Главная страница
Навигация по странице:

  • Патриархальная теория происхождения государства К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Платона, Конфуция, Филмера

  • Договорная теория происхождения государства

  • Гроция, Дж. Локка, Луи де Монтескьё, Ж-Ж. Руссо, Н. Радищева, Т. Джефферсона

  • Теория насилия по вопросу о происхождении государства

  • Органическая теория происхождения государства

  • Материалистическая теория происхождения государства. Карл Маркс К представителям материалистической теории обычно причисляют Маркса, Энгельса, Ленина

  • Психологическая теория происхождения государства.

  • Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации общества.

  • Понятие государства и признаки, отличающие его от других организаций общества

  • Юридическая наука


    Скачать 224.03 Kb.
    НазваниеЮридическая наука
    Дата21.02.2022
    Размер224.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаvoprosy_tgp_ekzamen.docx
    ТипЗакон
    #369506
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Теологическая теория происхождения государства.


    Теологическая теория получила распространение в трудах Аврелия Августина, Тертуллиана, в средневековье - Фомы Аквинского, в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

    У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. По мнению представителей данной теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

    Положительным в этой теории является то, что, придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

    Однако вместе с тем данная теория слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.

    Критики – провозглашения божественного происхождения власти делает правителя непогрешимым и ведет к произволу.

    Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.


    1. Патриархальная теория происхождения государства

    К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Платона, Конфуция, Филмера и др.

    Они обосновывают свою теорию на том, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит, в конечном счете, к образованию государства.

    Отсюда власть государя — продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти "патриарха", подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние — его дети.
    Платон и Аристотель высказывались в пользу города-полиса. Быт в таком государстве должен быть основан на началах справедливости, общности, равенства, коллективизма. Платон - противник крайностей богатства и бедности. Он тонко подмечает политическое значение имущественного расслоения общества, что ведет к государству бедных и богатых. Его идеалом является аристократическое государственное устройство.

    Разумеется, аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.
    Но вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела переносят понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с категориями «государь», «подданные». К тому же по свидетельству историков семья (как социальный институт) возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
    Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

    Критика – нет ни одного примера такого способа возникновения государства. Наоборот патриархальная семья возникает вместе с государством. Несовпадение задач государственного управления и функций семьи.


    1. Договорная теория происхождения государства

    Договорная теория происхождения государства возникла в 17—18 вв.; и логически наиболее завершенном виде представлена в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Луи де Монтескьё, Ж-Ж. Руссо, Н. Радищева, Т. Джефферсона и др.
    По данной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.
    В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств.
    Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права.
    С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.
    А с другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение субъективных.

    Критика - теория не отвечает на вопросы: где, когда, как состоялся общественный договор. Страдает антиисторизмом, схематизмом и идеализированностью. Преувеличивает роль субъективных факторов, недооценивает роль объективных. Возникновение государства рассматривается как одномоментный акт.


    1. Теория насилия по вопросу о происхождении государства


    Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. и представлена в трудах Э. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.
    Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.
    Государство возникает на основе насилия, которое бывает 2-ух видов: внутреннее насилие (Дюринг, К. Каутский) и внешнее насилие (Л. Гумплович). По мнению представителей данной теории, государство — возникшая путем насилия организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение является основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы.

    Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

    С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности полностью отвергать нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского).
    Однако важно помнить, что степень его использования в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном второстепенную роль, уступая первенство социально-экономическим.

    Кроме того, необходимо учитывать, что для возникновения государства необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.

    Критика - теория преувеличивает роль насилия и игнорирует социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить оружие. Государство является не итогом развития общества, а навязано ему извне.


    1. Органическая теория происхождения государства

    Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями: Платоном, Аристотелем. Широкое распространение она получила во второй половине XIX в. и изложена в трудах Г. Спенсера, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином.
    По мнению Г. Спенсера,государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

    Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.
    Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические существа.
    Вместе с тем нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

    Критика – государство выполняет ряд функций, не имеющих аналогов с функциями живых организмов (налогообложение, издание законов), совсем не учитывается роль личности.



    1. Материалистическая теория происхождения государства.

    Карл Маркс К представителям материалистической теории обычно причисляют Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего социально-экономическими причинами.
    Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая, поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.
    По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.

    Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

    Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.

    Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

    Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий.
    Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.
    Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора.
    Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы

    Критика – государство присуще только классовому обществу, однако государство зарождалось и формировалось и до возникновения классов, не учтены особенности возникновения государства на Востоке.

    1. Психологическая теория происхождения государства.

    Психологическая теория государства и права –концепция, в основе которой лежит мысль о том, что государство образовано из-за разделения общества по психологическим причинам: одна часть людей могут подчинять и управлять, другая – подчиняться и быть ведомыми. По мнению авторов теории, в основе потребностей человека лежит потребность нахождения в сообществе, а также необходимость коллективного взаимодействия. Характерной чертой психики человека является сознание и в данной концепции она раскрывается как механизм, который развивает в индивиде самосознание, следствием чего и стало возможно создать государство и право. Таким образом, развитие человека с его психологическими особенностями привело к возникновению государственности. Свое широкое распространение данная теория получила в конце XIX – начале XX века. Основоположником теории является Лев Иосифович Петражицкий (1867 – 1931 г.). По его мнению, государство возникло ввиду того, что человек обладает определенными психологическими особенностями. К ним он относил потребности, эмоции, переживания. Но самой первопричиной образования государства является возникновение определенное психическое состояние массового сознания: особенности психологически сильных людей, их способность принимать решения, создавали условия для подчинения, исполнения принятых указов, более пассивными группами населения. Людям, которые склонные подчиняться авторитету, свойственна потребность подражать, что вносит в души людей спокойствие и чувство стабильности, уверенности в поведении. Основные идеи:

    развитие общества, мораль, право и государство определило развитие психики людей;

    людям присущи правовые эмоции, которые выражаются в переживании чувства правомочия на что-то, то есть возникновение атрибутивной нормы, а также возникновение чувства обязанности сделать что-то, то есть образование императивной нормы. Все это составляет понятие и сущность права;

    вышеуказанные правовые эмоции делятся на два вида: позитивные и интуитивные. Проживание индивидом первой – носит характер, установленный государством, второй – личный и является регулятором поведения человека;

    общество и государство, по мнению сторонников теории, являются продуктом взаимодействия психических связей людей и их разнообразных объединений;

    в рамках психологической концепции народ рассматривается как пассивная масса, которой необходимо подчиняться кому-либо;

    собственность есть плод воображения народа, а не объективные реалии.

    1. Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации общества.



    1. Понятие государства и признаки, отличающие его от других организаций общества.

    Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определённой территорией и населением в не зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий.

    Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это:

    1)наличие публичной власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением;

    2)наличие сложного механизма управления, сформированного в виде систем государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости. Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает право сбора денежных средствна их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;

    3)объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т д.;

    4)ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;

    5)наличие суверенитета. Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать закон и другие нормативные акты;

    6)возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;

    7)наличие государственных символов: флага, гимна, герба;

    8)обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов–суда,прокуратуры, милиции и др.;

    9)распоряжение национальными ресурсами;

    10)наличие собственной финансовой и налоговой системы;

    11)наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;

    12)в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.
    1. 1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта