Главная страница

Этнография - Бромлей (учебник). Ю. В. Бромлея и г. Е. Маркова этнография Учебник


Скачать 2.05 Mb.
НазваниеЮ. В. Бромлея и г. Е. Маркова этнография Учебник
АнкорЭтнография - Бромлей (учебник).doc
Дата18.02.2017
Размер2.05 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭтнография - Бромлей (учебник).doc
ТипУчебник
#2857
страница16 из 33
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   33

Во всех этих странах население в основном занято сельским хозяйством, однако соотношение земледелия и скотоводства в различ­ных областях неодинаково. Земледельческим является население Египта и отчасти Судана, живущее в плодородной долине Нила. В юж­ной части Демократической Республики Судан мотыжное земледелие сочетается со ското­водством и рыболовством. В странах Магри­ба, в прибрежной полосе и в горных районах Атласа господствует земледельческое хозяй­ство в сочетании с молочным животноводст­вом. Но чем дальше от побережья, тем зна­чительнее роль скотоводства. Во внутренних частях Магриба живут преимущественно ско­товоды.

Большой интерес представляет египетское земледелие, изучение которого позволяет восстановить картину возникновения и разви­тия земледелия вообще.

Долина Нила обладает неисчерпаемым плодородием, ибо ежегодно в период раз­лива она удобряется и орошается водами реки, несущими огромное количество ила. Вода же размягчает почву, делая излишней ее предпосевную обработку. Земледелие в Этом районе началось в глубокой древности с того, что люди попросту бросали семена злаков во влажный ил, а затем, предоставив растения самим себе, дожидались урожая. Еще в прошлом столетии таким образом со­вершали посев египетские крестьяне — фел­лахи— в случае запоздания нильского наводнения. Подобная примитивная система полу­чила название лиманного (болотного) земледелия. Ее, по-видимому, знали уже но­сители неолитической бадарийской культуры 5 тысячелетия до н. э. (Средний Египет).

С 4 тысячелетия до н. э. древние египтя­не начинают практиковать простейшее искусственное орошение и обработку полей мотыгой. Первые свидетельства о введении легкого бесподошвенного плуга относятся к 3 тысячелетию до н. э. В последующем ты­сячелетии появляется устойчивый подошвен­ный (полозный) плуг, необходимый при об­работке заболоченных площадей. Тогда же создается ирригационная система — густая сеть каналов, орошающих «высокие поля».

Современное земледельческое хозяйство египетских крестьян во многом повторяет эту древнюю систему полеводства. Сельскохозяй­ственный год в Египте делится на три сезо­на — зимний, летний и осенний. В первый сезон (ноябрь — март) сеют пшеницу, ячмень, лук, бобовые и др.; в следующий сезон (ап­рель — август) сеют хлопок, лен, коноплю, сахарный тростник, рис, кукурузу; и, наконец, осенью (сентябрь — ноябрь), в период наи­высшего подъема нильских вод, — рис, куку­рузу, просо.

Феллахи пользуются плугом, который мало чем отличается от древнеегипетского. Попрежнему в ходу мотыга, особенно при об­работке огородов, посевов хлопка и кукуру­зы, рытье каналов. Созревшие злаки жнут серпами или вырывают стебли с корнем. Для молотьбы употребляют цепы или нурег — молотильную доску с металлическими диска­ми или каменными зубьями, в которую впря­гают пару быков.

В Египте применяются современные спо­собы ирригации, но значительная часть бед­ных крестьян, как встарь, вынуждена подни­мать воду на свои поля примитивными сред­ствами: это шадуф, по устройству напомина­ющий колодец-журавль, и сакийе — водоподъемное вертикальное колесо с за­крепленными на нем кувшинами.

Скотоводство в Египте из-за отсутствия пастбищ не получило достаточного развития. Разводят главным образом рабочий скот, но и его немного, так как при простейшей тех­нике обработки почвы, ухода за посевами и уборки урожая потребность в рабочем скоте сравнительно небольшая.

Арабо-берберское земледельческое хо­зяйство Магриба имеет свои особенности. Основные районы земледелия здесь — приб­режная полоса и горные долины Атласа. Оби­лие водных источников, частые дожди и мяг­кий климат благоприятствуют земледелию искотоводству. Но в засушливых местностях приходится прибегать к искусственному орошению полей.

Главные продовольственные культуры — пшеница и ячмень, в Марокко также кукуру­за. Коренное население предпочитает твер­дую пшеницу, из которой в большом коли­честве приготавливается манная крупа.

Арабо-берберские земледельцы — опыт­ные садоводы. На побережье моря они раз­водят виноград, цитрусовые, инжир, миндаль и др. В Тунисе широко распространена куль­тура олив. У побережья выращиваются раз­личные овощи. В южной части Магриба од­ним из главных видов пищи служат плоды финиковой пальмы.

Несмотря на значительное развитие земле­делия, техника его остается весьма отсталой. С глубокой древности до наших дней сохра­няются деревянный плуг с железным леме­хом, мотыга, ручная зернотерка для размола зерна.

На севере Магриба, особенно в горных долинах, земледелие сочетается с животноводством, преимущественно молочным. Но в глубинных засушливых районах преобладает кочевое или полукочевое скотоводство. Жи­тели этих мест разводят главным образом мелкий рогатый скот (овец, коз). Рабочим скотом служат лошади, мулы, ослы и верблюды.

Сельское население Северной Африки за­нимается различными видами домашней обработки сырых материалов и мелким ремес­лом — изготовлением глиняной посуды вруч­ную и на гончарном кругу, тканьем циновок и т. д. Скотоводы заняты обработкой шерсти и кожи, ковроткачеством, изготовлением шерстя­ных тканей и покрышек для шатров, седел и упряжи, кожаной обуви. Между земледель­цами и скотоводами издавна существует обмен изделиями домашнего производ­ства.

В городах Египта и Магриба развито спе­циализированное ремесло — кузнечное, ювелирное, кожевенное (например, выработка сафьяна), гончарное и др. Промышленность была развита слабо. Развивались в основном горнодобывающие промыслы, дававшие раз­личное ценное сырье (фосфаты, руды, ртуть, нефть) преимущественно на вывоз. В годы не­зависимости вступили или вступают в строй Современные промышленные предприятия.

Материальная культура арабоязычного на­селения Северной Африки имеет массу сход­ных черт, но все-таки для каждой страны характерны свои особенности.

Египетские крестьяне-феллахи живут в небольших деревнях, расположенных в орошаемой зоне нильской долины. Дома строят из сырцового кирпича, одноэтажные, с плос­кой крышей. Жилище обычно однокамерное, без окон. Половину помещения занимает Глинобитная печь, на которой в холодное время спят.

В летнее время пища приготавливается в небольших печах около дома. Мясо и пшеничный хлеб (лепешки) — большая редкость в питании рядовых феллахов. Обычно они довольствуются кашами из проса, кукурузы или бобов, овсяными лепешками, кислым молоком, финиками, овощами. Излюбленные напитки — черный кофе без сахара, чай, яч­менное пиво, кислое молоко.

Традиционный костюм феллаха состоит из хлопчатобумажных штанов и рубахи с длинными рукавами; в холодную погоду на плечи набрасывают плащ из верблюжей шерсти.

Горожане дополняют эту одежду кафта­нами и халатами, стянутыми широкими куша­ками. Впрочем, в городах обычен европей­ский костюм.

Египетские женщины ходят в рубашках и длинных платьях традиционно черного цвета. В большом ходу шали и платки, металли­ческие украшения, косметика. Крестьянки не закрывают лица при посторонних, но в горо­дах женщины изредка пользуются вуалью.

Оседлое население Магриба живет боль­шими деревнями, вытянутыми вдоль дороги. Старинным типом жилища является гурби — примитивная хижина, стены которой сложе­ны из глины, смешанной с соломой, а крыша тростниковая или соломенная. Однако более распространены дома арабского типа: глино­битные, прямоугольные по форме, большей частью одноэтажные, с плоскими кровлями.

У берберов в горах Атласа, сохранивших старинную сельскую общину, дома в деревнях построены из камня и лепятся вокруг скал так, что крыша одного дома служит двором другого. В центре поселения часто возвыша­ется башня — некогда убежище от воинствен­ных соседей. Население каждой деревни со­стоит из нескольких большесемейных коллек­тивов.

Кочевники степей не имеют прочного жи­лища. От палящего зноя и песчаных бурь их укрывает фелидж — широко раскинутый на кольях шатер из верблюжьей или козьей шерсти.

Более трети населения Магриба проживает в городах. Во внутренних районах сохрани­лись еще города с чертами средневековых мусульманских городов с их узкими кривыми улочками, одно- и двухэтажными домами, фа­сад которых обращен во двор, а на улицу выходит лишь глухая стена. В центре города обязательно расположен базар, он же — сре­доточие ремесленного производства.

Напротив, приморские города имеют со­временный облик. Со стороны моря откры­ваются мощные портовые сооружения, ши­рокие прямые улицы с многоэтажными дома­ми и развитым транспортом. На окраинах теснятся небольшие хижины городской бед­ноты.

Основу национальной одежды магрибцев составляют хлопчатобумажные штаны и ру­бахи, поверх которых надевается просторный бурнус — накидка. Бурнусы бывают различно­го цвета и качества: от грубых шерстяных до тонких с богатой вышивкой или из цвет­ного шелка.

Пищевой рацион большинства магрибцев состоит в основном из ячменной или кукурузной похлебки, небольшого количества хле­ба, картофеля, овощей и фруктов. Кочевники питаются финиками и продуктами животно­водства — кислым молоком, сыром и далеко не всегда мясом.

В общественном строе народов Северной Африки сосуществуют элементы различных социально-экономических укладов. Историче­ски эти народы пережили в древности раз­личные стадии раннеклассового общества, а со времени арабского завоевания во всех странах Северной Африки развивались фео­дальные отношения. Однако у кочевников Магриба и Восточного Судана длительное время сохранялись отношения разлагающего­ся первобытнообщинного строя — родовой коллективизм в низших звеньях родо-племенной структуры, среди близких родственников, совместно кочевавших и связанных взаимо­помощью. Вместе с тем у кочевников суще­ствовала и более развитая система неравно­правных отношений господствующих и под­чиненных племен, которой было свойственно внутреннее социально-имущественное рассло­ение.

С установлением колониального господства европейских держав в 19—20 вв. в странах Северной Африки начинают развиваться ка­питалистические отношения, что, впрочем, не привело к полному исчезновению докапита­листических отношений экономической и лич­ной зависимости.

Европейский колониализм наложил тяже­лые оковы на североафриканские страны. По его вине даже завоевавшие национальную независимость североафриканские народы еще не вышли из состояния экономической отсталости и низкого уровня жизни. Тем не менее на современном этапе развития рабо­чий класс и крестьянство демократических стран, например Алжира, Ливии и других, активно включившись в борьбу за искорене­ние феодальных пережитков и ограничение буржуазных элементов, за улучшение условий работы на предприятиях с гарантированной оплатой труда, за создание земледельческих кооперативов, коллективов и комитетов на­родного самоуправления, добились в этих жизненно важных сферах определенных со­циально-экономических завоеваний.

Население внутренних районов Магриба до сих пор не изжило патриархально-общин­ных и полуфеодальных отношений. В горах Атласа сохранились сельские общины, прак­тикующие хозяйственную взаимопомощь со­седей и имеющие общинное самоуправ­ление. Но главы этих сельских объединений — традиционный староста — давно уже превра­тились в мелких феодалов, по-своему при­способившихся к социально-экономическим условиям нового времени.

