Главная страница

Этнография - Бромлей (учебник). Ю. В. Бромлея и г. Е. Маркова этнография Учебник


Скачать 2.05 Mb.
НазваниеЮ. В. Бромлея и г. Е. Маркова этнография Учебник
АнкорЭтнография - Бромлей (учебник).doc
Дата18.02.2017
Размер2.05 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭтнография - Бромлей (учебник).doc
ТипУчебник
#2857
страница24 из 33
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   33

Глава 5

Народы Зарубежной Европы

Народы Западной Европы


Самый крупный полуостров материка Евра­зии — Европу издавна принято выделять в особую часть света. Причина выделения сов­сем не географическая, ибо нет таких естест­венных рубежей — морского пролива или во­дораздела, — которые оправдывали бы его. Этимологически же название обозначает все­го лишь географический ориентир: греческое Эуропе (от ассирийского Эреб) обозначает «страна запада», в данном случае — запад Ев­разии. Только большая роль народов западно­го полуострова Евразии в мировой культуре и истории народов Земли, огромное влияние созданной многовековым трудом романских, германских и славянских народов Европы ци­вилизации на развитие всего человечества ле­жит в основе признания Европы частью света.

Суша Европы не раз меняла очертания, но всегда характеризовалась сильной изрезан-ностью морского побережья и большой дос­тупностью для заселения как с побережья, так и по суше из Азии. Три четверти европей­ской суши с 9/ю современного населения и экономического потенциала расположены не далее 300 км от моря. Самые глубинные районы удалены от моря всего на 600 км и почти всюду соединены с морем судоходны­ми реками.

В границах собственно Европы принято не­мало подразделений, в основе которых лежат современные или прошлые социально-эконо­мические, этнические, географические, антро­пологические и конфессиональные критерии.

Так, когда говорят о разных социальных системах — капиталистической и социалистической— в современной Европе, то ее принято Делить на Западную и Восточную—по восточ­ной границе Финляндии, ФРГ, Австрии, Ита­лии и северной границе Греции и Турции. В Советском Союзе существует также поня­тие Зарубежная Европа. В него входят все страны Европы помимо собственно европей­ской части СССР.

Для 1 тысячелетия до н. э. принято этниче­ское понятие «кельтская Европа», распростра­няющееся на большую часть Зарубежной Ев­ропы, а от середины 1 тысячелетия н. э. вплоть до 20 в. динамичные этнические поня­тия— романоязычная, германоязычная, славя­ноязычная части Европы. В наименованиях «блондин», «шатен», «брюнет», относящихся к коренному населению Европы и характеризу­ющих степень пигментации их волосяного по­крова, заложено наиболее обобщенное опре­деление обитателей этой части света с севера на юг по антропологическим группам евро­пеоидной большой расы. По конфессиональ­ному критерию с 3 в. н.э. христианскую Ев­ропу часто противопоставляют Европе языче­ской, с 14 в. — мусульманской; саму христи­анскую Европу делят на католическую и пра­вославную, с 16 в. — на католическую, про­тестантскую, православную и мусульманскую.

Европа—самая маленькая после Австра­лии часть света. Ее площадь вместе с остро­вами составляет 9,7 млн. кв. км (7,1% площа­ди суши всего мира). Территория Зарубежной Европы составляет 5 млн. кв. км, или 3,6% площади суши всего мира, население — 480,5 млн. человек (1978), или 12% численнос­ти всего человечества, средняя его плот­ность— 96 человек на 1 кв. км — значительно превосходит среднюю плотность населения в любой другой части света или в среднем на планете (27 человек на 1 кв. км). По развитию экономики Зарубежная Европа занимает одно из ведущих мест в мире. На ее долю прихо­дится треть мирового промышленного произ­водства.

Этническая характеристика. В Зарубежной Европе живет 58 народов. В это число не включены представители еще почти полусот­ни народов — иммигрантских меньшинств, оказавшихся в этой части света после второй ми­ровой войны на положении иностранных, или «гостевых», рабочих и отчасти натурализовав­шихся там.

96% населения Зарубежной Европы, занимающего примерно такую же часть ее территории, говорит на языках индоевропейской семьи. Наиболее значительная из этой семьи как по числу народов, так и по общей числен­ности — германская группа. Она состоит из 17 народов и составляет 177,7 млн. человек. Вторая по численности романская группа. В нее входит 15 народов, и она насчитывает 177 млн. человек. Славянская группа представ­лена в Зарубежной Европе 11 народами об­щей численностью 79 млн. человек. Кельтская группа немногочисленна (4 народа) и объеди­няет 7,4 млн. человек. В индоевропейскую семью включают и цыган (0,9 млн.). Греческая и албанская группы — это соответственно гре­ки (9,5 млн.) и албанцы (4 млн.). Три народа в Зарубежной Европе относятся к финно-угор­ской группе (18 млн. человек) уральской язы­ковой семьи: финны в собственном националь­ном государстве, а также в Швеции (как самое большое там национальное меньшинство, сос­тавляющее 2,5% населения страны), саамы, или лопари, на севере Норвегии, Швеции и Финляндии, а также венгры (мадьяры) в своем национальном государстве и в качестве нацио­нальных меньшинств в соседних с ним. Два на­рода Зарубежной Европы входят в состав тюркской группы алтайской языковой семьи: турки в пределах европейской части Турции и как национальное меньшинство в Болгарии и гагаузы в Болгарии. Семитская группа семито-хамитской семьи представлена в Зарубежной Европе небольшим населением острова Маль­та. На особом языке, не входящем в какую-либо языковую семью, говорят баски — народ, населяющий северо-западную часть Пиреней­ских гор.

Антропологический состав. Еще в 17 в. антропологическое своеобразие народов Ев­ропы было отнесено Франсуа Бернье в один общий как для народов Передней Азии, так и Северной Африки европеоидный расовый тип. Во всех последующих классификациях антро­пологи выделяют этот тип как одну из трех или четырех больших человеческих рас Земли под названием европеоидная, кавказская, или белая, в отличие от негроидной, монголоид­ной и австралоидной.

С конца 19 в. появилось несколько де­тальных схем больших рас, в частности европеоидной большой расы, учитывавших пигмен­тацию и географические вариации отдельных признаков. Отмечаемые кое-где в Южной Ев­ропе, особенно на юге Франции, некоторые черты негроидности являются следствием то­го, что «евроафриканский тип» был стадией развития, общей как для негроидов, так и для собственно европеоидов. Своеобразное поло­жение среди европеоидов занимают саамы, или лопари. Этих северных европеоидов отли­чают темная пигментация, самый низкий в этой части света рост, широкое лицо, круглая голова, глубокая посадка глаз и вогнутый про­филь спинки носа. Комплекс этих признаков вместе с некоторой монголоидностью харак­теризует лопаноидный тип.

Греки. Достоверное начало этого этноса на землях современной Греции — древнейшее в Европе. Крито-микенские тексты, как это до­казано новейшими исследованиями, принадле­жали одним из предков греков — ахейцам и относились к 3—2 тысячелетиям до н. э. Пе­риодом бурного экономического и культур­ного развития древних греков были 8 — 5 вв. до н. э. Именно тогда расцвели ремес­ла, торговля и происходила так называемая великая греческая колонизация — устройство многочисленных городов-колоний на берегах Средиземного, Черного и Азовского морей, установилось общегреческое культурное един­ство, общее этническое самоназвание — элли­ны и название родины — Эллада. Античная цивилизация сыграла выдающуюся роль в раз­витии всей последующей культуры Европы и Ближнего Востока. Римляне называли эллинов-колонистов Южной Италии греками, и через римлян этот этноним распространился среди европейских, а затем и других народов.

Но современные греки восходят не только к древним эллинам. В 6 —8 вв. н.э. на Балканах, в том числе на Пелопоннесе, рассе­лялись славяне. Именно как славянский этни­ческий элемент они сохранились на северной окраине современной Греции (македонцы), остальные же были ассимилированы эллина­ми, хотя следы пребывания их остались в то­понимии (например, гора Геликсон в Беотии ныне именуется Загора). В 13 — 14 вв. по северной Греции расселились албанцы, и часть их также ассимилирована греками. Потомками местного же населения, то ли фракийцев то ли кельтов, являются греческие влахи (аромуны), романизованные во второй половине 1 начале 2 тысячелетия н.э. Захват Греции турками-османами в 15 в. вызвал борьбу гре­ков за освобождение и способствовал про­буждению их национального самосознания.

Ныне греки живут не только на своей ро­дине и на Кипре (киприоты, 0,5 млн. человек), но и во многих странах Средиземноморья, в других странах Европы, обеих Америк, в Авст­ралии.

