Этнография - Бромлей (учебник). Ю. В. Бромлея и г. Е. Маркова этнография Учебник
Скачать 2.05 Mb.
|
Глава 7Неславянские народы европейской части СССРЕвропейскую часть Советского Союза помимо восточных славян населяют многие народы, различающиеся по своему происхождению и культурно-бытовому облику. Народы Волго-КамьяОсобый историко-этнографический регион в европейской части СССР представляет Вол-го-Камье, в котором живут шесть крупных народов, имеющих свои национальные автономии: поволжские или казанские татары — 2806 тыс., чуваши —1165 тыс., башкиры — 936 тыс., мордва — 389 тыс., удмурты (вотяки) — 505 тыс. и марийцы (черемисы) — 433 тыс. По расовой принадлежности все названные народы относятся к разным антропологическим типам большой европеоидной расы, среди которых преобладают типы, сочетающие в себе помимо европеоидных также в большей или меньшей степени монголоидные признаки. Наиболее распространенным из них является вятско-камский антропологический тип. В лингвистическом отношении все народы Волго-Камья делятся на две группы. Одну из них составляют удмурты, марийцы и мордва, говорящие на языках финской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи, другую — чуваши, татары и башкиры, языки которых относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Этногенез и этническая история. Область, где по мнению большинства исследователей, происходило формирование уральской языковой семьи, лежала по обе стороны Уральского хребта. В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной— угро-финские. В конце 3 тысячелетия до н. э., как полагают лингвисты, произошло отделение финнов от угров. В эпоху бронзы (2 тысячелетие до н. э.) началось постепенное распространение финноязычных племен из района Прикамья на запад вплоть до Балтийского моря. При этом они смешивались с местным населением и испытывали его культурное воздействие. В раннежелезный век в Волго-Камье сложилась ананьинская археологическая культура (8—3 вв. до н. э.), носители которой явились далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и марийцев. Начало формирования современных финноязычных народов Волго-Камья относится к первой половине 1 тысячелетия н. э. Основу удмуртского этноса составили племена, жившие по р. Чепце, а также по среднему и нижнему течению р. Вятки. В дальнейшем этногенез удмуртов протекал на более широком пространстве от Вятки до Камы, где в процессе консолидации удмуртских племен образовывались более крупные территориально-племенные объединения, имевшие диалектные и культурные различия. Наиболее четко были разграничены северные и южные удмурты. Среди северных удмуртов известны этнографические группы ватка (на р. Вятке) и калмез (на р. Кильмезь). В этногенезе южных удмуртов («арских людей» русских источников) приняли участие различные тюркские племена, оседавшие в Нижнем Прикамье, начиная с эпохи великого переселения народов. Особый компонент в удмуртском этносе составляют бесермяне, живущие в бассейне р. Чепцы и в настоящее время почти полностью слившиеся с удмуртами. Происхождение бесермян до сих пор не выяснено. Одни исследователи считают их потомками какой-то группы тюрок, переселившихся из Нижнего Прикамья на Чепцу, другие видят в них южных удмуртов. После присоединения Удмуртского края к России начался процесс консолидации удмуртской народности. Область формирования марийских племен охватывала правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. Основу их составили потомки ананьинцев, испытавших этническое и культурное воздействие позднегородецких племен — предков мордвы. Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до р. Вятки, где они вошли в соприкосновение с удмуртскими племенами, и в южном, где граница их расселения доходила до р. Казанки. Ко времени включения Марийского края в состав России марийский этнос состоял из ряда групп, различавшихся своими диалектами, особенностями материальной и духовной культуры и этническим самосознанием. Позднее, под воздействием более тесных социально-экономических связей, особенно с развитием капиталистических отношений, эти группировки консолидировались в марийскую народность. До сих пор сохраняется деление марийцев на горных, луговых и восточных. Горные марийцы, живущие по правобережью и на противоположном левом берегу Волги, отличаются от других групп марийцев своим наречием и некоторыми особенностями традиционной культуры. Луговые марийцы, составляющие большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье. Восточные марийцы сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье. Древнемордовские племена формировались в междуречье Оки и Волги на основе местного финноязычного населения, которое оставило, по-видимому, памятники позднего-родецкой археологической культуры. В начале 1 тысячелетия н. э. здесь образовалось несколько этно-лингвистических группировок предков мордвы, которые в процессе исторического развития вступали во взаимодействие с различными ираноязычными и тюркоязычны-ми племенами на южных границах своего расселения. На севере и западе мордва длительное время находилась в тесных контактах с восточными славянами. Часть мордвы обрусела. Ко времени включения Мордовии