных районах Южной Африки, где обитают такие крупные народы банту, как коса, зулу, басу-то, тсвана. Еще совсем недавно здесь занима­лись исключительно скотоводством. Разводили крупный рогатый скот, овец, коз. Лошадей до европейской колонизации не было совсем. Их заменяли быки, которых использовали для верховой езды и под вьюки, а также запряга­ли в повозки. Но все народы банту, за исклю­чением гереро в Юго-Западной Африке, за­нимались наряду со скотоводством также и обработкой земли.

Южноафриканское скотоводство было и остается пастбищным: скот круглый год на подножном корму, пасется обычно подле се­лений и каждый вечер возвращается домой.

только у тсвана скот постоянно содержится на дальних пастбищах, иногда на расстоянии целого дня пути до жилья.

Массовый падеж скота от чумы в 19 в., захват земель европейскими колонистами и сгон банту в неудобные резерваты подорвали их скотоводческое хозяйство. Главным источ­ником существования банту в текущем столе­тии стало земледелие. На своих полях они выращивают кукурузу, просо, бобовые расте­ния, тыквы и дыни. В лесах собирают дико­растущие плоды.

Как указывалось, народы банту еще задол­го ДО появления европейцев были знакомы с металлургией железа и меди. Плавка метал­ла производилась в высоких огнеупорных термитниках, покинутых термитами, или в специ­альных печах, сложенных из глины и камня. Каждую такую домницу — сыродутный горн — загружали поочередно слоями древесного уг­ля и руды, для усиления горения угля вдува­ли в домницу воздух при помощи ручных ме­хов.

Металлургическое производство банту наи­более развито за пределами тропического леса— на юге Заира, в Анголе, Танзании и др. Многие народы металл сами не выплавляли, но, получая готовые слитки от соседей, умели их ковать, превращая в орудия труда, оружие, украшения.

Кузнечное ремесло у некоторых народов принимало художественные формы. Так, вышедшее из рук заирских мастеров холодное оружие — топоры, мечи, металлические метательные ножи с несколькими лезвиями — от­личались не только своим качеством, но и великолепной отделкой — медной и бронзовой инкрустацией, ажурными рукоятками.

В эпоху колониализма самобытная металлУРгия банту выродилась. Железо теперь не выплавляют, а перерабатывают привозной же­лезный лом. Однако кузнечное ремесло сохраняется еще в весьма широких размерах.

Такая же участь постигла и многие другие Разновидности народного ремесла — ткачество, гончарство и пр. Но до сих пор живет изу­мительное искусство изготовления домашней Утвари. Красивы и изящны деревянные изделия народа балуба — легкая мебель, бытовые сосуды, культовые чаши и маски. Превосход­ны циновки различных сортов и рисунков. Некоторые виды плетения из листьев пальмы рафии — тонкие и эластичные — употребляют­ся даже для изготовления одежды. Раз­нообразны и добротны корзины из тростника и пальмовых листьев. Некоторые из них столь плотного плетения, что надежно сохраняют жидкости. Значительную часть утвари, заменя­ющую тарелки, кувшины, черпаки, ложки, из­готовляют из калебасы (разновидность тык­вы).

Поселения банту представляют собой боль­шие и малые деревни вытянутой, кучевой или круглой формы, обнесенные высокой изго­родью. Жилище имеет в основе плетеный каркас, с боков и сверху покрытый тростни­ком, пальмовыми листьями, соломой, грубыми Циновками. В Центральной Тропической Афри­ке преобладают хижины прямоугольной фор­мы с двускатной крышей. В Восточной Тропической Африке и Южной Африке распространены круглые хижины с конической соломен-ной крышей. В некоторых районах, примыка­ющих к побережью Индийского океана, наря­ду с типичными домами круглого плана встре­чаются прямоугольные жилища с двускатной (дома суахили) или плоской крышей (дома вахехе), а также ульевидные (овальные, коп-нообразные — дома хайя).

В каждой деревне имеется специальный дом или по крайней мере навес для общест­венных собраний мужчин. Нередко на дере­венской площади стоит большой барабан для подачи сигналов к общему сбору сельчан или для передачи звуковых эстафет на рас­стояние.

У народов Южной Африки основной фор­мой поселения был крааль, в котором, как правило, обитала большая патриархальная семья. В центре крааля располагался скотный двор, обнесенный по кругу деревянной изго­родью, каменной или глинобитной стеной. Вокруг скотного двора в определенном по­рядке стояли хижины: ближе к выходу из скотного двора—хижина матери или первой жены, затем хижина второй жены, третьей, хижина детей и т. д. Подле каждого дома — легкая постройка для приготовления пищи. Зерно хранилось в ямах, обмазанных глиной, или в объемистых куполообразных корзинах на высоких помостах. Снаружи весь крааль обносился прочным забором или стеной с во­ротами.

Живущие в жарком климатическом поясе банту обходились минимумом одежды. И мужчины и женщины носили набедренные повязки или передники, сплетенные из травы или сшитые из шкуры животного. Ткачество большинству народов банту не было известно. Только часть населения восточного побе­режья, испытавшая сильное арабское влияние, знала приемы тканья волокнистых растений.

Вместо тканой одежды банту тропических лесов в непогоду укрывались мягкими цинов­ками или накидками из тщательно обработан­ного луба фикусовых деревьев. Скотоводы банту носили каросс — род плаща или накидки из кожи домашних и диких животных.

в последнее время среди населения этих частей Африки стали распространяться при­возные текстильные ткани и одежда европей­ского покроя. Но так как для многих кресть­ян они слишком дороги, то их надевают лишь по торжественным случаям.

В 19 в., когда народы банту стали доступ­ны непосредственному наблюдению этногра­фов, они стояли на различных ступенях соци­ально-экономического развития. На восточном берегу Африки в арабских султанатах давно уже господствовали феодальные отношения в сочетании с широко развитым применением рабского труда. Во многих районах Заира и Анголы существовали крупные политические объединения. Это были либо союзы племен, либо раннефеодальные государства. Но во внутренних областях Центральной Восточной и Южной Африки преобладали еще отношения разлагающегося общинно-родового строя, со­хранились племена, сильной была родовая ор­ганизация.

у некоторых наиболее отсталых племен бассейна Конго (например, у басаката), обитавших в густых, малодоступных лесах, удер­живались порядки материнского рода и даже матрилокальность брака. И сейчас у басаката главой деревни является старший в роде дя­дя по материнской линии. Он распределяет землю и руководит религиозными обрядами всей общины.

Однако у большинства народов Централь­ной Тропической Африки в прошлом столетии сохранялся патриархальный род, который ны­не существует только в пережитках. Земля находится в совместном владении деревни-общины, каждый член ее наделен полевым участком, который нельзя продать или пода­рить. Наряду с общинной собственностью появилась уже частная, например, на участки, отвоеванные у леса единоличным трудом и засеянные кофе и хлопком. Родовые и пле­менные вожди при поддержке прежней коло­ниальной администрации превратились в экс­плуататорскую верхушку.

В Центральной Тропической и Южной Аф­рике есть отдельные племена и народы, у которых сильны остатки родового строя. Напри­мер, у народа бемба (Замбия) счет родства все еще ведется по женской линии, но брак обычно патрилокален. Лишь в тех случаях, когда мужчина не может уплатить выкуп за невесту, он входит в семью своего тестя. Женщина пользуется уважением, в ее руках все домашнее хозяйство, однако главою семьи и налогоплательщиком является муж­чина.

Родовой строй восточноафриканских бан­ту в общем находится в состоянии глубокого Разложения. Основной экономической ячей­кой стала индивидуальная семья. Принцип ро­дового поселения и владения землей система­тически нарушается. Члены одного рода сво­бодно поселяются на территории другого, ро­довая община все больше превращается в со­седскую.

В недавнем прошлом родовая организация существовала и у южноафриканских банту. Род был строго экзогамным, исключающим браки между его членами даже отдаленной степени кровного родства, а кое-где и тотем­ными, т. е. имеющими свой тотем —живот­ное, с которым род считал себя состоящим в определенном родстве.