Самые характерные хозяйственные занятия греков с древних времен — выращивание винограда, Маслин и миндаля, Отгонное овцеводство и разведение коз, гончарство и ковроделие. Возделывание зерновых не удовлетворя­ет собственного спроса. В послевоенные годы возросло значение высокотоварных субтропи­ческих культур, хлопка, а также рыболовства, морской торговли. Основу пищи греков сос­тавляют фасоль, приправленная лимоном, оливковым маслом, чесноком, петрушкой, а также блюда из сладкого перца, баклажан, помидоров, маринованные маслины, турецкий плов, сыр и кислое молоко.

Застройка традиционных поселений скучен­ная, дома строят из необработанного камня одно- и двухэтажные, в последнем случае на первом этаже помещается скот, второй слу­жит жильем. Окна и веранды домов обраще­ны на солнечную сторону. Жилое помещение обогревается жаровней с углями. Народный мужской костюм лучше сохранился у населе­ния островов: черные или синие шаровары, белая рубаха, жилет со множеством пуговиц, красный или черный кушак, красный фес, ино­гда с черной кисточкой, шерстяной плащ. Женский костюм: длинная белая рубаха туни-кообразного покроя, с широкими и длинными рукавами, вышитым подолом, широкая длин­ная юбка, встречается вариант сарафана.

После многовекового закабаления турками греки получили национальный суверенитет в 1830 г. при активном содействии России. Важ­ную роль в этой борьбе, как и вообще в общественной жизни современной Греческой республики, играла православная церковь.

Христианства, распространившегося в стране со 2 в. н. э. придерживается почти все верующее население, лишь небольшое число гре­ков на острове Родос и во Фракии исповеду­ет ислам.

Греция до сих пор остается аграрной стра­ной при довольно значительном развитии про­мышленности.

Албанцы. Их самоназвание — шчиптар, эти­мология— «говорящие понятно». Происходят от древнего аборигенного населения Балкан — иллирийцев или фракийцев. Уже в 4 в. до н. э. известны первые государственные обра­зования иллирийско-фракийских этносов на западном побережье Балканского полуостро­ва, которые в течение двух последующих сто­летий были подчинены Римом и заселены римскими колонистами. Население южной части иллирийско-фракийской территории, в частности земли нынешней Албании, культур­но и экономически было более развитым бла­годаря тесным связям с Элладой, оно сохра­нило свой язык. С 6 в. в Албании селились славяне. Они ассимилированы, но следы их пребывания здесь повсеместно сохранились в топонимии.

В конце 12 в. возникло первое известное по документам суверенное албанское государство — Арбери. В конце 15 в. Албания была захвачена турками. С 16 в. в стране распространился ислам. Многовековая борьба за независимость, особенно в партизанской войне в начале 20 в., способствовала форми­рованию единой албанской нации.

Традиционное и главное занятие албанских крестьян — отгонное овцеводство. В земледе­лии преобладало зерновое направление: в горных районах выращивали ячмень, рожь, овес и пшеницу, в долинах — просо. С 17 в. культивируется кукуруза, с 19 в. — карто­фель, в 20 в. — также хлопок и сахарная свекла. В прибрежной полосе издавна разви­ты садоводство (маслины, фрукты и виноград) и виноделие. Известно, что еще в конце 1 ты­сячелетия н. э. в Албании были высоко разви­ты десятки видов ремесел: изготовление зо­лотошвейных изделий, оружия, орнаментиро­ванного серебром, шелковых тканей, серебря­ных литых пряжек и др. Ныне большинство мастеров ремесленного дела объединено в производственные кооперативы. Особое зна­чение сохранили те ремесла, которые связаны с народной одеждой или предметами быта: шьют белые фески для мужчин, покрывают золотым шитьем нарядные бархатные безру­кавки невесты, ткут безворсовые или ворсо­вые ковры ярких расцветок с геометрическим или стилизованным растительным орнаментом.

Сельские поселения албанцев — трех ти­пов: разбросанного, скученного и регулярно­го (современные). В Албании встречаются те же типы традиционного жилища, что и в дру­гих странах Балканского полуострова. Обычны двухэтажные дома с верандой вдоль верхне­го, жилого этажа, нижний этаж — хлев и дру­гие хозяйственные помещения. В северной Албании встречаются двух- и трехэтажные до­ма-башни из необработанного (или обрабо­танного лишь на углах) камня с бойницами. В низменных, отчасти в болотистых местах распространены плетневые одноэтажные до­ма, оштукатуренные глиной.

