Этнография - Бромлей (учебник). Ю. В. Бромлея и г. Е. Маркова этнография Учебник
Скачать 2.05 Mb.
|
К смешанным и переходным формам между негроидной и европеоидной расами относится эфиопский тип (Эфиопия, Сомали и др.), для которого характерны: темный цвет волос и глаз, смуглая или темная кожа, волнистые волосы, узкое лицо и тонкий нос, губы тонкие или средней толщины, более высокий рост и т. д. К особому смешанному расовому типу (негроидной и монголоидной рас) относятся малагасийцы — коренное население острова Мадагаскар. Этно-лингвистический состав населения. Многие языки Африки научно малоисследо-ваны, что затрудняет их классификацию. Более основательно выделены языковые семьи и группы, которые объединяют близкие между собой языки. Всю Северную Африку, значительную часть Северо-Восточной, а также отчасти Восточную и Западную Тропическую населяют народы, говорящие на языках семито-хамитской, или афразийской, семьи (свыше трети населения континента), которая в свою очередь подразделяется на четыре группы: семитскую, берберскую, кушитскую и чадскую. Среди семитской языковой группы выделяются две подгруппы: арабская (свыше 80 млн. человек) и эфиопская (около 20 млн.). На диалектах арабского языка говорит население Египта, большая часть Магриба — Ливии, Туниса, Алжира, марокко. Кроме того, он распространен в Мавритании, на большей части территории Судана, частично в Мали, Нигере, Чаде и других странах, где проживают кочевые арабские племена. На языках второй подгруппы говорит главным образом население Эфиопии — амхара, тигре, тиграи и др. На языках берберской группы говорит население главным образом Северо-Западной Африки (Магриба) — кабилы, рифы, шлех, шавийя, тамазигт, зенага и др. Кроме того, к ней относятся и племена туарегов, кочующих на обширных пространствах Центральной Сахары. В общей сложности бербероязычных народов насчитывается около 9 млн. человек. Кушитские языки распространены от юго-востока Египта до Северной Кении и Танзании, но в основном на юге и востоке Эфиопии и в Сомали. Это языки народов галла, сомали, беджа, сидамо, ираку и др.— всего 19,5 млн. человек. На ЯЗЫКАХ четвертой группы— чадской — говорит до 22 млн. человек, живущих в Северной Нигерии (народ хауса—18 млн. человек) и соседних государствах Нигера, Чада и Северного Камеруна. Исторически к особой группе семито-хамитскои семьи принадлежали языки племен Древнего Египта И слОЖИВШийся на их основе письменный древнеегипетский язык. Самой поздней ступенью в развитии египетского языка был коптский, на котором, начиная с 3— 4 вв., говорило христианизированное население Египта. К 161 в. арабский язык окончательно вытеснил бытовой язык коптов. В настоящее время он сохраняется как язык богослужения среди коптов-христиан. В странах Тропической Южной Африки распространены многочисленные языки, относящиеся к трем основным языковым семьям: Нигеро-кордофанской (или конго-кордофанской), охватывающей свыше 244 млн. человек; нило-сахарской более 25 млн. человек, а так же немногочисленной (менее 250 тыс. человек) койсанской. Нигеро-кордофанская семья языков распространена от Атлантического океана на западе до Индийского океана на Востоке, от Сенегала и Центральноафриканской Республики на севере до Южноафриканской Республики на юге. Эта весьма обширная семья подразделяется на две этнолингвистические группы — нигеро-конго и кордофанскую. Первая из них включает в себя почти все языки Западной Тропической, Центральной Тропической, Восточной Тропической и Южной Африки. К ним относятся языки следующих подгpyпп (начиная от западного Атлантического побережья и к востоку): западноатлантическая — 20 млн. человек (фульбе, волоф, серер и др.); манде — 11 млн. (бамбара, малинке и др.; вольта —12 млн. (моси, груси, сенуфо и др.); ква — 52 млн. (акан, эве, йоруба, ибо и др.); адамава-восточная — около 7 млн. (азанде, банда, гбайя и др.); бенуэ-конго (в том числе и народы банту)—140 млн. человек, Нигерии (ибибио, тив и др.), Камеруна (бамилеке, буте и др.), многочисленные языки банту южной половины Африки (фанг, конго, луба, мбунду, бемба, ньямвези, ганда, малави, тонга, коса и др.). Кордофанская (460 тыс. человек) этнолингвистическая группа объединяет небольшие народы, проживающие главным образом в центральных районах Демократической Республики Судан. Нило-сахарская семья распространена тремя массивами от среднего течения р. Нигер на западе и до оз. Рудольфа на востоке Африки. Генетически языки этой семьи объединяются в несколько групп. Самая многочисленная — шари-нильская, — насчитывающая 18,5 млн. человек, Это подгруппа восточно-суданских народов, ранее называвшихся нилотами, которые проживают на юге Судана, в Уганде, Кении и Танзании (динка, нуэр, ачо-ли, луо, масаи, нубийцы и др.); подгруппа цент-ральносуданских народов на юге Чада (багир-ми и др.), в Заире (мору-мади и др.); и два языка, составляющие самостоятельные подгруппы берта (Судан) и кунама (Эфиопия). Сахарская группа языков (около 4 млн.