Этнография - Бромлей (учебник). Ю. В. Бромлея и г. Е. Маркова этнография Учебник
Скачать 2.05 Mb.
|
Племена лесных охотников.Во внутренних областях Аляски, в лесных районах современных Канады и США жили многочисленные племена охотников, рыболовов и собирателей. В литературе США их обычно называют охотниками на оленя карибу. По языку это представители двух семей — алгоникинов, расселявшихся на северо-востоке (оджибве, наска-пи и др.) и атапасков (чайпеваи и др.), занимавшие центральную и северо-западную часть Северной Америки. Несмотря на различия в языке и происхождении, в образе жизни этих племен было много общих черт. Действительно, охота на оленей во многом определяла их образ жизни. В зависимости от перекочевок оленьих стад строились и сезонные передвижения охотничьих групп. Во время самых крупных весенних и осенних передвижений оленьих стад на переправах их поджидали охотники. Здесь же нередко сосредоточивалось и все племя. Массовый забой оленей позволял заготавливать значительные запасы мяса, жира, шкур (особенно осенью). Все это различными способами (копчение, сушение) стремились заготовить впрок, на долгую зиму. Орудия охоты изготовлялись из дерева, кости, камня Индейцам была известна и медь. Ее добывали, но для изготовления орудий не употребляли. Медь шла на изготовление украшений или для обмена с соседними племенами. Охота на оленей существенно дополнялась другими видами охоты — на лосей, боровую дичь, перелетных птиц. Большое место занимало рыболовство. Добывали и пушных зверей, используя самую разнообразную снасть и орудия: лук и стрелы, капканы различных видов, силки, ловушки, копья. Собирательство корней растений, плодов, ягод уравновешивало мясной рацион индейцев необходимой растительной пищей. Собирательством занимались дети и женщины. Эмпирически у населения этих областей выработалась своеобразная и хорошо скоррелированная система хозяйства, сочетавшая различные виды охоты, собирательства и рыболовства. Небольшие охотничьи группы, состоявшие из двух или нескольких семей, перекочевывали с места на место по охотничьим и рыболовным угодьям. Летом эти группы были меньшими по составу, зимой — большими. В случаях массовой охоты индейцы объединялись в очень крупные коллективы, до племени включительно, но лишь на короткий период. К такой жизни было приспособлено и их жилище. У западных, атапасских, племен это типи — остроконечный чум, крытый корой, берестой (летом), шкурами оленя (зимой). Обогревался такой чум костром, на котором готовили и пищу. Все имущество во время перекочевок переносили на себе. Только часть поклажи грузили на небольшие волокуши, которые тащили собаки. Одежда этих групп индейцев стала своеобразным символом индейской одежды вообще. Шили ее из кожи и шкур животных. Особенно знаменита индейская замша — оленья кожа, выделанная вручную. И мужчины, и женщины носили рубахи с длинными рукавами. Мужские рубахи до колен, женские-— длиннее. Летом эта одежда была преимущественно из замши, зимой — меховая. На ногах — мокасины и ноговицы, защищавшие ноги. Были известны и кожаные штаны. Голову чаще всего оставляли непокрытой, только в холода к одежде прибавлялся меховой капюшон. Но почти обязательным было головное украшение из перьев. У простых охотников — из одного-двух орлиных или ястребиных перьев, у вождей племен и старейшин для торжественных случаев были сложные перьевые уборы. Вся одежда украшалась орнаментом из разного цвета кусочков меха, узорами из окрашенных игл дикобраза. Орнамент, характер украшений говорили о месте человека в социальной структуре племени, были его своеобразным паспортом. Разнообразная утварь изготовлялась из бересты, коры, дерева, часть ее после использования выбрасывали. Из бересты дела-пи и легкие челноки, быстроходные и вместительные, которые на перекатах легко переносились и по суше. Общественные отношения лесных индейцев ко времени их изучения этнографами претерпели сильное изменение. Благодаря развитию меновой торговли пушниной и вовлечению в нее всех племен таежной зоны традиционная система хозяйства и образ жизни индейцев стали все больше зависеть от этой торговли. Как и у эскимосов, пушнина быстро превратилась в главный продукт хозяйства, обеспечивающий благосостояние семьи, родовой группы, всего племени. В традиционной системе распределения добычи пушнина была личной собственностью того, кто ее добыл, теперь же она превратилась в инструмент частнособственнических отношений среди индейцев, быстро разъедавших их первобытно-общинную организацию. И хотя прежние обычаи уравнительного распределения пищи продолжали бытовать очень долго, социальная система сильно изменилась. Возросла роль мужчин, главных охотников и главных добытчиков пушнины, а вместе с нею и всех тех благ, которые на эту пушнину можно было выменять. Резче обозначилось имущественное неравенство внутри родовых групп, между родовыми группами в одном племени, между отдельными племенами. Группы индейцев, располагавшие богатыми пушными угодьями или жившие поблизости от торговых факторий, получили возможность наживаться на обменных операциях. Распространение железных орудий — ножей, топоров, капканов, огнестрельного оружия — не только намного увеличило продуктивность охоты, но вместе с ростом, накоплением богатств стало причиной грабежей, военных столкновений. Возросла роль и отдельной семьи. Прежняя зависимость ее от остальных ячеек племени в случае неудачной охоты благодаря торговле уменьшилась. Процессу индивидуализации позднее способствовали и политика администрации, наделявшей охотничьими участками посемейно, а не на основе традиционного общеплеменного владения угодьями. Реконструкция традиционных общественных отношений индейцев до появления в Америке европейцев сильно затруднена. По-видимому, основной производственной ячейкой была небольшая родовая община, состоявшая из нескольких семейных пар. Счет родства и принцип объединения в большинстве случаев были по женской линии, но с отмеченным уже ростом влияния мужчин наметился переход к отцовской филиации. Состав охотничьих групп не был устойчивым, как и их размеры. Все это менялось в зависимости от сезона, количества дичи в районе промысла, но при этом соблюдался и известный порядок, регулируемый во время общеплеменных собраний один или несколько раз в году. Во время таких массовых встреч решались и другие общеплеменные дела — обмен товарами, заключение браков, исполнение религиозных ритуалов и т. п. |