К приходу европейцев у большинства юж­ных банту род распался на патриархальные семьи. В их пользовании находились обрабо­танная земля и продукты собственного труда, главное богатство — скот был собственностью семьи. Общими оставались пастбища и водо­пои для скота; совместно осуществлялась за­щита от внешних нападений.

Развитая в прошлом племенная организация с выборными и наследственными вождями также пришла в упадок, в лучшем случае от нее осталась лишь форма. В отдельных местностях она еще существует, но в сильно трансформированном виде.

Из древних государственных образований банту наиболее известным и значительным было государство Конго, в 16 в. объединяв­шее многие племена во главе с баконго. Большинство населения составляли свободные общинники, сообща несшие различные повин­ности в пользу старейшин и государственной казны. Наряду со свободными крестьянами в Конго существовали рабы из военнопленных и неисправных должников. Самым крупным рабовладельцем был глава государства маниконго.

Все управление страной находилось в ру­ках знати, которая из своей среды избирала «царя». Любопытно, что все высокие посты в государстве наследовались первоначально по женской линии, от дяди к племяннику —сы­ну родной сестры; позднее установился от­цовский счет родства, и сын наследовал отцу. В этом нашла свое отражение характерная для банту Центральной Тропической Африки довольно поздняя смена материнско-родовой

организации патриархатом. Государство Кон­го просуществовало до конца 19 в. Кроме того, в Восточной Тропической Африке было государство Баганда, в Южной — Зимбабве, Мономатапа и др.

Колониальные державы в корыстных це­лях пользовались отсталостью и племенной раздробленностью народов банту. Однако проникновение капитализма в Центральную, Восточную Тропическую и Южную Африку неизбежно ускорило распад родо-племенных связей и развитие товарно-денежных отноше­ний, вызвало появление крупного плантаци­онного хозяйства, горнодобывающей про­мышленности и многих крупных городов. Это привело к широкому развитию миграций ко­ренного населения в города и рабочие по­селки и к формированию местного рабочего класса, буржуазии и интеллигенции.

Началось объединение разрозненных преж­де племен в крупные этнические общности и народности банту. Объединение очень близких друг другу южных банту — коса, зулу, басуто — усиливается их упорной борьбой против расистской политики «белого» мень­шинства правительства ЮАР.

Интересны данные о древних религиозных воззрениях банту, среди которых преобладал патриархальный культ предков духов отцов, дедов и т. д. Каждая семья поклонялась сво­ему мужскому предку, племя в целом покло­нялось предкам вождя, которые считались основателями данного племени. Живой вождь рода или племени считался важнейшим по­средником между родовичами и предками-духами. Во всех значительных случаях жизни (начало и конец хозяйственного цикла, война и пр.) и при стихийных бедствиях вожди руководили коллективным обращением к духам предков с просьбой о помощи, отвращении зла и т. д.

Для банту было характерно смутное пред­ставление о небесном боге. В одних случаях такой бог наделялся чертами создателя мира и человека; в других — «антропоморфного» божества, посылающего дождь, грозу; в тре­тьих — это просто олицетворение неба. Но почти во всех случаях небесное божество — не предмет культа. К нему обращались с мо­литвами о даровании благ лишь в самых крайних случаях, когда не «помогали» предки — обычный предмет культа.

Койсанские народы. Пигмеи. На крайнем юге Африки живут койсанские народы — готтентоты и бушмены. Экономический и общественный строй первых во время появления европейцев был довольно высоким. Главное занятие готтентотов составляло скотоводство всецело находившееся в руках мужчин. Ско­том очень дорожили, убивали только одрях­левших животных, предпочитая мясную пищу добывать охотой. Оружием служили копья с железными наконечниками, лук со стрелами, метательные палицы. Готтентоты сами добывали и обрабатывали железо. В общественной жизни у них господствовал патриархальный родоплеменной строй. В настоящее время значительная часть готтентотов занята в сель­ском хозяйстве на фермах европейцев, а так­же в горнорудной промышленности Намибии. Наблюдается смешение их с банту.