Среди верующих албанцев более 2/з сос­тавляют мусульмане (из них 2/з сунниты и

Уз — шииты), которые живут в основном в центральных районах страны — как в селах, так и в городах. Около четверти верующих — православные, они населяют преимущественно юг страны. Остальные, немногим более 10% верующих, — католики, живущие на севере Албании.

Романская группа представлена 15 народа­ми: итальянцы (в мире — 65 млн., из них 85% в Италии), италошвейцарцы (230 тыс.), фриулы (400 тыс.), романши (50 тыс.), ладины (14 тыс.), корсиканцы (280 тыс.), каталонцы (7,2 млн.), испанцы (27 млн.), галисийцы (3 млн.), пор­тугальцы (10,7 млн.), французы (44 млн.), франкошвейцарцы (1 млн.), валлоны (4 млн.), аромуны, или влахи (225 тыс.), и румыны (19 млн.).

Все 15 ныне романоязычных народов у ис­токов этногенеза говорили на других языках, в том числе отчасти и предки итальянцев. В 8—3 вв. до н. э. римляне постепенно подчинили себе и ассимилировали родствен­ные по языку италийские племена на Апен­нинском полуострове, а также неиндоевропей­ские этносы — этрусков, или тирсенов, затем на северо-востоке Италии иллирийское племя венетов, в 1 в. н. э. — многочисленные кельт­ские племена в долине реки По, а на северо-западе страны — лигуров. На юге Апеннинско­го полуострова и на о-вах Сицилия, Сар­диния, Корсика римляне покорили разноязы­кие народы — япидов, карфагенян, сиканов, выходцев из Эллады — и романизовали их, хотя греки сохраняли остатки своего языка до 15 в.

В 3 в. до н. э. римлянам удалось захва­тить Пиренейский полуостров с его многоязы­ким племенным составом. Юг и восток зани­мали иберийские племена, север — баски, за­пад (нынешние Галисия и Португалия) — кель­тские племена, в центре полуострова в зоне контакта с иберийскими — смешанные, кельт-иберы.

Столь же этнически сложной была терри­тория Галлии и Бельгии. Присредиземноморскую полосу заселяли иберы, позже здесь оседали лигуры, финикийцы, греки. Централь­ный и северный районы населяли кельтские племена, галлы. После завоевательных похо­дов Юлия Цезаря (58—51 гг. до н. э.) римские колонии, основанные на месте древних посе­лений коренного населения, стали очагами ро-дланизации указанных этносов, которые пере­ходили на местные народные диалекты латин­ского языка.

Процесс романизации неравномерно, но достаточно интенсивно проходил вплоть до конца существования Римской империи (5 в. ч. э.) как на землях нынешних Франции и Бельгии, так и всех этносов Пиренейского по­луострова. Немалую роль в цементации этих этносов в романоязычные народы сыграла с 3 в. н. э. христианская церковь Рима, офи­циальным языком которой всегда была ла­тынь. Так стали складываться языки валлонов (в Бельгии), французов, а на Пиренейском по­луострове— испанцев, каталонцев, галисийцев, португальцев.

В 1 в. до н. э. римляне подчинили несколь­ко разноязыких племен в центре Альп (это были родственные этрускам реты) и к северу от Адриатического моря (аборигенных эвга-неев, иллирийских венетов и кельтоязычных карнов). В течение пяти последующих веков романизация положила начало трем реторо­манским народам — романшам, живущим в кантоне Граубюнден в Швейцарии, ладинам (там же и в Доломитовых Альпах в Италии), а также фриулам — в провинции Удине на северо-востоке Италии.

В 146 г. до н. э. Рим завершил покорение Греции. Однако греческий язык выстоял бла­годаря высокой культуре эллинов. Более того, греческий язык нашел широкое распростра­нение в Италии как язык культуры и науки. Но некоторые местные этносы Балканского по­луострова романизовались. Уже упоминавшие­ся аромуны живут также в Албании и Югосла­вии. Этноним аромун с византийских времен имеет более распространенный, хотя и не­сколько пренебрежительный по этимологии синоним — влах («грубый, некультурный») или куцовлах («хромой влах») как намек на пло­хое знание языка византийцев — греческого.

Романизации подверглись этносы также и к северу от низовий Дуная — в Дакии, кото­рую римский император Траян захватил в на­чале 2 в. н.э. Здесь жили фракийские племе­на даки или дакогеты. Важную роль в романизации провинции сыграли расположенные здесь римские легионы и вспомогательные когорты. Откуда бы ни были набраны легионеры, они сами романизовались по языку в течение многих десятилетий службы и невольно содействовали романизации местного населения. Особенно способствовали этому те дакийцы, которые, отслужив в римских легионах на чужбине, обосновались на родине как земельные собственники, ремесленники, купцы. Даже в послеримский период (после 271 г. н. э.) не менее 50 поселений в Дакии сохраняли свой дако-романский характер.