человек) представлена тубу центральной Сахары, канури, населяющих северо-восток Нигерии. Третья группа — сонгаи (1.8 млн. человек), к которой относятся главным образом народы сонгаи и джерма, заселяющие среднее течение р. Нигер, — в Мали, Нигере, Нигерии и Бенине. Кроме того, в эту семью включены отдельные языки — маба, фур, кома, которые ни в одну из этих групп не входят. Койсанская семья языков в Юго-Западной Африке включает бушменов, готтентотов и горных дамаров, говорящих на различных по происхождению, но исторически сблизившихся языках, которым свойственна специфическая особенность — употребление в речи «щелкающих» звуков, с великим трудом воспроизводимых европейцами. В эту семью входят также языки хатса (хадзапи или тиндига) и сандаве — двух небольших народов, проживающих во внутренних районах Танзании. На острове Мадагаскар местное население говорит на диалектах и наречиях малагасийского языка, относящегося к индонезийской группе австронезийской языковой семьи 8 млн. человек). среди жителей Африки примерно 11 млн. человек говорят на языках индоевропейской семьи. Из них свыше 7 млн. человек относятся к германоязычным народам. Это потомки колонистов из Западной Европы — африканеры, англичане, немцы и др., а также «цветные» ЮАР, американо-либерийцы (Либерия) и некоторые другие. Африканеры ЮАР употребляют язык африкаанс, который строится на основе староголландского, испытавшего влияние языков местных африканцев. К романо-язычным группам принадлежат африканские французы, итальянцы, испанцы, португальцы и др. (всего 1,5 млн.). На языках индоарий-ской группы (ок. 2 млн. человек) разговаривают выходцы из Северной Индии, Пакистана и Бангладеш, — в основном это население Маврикия и ЮАР, отчасти стран Восточной Африки. Кроме того, в Африке проживают греки (65 тыс.), евреи, армяне, дравиды, китайцы и др. Религии. До сих пор в мировоззрении и общественно-политической жизни подавляющего большинства африканского населения значительную роль играют различные формы религиозных верований и культов, конфессиональных организаций и союзов. Это «группы вероисповеданий», тесно связанные с традиционными (чисто африканскими) религиями верованиями и культами, а также занесенными в Африку «мировыми религиями» — исламом, христианством и созданными на основе последнего христианско-африканскими церквами и сектами. Что касается традиционных верований и культов африканцев, то нет оснований видеть в них некую единую африканскую религию. Напротив, эти верования и культы представляют собой пестрое разнообразие различных религиозных форм в виде фетишизма как почитания священных предметов; колдовской магии; веры в ману — всесильную и безликую сверхъестественную силу, довлеющую над природой и человеком; более сложного анимизма, утверждающего веру в многочисленных «духов и душ» — персонифицированных вершителей судеб мира, общины и личности и т. д. Существенную роль в идеологической жизни африканцев играет традиционный культ предков, наиболее влиятельный в странах Тропической и Южной Африки. На Гвинейском побережье столь же влиятельны культы в «эзотерических (тайных) сообществах» (например, культы в мужском союзе Поро, женском союзе Санде и др.). У целого ряда народов, переживших в свое время стадию создания самобытной государственности, — йоруба, акан, луба, зулу и других сохранились «действующие» пережитки «государственных» религий с развитым пантеоном богов. В современной Африке традиционных верований и культов придерживается около 30% всего населения континента. Вероятно, значительно большее (до 41 — 42% населения) число африканцев — приверженцы ислама, главным образом его суннитского направления. Около половины африканских мусульман сосредоточено в Северной Африке—в Египте и странах Магриба. В Западной Тропической Африке мусульмане составляют свыше трети населения, из которых половина — в Нигерии. Исторически ислам начал распространяться в Северной Африке в связи с арабским завоеванием 7—9 вв. Позднее он проник и в страны южнее Сахары. Христианскую религию различных ее толков ныне исповедует примерно четверть африканского населения разных стран Северо-Восточной, Тропической и Южной Африки. Первоначальные очаги христианства (со 2 в. н. э.) складывались в Египте, где эта религия, несмотря на давление ислама, и сейчас сохранилась среди части египтян (православных, коптов) и