Главная страница

Этнография - Бромлей (учебник). Ю. В. Бромлея и г. Е. Маркова этнография Учебник


Скачать 2.05 Mb.
НазваниеЮ. В. Бромлея и г. Е. Маркова этнография Учебник
АнкорЭтнография - Бромлей (учебник).doc
Дата18.02.2017
Размер2.05 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭтнография - Бромлей (учебник).doc
ТипУчебник
#2857
страница18 из 33
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   33

Глава 4 Народы Америки


Этногенез и этническая история. Совре­менное население двух материков Америки насчитывает около 585 млн. человек. По язы­ковой принадлежности его нередко делят на две части: население Латинской Америки, т. е. стран Северной (Мексика), Центральной и Южной Америки, где господствующими язы­ками являются испанский (в большинстве стран) и португальский (в Бразилии); и насе­ление Северной Америки, в основном говоря­щее на английском языке (США и Канада), хотя в одной из восточных областей Канады до сих пор сохраняет этническую самостоя­тельность франкоязычное население. Подоб­ное деление не учитывает, что до сих пор не только сохранились индейские языки корен­ного населения, но на них говорят почти 36 млн. человек.

Америку нередко называют Новым Светом, подразумевая при этом, что для части амери­канского населения материк Евразии был прежней родиной (Старым Светом) до их пе­реселения после открытий Колумба. Но это справедливо не только по отношению к по­томкам европейцев или негритянскому насе­лению, выходцам из Китая или Индии. Для че­ловечества в целом Американские матери­ки— это Новый Свет. Правда, переселение началось задолго до плавания Колумба. За последние десятилетия накапливается все больший археологический материал, который позволяет датировать появление человека в Америке очень ранней эпохой — 40 тыс. лет до н. э. Археологическое изучение американ­ских материков, хотя и сделало огромные успехи, находится еще в самом начале своего развития. Возможно, дальнейшее изучение еще более удревнит эту дату.

Были в науке попытки доказать, что фор­мирование человека шло не только в Старом Свете (Евразия и Африка), но возможна эво­люция местных американских широконосых обезьян до стадии антропоидов. Однако на­учными данными такие гипотезы подтвержде­ны не были, а мнение большинства исследова­телей, что Америка была заселена человеком через Северо-Восточную Азию, с каждым го­дом получает все больше подтверждений са­мого различного характера. Геология, иссле­дуя историю оледенений и колебаний уров­ней океана, считает, что были периоды (и не один), когда Чукотка и Аляска соединялись перешейком. С этим согласны и зоологи, от­мечающие близость видового состава живот­ных Евразии и Северной Америки.

К такому же выводу приводит и сопостав­ление археологических материалов Сибири и Северной Америки. В эпоху верхнего палео­лита исследователи находят между археоло­гическими культурами этих частей света мно­го общих черт.

Данные антропологии коренного населения Америки, даже с учетом спорности многих проблем, также склоняют нас в пользу того, что американоидная раса ближе всего по основным, наиболее устойчивым антропологиче­ским признакам к монголоидам Старого Све­та. Многие классификации включают американоидов как особую ветвь, подрасу, в состав большой монголоидной расы человечества. Прямые жесткие волосы, выступающие скулы темная пигментация волос и глаз, темная пиг­ментация кожи — от желтоватой до краснокоричневой, слабо развитый третичный воло­сяной покров — все это доказывает близкое родство монголоидов Старого Света и аме-риканоидов. Основные отличия американских индейцев от монголоидов — резкая профили­ровка лица, сильно выступающий нос (иногда с горбинкой, «орлиный»), редко встреча­ющийся эпикантус — можно отнести, как счи­тают специалисты, либо к вариациям, которые возникли позже, когда американоидная и монголоидная расы развивались уже обособлен­но, либо объяснить тем, что американоиды сохранили ряд черт древнейших монголоидов, которые в Старом Свете были утрачены.

Гораздо сложнее объяснить наличие в ант­ропологическом облике южноамериканских индейцев негроавстралоидных черт. Были попытки объяснить это прямыми контактами между населением Америки и Южной части Тихого океана. Но есть и другое объясне­ние— миграции отдельных групп не ограни­чивались только периодом верхнего палеоли­та были и более поздние продвижения насе­ления. Антропологи прослеживают целую це­почку проявлений негроавстралоидных черт (о. Тайвань, Южная Япония, айны на о. Хок­кайдо). Возможно, что какие-то группы негро-австралоидного облика продвинулись по по­бережью Тихого океана до областей Южной Америки.

Эскимосское население Аляски, Канады, Гренландии и алеуты отличаются от остальных аборигенов Америки как раз очень большой близостью к основным антропологическим группам Северо-Восточной Азии, что позволя­ет предполагать их более позднее переселе­ние в Америку.

Учитывая, что археология Америки изуче­на недостаточно и, главное, очень неравно­мерно по зонам, можно наметить лишь самые общие пути освоения людьми нового матери­ка. Первоначально, по-видимому, были засе­лены западные регионы, из которых шло распространение групп первобытных охотников все дальше на юг. Позднее начались переме­щения населения внутри Америки в целом и отдельных американских материков. Это ос­воение заняло от 20 до 30 тыс. лет. Исследо­ватели не отрицают возможности более позд­них переселений из Азии. Но вряд ли они сыграли сколько-нибудь заметную роль, за исключением Арктического региона, в жизни коренного американского населения до эпохи Колумба. Переселившись в Америку в эпоху верхнего палеолита через Берингоморье и Аляску, предки американских индейцев созда­ли классовые цивилизации, убедительно дока­зав тем самым общность законов историче­ского развития человеческого общества, его культуры.

Северная и Южная Америки, соединенные ко времени появления там человека узким перешейком, продолжали сохранять ощути­мые различия в видовом составе растений и Животных. Южная Америка, отделившаяся от остальных материков раньше Северной, обладает до сих пор весьма своеобразной флорой и фауной. Значительные ее площади, лежащие в тропической зоне, заняты американ­скими джунглями — сельвой, с буйной растительностью, обилием насекомых и птиц, не­благоприятными для человека. Немногим лучше были и прилегающие с севера и юго-вос­тока области более засушливых американских саванн, подверженных резким сезонным ко­лебаниям: то заливаемых проливными дождя­ми, то иссушаемых солнцем. Более благопри­ятным был умеренный юг материка, где в травянистых степях пампы обитали стада не­больших животных — гуанако, объект охоты местного населения.

С севера на юг всю западную часть Юж­ной Америки занимает обширная горная сис­тема Анд. В горных долинах, открывающихся к Тихому океану, и в северных предгорьях условия для жизни человека оказались наибо­лее благоприятными, и с течением времени здесь стали возникать одни из первых циви­лизаций этого континента. Сходные условия были и на территории обширного перешейка, который часто называют Мезоамерикой. Тро­пические леса здесь чередуются с горными плато, а на севере Мезоамерики появляются засушливые степи, переходящие порой в настоящие пустыни. В предгорьях Мезоамерики сложились наиболее благоприятные условия для развития материальной культуры, и имен­но эту область многие исследователи считают родиной основного хлебного растения Амери­ки — кукурузы, или маиса.

Северная Америка гораздо более благо­приятна для расселения людей. Только за­падная ее часть занята громадной горной сис­темой Кордильер. Остальная территория представляет собой сравнительно плоскую рав­нину, приподнятую в центре востока невысо­кими и сильно сглаженными горами Аппала­чей. Основные речные системы, особенно течение Миссисипи с Миссури, также благо­приятствовали расселению групп первобыт­ных охотников на всем пространстве матери­ка. Умеренный климат материка только на юге отличается засушливостью, а на севере, от­крытом Ледовитому океану, — холодной зи­мой и прохладным летом. Животный мир Северной Америки был богат и разнообразен: северные и благородные олени, бизоны, мас­са водоплавающей птицы, изобилие рыбы в реках и озерах. Североамериканские хищ­ники — горный лев (пума) и серый медведь (гризли) не могли составить серьезную опас­ность для людей и сами становились объек­том охоты.

Одним из важнейших факторов историче­ского развития является сам человек, разме­ры человеческих коллективов. По весьма при­близительным оценкам, численность всего ин­дейского населения до появления европейцев составляла всего несколько десятков миллио­нов человек. И это на два огромных матери­ка. В то же время в Африке проживало не менее 85 млн. В Северной Америке (без Мексики) жило едва ли более 10 млн. индей­цев. Группы первобытных охотников, проник­ших в Америку, были очень невелики, и, хо­тя таких переселений было много, потребова­лись время и колоссальные усилия, чтобы рас­селиться по материкам, приспособиться к местным, часто очень непривычным ус-лрвиям жизни, освоить окружающую среду и т. д.

Серьезное этнографическое изучение жиз­ни американских индейцев началось сравни­тельно поздно, в конце 19 — начале 20 в. К этому времени многие племена и целые народы были истреблены в колониальных войнах, а те, что оставались, сильно изменили свой образ жизни. Современные специалисты справедливо указывают на то, что жизнь аме­риканских индейцев, представленная в первых этнографических описаниях, отражает в зна­чительной степени не их состояние к момен­ту появления европейцев, а результат слож­ных процессов влияния колониальной эпохи на быт и культуру, социальные отношения и мировоззрение коренного населения Амери­ки. Учитывая разную степень европейского влияния и разные судьбы различных племен, реконструировать хотя бы в основных чертах жизнь американских индейцев до появления европейцев удается с большим трудом, после тщательных и кропотливых исследо­ваний.

Одной из сложнейших задач, не решенных полностью и сейчас, остается изучение и классификация языков коренного населения Аме­рики. Более или менее определено положе­ние только одной языковой семьи — эскимос­ско-алеутской. В языках этой семьи прослежи­ваются заметное отличие от остального индейского мира и связь с группами палеоази­атского населения Чукотки и Камчатки (чук­чами, коряками, ительменами).

Остальные языки коренного населения Америки отличны от языков Старого Света прежде всего грамматической структурой. Их называют полисинтетическими или инкорпори­рующими. Управление словами в таких язы­ках сильно отличается от систем языков Ста­рого Света, так как в глагол, между его кор­нем и окончанием, может быть вставлено су­ществительное или другая часть речи. Это свойство большинства (но не всех) индейских языков сильно затрудняет построение генеа­логических систем родства отдельных аме­риканских языков между собой. Этим и объ­ясняются существующие среди специалистов сильные расхождения в оценке языковых группировок индейских языков. Одни насчи­тывают до 2000 языковых семей (практически каждый язык — семья), другие — около 100, третьи — еще меньшее число. Трудности лин­гвистического порядка породили стремление объединять языки с учетом и других, не язы­ковых признаков — этнографических, истори­ко-культурных. Причем исследователи пыта­ются показать известную последовательность переселений носителей таких «надсемей», или фил, на американский материк. Но все иссле­дователи согласны в оценке большой дроб­ности и разнообразия языков коренного на­селения Америки. Деление племен и их рас­селение в разных местах неизбежно приводи­ло к обособлению языков через несколько поколений. И в этом смысле исследование языковых отношений в Америке чрезвычайно важно для понимания истории языковых от­ношений в остальном мире. Крупные, много­миллионные языки сложились только там, где население достигло высокого уровня разви­тия культуры, и социальные отношения пред­полагали и стимулировали постоянное обще­ние населения в пределах государственной

Системы (ацтеки в Мексике, кечуа в государ­стве инков, майя на п-ве Юкатан). Наоборот, наибольшая языковая пестрота и дробность встречаются среди остальных племен.

Приводимое здесь перечисление некоторых языковых семей или групп включает в
себя лишь наиболее известные и интересные Для этнографии языковые общности индейцев
Америки.

1. Эскимосско-алеутская семья. В нее в хо­дят эскимосы, занимающие приполярные об­ласти Аляски, Северной Канады, Гренландии. Распадается на ряд диалектов. Алеуты рас­селены на Алеутских о-вах.

2. Атапаскская семья или на-дене. Пле­мена, говорившие на языках на-дене, рассе­лены очень широко, от Аляски до Калифор­нии и Мексики. На юг они продвинулись поз­же (навахи и апачи). Первоначально расселя­лись в таежной зоне северо-запада.

3 Алгонкино-вакашская семья. Племена были расселены на северо-востоке, в районе Великих Озер и по р. Св. Лаврентия. И сей­час здесь живет (в Канаде и в США) до 90 тыс. индейцев, говорящих на алгонкинских языках.

