Главная страница
Навигация по странице:

  • 18. Конфликт между родителями и детьми: случайность или неизбежность

  • 19. «Золото, золото, сердце народное» (по произведениям Н.А.Некрасова)

  • 20. Родина в жизни и творчестве русских писателей 19-20 веков.

  • 21. Социальная ответственность учёных за их изобретения (по произведениям М.Булгакова)

  • 22. Проблема личности и власти (на примере произведений русской литературы 20 века)

  • тексты эссе. За что я люблю Онегина


    Скачать 129.38 Kb.
    НазваниеЗа что я люблю Онегина
    Дата25.03.2023
    Размер129.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатексты эссе.docx
    ТипДокументы
    #1013561
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    17. Любовь и красота - вечные спутники человека (по творчеству И. А. Бунина)


      Самым прекрасным чувством издревле считается любовь. На любви к ближнему построены все религии на земле. Любовь и красота являются мощными двигателями прогресса. Человечество хранит в своей памяти имена людей, жизнь которых была отмечена высокой любовью к родным людям, к Родине, к человечеству.
        Иван Алексеевич Бунин — русский писатель, один из тех людей, которые удостоились этой самой драгоценной памяти человечества.
        Тема любви всегда присутствовала в творчестве Бунина. Прежде всего он воспевал любовь к родному дому, к Родине. Когда он брался за перо, чтобы выразить свои чувства на эту тему, огромная нежность струилась из его души на бумагу. Он любил не выборочно, а все, что даже отдаленно напоминало родное, русское.
         Из всех крупных русских писателей, оказавшихся за рубежом, Бунин — единственный, кто сумел там создать произведения более значительные, чем на родине. Этот известный факт, я считаю, только подтверждает его жгучую боль за Россию и любовь к своей многострадальной Родине. Существует мнение, что, когда писатель лишается возможности общаться с массовым читателем, у него опускаются руки, происходит творческий застой. С Буниным произошло все наоборот. Ностальгическая тоска по Родине в гармонии с его талантом способствовали мощному творческому взлету писателя. Он создал такие замечательные стихотворения, как “У птицы есть гнездо”, “Сириус”, “Полночный час”, “Мечты любви моей весенней”, “Печаль ресниц сияющих и черных”.
        Даже одни названия стихов, выстроенные в один ряд, сами по себе создают прекрасный поэтический образ.
        Известно, что Бунин был в творческом отношении очень требователен к себе и к другим. В своем дневнике он однажды записал: “Тот, кто называет себя “поэт”, должен быть чувствуем как человек редкий по уму, вкусу, стремлениям. Только в этом случае я могу слушать его интимное, любовное и проч. На что мне нужны излияния души дурака, плебея, лакея, даже физически представляющегося мне противным?” Вот как Бунин относился к чувству любви: по его разумению, любовь — это идеал, и носитель ее должен быть максимально приближен к этому идеалу.
        Мне очень симпатична и личность Ивана Алексеевича. По воспоминаниям современников, он был человеком, всегда сохранявшим чувство человеческого достоинства, любившим все красивое и благородное, очень тонко чувствовал красоту природы, испытывал чувство восторга, любуясь красотой женщин. Для меня несомненно, что в этой всеобъемлющей любви заложен секрет его дара.
     Прекрасное чувство любовного томления Бунин пронес через всю свою жизнь, богатую радостями и разочарованиями. Даже в последние годы своей жизни писатель любил общаться более с молодежью, чем со своими сверстниками. Его тянуло к музыке, к веселью, в залитые светом залы. Вероятно, его мучила мысль о скором расставании с этим прекрасным миром. В его дневниковых записях есть одна, которая несет в себе прощание с прошлой любовью, гимн настоящей и привет будущей любви, которую, кажется, он уже видел в своей растворяющейся в вечности душе.
        И. А. Бунин всегда будет любим мною за то, что больше любил на этом свете, чем ненавидел. И его творчество, как сама любовь и красота, будет моим вечным спутником в жизни.
    18. Конфликт между родителями и детьми: случайность или неизбежность?