у большинства населения Эфиопии. С 15 в. по западному побережью Африки португальские миссионеры стали насаждать католичество. В период колониального господства европейских держав составной частью их политики являлось поощрение миссионерской деятельности католической и протестантских церквей. С падением колониального господства после второй мировой войны эти церкви активно поддерживали создание самоуправляющихся христианских организаций в развивающихся странах Африки. Нынешние христианско-африканские церкви и секты в странах Тропической и Южной Африки представляют собой религиозные общины с собственной догматикой и ритуалами, сочетающими элементы традиционных культов с элементами, воспринятыми от христианства. Поначалу эти организации носили анти-колониалистский идейно-политический характер, в настоящее время они декларируют чисто религиозный характер своей деятельности, хотя нередко стоят в оппозиции к правительствам своих стран. Удельный вес приверженцев этих организаций невелик и составляет примерно 3—5% населения Африки. Этническая история и социальные структуры доколониальной Африки Чтобы по-настоящему понять социально-историческую действительность африканских народов, необходимо обратиться к богатейшим напластованиям их этнокультурных традиций, истоки которых восходят к самобытным цивилизациям африканского средневековья и более глубокой древности. Вопреки утверждениям апологетов европейского колониализма о «врожденной неспособности» африканцев к высоким культурам и развитой государственности, современная передовая наука шаг за Шагом раскрывает объективную картину как причин действительного отставания Африки от европейских стран в новое время, так и вполне самостоятельного и своеобразного, насыщенного многими культурными приобретениями исторического пути, проделанного африканскими народами за тысячелетия в русле общих закономерностей мирового человеческого прогресса. Древняя история. В свете новейших научных открытий африканский континент, особенно его восточная и северная части, представляется древнейшей «колыбелью человечества»— очагом возникновения самых первых протолюдей, которые уже более двух миллионов лет назад умели изготовлять простейшие каменные орудия (олдовайская «галечная культура» в Восточной Африке). В виде ископаемых форм в Африке обнаружены костные останки древнейших людей последующих стадий формирования — питекантропа и неандертальца, а также останки человека вида Homo sap1ens, вероятно обитавшего в Африке повсеместно 35 тыс. лет назад. Это было время верхнего палеолита с его достаточно развитой техникой изготовления различных орудий, применявшихся в первобытном охотничье-собирательском хозяйстве. Судя по костным находкам человека в местечке Мешта аль-Арби (Алжир), в Северной Африке в верхнепалеолитическое время обитали люди европеоидного облика, а к югу от них, вероятно, формировались негроидные группы. Во всяком случае, в неолите (7— 5 тысячелетие до н. э.) негроидные племена занимали значительную часть Сахары — тогда еще не пустыни, а увлажненной лесостепи (подвергшейся постепенному усыханию и запустению начиная с 3—2 тысячелетий до н. э.). Возможно, смешение негроидных и европеоидных расовых типов происходило в лесостепной Сахаро-Нильской полосе уже много тысяч лет назад, в мезолите или даже в верхнем палеолите. Хозяйственно-культурная история Африки наиболее известна с эпохи развитого неолита, когда на севере, в Сахаре и долине Нила не только совершенствовались исконные охота и собирательство, но и развивались новые для этого периода занятия — земледелие, скотоводство, керамическое дело, более высокая камнеобработка, а искусство наскальной живописи (например, фрески Тассили и др.) отразило возникновение производящего сельского хозяйства. Поселения ранних земледельцев и мастеров неолитической техники обнаружены в Западной Африке, в плодородных долинах рек Сенегала и Нигера. Своеобразием отличалась неолитическая культура земледельцев, охотников и собирателей Гвинейского побережья и бассейна р. Конго, развивавшаяся в 3— 1 тысячелетиях до н. э. в условиях тропического леса. В саванне, в степных и полупустынных районах Восточной и Южной Африки каменный век просуществовал дольше всего; обитатели здешних открытых пространств до рубежа нашей эры, а местами и позднее занимались исключительно охотой и собирательством (впрочем, в довольно развитых формах). Древняя Африка, несмотря на ее особое географическое положение — удаленность значительной части территории от Средиземноморья и Передней Азии, т. е. от древних центров и цивилизаций, как свидетельствуют многие научные факты, поддерживала определенные связи с ними. Открытием