в состав России среди мордвы выделялись две крупные группы: мокша и эрзя. Мокша сложилась в бассейне рек Мокши и Цны, эрзя — в бассейне Суры. Дальнейшее этническое развитие этих групп привело к образованию двух близких по происхождению народностей (мокша и эрзя) со своими языками, этническим самосознанием и особенностями материальной и духовной культуры. В 17—18 вв. происходило постепенное движение мордвы на восток, в Заволжье и Башкирию. К концу 19 в. мордва расселилась на обширных пространствах, но не сплошными массивами, а чересполосно с русскими и татарами. Проникновение тюрок в Среднее Поволжье началось в первой половине 1 тысячелетия н. э. Наиболее крупной волной было переселение в 7—8 вв. булгар из степей Северного Кавказа и Приазовья. Заняв территорию преимущественно на левобережье Волги, ограниченную с севера Камой, а на юге простиравшуюся до Самарской луки, кочевники-булгары пришли в соприкосновение с местным финно-угорским населением и тюрками, поселившимися здесь ранее. В 10 в. булгары создали государство — Волжскую Булгарию, игравшую значительную роль в экономической и политической жизни Восточной Европы. В 13 в. это государство пало под ударами монголо-татар. Его города (Булгар, Биляр, Сувар и др.) подверглись разрушению. Часть населения была истреблена, часть уведена в плен, оставшееся отошло в леса к северу от Камы и в правобережные районы Поволжья. Переселившиеся на Правобережье булгары положили начало чувашам. Возможно, что большинство переселенцев составляли сувазы (от них происходит название чувашей), которые, как полагают, являлись добулгарским тюркским населением Нижнего Прикамья, испытавшим сильное влияние булгар. При продвижении на север булгары смешивались с жившими там горными марийцами. Это смешение отразилось в лексике чувашского языка и в формировании этнографической группы чувашей — вирьялов (верховых), которые в традиционной культуре имеют много общего с горными марийцами и отличаются от юго-восточных чувашей—анатри (низовых). Казанские татары своим происхождением также связаны с местной поволжской средой. Непосредственными предками их являются булгары, отошедшие после разгрома Волжской Булгарии в лесные области к северу от нижнего течения Камы. Там они смешивались с местным финноязычным населением — луговыми марийцами и удмуртами. Вторгшиеся на территорию Среднего Поволжья монголы не оказали заметного влияния на формирование поволжских или казанских татар, в антропологических типах которых не прослеживаются черты центральноазиатского монголоидного типа, к которому принадлежали монголы. Но значительную роль в их этногенезе сыграли тюркоязычные кипчаки, составлявшие основное население Золотой Орды. Сам этноним «татары» связан с одним из монгольских племен. В эпоху походов Чингизхана и его преемников этим термином стали обозначать тюркоязычное население причерноморско-прикаспийских степей. В период распада Золотой Орды и образования Казанского ханства (15 в.) кипчаки оседали в Заволжье, вливаясь в местную булга-роязычную среду. Постепенно булгарский язык был вытеснен кипчакским. Среди татар выделяется сравнительно небольшая группа мишарей, происхождение которых до сих пор не выяснено. Большинство исследователей считают их потомками отюре-ченной финно-угорской мещеры. Также особую группу представляют касимовские татары, живущие вокруг города Касимова на р. Оке. Эта группа образовалась в 15 в., когда московский царь пожаловал казанского царевича Касима землями по Оке. Пришедшие с ним татары и стали предками касимовских татар. Особенно сложно протекал этногенез, башкир. Основу их составили тюркские племена центральноазиатского происхождения, которые под названием баджгардов и бурджан были зафиксированы источниками 7 —8 вв. в районе Приаралья и Сырдарьи. Оттуда эти племена в составе печенежского союза племен в 8 в. продвинулись в прикаспийские и северокавказские степи. Затем в конце 8 — начале 9 в. предки башкир вслед за булгарами отошли на север в степные и лесостепные районы, расположенные между Волгой и Уралом. Сравнительно небольшая территория Бугульминской возвышенности, ограниченная с севера и востока течением р. Белой, с запада— левыми притоками Волги и с юга степями, примыкающими к р. Самаре, стала местом, где в 9 —10 вв. шел процесс формирования древнебашкирского этноса, ставшего известным под названием башкорт. В этот период в состав башкир влились близкие им по культуре кочевые булгаро-мадьярские племена, жившие по соседству в Приуральских степях. Там же, в Приуралье, древние башкиры смешивались с ранее поселившимися в тех местах финно-угорскими, сармато-аланскими, угорско-самодийскими племенными образованиями. В период монголо-татарского нашествия и господства Золотой Орды происходила усиленная кипчакизация башкир, начавшаяся еще в домонгольский период. Кипчаки оказали большое влияние на формирование башкирского языка, который относится к кипчакской ветви тюркских языков. После распада Золотой Орды в 15 — начале 16 в. башкиры подпали под власть ногайских ханов. Лучшие кочевья башкир, особенно на юге, были заняты ногайцами. Под давлением ногайцев башкиры продвинулись на север, где вошли в соприкосновение с