    Так уж устроена наша жизнь, что в ней не обойтись без конфликтов. Жизнь сама по себе является одним большим конфликтом в силу природы человека и его желания, чтобы все шло так, как ему хочется. Но так, как известно, никогда не бывает. Наиболее благоразумным на всех этапах человеческой жизни является уважение чужих интересов, уступки и поиск компромисса. Одним из наиболее острых является конфликт между родителями и детьми. Очень часто случается так, что в рамках данного конфликта найти компромисс все никак не удается. В чем же кроются основные причины именно этого конфликта? Как его разрешить? Что это: случайность или неизбежность? Как же найти столь желанный для всех сторон компромисс?

    Вспомним примеры из русской классической литературы: Аркадий и Николай Петрович Кирсановы, княжна Марья и старый князь Болконский, Петя Ростов и его родители. Список можно продолжать бесконечно…

    Желание родителей, чтобы дети всегда следовали их советам, ясно и понятно. Родители чувствуют ответственность за детей. Они убеждены, что здоровье детей, их жизнь и успехи целиком зависят от них, от родителей. И если дети не будут слушаться, то они непременно навредят себе и никак иначе. С одной стороны, это верно, ведь дети не имеют жизненного опыта, знаний для осознанной жизни. С другой стороны, иногда эта родительская опека слишком тесная и навязчивая. Дети взрослеют, становятся зрелыми, а их все равно считают маленькими детьми, которые ничего не смыслят в жизни. Вполне понятно, что это вызывает раздражение.

    Дети же, в свою очередь, отказываются понимать причину такой опеки со стороны родителей. Они не понимают, что родители беспокоятся о них сильнее, чем о самих себе, и каждую детскую неудачу воспринимают как свою собственную. Конечно, осознав это, дети смогли бы научиться понимать своих родителей. Впрочем, иногда дети правы в своем желании быть независимыми. Ведь все люди совершают ошибки, эти ошибки являются неотъемлемым опытом каждого человека, и без такого опыта серьезную жизнь представить достаточно сложно. Вполне логично со стороны детей требовать больше прав и свобод, ведь они чувствуют, что без этого их взрослая жизнь может сложиться далеко не так, как должна.

    Поэтому я всё-таки считаю, что конфликт поколений – это неизбежность. Дети вырастут, сами станут родителями, и история повторится…

    Как решать эту проблему? Самое главное, избежать ссор и различных эмоциональных срывов. Все нужно делать спокойно и размеренно, важно обмениваться доводами и искать компромисс. Лишние эмоции никогда не бывают полезными для человека. Резко сказанное слово может ранить, оно может привести к усугублению конфликта, что совсем никому не нужно. Найти компромисс можно всегда, но для этого обе стороны должны идти друг другу навстречу. В конце концов, родители и дети – самые родные люди, они имеют общие черты и должны друг друга понимать.
    19. «Золото, золото, сердце народное» (по произведениям Н.А.Некрасова)

    Творчество Н. А. Некрасова наполнено горячей любовью к русскому народу. Поэт страдал, видя бедственное положение крестьянства. Он не мог понять, почему талантливый, трудолюбивый, остроумный народ смиренно терпит угнетение и не пытается отстаивать свои права. С особой силой грустные раздумья Некрасова отразились в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. В этом произведении вера в народ, в его золотое сердце переплетается с болью при виде его безотрадной жизни.

    Поэма была задумана как “крестьянская эпопея”. Ее героями стали простые русские мужики. Некрасов с надеждой смотрит на семерых правдоискателей, пожелавших разгадать тайну счастья и отправившихся в нелегкий путь. Перед нами проходит целая вереница характеров. У каждого из них своя история, но все вместе они составляют собирательный образ русского народа. Рисуя обобщенный портрет, поэт стремится сохранить в нем индивидуальные черты таких разных и неповторимых людей. У русского народа, по мнению поэта, золотое сердце.