Этнографы отметили наличие у туарегов Сахары материнского счета родства, матрилокального брака, матрилинейного наследо­вания, достаточно высокого или равноправного положения женщины в семье и кочевой общине. Возможно, что длительному сохра­нению этих отношений способствовали об­становка преднамеренной изоляции туарегов от арабоязычного населения с его строгими патриархальными и патриархально-феодаль­ными порядками. Но в колониальный период и в настоящее время у туарегов господству­ют отношения отцовской семьи, хотя поло­жение женщины в ней по-прежнему самостоятельное.

Архаические общественные институты про­слеживаются среди кочевников Восточного Судана (баккара и др.). Существуют своеоб­разные брачно-семейные обычаи, при кото­рых женщина не сразу переходит в дом мужа, продолжая жить в семье отца до рож­дения двух или трех детей, причем один ре­бенок остается в этой семье.

Народы Северо-Восточной Африки. Севе­ро-Восточная окраина африканского континен­та — Эфиопское нагорье и полуостров Аф­риканский Рог — населена народами, которые тесно связаны между собой исторически, го­ворят на родственных языках семито-хамит­ской семьи, обладают многими общими чер­тами в культуре.

В Северо-Восточной Африке в современ­ную эпоху происходит формирование эфи­опской нации, основу которой составляют амхара и сливающиеся с ними другие наро­ды — тигре и тиграи, а также галла и сидамо. Государственным языком Эфиопии является амхарский язык.

Демократическая Республика Сомали на­селена одним народом — сомали, который также консолидируется в нацию.

В этнографическом отношении Эфиопия среди других африканских стран выделяется прежде всего богатством культурных тради­ций, истоки которых восходят еще ко вре­мени государства Аксум, возникшего в 4 в. С этого времени здесь утвердилось христи­анство. Слоговое письмо аксумитов, их высо­коразвитое прикладное искусство были по наследству восприняты населением феодаль­ной Эфиопии, сложившейся как государство в 13—16 вв. Это время ознаменовалось со­зданием оригинальной литературы (напри­мер, исторических хроник), написанной на древнеэфиопском языке геэз; на его основе развилось современное эфиопское письмо.

В хозяйственном укладе народов Эфиопии мы также находим много своеобразных черт. Жители обширных плоскогорий и равнин центральной части страны (амхара, галла) с отдаленных времен занимаются земледелием в сочетании со скотоводством; они разводят зебу, овец и коз. В горных районах Северней и Северо-Западной Эфиопии, где живут мел­кие народности агау, роль скотоводства за­метно повышается. В степях и пустынях Во­сточной Эфиопии у некоторых племен галла, сомали и данакиль развито типичное кочевое скотоводство с преобладанием в стаде верб­людов, овец и коз.

Эфиопия по праву считается одним из древнейших центров земледельческой куль­туры и родиной различных злаков (некоторых видов пшеницы), а также кофе. Местное на­селение выращивает различные злаки, не­которые из них нигде больше не встречаются. Таковы хлебные растения: мелкозернистый тэфф, дурра (род проса), дагусса. Характер­ны бобовые культуры: бобы, горох, чечевица, а особенно чисто эфиопские нут и чина. По­севной период отличается большой длитель­ностью— с июня по сентябрь, причем снача­ла сеют бобовые, затем последовательно тэфф, дурру, ячмень, дагуссу и, наконец, пшеницу.

Широко распространена культура хлопка, из которого эфиопы вырабатывают добротные и красивые ткани. Кофейные бобы собирают в дикорастущем виде, но за последние десятилетия созданы также многочисленные плантации культурного кофейного дерева. Кофе — неотъемлемая часть питания населе­ния ряда районов Эфиопии.

Несмотря на значительное развитие зем­леделия, техника его очень отсталая. Землепашество существует только в Северной Эфио­пии. В центральных районах страны попреж­нему господствует обработка почвы ручным орудием — мотыгой; кое-где почву разрыхляют длинными заостренными палками-копал­ками, которые утяжеляют камнями, насажен­ными на конец орудия. Практикуются такие архаичные системы земледелия, как подсечно-огневая и переложная.

В питании оседлого населения преоблада­ют продукты земледелия. Основная пища большинства эфиопских крестьян — пресные лепешки, испеченные из муки различных зла­ков, и подливы к ним. Излюбленная подлив­ка — шуро — приготавливается из бобовых с маслом и обязательно со жгучим красным перцем. Мясо земледельцы употребляют сравнительно редко. Напротив, пищевой раци­он скотоводов отличается преобладанием мясных и молочных продуктов. Традиционные напитки эфиопов—разведенный в воде пче­линый мед и ячменное пиво.

У народов Эфиопии развиты различные виды домашнего и ремесленного производст­ва, имеющие солидный возраст. На одном из первых мест стоит обработка металлов. Кузнецы весьма искусны в изготовлении же­лезных орудий труда и оружия. На высоком уровне ювелирное дело. Драгоценные брас­леты, серьги и другие украшения эфиопских мастеров отличаются большим изяществом.

До сих пор в крестьянском хозяйстве большое значение имеет производство хлопчатобумажных тканей, а у скотоводов — вы­делка кож и изготовление из них различных предметов обихода. Эти виды производства давно уже выделились в самостоятельные от­расли ремесла, работающего на широкий местный рынок.

Эфиопские гончары с большим мастерст­вом формуют сосуды от руки способом спирального налепа или путем вытягивания. Са­модельная глиняная посуда прекрасно обожжена, нередко покрыта снаружи красивой глазурью.

Имея столь развитое ремесло, Эфиопия, однако, остается страной, где фабрично-заводская промышленность делает только первые шаги. Многие промышленные товары ввозятся из-за рубежа, оттесняя изделия местных мастеров.

Сугубо сельскохозяйственный характер стра­ны проявляется в типах поселений и жилищ. Давно сложившихся городов здесь немного (Аксум, Гондер, Харэр и др.). Большинство же небольших городков Эфиопии скорее на­поминают разросшиеся деревни. Даже в сто­лице Аддис-Абебе мало улиц с домами в несколько этажей. Большинство домов пред­ставляет собой прямоугольный плетеный кар­кас, обмазанный глиной, с дверью и остек­ленными окнами.

В сельских местностях амхара, галла, си-дамо устраивают деревни, в которых нет улиц, и постройки расположены без определенного плана. В поселениях тиграи выде­ляются «кварталы», сплошь заселенные род­ственниками. Крестьяне живут в тукулях — хижинах круглой формы с конусообразной кровлей, покрытой соломой. Каждое жилище окружено высоким забором, охватывающим также некоторые хозяйственные постройки. В тукуле имеется центральный очаг для вар­ки пищи, у одной из стен возвышается место для спанья. Обстановка дома весьма скром­ная—низкие бамбуковые столики и скамейки из цельного куска дерева. Едят крестьяне на высоких круглых столах — корзинах, кото­рые хранятся обычно вне жилища и вносятся в дом только на время трапезы.

Население северных и восточных районов Эфиопии строит жилища прямоугольного пла­на со стенами из камня и щебня, смешанных с глиной, землей и коровьим навозом, с плоской дерево-земляной крышей. У ското­водов-кочевников (например, сомали) бытует своеобразное жилище в виде решетчатого овального каркаса, покрытого толстым слоем сухой травы, поверх которой набрасываются верблюжьи или бычьи шкуры. Впрочем, в связи с начавшимся переходом к оседлости, скотоводы восточной Эфиопии все чаще стро­ят тукули.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   33


написать администратору сайта