финноязычными и угорскими (манси) народами и частично смешались с ними. Длительные контакты с кочевниками-ногайцами привели к вхождению части ногайцев в состав башкир. Последние значительные вкрапления иноэтнич-ных элементов в башкирский этнос происходили в 17 —18 вв., когда на территории северо-западной Башкирии поселились выходцы из области Поволжья — татары, марийцы, удмурты и мордва. Особенно интенсивное эт-но-культурное взаимодействие было между татарами и башкирами, чему способствовало родство их языков. Ко времени присоединения Башкирии к России (16 в.) башкирский этнос находился на пути консолидации в народность, которая оформилась уже в рамках Российского феодального государства. В дореволюционный период этническое развитие народов Волго-Камья не пошло дальше стадии народности, за исключением татар, ставших на путь консолидации в буржуазную нацию. После Октябрьской революции все народы Волго-Камья получили свои национальные автономии, в рамках которых и шло образование социалистических наций. Хозяйство. С давних времен основными занятиями народов Волго-Камья были земледелие и скотоводство. В 19 в. в земледелии господствовала трехпольная система. Пахотными орудиями служили различные виды сох и тяжелый деревянный плуг — сабан, применявшийся для поднятия тяжелых почв и целины. Скотоводство имело подсобное значение и было тесно связано с земледелием. Исключение представляли башкиры, которые до 17 в. были типичными скотоводами — кочевниками и полукочевниками. По мере сокращения пастбищ они постепенно переходили к оседлому образу жизни и к земледелию. Древними занятиями народов Волго-Камья были также охота и бортничество. С вырубкой лесов эти занятия пришли в упадок. Вместо бортничества появилось пасечное пчеловодство. В период капитализма развивалась лесная промышленность, возникали мелкие предприятия по обработке местного сырья, широкое распространение получили кустарные, связанные преимущественно с обработкой дерева, и отхожие промыслы. Последними больше других занимались татары и мордва. В советское время в республиках Поволжья стала создаваться тяжелая промышленность по добыче и переработке нефти, горнорудная, машиностроительная, металлообрабатывающая, бумажно-целлюлозная, а также различные отрасли легкой промышленности. Сложился национальный рабочий класс. Развитие промышленности привело к росту старых и строительству новых городов, значительный процент населения которых составляют выходцы из коренных национальностей. Колхозное строительство способствовало подъему сельского хозяйства за счет широкого внедрения механизации, роста квалифицированных кадров, совершенствования организации труда. Многие колхозы реорганизованы в совхозы со специализацией на определенных отраслях сельскохозяйственного производства. Материальная культура. В традиционной материальной культуре народов Волго-Камья прослеживается много общих черт, обусловленных единой географической средой, сходным уровнем экономического и социального развития, а также длительным этно-культур-ным взаимодействием. В лесных районах в прошлом селения были небольшими. Хозяйственные и жилые постройки в них располагались без определенного плана. Это объясняется тем, что у народов Поволжья долго сохранялся обычай совместного поселения родственных семей отдельными гнездами. Уличная планировка деревень стала преобладать в 19 в. Жилищем всем народам Поволжья, за исключением части башкир, служила срубная изба. Планировка жилого помещения была различной, в зависимости от численности и имущественного положения семьи,— двухраз-дельной (изба + сени) и трехраздельной (две избы и сени между ними, или изба 4- сени + + клеть, как у русских). У башкир, кроме срубных, были плетневые, пластовые (из дерна) и каменные жилища, а у восточных и юго-восточных— также кибитки тюркского и монгольского типов. По внутренней планировке и убранству жилища удмуртов, марийцей, чувашей и мордвы ничем не отличались от изб соседнего русского населения. В доме находилась русская печь, полати, неподвижные лавки и стол в переднем углу. У татар и башкир большое место у стены занимали нары, на которых работали, ели, спали, принимали гостей. В настоящее время сохраняется традиция строить срубные жилища, но они значительно изменили свой внешний вид и внутреннее убранство. Дома обычно состоят из нескольких комнат с городским интерьером. Преобразился облик современной поволжской деревни. Повсюду идет процесс укрупнения деревень, позволяющий приблизить условия жизни в сельской местности к городским. Разнообразной и красочной была традиционная одежда, особенно женская. Она устойчиво сохранялась на протяжении ряда столетий и служила своеобразным отличительным признаком отдельных этнографических групп. Одежду до революции почти целиком изготовляли из домашних конопляных, льняных и шерстяных тканей. Только татары и отчасти башкиры в период капитализма приобретали ткани фабричного производства. Основу мужского и женского костюма составляли туникообразная (без шва на плечах) рубаха и штаны (кроме эрзянок, которые как и русские женщины, в прошлом штанов не носили). Женские рубахи богато украшались вышивкой шерстяными и шелковыми нитями преимущественно темно-красных тонов. В орнаменте преобладали зооморфные и геометрические узоры, а у мусульман — растительные. Искусством вышивания особенно отличались марийки и мордовки. Разнообразны были женские головные уборы, как мягкие (полотенечные и платки), так и на твердой основе (высокие в виде усеченного конуса у удмурток, мариек, башкирок, лопатообразные сороки у мариек и эрзянок, рогатый шымакш у мариек и др.). Праздничный наряд у женщин дополнялся обилием украшений, которые носили на голове, в ушах и на ушах, на шее, груди, спине, поясе. Их изготовляли из серебра, серебряных монет, бус, бисера, пуговиц, кораллов, раковин-каури и др. В капиталистический период мужская традиционная одежда исчезла, заменившись городской. Женский традиционный костюм продолжал бытовать, но в советское время в связи с широким распространением фабричных тканей, готовой одежды и городских мод многие его элементы исчезли совсем, другие приспосабливались к городской одежде. В настоящее время он сохраняется местами только у пожилых женщин. Духовная культура. До революции народы Волго-Камья, кроме татар, не имели своей письменности, если не считать отдельных попыток создания грамматик на языках коренного населения и печатания религиозной литературы. Духовное творчество народов Волго-Камья находило свое выражение в богатом фольклоре, народной музыке, танцах и прикладном искусстве, особенно в вышивке, резьбе по дереву, в меньшей степени — в узорном ткачестве. По вероисповеданию народы Волго-Камья делились на две группы: христиан и мусульман. Мусульманами были татары и башкиры. Ислам рано пустил корни в Поволжье. С 10 в, он был государственной религией в Волжской Булгарии. Христианство же стало распространяться преимущественно после присоединения Поволжья к России и насаждалось оно зачастую насильственным путем. Однако народы Поволжья, принимая православие, продолжали придерживаться своих древних обрядов и верований, которые часто переплетались с христианскими. Из языческих верований наибольшее распространение имели аграрные культы и культ предков. После установления Советской власти и организации национальных автономий у народов Волго-Камья были созданы все условия для развития национальных культур. Все народы Поволжья получили письменность. У татар она была переведена с арабской графики на русскую. В автономных республиках были созданы высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, что способствовало быстрому росту национальной интеллигенции, занятой в различных областях народного хозяйства и культуры. Больших успехов достигло творчество национальных писателей и поэтов, скульпторов, композиторов, артистов и художников. Дальнейшее развитие получило прикладное искусство. Народы ПрибалтикиСоветская Прибалтика в историко-культурном отношении представляет особый регион. Ее населяют три крупные социалистические нации: литовцы (лиетувяй) — ок. 2750 тыс., латыши (латвиеши)—ок. 1340 тыс. и эстонцы (эестласед) — ок. 1 млн. В антропологическом отношении все они принадлежат к европеоидной расе. Среди латышей и особенно эстонцев преобладают светлопигментированные антропологические типы. По языку прибалтийские народы делятся на две группы. Языки литовцев и латышей составляют небольшую летто-литовскую ветвь индоевропейских языков, ближе всего стоящую к славянской ветви. Эстонский язык относится к западной или прибалтийской ветви финских языков угро-финской группы уральской семьи. Он близок к карельскому и финскому. Этногенез и этническая история. Прибалтика была освоена человеком с древнейших времен. Этническая принадлежность ее первоначального населения неизвестна. В эпоху бронзового века (2 тысячелетие до н. э.) в южных районах Прибалтики распространились пришедшие с юга и юго-востока, возможно из Поднепровья, племена, знавшие земледелие, скотоводство и металлургию бронзы. По своему антропологическому типу они были ярко выраженными европеоидами. Считают, что они говорили на индоевропейских языках. Эти племена рассматриваются как далекие предки летто-литовских народов. Осев в Прибалтике, они постепенно ассимилировали местное неолитическое население. Северные районы Прибалтики занимали продвинувшиеся с востока племена финно-угорского происхождения. До сих пор в науке нет единого мнения о времени появления этих племен на современной территории их расселения. Во всяком случае, это произошло не позже 1 тысячелетия до н. э. С этого времени прослеживается довольно четкая археологическая граница, проходившая по Северной Латвии и делившая Прибалтику на две культурные области. К северу от этой границы шло формирование прибалтийских финнов — предков эстонцев, ливов и води, которые упоминаются на страницах начальной русской летописи. К югу от указанной границы складывались летто-литовские племена, занимавшие более обширную территорию и находившиеся в постоянных этно-культурных контактах с восточными и западными славянами. К концу 1 тысячелетия н. э. образовался ряд территориально-племенных группировок, положивших начало современным литовцам и латышам. В состав латышей вошли известные летописям земигола, летьгола, корсь и селы; в состав литовцев — жмудь и аукштайты (литва русских летописей). Сложные исторические условия, в которых находились народы Прибалтики в эпоху средневековья (начиная с 15 в. происходили захваты прибалтийских земель немецкими рыцарями, Данией, Швецией, Польшей), сказались на их этническом и культурном развитии. Был нарушен процесс их самобытного социально-экономического и исторического развития. Из всех народов Прибалтики только литовцы создали в 15 в. свою государственность. В 18 в. Прибалтика была включена в состав России, однако господствующее положение в Эстонии и Латвии продолжали занимать немецкие бароны, а в Литве — польские феодалы и ополяченная литовская знать. В феодальный период у народов Прибалтики складывались этнографические области, различавшиеся особенностями культуры. У литовцев таких областей было две — Жемайтия (Западная Литва) и Аукштайтия (Восточная). У латышей прослеживаются пять культурных районов—Курземе, Земгале, Латгале, Аугшзенс и Видземе. В Эстонии в этнографическом отношении различались северные и южные эстонцы. Кроме того, среди эстонцев выделяются сету (или сетукезы), живущие на юго-востоке республики и в соседних районах Псковской области. Они приняли православие и испытали сильное влияние восточных славян. В условиях феодальной России продолжался процесс консолидации народов Прибалтики в народности, а в период капитализма происходило формирование эстонской, латышской и литовской буржуазных наций. Победа Октябрьской революции в России привела к установлению Советской власти в Прибалтике. Но местные буржуазные националисты, опираясь на помощь иностранных войск, восстановили буржуазную диктатуру. В 1940 г. народы Прибалтики вошли в единую семью народов Советского Союза. Материальная культура. Древнейшими занятиями народов Прибалтики были земледелие, скотоводство и рыболовство. Промышленность стала развиваться после отмены крепостного права, особенно в Латвии и Эстонии. В период буржуазных республик Прибалтика превратилась в аграрный придаток западноевропейских империалистических держав. В настоящее время Эстония, Латвия и Литва являются передовыми индустриально-аграрными республиками с высокоразвитыми промышленностью и сельским хозяйством. С развитием промышленности в Прибалтике росло городское население. В настоящее время оно преобладает над сельским. Большинство прибалтийских городов имеет многовековую историю. В период феодализма, особенно в Эстонии и Латвии, в городах жили преимущественно немцы, которые держали в своих руках ремесло и торговлю. При капитализме города росли за счет коренного населения— выходцев из крестьян. После воссоединения Прибалтики с Советским Союзом росли и благоустраивались старые, возникали новые города и городские поселки, создаваемые с учетом всех требований современного градостроительства. В сельской местности с древнейших времен были распространены деревни (кучевого и уличного плана) и однодворные поселения типа хуторов. Число последних стало расти после отмены крепостного права и особенно в период буржуазных республик. В настоящее время в Прибалтике все большее распространение получают сельские поселения, которые по своему благоустройству приближаются к поселкам городского типа. Крестьянское жилище народов Прибалтики за время своего существования претерпело значительные изменения. В феодальный период в Прибалтике бытовало несколько типов крестьянских жилищ. В Эстонии и Северной Латвии существовали жилые риги представлявшие собой высокие срубные постройки с соломенной крышей и печью, топившейся по-черному. Осенью в риге сушили снопы. В восточных районах Латвии и Литвы, крестьянское жилище не отличалось от жилища соседнего русского и белорусского населения и состоял о из избы с русской печью, холодных сеней и клети. На западе Литвы и Латвии в середине жилища находились отапливаемые сени, по бокам которых располагались жилые помещения. В период буржуазных республик в сельской местности все большее распространение получал городской тип жилища. В настоящее время в селениях все чаще возводятся жилища по типовым проектам со всеми необходимыми удобствами. Традиционная одежда народов Прибалтики свою законченную Форму приобрела в феодальный период. Она целиком изготовлялась из тканей домашнего производства. У всех трех народов сложилось по нескольку комплексов традиционной одежды, характерных для определенных местностей. Основу женского костюма у эстонцев в древний период составляла туникообразная рубаха, несшитая поясная одежда, передник и полотенчатый головнои убор. Ворот рубахи закалывали подкововообразной фибулой. В 18—19 вв. эта Одежда испытала сильное западноевропейское влияние. На смену ей пришли полосатые юбки, короткие пышные кофты и головные уборы разных типов. Женская традиционная одежда латышей и литовцев имела много общих черт. Женщины носили pyбахи разного покроя с длинными рукавами, юбки. передники, безрукавки в виде лифа, наплечные покрывала, полотенчатые головные уборы, чепчики. В этом наряде прослеживалось сходство с соседними восточными славянами и поляками. Мужской костюм прибалтийских народов во многом напоминал одежду немецкого городского населения. В капиталистический период с распространением фабричных тканей и