    Вспомним, например, Якима Нагого. Это мужик-философ, он проводит глубокий анализ положения народа. В его уста поэт вкладывает рассказ о бесправии и экономической зависимости крестьянина от его “дольщиков” — “Бога, царя и господина”. Яким Нагой сам живет горьким бедняком, но у него романтическая душа. Из горящего дома он выносит не заработанные тяжким трудом деньги, а “картиночки”. Я знаю семью, которая во время пожара спасала семейные фотографии, а не материальные ценности

    Ермила Гирин, будучи старостой, старается защищать интересы мужиков. Ему присущи народный ум и неподкупная честность. Гирин пользуется уважением среди крестьян. Доверие он заслужил справедливостью и добротой. Эти качества будут цениться, по-моему, во все времена.

    Воплощением могучих сил народа становится Савелий. Его поэт называет богатырем, возвращая нас к древним русским былинам. История Савелия и его единомышленников открывает читателям исконную мечту народа о свободе и праве распоряжаться плодами своего нелегкого, но славного труда.

    Золотое сердце и у Матрёны Тимофеевны Корчагиной, она сопротивляется несчастьям и борется с несправедливостью: спасла мужа от рекрутчины, не побоявшись обратиться к губернаторше (а помните пушкинскую Машу Миронову?), подставила свою спину под плеть, чтобы оградить от побоев сына Федотку. Она соединила в себе мужскую силу характера и нежную женскую душу.

    Такие герои вселяют в поэта уверенность, что бесправие народа будет недолгим, что “рать поднимается неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая”. Гриша Добросклонов, один из немногих счастливых в поэме, знает, что в любых испытаниях нужно сохранить “золото, золото, сердце народное” — залог великого возрождения Родины.

    Да, Русь у Некрасова одновременно “и убогая, и обильная, и могучая, и бессильная”. Такой же двойственной увидели её в 20 веке Есенин и Блок. Такой же противоречивой остается эта страна и сейчас. Но я знаю, что даже в самые тяжелые времена загадочную русскую душу, золотое народное сердце погубить невозможно.
    20. Родина в жизни и творчестве русских писателей 19-20 веков.
    Это – моя родина, моя родная земля, мое

    отечество, - и в жизни нет горячее, глубже

    и священнее чувства, чем любовь к тебе…

    А.Н. Толстой
    Что значила Родина в жизни и творчестве русских поэтов и писателей? Актуальной ли была для них эта тема? Для многих писателей любовь к Родине была самой сильной, а для некоторых единственной любовью. Вне России для них не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. В ней – все, без нее – ничего. И каждый большой художник в своей жизни и в своем творчестве приходит к тому моменту, когда любовь к Родине становится стимулом, целью в жизни и, конечно, оставляет свой след в творчестве каждого писателя.

    Любил Россию А.С.Пушкин, много размышлял о ее судьбе, о судьбе русского народа. Прежде всего, будущая Россия для Пушкина – это свободная страна, избавленная от рабства, крепостничества, угнетения. Тема исторического прошлого Родины всегда волновала Пушкина, как поэта, так и прозаика. Им были созданы такие патриотические произведения, как «Песнь о вещем Олеге», «Бородинская годовщина», «Полтава», «Медный всадник», «История пугачевского бунта» и, конечно же, «Капитанская дочка». Все эти произведения, которые смело можно назвать посвященными родине, описывают разные исторические события, произошедшие в России, разные исторические эпохи.

    В стихотворении «Прощай, немытая Россия» другой поэт, М.Ю.Лермонтов, с горечью говорит о своей Родине, превращенной в страну «рабов и господ», в страну «голубых мундиров». В лирических произведениях Лермонтова Родина – предмет любви, поэтического осмысления ее судьбы и ее будущего. Отношение Лермонтова к России не было безучастным, оно пронизано болью и гордостью за ее судьбу: болью за беды, несчастья, зло, выпавшие на ее долю, а гордостью – за сильный духом, умный, творческий, мужественный народ, будущее которого величественно и прекрасно.