В отличие от романоязычных католиков и протестантов в Западной Европе, аромуны и румыны — православные.

Традиционные занятия итальянцев — садо­водство, зерновое хозяйство и животноводст­во. Виноградарство и на его базе виноделие стоят на первом месте как по древности са­мих отраслей, так и по распространенности их почти на всей территории Италии. Итальянцы занимают третье место в мире после США и Испании по производству цитрусовых, из дру­гих садовых культур выращивают яблоки, гру­ши, оливы. Древние истоки имеет овощевод­ство (бобовые, лук, чеснок), ныне в сельской местности выращивают также картофель, по­мидоры, бахчевые и капусту, сахарную свек­лу, табак и коноплю. В гористых районах итальянцы заняты отгонным овцеводством, в долинах и предгорьях Северной Италии раз­водят крупный рогатый скот.

В пище итальянцев популярны блюда из макаронных изделий (по-итальянски — «пас­та»). Обычно первым блюдом (минестра) по­дается паста, сдобренная томатным соусом или маслом и сыром, иногда — промолотым мясом. В пище много специй и приправ. Де­ревенская минестра — дзуппа (суп из фасоли и овощей с размоченным в супе хлебом). Хлеб пшеничный, иногда из кукурузной муки. Из нее же готовят поленту — разновидность кУкурузной каши, мамалыги, которую подают на стол нарезанной ломтями. Распространены овощные салаты, жареные овощи, фрукты, сы­ры. Непременная принадлежность обеда — виноградное вино, очень популярен кофе.

Более половины итальянцев живут в горо­дах. Итальянские города — древнейшие в ев­ропейской части света после финикийских и греческих. Некоторые города в Италии осно­ваны еще в доримское время: греками — Неаполь, этрусками — Болонья, а большинст­во— в античное время (Рим, Генуя и др.).

Современный итальянский город не только административный и культурный центр, это прежде всего средоточие промышленности самых разнообразных отраслей. Италия — раз­витая индустриально-аграрная страна (6-е мес­то по объему промышленного производства в капиталистическом мире).

Сельские поселения итальянцев — трех ти­пов. В альпийской зоне на севере, частично в центре и на юге страны распространены круп­ные села и деревни с линейной или радиаль­ной планировкой. На равнинах — хутора. Свое­образный тип поселения в центральных пред­горных районах — вершинный на холмах, на­поминающий крепость по месту расположе­ния и внешнему виду.

Для сельских усадеб характерно четыре типа — два предполагают расположение жи­лых и хозяйственных построек под одной кры­шей, в двух других постройки представляют отдельные помещения. Первый тип латинский, встречается по всей Италии. Это двухэтаж­ный каменный дом под двускатной черепичной крышей. Внешняя каменная лестница с пло­щадкой наверху ведет на второй этаж, а сам дом разделен по вертикали на две части. В одной половине внизу расположена кухня, наверху — жилые комнаты, во второй — над хлевом находится сеновал. Второй тип — аль­пийский, распространен в самых северных частях Италии. Двухэтажный дом состоит из каменного первого этажа и срубного второго. Вокруг стен второго этажа тянется открытая галерея с деревянными перилами и резьбой по дереву на столбах, дощатой облицовке га­лереи, карнизах и наличниках. В доме — вер­тикальное разделение, как и в латинском до­ме. Третий тип — корте, замкнутый прямо­угольник, образованный каменными жилыми и хозяйственными постройками, в центре — двор с током для обмолота зерна. Четвертый тип — апеннинский, предполагает раздельное расположение жилых и хозяйственных постро­ек, а вся усадьба огорожена изгородью. Два последних типа усадьбы восходят к древне­римским виллам и небольшими вкраплениями встречаются в романоязычной Европе. Сохра­нились в Италии архаические куполообразные каменные постройки — трулли. Стены их кла­дут всухую; внутри — единственное помеще­ние без окон.