городских мод традиционная одежда начала быстро исчезать. Некоторые ее элементы трансформировались в костюмы участников певческих праздников и бытуют в наши дни. Духовная культура. Республики Прибалтики— одни из передовых республик Советского Союза по уровню развития культуры. В прошлом развитие национальной культуры тормозилось в Эстонии и Латвии гнетом немецких баронов, в Литве — польских помещиков. Этому способствовала также конфессиональная разобщенность. По вероисповеданию население Прибалтики делилась на католиков, лютеран и православных. Католичество было распространено в районах, которые долго находились под властью Польши, в Литве и восточной Латвии у латгальцев. Лютеранство с 16 в. насильственно насаждалось немецкими пасторами среди эстонцев и западных латышей. Православными были жители пограничных с русскими областей. В культуре господствующих классов было сильно влияние немецких провинциальных традиций, обычаев польской шляхты и католического духовенства. Народные же массы продолжали сохранять и развивать многие национальные культурные традиции, которые дожили до нашего времени. Глубокие корни имеет прикладное искусство. В современных условиях самодеятельное творчество тесно переплетается с профессиональным. Из прикладного искусства наиболее развиты деревянная скульптура, производство изделий из янтаря, художественное ткачество и вязание, обработка кожи, керамика и др. После отмены крепостного права в Прибалтике зародилось движение за национально-культурное возрождение. Во главе этого движения встала демократически настроенная интеллигенция. Большое внимание уделялось собиранию и изучению фольклора, шла борьба за создание школ, национальной литературы, театра. Национальный поэт Эстонии Ф. Крейцвальд на основе фольклора написал поэму «Калевипоэг» (Сын Калева). Латышский поэт А. Пумпур по народным мотивам создал поэму «Лачплесис» (Разрывающий медведя), посвященную борьбе латышского народа с немецкими рыцарями. Большое развитие у народов Прибалтики получило хоровое пение. Со второй половины 19 в. стали устраиваться праздники песен. Особенное распространение они получили в советское время. Народы Европейского Севера СССРНа севере европейской части СССР кроме русских живут карелы, вепсы, коми (зыряне), коми-пермяки, ненцы и саамы (лопари). Все это население, за исключением ненцев, относится к большой европеоидной расе. Несколько особняком стоят лопари, в антропологическом типе которых прослеживается древнее смешение монголоидных и европеоидных признаков. Ненцы принадлежат к монголоидам. Карелы (138 тыс.) живут в Карельской АССР и Калининской обл. Вепсы (8,1 тыс.) населяют смежные районы Карельской АССР, Ленинградской и Вологодской областей. Лопари или саамы (2 тыс.) занимают северные районы Кольского полуострова. Основная масса их живет за пределами СССР — на севере Норвегии, Финляндии и Швеции. Коми-зыряне живут в Коми АССР, а также за Уралом. Коми-пермяки расселены в Коми-Пермяцком автономном округе и отчасти за его пределами. Ненцы (29 тыс.) обитают на широких пространствах тундры и лесотундры Европы и Западной Сибири. В европейской части СССР они составляют коренное население Ненецкого автономного округа и небольшими группами живут дальше к западу, включая Кольский полуостров (О ненцах см. в главе 10 «Народы Сибири»), Этногенез и этническая история. Языки народов Европейского Севера относятся к уральской языковой семье. Коми-зырянский и коми-пермяцкий очень близки между собой и вместе с удмуртским составляют пермскую подгруппу финских языков. Карельский и венский языки относятся к прибалтийско-финским языкам. К ним же причисляется язык лопарей. Но как считают исследователи, лопари в древности говорили на другом языке, возможно самодийском, и только попав в прибалтийско-финскую этническую среду, они утратили свой древний язык. Заселение Европейского Севера происходило в эпоху мезолита (12—10 тыс. лет тому назад). С юга продвигалось европеоидное население, этническая принадлежность которого остается неизвестной. С востока просачивались монголоиды, говорившие, по-видимому, на уральских языках. Раньше других, вероятно, появились предки лопарей, которые в эпоху неолита широко были расселены по всему Европейскому Северу. Тогда же сложился их антропологический тип. Позднее значительная часть лопарей была ассимилирована расселявшимися на Севере угро-финскими и ненецкими племенами. На Кольском полуострове лопари появились в 1 тысячелетии до н. э. В это время в районе Финского залива уже жили предки эстонцев, карел, вепсов и финнов-суоми. Формирование карел происходило на Карельском перешейке и прилегающих районах Финляндии. В русской летописи они известны под названием корелы. В начале 13 в., когда Швеция захватила Финляндию, часть карел (сайминские и привыборгские карелы) осталась на территории Финляндии и затем вошла в состав финского народа. В этот же период началось постепенное продвижение карел на Кольский полуостров. К 15 в. они достигли побережья Белого моря. Оседая в южных районах современной Карелии, они смешивались с жившими там вепсами. В результате этого смешения образовались две этнографические группы карел со своими диалектами