и использованием навыков культуры земледелия и скотоводства Африка в целом обязана коренным племенам Сахаро-Нильского региона, передавшим это искусство более южным соседям. Прежняя версия западноевропейских ученых о том, что земледелие и скотоводство занесены в Африку высокоодаренными пе-реднеазиатскими «хамитами», полностью дискредитирована современными археологическими находками. Что же касается зарождения первоначальных очагов металлургии, то они, по всей вероятности, возникли в Африке под воздействием передовых стран Древнего Востока. В низовья Нила (Египет) и центральную часть Сахары (область развитого неолита Тассили) культура бронзового литья пришла из первичных центров Ближнего Востока и Средиземноморья (крито-микенская цивилизация). И если культура Тассили в связи с усыханием Сахары заглохла к середине 2 тысячелетия до н. э., то сложившаяся на Ниле древнеегипетская цивилизация, обогащенная техническими достижениями бронзового века, начиная от рубежа 4 и 3 тысячелетий до н. з., все более быстро развивалась. Будучи одним из передовых государств Древнего Востока, Египет на несколько тысячелетий занял ведущую роль в истории Африки. Так, под влиянием Египта культура бронзовой металлургии, а затем и металлургии железа (в 1 тысячелетии до н. э.) распространилась вверх по Нилу на юг, за первый порог, где начиналась страна Куш. В древней стране Куш (позднее Нубия) жили племена, которых египтяне на рисунках изображали с черной кожей, курчавыми волосами и толстыми губами, т. е. негроидами; на других рисунках того же времени кушиты изображены с лицами коричневого цвета. Тем самым египетские художники хотели показать, что население страны Куш неоднородно в расовом отношении или представляет собой нечто переходное от негроидов к европеоидам (эфиопская раса). Египтяне знали и более южную страну Пунт с темнокожими обитателями, которую, по всей вероятности, надо поместить в пределах Восточного Судана и на побережье Сомали и Эритреи. Возможно, что среди жителей этой страны были представлены древние нилоты. Много лучше древние египтяне знали своих западных соседей — «ливийцев» (по цвету кожи более светлых, чем сами египтяне). Область их расселения, по-видимому, простиралась до Атлантического побережья (современные Марокко и Мавритания). Нынешние народы Северной Африки, говорящие как на языках берберской группы, так и на диалектах арабского языка, являются их потомками. Древние ливийцы очевидно имеют прямое отношение к истории формирования и последующего распада на самостоятельные подразделения семитохамитской языковой семьи. Будучи европеоидами в своей антропологической основе, древнейшие представители этой семьи первоначально формировались к западу от Нила, в сахарской лесостепной и средиземноморской зонах. По мере усыхания Сахары здешние земледельцы и скотоводы или покидали эту область, отходя на восток (предки семитов и древних египтян), юг и юго-восток (предки кушитов и чадских хауса), или же, отчасти сместившись к северу, к горам Атласа, приспосабливались к изменившийся экологической среде (предки многочисленных ранее берберов — ливийцев). В начале 1 тысячелетия до н. э. племена ливийцев оказались под влиянием торговой и культурной деятельности могущественного Центра финикийских колонистов на африканском побережье Средиземного моря — Карфагена. Карфагенские поселения протянулись Цепочкой вдоль побережья Алжира и Марокко. Карфагеняне совершали торговые экспедиции и в глубь континента, о чем свидетельствуют некоторые письменные известия античных авторов. Во время борьбы между Карфагеном и Римом (3—2 вв. до н.э.) в Северной Африке существовали два государства с ливийско-берберским населением — Нумидия и Мавритания. Нумидия занимала область восточного Алжира и южного Туниса, Мавритания—западную часть Алжира и северные районы Марокко. Наибольшее значение имела Нумидия. Поэтому прежних ливийцев чаще называли нумидийцами. Однако после захвата Римом Северной Африки упоминания о нумидийцах постепенно исчезают, и местное население стали называть маврами. Археологические находки последних лет на широкой территории Северной и Северо-Восточной Африки свидетельствуют о глубоком проникновении античной культуры в местную среду. Есть все основания считать этот регион базой высокого хозяйственного развития и самостоятельной государственности. Таковы царства Напата (12—6 вв. до н. э.) и Мероэ (6 в. до н. э. — 4 в. н. э.), расположенные к северу и югу от слияния Белого и Голубого Нила; древний Аксум (2—8 вв. н.э.) — на севере современной Эфиопии. В глубине Восточной Африки (на территории Кении и Танзании) связи античной культуры прослеживаются много слабее. |