Хотя народная одежда в деревне вытес­няется общеевропейским костюмом, но кое-где она сохраняется довольно стойко. Муж­ской народный костюм итальянцев: панталони (короткие, ниже колен, штаны), камича (бе­лая, иногда расшитая туникообразная рубаха с вшивными рукавами), джакка (короткая куртка) или панчотто (безрукавка), шляпа или берретто (мешкообразный головной убор). Женский народный костюм: гонна (длинная широкая юбка, грембиуле (передник), камича, корсетто (короткая кофточка до талии, со шнуровкой), джакетта или джубетто (распаш­ная верхняя одежда — до бедер или более короткая), фаццолетто (головной платок). В альпийских районах ходят в деревянных туфлях с железными шипами, чтобы не сколь­зить по камням, и с кожаными носками или носят чочи (мягкие сандалии из недубленой кожи, привязываемые к ноге поверх чулок или портянок длинными ремнями, — обувь ан­тичного происхождения).

Подавляющее большинство верующего на­селения Италии — католики.

Ретороманцы близки к итальянцам и ита-лошвейцарцам в традиционных занятиях и ма­териальной культуре. У ладинов и романшей распространен альпийский тип усадьбы, у фриулов — корте, а также карнийский вари­ант альпийского дома, обширные галереи, дугообразные портики, лестница на второй (и на третий) этаж, чаще внутренняя. Есть и два характерных блюда у фриулов: броваде (ре­па, выдержанная в виноградных выжимках и протертая на терке) и вареники с творогом и изюмом.

Франция — развитая индустриальная страна с высокопродуктивным сельским хозяйством. В сельской местности французы занимаются животноводством, полеводством и виногра­дарством. Крупный рогатый скот может со­держаться почти весь год на открытых паст­бищах, разбитых на участки с загонами. В вы­сокогорных районах Альп и Пиренеев сохра-няется отгонное животноводство.

Пшеница, овес, ячмень, в меньшей степени рожь, кукуруза и рис — основные полевые культуры французских крестьян. Почти повсе­местно во Франции, кроме севера и северо-запада страны, издавна развито виноградарст­во и на его базе виноделие. Французы зани­мают первое место в мире по устричному промыслу (в Атлантике).

Французская национальная кухня давно славится разнообразием блюд. В пище мно­го овощей и корнеплодов, популярен сыр. Среди мясных блюд значительное место за­нимает мясо кроликов, домашней птицы, на юге — голубей. Традиционное национальное блюдо — бифштекс с картофелем в кипящем растительном масле. Суп из лука-порея с кар­тофелем и луковый суп, заправленный сыром, популярны по всей стране. В Провансе традиционен суп буйабез из различных видов ры­бы, сдобренный перцем, там же любимое ку­шанье — улитки с серым хлебом, натертым чесноком. Стол южан разнообразят маслины. Дважды в день к столу обязательно подается сухое вино. По потреблению сухого вина французы занимают первое место в мире.

Две трети французов живет в городах, многие из которых восходят еще к римскому времени.

Сельские поселения французов представ­лены двумя зонами: зоной сел уличного или рядового плана—в северо-восточной Фран­ции, кучевого плана — в горных районах сре­диземноморского побережья, и зоной хуто­ров — на остальной территории Франции. Бы­тует четыре типа традиционной усадьбы. Французский тип распространен на большей части страны. Это одноэтажная постройка, в которой под одной крышей объединены жи­лые и хозяйственные помещения, вытянутые в линию параллельно улице. Тип корте преоб­ладает на северо-востоке и вдоль средней Се­ны, альпийский — в Альпах и Пиренеях, а на юге Франции и на острове Корсика — тип, больше всего напоминающий латинский.

Народный костюм был вытеснен у францу­зов общеевропейским раньше всех в Европе, столетие назад. Мужской костюм состоял из штанов (в 18 в. — коротких, подвязываемых шерстяными подвязками под коленями, с кон­ца 18 в. — длинных и узких), рубахи, жиле­та, шейного платка, фетровой или соломенной шляпы. В последнее столетие распространена блуза навыпуск. Костюм современного рабо­чего— комбинезон или спецовка, на голове — кепи или берет. В общих чертах французский женский костюм напоминает итальянский.

По религиозной принадлежности большин­ство верующих в стране — католики. Около 1 млн. французов — протестанты.

Общественную жизнь французов отличает высокая политическая активность, особенно рабочего класса, прошедшего большую шко­лу классовой борьбы. Большую роль в поли­тической и культурной жизни страны играет Французская коммунистическая партия.

Валлоны составляют 40% населения Бель­гии и живут в ее юго-восточной половине. Они издавна известны как ремесленный на­род. В позднее средневековье валлоны-ре­месленники находили спрос в странах Евро­пы, образуя в некоторых (например, в Шве­ции) земляческие колонии и составляя этни­ческое меньшинство. И сейчас в наиболее развитых отраслях промышленности Бельгии (угольная, металлургическая, машинострои­тельная, химическая) заняты преимуществен­но валлоны. Сельское хозяйство привлекало незначительную часть народа, в основном для круглогодичного выкорма на открытых паст­бищах крупного, мясомолочного скота. Бли­зость и густота поселений городского типа по­родили узкую специализацию фермерских хо­зяйств (огородно-оранжерейная, птицеводче­ская, свиноводческая).

Большая часть валлонов живет в неболь­ших городах и рабочих поселках, насчитыва­ющих не более 15 тыс. человек. Подобные поселки, небольшие города, иногда села об­разуют цепь сливающихся друг с другом и растянутых на десятки километров поселений. Такая цепь поселений тянется вдоль р. Самбра в угольном бассейне Монс — Шарлеруа, и да­лее вдоль р. Маас, от Намюра до Льежа, т. е. от границы Франции до границы ФРГ, попе­рек всей Бельгии.

Для сельских поселений валлонов харак­терны небольшие деревни уличного или куче­вого типа, а в Арденнах — крупные села. Тра­диционные постройки прошлого — каркасные, в Арденнах — каменные, современные — кир­пичные. Покатые стропильные крыши валлоны кроют черепицей или шифером. Валлонские дома принято не оштукатуривать, а украшение красных кирпичных домов предусматривается при постройке — прокладкой в стенах слоя из белого известнякового кирпича и облицовкой наличников белым камнем. У валлонов тра-диционны три типа усадьбы: замкнутый тип, напоминающий корте в Италии; валлонский, подобный апеннинскому в Италии; в Арден­нах— альпийский тип.

Народы Пиренейского полуострова издав­на славились как искусные виноградари и ви­ноделы. И сейчас почти половина португаль­цев и галисийцев и около 40% испанцев и ка­талонцев заняты в сельском хозяйстве, при­мем Испания стоит на первом месте в мире по производству оливкового масла, на втором по площади виноградников и на третьем — по сбору винограда и производству вина, а португальцы — на первом месте в мире по производству вина на душу населения.

Культура олив, завезенная еще эллинами, привилась на полуострове. Испанцы и ката­лонцы дают половину всей ее мировой про­дукции. Аналогична значимость в хозяйствен­ных занятиях испанцев и каталонцев цитрусо­вых, по которым Испания занимает первое место в мире по экспорту и второе после США по сбору, инжира и миндаля — второе место в мире после Италии.

Невзирая на засушливый климат двух тре­тей полуострова, здесь издавна развито зер­новое хозяйство. Выращивают пшеницу и дру­гие культуры. Ирригационная система имеет давние традиции. Бытует нория, введенная еще в века арабского господства, — колесо с бадейками для зачерпывания воды из водое­ма, приводимое в движение ослом или ло­шадью. В провинции Валенсия действует и поныне Водяной трибунал — пережиток обыч­ного права. Водяной трибунал разрешает все споры владельцев оросительных каналов, воз­никающие из-за пользования водой. Пригово­ры его обжалованию не подлежат.

Уже в римскую эпоху в Испании и Порту­галии на орошаемых лугах разводили крупный рогатый скот. Бык почитался народами Пире­нейского полуострова священным животным. Разведение крупного рогатого скота и сейчас одно из важнейших занятий португальцев на севере их страны, галисийцев и испанцев. С древнейших времен население полуострова разводило коз, используя их молоко, мясо и шерсть. Мериносовые овцы были завезены арабами, а после Реконкисты овцеводство рас­пространилось во всех областях Испании и Португалии, кроме прибрежных. Кастильские изделия из шерсти известны во всем мире. По поголовью овец и коз Испания уступает в Зарубежной Европе только Англии (по мяс­ным породам) и Греции (по дойным поро­дам).

Рыболовство имеет на полуострове очень древние истоки, особенно у португальцев и галисийцев. В этнографической литературе да­же встречается мнение, что португальские рыбаки — потомки финикийских колонистов, а португальские рыбацкие суда с высоко под­нятыми изогнутыми носами и традиционной парой громадных глаз на носу судна как бы подтверждают это предположение.

Почти все города Пиренейского полуост­рова очень древнего происхождения. Многие из них выросли на месте древнеиберийских или кельтских укрепленных поселений, плани­ровка которых поныне просматривается в центрах некоторых городов (испанские Се­вилья, Сагунто). Испанский Кадис (Гадес) ос­нован финикийцами, испанская Картахена (Но­вый Карфаген) — карфагенянами, каталонская Барселона — эллинами, при римлянах многие селения стали красивейшими городами (ис­панская Мерида, каталонская Таррагона и др.). Черты мавританского стиля носят многие юж­ные города полуострова, в том числе Кордова и Гранада.

Негородские поселения полуострова скла­дываются в четыре типа, в соответствии с главной профессией жителей, а иногда с гра­ницами этносов. Так, вдоль Атлантического и

Средиземноморского побережий тянутся рыбачьи поселки полугородского типа, располо­женные на месте селений античных времен. Хуторской тип характерен для галисийцев. Известно, что у португальцев еще в древнос­ти северные области отличались от южных: и сейчас на севере преобладают хутора, а у ос­тальных португальцев, как у испанцев и ка­талонцев,— села уличного типа.

Сельские жилища Пиренейского полуостро­ва представлены семью типами. Некоторые из них имеют аналогию с итальянскими. Террито­риально эти типы условно соответствуют климатическим зонам и выявляют отчасти влия­ние культур разных этносов. Во влажной зо­не, считая с запада от северной Португалии и Галисии на восток до Наварры, распростра­нены два типа усадьбы: галисийский (у гали­сийцев, астурийцев и северных португаль­цев)— аналог апеннинского типа в Италии, а также баскский (см. «Баски»). В центральной полосе, считая с запада от южной Португа­лии на северо-восток к середине Пиреней­ских гор, распространен глинобитный вариант типа корте. Четыре типа усадьбы характерны для юга и востока Пиренейского полуостро­ва— от Андалусии до Каталонии. Первый — левантская баррака, тип хаты из камышовой плетенки, обмазанной глиной, с высокой кру­той, без трубы двускатной крышей, прикрыва­ющей снаружи стены едва ли не до земли. Второй — андалусский корте, несущий следы традиций римлян и отчасти арабов. Третий — андалусский террасовый, с земляными или глинобитными стенами и плоской крышей, распространен у испанцев Андалусии и Мур­сии и каталонцев Валенсии и Каталонии, в местах былого господства арабов. Четвер­тый — андалусский помещичий кортихо, в об­щих схематических чертах сходный с итальян­ским типом корте, отличается фундаменталь­ностью каменных зданий, образующих замк­нутый двор, в который ведут ворота через башню, внутри двора располагаются хозяйст­венные постройки.

Варианты народного костюма испанцев со­хранились в повседневном быту лишь в не­которых районах, и в наиболее обобщенном виде женский костюм представлен широкой сборчатой юбкой с передничком, светлой блузкой, корсажем или короткой шерстяной курткой мантон (пестрая, скрепленная на гру­ди шаль), на голове — платок или сомбреро. состав мужского костюма: кальсонес (узкие и чуть ниже колен темные штаны), камиса (бе­лая льняная рубаха), чалеко (жилет), корот­кая шерстяная куртка на пуговицах, фаха (ку­шак из яркой ткани), монтера (двурогая ша­почка «испанка») или сомбреро. Верхняя одежда: капас (темный плащ), плащеобразные накидки, пледы. На ногах носят сапатос (ко­жаная остроносая обувь) или абаркас (сыро­мятные сапоги), а в сырую погоду поверх на­девают деревянные альмадреньяс.

Каталонцы одеваются как и испанцы, кро­ме того они носят барретину (шапочка типа фригийского колпака), у галисийцев одежда более приспособлена к сырому климату, они предпочитают плотные ткани (сукно и фланель темных тонов или кожу), а в дождь надевают коросу (длинный соломенный плащ-колпак, распахивающийся спереди). Одежда порту­гальцев в отличие от испанской характеризу­ется большей яркостью — например, излюб­ленные цвета передника — красный, желтый, зеленый

Верующие испанцы, каталонцы, галисийцы, португальцы —католики. Многие освященные церковью праздники имеют дохристианское происхождение (кельтское происхождение праздника майского дерева — майос, столь же Древнее происхождение карнавала с «боем Цветов» в Мурсии, шуточные похороны сар­динки в Мадриде и других городах, ярмарки-феерии, валенсийский фальяс со сжиганием чучел великанов). Давние корни на Пиренеях имеет любовь к корриде — бою быков.
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   33


написать администратору сайта