карельского языка — ливвики и людики. Третью группу составили собственно карелы, занимающие северные районы Карельской АССР. В 17 в. после захвата Швецией Карельского перешейка происходило добровольное переселение карел в Тверскую, Новгородскую и Вологодскую земли. Так образовались верхневолжские или тверские карелы. Этногенез коми-зырян и коми-пермяков связан с этническими процессами, протекавшими на территории Верхнего Прикамья в начале 1 тысячелетия н. э., где на базе различных племен, связанных по происхождению с ананьинскими племенами, формировались племена коми. В конце 1 тысячелетия н. э. часть их продвинулась на север в район Вычегды, где смешалась с местным населением, говорившем на языке, близком к вепсскому. Так было положено начало коми-зырянам. Отсюда они расселялись по другим рекам Вычегодского бассейна. В 14 в. территория, населенная различными группами коми-зырян, в русских источниках известна под именем Перми Вычегодской. В феодальный период отдельные группы коми-зырян были слабо связаны между собой, особенно выделялись коми-ижемцы. Развитие капиталистических отношений способствовало консолидации коми-зырян в народность. Оставшиеся на Каме племена коми сложились в коми-пермяцкий народ. Область их расселения носила название Перми Великой. В 14—15 вв. Пермь Вычегодская и Пермь Великая вошли в состав Московской Руси. С этого времени начались тесные контакты народов коми с русскими, что привело к широкому распространению среди них русской культуры. Хозяйство и материальная культура. Народы Севера, за исключением лопарей, рано начали заниматься земледелием. Однако эта отрасль хозяйства значительное развитие получила только в южных районах их расселения. Наряду с земледелием повсюду было распространено скотоводство. Эти виды занятий до-голнялись лесными промыслами, преимущественно охотой, а также рыболовством, особенно на крупных реках и озерах. Коми-зыряне, жившие на р. Ижме, под влиянием ненцев перешли к занятию оленеводством, однако сначала сами они не кочевали со стадами оленей, а нанимали пастухов из тех же ненцев. Но постепенно ими был освоен этот вид занятий, и они стали сами выпасать своих оленей Занимая все новые пастбища, они в конце 19 в. продвинулись на Урал. В период капитализма народы Севера, особенно коми-зыряне, широко практиковали различные виды отхожих промыслов. У лопарей хозяйство было комплексным. Они занимались оленеводством, рыболовством и охотой, в том числе и на морских животных. В отличие от ненцев они доили оленей. В течение года лопари совершали несколько перекочевок. С конца 19 в. кочевать стали только мужчины, а остальные члены семей переселялись лишь из зимних поселков в летние. В материальной культуре карел, вепсов, коми-зырян и коми-пермяков в 19 в. прослеживалось много общих черт. Для них был характерен гнездовой тип расселения, при котором вокруг главного селения располагались небольшие выселки. Жилищем им служили срубные избы на высоком подклете. Под одной крышей с избой ставились хозяйственные постройки. У всех этих народов сложились сходные традиционные комплексы одежды, особенно женской. Она состояла из рубахи с длинными рукавами, на которую надевали разного покроя сарафаны на лямках. Головные уборы были обычно сложными: непосредственно на волосы надевали шапочки, затем головной убор на твердой основе. Широко бытовали различные платки и шали. Мужской костюм был таким же, как у соседнего русского населения. Жилищем лопарей первоначально служила вежа — низкий, углубленный в грунт сруб, засыпанный сверху землей. В крыше для света и выхода дыма оставлялось небольшое отверстие. Летом они сооружали конические шалаши, покрытые берестой. Под влиянием русских в 15 —17 вв. лопари стали переходить к полуоседлому образу жизни, в связи с чем появились небольшие срубные избушки с окнами, позднее распространились срубные избы. За годы Советской власти произошли коренные изменения во всех сторонах жизни народов Европейского Севера. На Севере стали развиваться различные отрасли тяжелой и легкой промышленности и специализированное сельское хозяйство. Вырос национальный рабочий класс. Преобразилась и материальная культура. Традиционные особенности еще сохраняются во внешнем облике сельского жилища, но его внутренняя планировка и убранство все более приближается к городским. Традиционная одежда повсюду сменилась городской, только в немногих местах отдельные ее элементы сохраняются в костюме пожилых женщин. Продолжает бытовать меховая зимняя одежда у лопарей. Духовная культура. До революции ни один из народов Европейского Севера не имел своей письменности, если не считать особой зырянской письменности, созданной в 14 в. Стефаном Пермским, но не получившей распространения и быстро забытой. В духовной жизни этих народов большое место занимало устное художественное творчество и прикладное искусство. Широко бытовали эпос, предания, песни, сказки, особенно богат по содержанию был карело-финский эпос «Калевала». Из прикладного искусства популярны были вышивка, узорное ткачество, резьба по дереву. По вероисповеданию народы Севера были православными, но у них в той или иной степени сохранялись пережитки дохристианских верований, особенно у лопарей, которые почитали «оленью хозяйку» и других «хозяев» — покровителей промыслов; у них же существовал культ священных камней и пережитки шаманизма. При Советской власти была создана письменность у коми-зырян и коми-пермяков, а также у карел, у которых в основу литературного языка был положен финский язык. Большое развитие получили национальные литературы, художественное творчество. Народы Юго-Запада и Юга европейской части СССРНа юго-западе европейской части СССР живут молдаване (молдовень, 2968 тыс.), составляющие основное население Молдавской ССР. По расовой принадлежности они преимущественно темнопигментированные европеоиды. Язык молдаван относится к романской ветви индоевропейской языковой семьи, он близок к румынскому языку. В этногенезе молдаван приняли участие различные этнические компоненты. Непосредственными предками молдаван, как и других восточнороманских народов, были влахи, или волохи, сформировавшиеся на Карпато-Балканских землях в 9—10 вв. из смешения романизированного в период Римской империи фракийского населения и славян, поселившихся в этом районе в 6—7 вв. В языке волохов, положившем начало восточноро-манским языкам, в их материальной и духовной культуре прослеживается значительное влияние древних славян. Волохи были пастушескими племенами, принявшими православие. В 13— 15 вв. они продвинулись из северных предгорий Карпат в верховья Прута и Днестра и осели на землях, освоенных земледельцами — восточными славянами. Здесь продолжалось формирование молдавской народности в процессе этнической консолидации пришельцев - волохов и местного восточнославянского населения. Молдавская народность сложилась в 14 в., когда возникло Молдавское государство, занимавшее территорию от Карпат до Днестра. В Молдавском княжестве государственным языком служил древнеславянский, который в 16 — 17 вв. был заменен молдавским литературным языком, основанным на древне-славянской графике. Сложная этническая история молдаван и этнокультурные контакты с различными народами в разные исторические эпохи наложили отпечаток на их материальную и духовную культуру. Особенно значительным было культурное взаимодействие с украинцами и русскими в 19 в. Основными занятиями молдаван были земледелие и скотоводство; до середины 19 в. скотоводство выступало ведущей отраслью хозяйства. В земледелии наряду с полеводством большое место занимали виноградарство и садоводство. Типичным жилищем у молдаван в прошлом была плетневая мазанка с соломенной или камышовой крышей. На смену мазанке пришли глинобитные и саманные жилища, последние получили наибольшее распространение в настоящее время. Традиционный костюм молдаван сложился в средневековый период Он имел много локальных различий. Особенно красочной с богатой вышивкой была женская одежда, состоявшая из полотняной рубахи, шерстяной юбки (местами сарафана), пояса, безрукавки и платка. За годы Советской власти сильно изменились культура и быт молдавского народа. Выросли города, благоустраиваются селения. Наряду с сельским хозяйством в Молдавии развивается промышленность, особенно пищевая. Дальнейшее развитие получили складывавшиеся веками богатые национальные традиции и не только в народном художественном творчестве, но и в разнообразных формах профессионального искусства. В южной Молдавии и соседних областях Украины живут гагаузы (173 тыс.) — тюрко-язычный народ, переселившийся из Болгарии в 18 в. Они считаются потомками средневекового тюркоязычного народа, принявшего православие. По культурному облику гагаузы близки к своим соседям — молдаванам, украинцам и особенно к болгарам, переселившимся из Болгарии также в 18 — 19 вв. В Нижнем Поволжье живут калмыки (147 тыс.), главным образом в Калмыцкой АССР. По антропологическому типу они монголоиды и говорят на монгольском языке. В степях Нижнего Поволжья они появились в 17 в. из Западной Монголии. Вплоть до Октябрьской революции вели кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. За годы Советской власти коренным образом изменился весь их традиционный жизненный уклад. Они полностью перешли на оседлость. В республике получила развитие промышленность. Перестроилось сельское хозяйство, в котором наряду со скотоводством появились другие отрасли. На юго-западе европейской части СССР живут евреи, говорившие в прошлом на языке идиш, диалекте немецкого языка. В настоящее время они говорят в большинстве на русском языке и языках тех народов, среди которых живут. Цыгане — небольшой народ, живущий в разных областях европейской части СССР, преимущественно в южных и юго-западных районах, а также на Кавказе и в Средней Азии. Всего цыган в СССР—209 тыс. Предки цыган вышли в 10 в. из Индии и расселились по странам Передней Азии, Северной Африки и Европы. В Россию цыгане переселились из Западной Европы в 15 — 16 вв. Самоназвание цыган — ром. Язык их принадлежит к индийским языкам индоевропейской языковой семьи. До революции цыгане вели оседлый и кочевой образ жизни. После революции цыганам были предоставлены условия для перехода к оседлой жизни. Многие таборы осели. Были организованы цыганские колхозы. Значительная часть цыган стала работать на промышленных предприятиях. |