4 Семья хока-сиу. На языках этой семьи говорили многочисленные племена в цент­ральных и восточных районах Северной Америки (дакота, ирокезы). Сейчас язык сохра­няют примерно 300 тыс. человек.

5. Юто-ацтекская семья. Одна из самых крупных языковых семей в прошлом. На ее
языках говорили в государстве ацтеков, а также многие племена, занимавшие юго-запад Северной Америки. И сейчас около 1,7 млн. индейцев говорят на языках этой семьи.

6. Семья языков майя-соке. Эти языки — майя, киче, хуастеки, соке, туанаки — распространены на п-ве Юкатан и в соседних областях южной Мексики. На различных языках
этой семьи говорят не менее 2 млн. человек.

7. Языковая семья чибча. В прошлом на этих языках говорили создатели группы го
сударственных образований, возникших до появления испанцев. Сейчас эти языки употребляются группами индейцев Мезоамерики и в северной части Южной Америки
(около 300 тыс. человек).

8. Аравакская семья. Была широко распространена на островах Карибского бассейна и на севере Южной Америки. Большая часть аравакских народов и племен истреблена колонизаторами, остатки метисировались и потеряли свой язык. Небольшие группы индейцев в бассейнах рек Ориноко и Амазонки продолжают говорить на диалектах этой семьи (около 300 тыс.).

9. Карибская языковая семья. Многочисленные и воинственные племена, говорившие на ее языках, были расселены к северу от Амазонки и на островах Карибского моря, в тесном соседстве с араваками, с которыми они враждовали. Их постигла та же участь,
что и араваков. Сейчас на этих языках говорит немногим более 100 тыс. человек.

10. Семья тупи-гуарани. Языки этой семьи Делятся на 4 ветви. Народы и племена, говорившие на языках этой семьи, расселялись от Анд до Атлантики в средней части Южной
Америки. Язык гуарани был своего рода межплеменным языком местных племен в их
общении между собой. На языке гуарани говорит большинство населения Парагвая,
хотя официальным языком признан испанский.

11. Семья кечуа. Язык кечуа — самый крупный из сохранившихся индейских языков.
На нем говорит от 8 до 10 млн. индейцев, расселенных в Перу, Эквадоре, Боливии. Только в Перу он признан государственным языком наряду с испанским. В прошлом это язык большинства населения огромной империи инков.

12. Семья аймара. В прошлом аймара были вторым по численности этническим компонентом в государстве инков. Сейчас на этом языке говорит индейское население в
Боливии и Перу (около 2 млн.).

13. Арауканский язык (мапуче). Когда-то он был распространен среди многих племен, населявших современную Аргентину и южную часть Чили. Промышленники-скотоводы частью истребили, частью вытеснили арауканов в малоплодородные области юга Чили, где они живут и сейчас (около 300 тыс.).

14. Семья пуэльче. В центральной Аргентине обитали немногочисленные охотники
на гуанако, говорившие на ее языках. Заселение Аргентины европейцами привело к
полному истреблению этого населения.

15. Семья чон. Племена, говорившие на языках семьи чон, были также полностью
истреблены. К ним относились и знаменитые огнеземельцы.

О многих языковых семьях и языках ко­ренного населения Америки нет никаких материалов, так как говорившие на них племена были истреблены прежде, чем их языки как-то удавалось зафиксировать. О некоторых языках исчезнувших народов остались лишь краткие записи в несколько десятков слов.

В этнографии принято классифицировать народы Америки, жившие до появления ев­ропейцев, не по языковому, а по хозяйствен­но-культурному принципу или по «культур­ным ареалам». Такое деление не учитывает многих аспектов — исторических (народы пе­реселялись, меняли образ жизни в течение даже последних 500 лет), этногенетических и этноисторических (народы, родственные по языку и происхождению, оказываются в раз­ных ареалах, и, наоборот, разные по проис­хождению народы объединяются в одну груп­пу). Но данный принцип классификации рельефно отражает стадиальный уровень развития отдельных групп, что в данном случае кажет­ся наиболее важным.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   33


написать администратору сайта