    Под тщательно отшлифованными строками произведений поэта и прозаика И.А.Бунина не пепел усталого безразличия, а пламя сосредоточенного раздумья о России. Россия Бунина вовсе не «устроенный и ладный мир», какой хотелось бы ее видеть кое-кому сквозь дымку эмигрантских лет. За границей, в разлуке с родной землей создавали свои произведения о России такие писатели, как Куприн, Брюсов, Бальмонт и многие другие, тоска Игоря Северянина по Родине тоже оставила свой след в творчестве поэта. Тема Родины для Северянина стала одной из главных. Проникновенны стихи о родной земле, о трагедии народа, которому досталась нелегкая судьба. Северянин скорбит вместе с Россией, пропуская через свое сердце все ее боли, все радости. «Моя безбожная Россия, - пишет поэт, - священная моя страна». Поэт верит в великое предначертание России, ее великое будущее. Недаром он называет Родину «крылатой».

    Приюти ты в далях необъятных,

    Как и жить и плакать без тебя! –

    восклицал А.Блок, обращаясь к России. Он говорил о Родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, со щемящей болью и светлой надеждой. Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ Родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, «светлой жены», - образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора. С течением времени этот образ все более наполнялся реальным общественно-историческим содержанием.

    Россия Блока – это надежда и утешение. Ее лик «светел навсегда», она хранит «первоначальную чистоту» души поэта. Два мощных импульса поэтического творчества – лирический и гражданский сливаются у Блока в теме России. Россия Блока – это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею «и невозможное возможно», она ведет на «вечный бой» и указывает путь вперед, в будущее.

    В завершении я хочу обратиться к творчеству Сергея Есенина, который является для меня не только одним из любимых поэтов-лириков, но и ярким примером проявления патриотизма как в творчестве, так и в жизни. Читая стихи Есенина, каждый почувствует, насколько сильно было чувство любви к Родине; даже в те трудные для страны, еще молодой республики, дни Есенин не отказался от своей Родины, он не собирался покидать её. Причем, Родина в изображении поэта вовсе не была чем-то постоянным, неизменным, статичным. С годами расширялся его взгляд на жизнь, он стремился постигнуть окружающую его действительность, «коммуной вздыбленную Русь». И это постижение происходило не безболезненно. Поэт сам признавался, что любовь к родному краю его «мучила и жгла». Но ничего не могло убить в нем чистого и беззаветного чувства любви к своей земле.

    Да, эта бессмертная тема - тема глубокого чувства любви к Родине, выстраданная вера в Россию, вера в способность России к переменам – была унаследована и обновлена и другими великими писателями XIX-XX веков и стала одной из важнейших тем в русской литературе. На их творчестве и мы, граждане Казахстана, учимся любить свою Родину.
    21. Социальная ответственность учёных за их изобретения (по произведениям М.Булгакова)
    Сатирические повести М. Булгакова занимают особое место как в его творчестве, так и во всей русской литературе. Если бы они были широко напечатаны и оценены в свое время, то, возможно, смогли бы послужить предостережением от многих ошибок – но, увы, именно поэтому им и суждена была такая нелегкая судьба. А ведь в них автор ставит очень важную проблему: ответственны ли учёные за свои изобретения?

    Действие в повести «Роковые яйца», написанной в 1924 году, происходит в недалеком будущем. Сытая и беспечная Москва «светилась, огни танцевали, гасли и вспыхивали». Ученый Персиков, «специалист по голым гадам», открывает красный луч, с помощью которого можно увеличивать живые организмы до небывалых размеров. Газеты трубят о том, как преобразится жизнь страны. Увы, при проведении эксперимента вместо мирных и столь полезных кур размножаются и вырастают к всеобщему ужасу всякие гады – змеи, крокодилы и прочие опасные для жизни звери. И спасает от них не Красная Армия, а чудо – 18-градусный мороз среди августа. Персиков же за свой эксперимент поплатился жизнью.
    В повести «Собачье сердце» тема та же – непродуманный эксперимент и его результаты. Несчастная бродячая собачка, вечно голодная и униженная, вдруг превращается в человека – и в результате не бросается почему-то осваивать, например, человеческую культуру, не хочется ей, обретя права человека – паспорт и прописку – сотворить что-нибудь полезное для человечества, даже элементарной благодарности к благодетелям своим не испытывает: ни к профессору Преображенскому за сытое и пристойное существование и за попытки как-то облагородить, ни к духовному наставнику Швондеру, столь рьяно отстаивающему права «угнетенного» создания. Появилось в результате эксперимента наглое, агрессивное, в то же время трусливое до потери всякого соображения, лишенное малейших признаков добрых чувств, жадное, безнадежно тупое – но при этом хитрое существо.