Немногочисленные ныне бушмены, загнан­ные колонизаторами в безводную пустыню Калахари, принадлежат к числу наиболее обездоленных народов Африки. Еще совсем недавно материальная культура бушменов отличалась крайней бедностью. Средства к существованию они добывали охотой и соби­рательством дикорастущих плодов и корень­ев. Мужчины были снаряжены метательными копьями, луком со стрелами и кожаным меш­ком для убитой дичи. От готтентотов путем обмена бушмены иногда получали железные орудия (ножи, наконечники копий и стрел).

В охоте бушмены были очень искусны и выносливы: нередко охотник преследовал антилопу в течение двух-трех суток. Замас­кировавшись под страуса, он подкрадывался к стаду и бил на выбор. Бушмены применяли различные ловушки, устраивали коллективные облавы на крупных животных. Загонщиками были женщины и дети.

Постоянно бродя в поисках пищи, бушме­ны не имели прочных поселений. На времен­ных стоянках сооружались ветровые заслоны, реже — шалаши. Застигнутые ночью охотни­ки спали в вырытых в теплом песке ямах. Единственной одеждой служила набедренная повязка. Домашней утвари почти не было. Драгоценную в пустыне воду хранили в со­судах из страусовых яиц. В период засухи женщины добывали воду, высасывая ее из водоносного почвенного слоя с помощью длинной тростинки.

У бушменов существовали этнические объ­единения — племена, но хозяйственной единицей выступали локальные группы, возглав­ляемые наиболее умелыми охотниками. И теперь бушмены живут небольшими группа­ми, объединяющими родственников по от­цовской линии. Примерно половина всех буш­менов сохраняет традиционный образ жизни, остальные же работают батраками на сель­скохозяйственных фермах.

В религиозных верованиях бушменов цен­тральное место занимал промысловый культ. Охотники обращались к солнцу, луне, звез­дам и сверхестественным существам с молит­вами о даровании успеха на промысле. В ми­фологии бушменов примечателен образ Ц'агна (кузнечика-богомола) — небесного ду­ха и героя, творца земли и людей, тотема и покровителя племенных инициации.

Большой интерес у современной науки вызывает яркая по исполнению цветная наскальная живопись бушменов, созданная в прошлые столетия (в 17 —19 вв., а может быть, и раньше).

В глубине тропических лесов, по всему бассейну рек Конго, Огове, Итури и других рек небольшими группами рассеяны пигмеи, говорящие на языках банту. Это очень отста­лое население, не умеющее добывать и об­рабатывать металлы, не знающее ни земле­делия, ни скотоводства. Пигмеи ведут охот­ничий образ жизни. Еще совсем недавно их единственным оружием были лук и стрелы. Женщины и дети занимались собиратель­ством.

Пигмеи объединялись в небольшие груп­пы, которые в поисках пропитания постоянно странствовали с места на место, но в преде­лах строго установленных границ. Их сноше­ния с банту сводились к обмену лесных про­дуктов и дичи на земледельческие продукты и железные ножи, наконечники для копий и стрел.

Верования охотничьего народа — пигме­ев — религиозно-магические, связанные с промыслом. Главным предметом почитания был лесной дух — хозяин дичи, к которому охотники обращались с молитвами, всякий раз отправляясь за добычей. Были развиты тотемические верования. К тотему (животно­му, растению) пигмеи относились с величай­шим почтением, как к близкому родствен­нику.

Население Мадагаскара. Обособленной ис­торико-культурной областью Африки является остров Мадагаскар. Основную массу остро­витян составляют малагасийцы, по своему языку и физическому типу заметно отличаю­щиеся от населения близкого африканского континента и имеющие несомненную связь с далекими островами Индонезии. Ученые по­лагают, что древнейшее население острова было близко к койсанским народам (об этом свидетельствуют данные палеоантропологии). В 10—6 вв. до н. э. сюда стали проникать южные монголоиды с островов Юго-Восточ­ной Азии, которые вначале селились на во­сточном побережье острова, а затем стали продвигаться в центральные горные районы. Примерно в это же время или чуть позднее на западном побережье Мадагаскара стали появляться восточные негроиды. При после­дующем смешении их с аборигенами и отча­сти арабами образовались современные ма­лагасийцы. Вообще вопрос об этногенезе населения Мадагаскара наукой мало изу­чен.

На востоке и в центральных районах ост­рова среди населения преобладают южно­монголоидные черты, а на западе — негроид­ные. До недавнего времени среди малага­сийцев наблюдались деления на этнические группы, вероятно племенного происхождения. 8 сознании малагасийцев еще сохраняется этническая принадлежность к той или иной этнической группе, которая имеет и некото­рые хозяйственные, социальные и бытовые особенности. Наиболее крупная группа — мер-на (или мерина), бецимизарака, бецилеу, са-калава, атандруй и др.

Этнографическую специфику малагасий­цев нельзя считать простым слепком с куль­туры малайского мира. В малагасийской куль­туре переплетаются юговосточноазиатские и африканские элементы, к тому же приспособ­ленные к своеобразным географическим ус­ловиям Мадагаскара.

Это наблюдается прежде всего в хозяй­стве, основу которого составляет земледелие. В центральной горной части острова с отда­ленных времен существует развитая иррига­ционная система, без которой было бы не­возможно возделывать главную продовольственную культуру — рис. Посадки риса расположены по склонам гор на широких тер­расах. Сюда подведены многочисленные ка­налы, питаемые горными потоками.

В лесных районах острова практикуется подсечно-огневая система; обработка почвы производится железной лопаткой с узким вытянутым и слегка вогнутым лезвием. Здесь рис сеется без искусственного орошения под обильный тропический дождь.

В тех районах, где рис не растет, большое значение приобретает кукуруза. Кроме того, малагасийцы разводят картофель, фасоль сахарный тростник, сажают фруктовые де­ревья, держат пчел и разводят шелковичных червей. В колониальный период получили развитие экспортные культуры, особенно кофе и ваниль.

У земледельческого населения скотовод­ство не играет большой роли в хозяйстве. Скот иногда используется в качестве рабоче­го, например, следующим образом: вместо мотыжной обработки на залитые водой рисо­вые поля выпускают стадо быков и гоняют их по участку до тех пор, пока разрых­ляемая копытами почва не будет готова к посеву.

На Мадагаскаре есть и преимущественно скотоводческие районы на западе и юге. Так, сакалава, проживающие на равнинах запада, разводят коз, овец, крупный рогатый скот — зебу.

Живут малагасийцы в домах различного устройства. Во многих районах постройки представляют собой прямоугольный деревян­ный каркас со стенами из тростника с остро­конечной двускатной крышей, покрытой паль­мовыми листьями. В центральной горной ча­сти страны дома глинобитные, но также пря­моугольные в плаче, с высокой поднятой остроконечной крышей.

Отличительная особенность малагасийского жилища — богатство и разнообразие домашней утвари. Это резная мебель, плетеные ци­новки, служащие скатертями и салфетками, устилающие пол, украшающие стены дома, а также искусно орнаментированная деревянная посуда, скульптура и т. д.

Традиционной одеждой малагасийцев была набедренная повязка у мужчин, юбка у женщин, изготовленные из ткани собственной вы­работки. Непременная принадлежность одеж­ды обоих полов — ламба — представляет со­бой прямоугольный кусок ткани либо белого цвета, либо с пестрым узором, которую но­сили по-разному: обматывали вокруг пояса, набрасывали на плечи или закутывались в нее с головой. Ныне распространена европейская одежда.

О прежнем родовом устройстве малага­сийцев мало известно. В 16—17 вв. в цен­тральной части Мадагаскара существовало го­сударство Имерина с феодальным строем.

Основную массу его населения составляли лично свободные крестьяне хува, объединен­ные в соседские общины, которые несли раз­личные феодальные повинности в пользу государства.

В конце минувшего столетия Мадагаскар оказался под властью Франции. Местное королевское управление было упразднено, а соседская община малагасийцев поставлена под надзор колониальной администрации. Под влиянием французского капитала начали складываться буржуазные отношения, про­никшие и в малагасийскую деревню.

В 1960 г. Мадагаскар получил независи­мость.

1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   33


написать администратору сайта