    Профессор вовремя спохватился и превратил мерзкого недоделанного человека опять в очаровательного пса, благодарного и всем довольного. В жизни все обстояло сложнее. Толпы шариковых, развращенных неожиданно свалившейся на них в результате революции властью, творили, что хотели.
    Повесть Булгакова дошла до нас после шестидесятилетнего эксперимента, проводимого со страной. Мы видим, как он был прав – еще в самом начале. И как жаль, что прочли мы эти книги так поздно!
    22. Проблема личности и власти (на примере произведений русской литературы 20 века)

    Великое счастье свободы не должно быть

    омрачаемо преступлениями против личности,

    иначе – мы убьем свободу своими же руками… ”

    М. Горький

    Проблема человека и власти, проблема преступления власти против личности становится в Советской России актуальной уже в 20-е гт. XX в. – в годы, когда государство явно и ярко приобретает черты тоталитарного государства. Эта тема стала ключе­вой почти для всего XX века.

    В государстве далёкого будущего, которое изображает Е. Замятин в романе «Мы», решены все проблемы. Здесь человеку подчинены сти­хии природы, все одеты, обуты, у каждого есть своё жильё, работа. К тому же государство освободило человека от необходимости при­нимать решения, сняв тем самым с него тяжелейшую ношу делать вы­бор. Но чем же оплачено это «стопроцентное» счастье? Утратой сво­боды и личности. Граждане Единого государства живут в прозрачных домах, чтобы коллектив и агенты «Бюро хранителей» всегда могли видеть, чем они заняты. Все жители одеты в униформу, вместо имён у них номера.

    Писатель считал, что развитие государства и ход истории ведёт к жёсткому контролю коллектива над личностью, к безраздельному господству «мы» над «я», к полной зависимости человека от раз и на­всегда установленных форм жизни.

    В сюжете и деталях романа Е. Замятин с поразительной точностью предсказывал развитие опасных социальных тенденций в тоталитар­ном государстве: культ личности, массовый террор, методы психоло­гической обработки людей и превращение их в послушную массу, ко­торой легко управлять.

    В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа убежден в том, что всякая власть является насилием над людьми, что настанет время, когда власти не будет. А жестокий Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, уверен, что мир основан на насилии и власти. Однако власть и величие не сделали его счастливым.

    В.Т. Шаламов создал «Колымские рассказы», А.И.Солженицын - «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ» — это обвинительные акты тоталитарному государству и его служителям. Вся страна покрыта лагерями, в кото­рых ни за что томятся люди.

    Что можно противопоставить адской машине тоталитарного государства, перемалывающей людей зубьями зла? Только сопротивление распаду души, доброту, стремление выжить, но не любым способом, а сохранив человеческое достоинство. Так ведут себя многие герои рас­сказов В.Шаламова, Иван Денисович Солженицына. Тоталитарное государство не в состоянии убить в тех людях, ко­торые являются личностями, любовь к жизни, стремление сохранить в себе человека даже на самом мученическом пути.

    Мы сейчас живём в государстве, основанном на демократии. Мы свободны, мы не боимся высказывать своё мнение, нам неведомо чувство страха - и это, оказывается, великое счастье! Пусть это страшное время, когда власть уничтожала личность, никогда не вернётся!
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта