Главная страница
Навигация по странице:

  • Что мне близко и дорого в лирике С.Есенина

  • Размышляя о войне… (по произведениям писателей 20 века)

  • Вечные проблемы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • Мой любимый поэт авторской песни

  • 6. «Возвысить степь, не унижая горы…» (по поэзии Олжаса Сулейменова)

  • 8. Проблема истинного и ложного в жизни человека (по произведениям русской классики)

  • 9. Трагедия «лишних людей» ( по произведениям русской классики)

  • 10. Чем близко творчество М.Ю.Лермонтова моему поколению

  • 11. «Когда ужасное прельщает...»

  • 12. «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя…» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин)

  • 13. Что устарело в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и что современно

  • «Горечь» и «сладость» человеческой жизни в изображении И.Бунина и А. Куприна

  • 15. Роль семьи в воспитании личности (по произведениям русской классики)

  • 16.Мой любимый персонаж русского серебряного века

  • тексты эссе. За что я люблю Онегина


    Скачать 129.38 Kb.
    НазваниеЗа что я люблю Онегина
    Дата25.03.2023
    Размер129.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатексты эссе.docx
    ТипДокументы
    #1013561
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1. За что я люблю Онегина

    Евгений Онегин из одноименного романа А.С. Пушкина является уникальным персонажем, в котором в равной доле сошлись положительные и отрицательные качества характера. Именно поэтому его образ, несмотря на весь драматизм и негативное влияние на судьбы и жизни других персонажей, я считаю привлекательным.

    Не его вина, что с младенческих лет Евгений Онегин не был обделен вниманием, рос в достатке и вседозволенности, поэтому стал эгоистичным и избалованным человеком.

    Но у Онегина есть огромный потенциал для развития личности: у него незаурядный ум, он пытался читать, искал занятия по душе, изучал политэкономию.

    Онегин умеет производить впечатление на людей, следит за своей внешностью, одевается по последней моде. Я не вижу в этом ничего плохого. Это лучше, чем ходить, как нынешняя молодёжь, в рваных джинсах и растянутых майках. Он умеет рассуждать на любую тему, невзирая на поверхностность своих знаний. А ведь многие современные молодые люди ни писать грамотно не умеют, ни разговор поддержать не способны. Да, он не эмоциональный и не романтичный человек. Но зато у него «резкий охлажденный ум», он здраво мыслит, многое понимает в окружающей его действительности.

    Многим Онегин кажется странным и чудаковатым. Он начал переустройство в деревне, чтобы облегчить жизнь крепостных крестьян, не обращая внимания на недовольство помещиков-соседей.

    Все обвиняют Евгения в смерти Владимира Ленского. Но ведь нужно понять причины поступков героя, увидеть всю глубину его переживаний! Разве он сам не осуждает и не винит себя в гибели друга? Вряд ли когда-нибудь он простит себя за своё малодушие, за то, что побоялся людской молвы. А на это тоже способен не каждый, большинство людей готовы найти любые оправдания своим неблаговидным поступкам.

    Многие осуждают Онегина за его отповедь в адрес объяснившейся ему в любви Татьяны Лариной. Я же считаю, что он поступил в тот момент честно и порядочно: если не любишь девушку, не морочь ей голову. Ну и, пожалуй, самое главное: я полюбила Онегина ещё больше тогда, когда увидела его в конце романа человеком страдающим, способным на сильное и глубокое чувство!

    Евгений Онегин – необычный персонаж, интересный и неоднозначный, он попытается изменить свою жизнь, и я уверена, что мой любимый герой не замкнётся в себе, не превратится в Обломова, а будет идти вперёд, искать своё жизненное предназначение.


    1. Что мне близко и дорого в лирике С.Есенина?


    Поэзия серебряного века – особое явление в мире литературы. И для меня серебряный век русской литературы – это, прежде всего, творчество Сергея Есенина. Почему? Что близко мне в поэзии Есенина? Что дорого?

    Прежде всего, мне близко его отношение к жизни, к окружающему миру, его огромная любовь к родной деревне, к Родине. Поэт часто повторял: «Чувство Родины – основное в моем творчестве».

    В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик Родины и тогда, когда «нивы сжаты», «рощи голы», и тогда, когда она превращается в «несказанное, синее, нежное…». С образом Родины связана лучшая метафора Есенина «страна березового ситца» и самый нежный образ в его стихах - образ прекрасной девушки- березки. И пусть я живу в степной зоне Казахстана, но и мне дороги и милы немногочисленные берёзовые лесочки, и я влюблена в «синий плат небес».

    Значение стихов Есенина для меня огромно еще и потому, что они говорят о великой ценности всего живого на земле. Поле, лес, река, березка над прудом, золотая роща, красногривый жеребенок, скачущий за паровозом, щенок, встречающий поэта лаем, косари на лугу, мать, старый дед - все живое вызывает в сердце Есенина глубокую нежность. С любовью и состраданием поэт говорит в своих стихах о «братьях наших меньших». А ведь в наше время так актуальна тема милосердия, любви к природе!

    Лирика Есенина воспитывает доброту и отзывчивость. Поэт покоряет нас какой-то особой нежностью к своим родным. Читая его стихи, обращенные к деду, матери, сестрам, начинаешь сам более чутко и бережно относиться к своим родителям, к близким людям.

    Притягательной для меня является и любовная лирика С.Есенина. Светлые, радостные, напоминающие о том, что любовь возрождает самые лучшие чувства в душе человека, или грустные, пронизанные болью расставания с любимыми – эти стихотворения находят отклик в сердце. И нередко, когда мне становится грустно, я беру в руки томик стихотворений Сергея Есенина, ищу в них ответы на свои вопросы.

    Время неумолимо движется вперед, одно поколение сменяет другое, а интерес к личности Есенина, к его поэзии не ослабевает, она входит в наше сердце сразу, захватывая его раз и навсегда. Его поэзия озарена правдой русской природы и жизни, правдой времени. Он оставил нам богатое наследие - свои бессмертные, излучающие то свет и добро, то легкую грусть стихи, которые делают нас лучше, чище, добрее.


    1. Размышляя о войне… (по произведениям писателей 20 века)


    Великая отечественная война — это величайшая трагедия 20 века. И не было в СССР семьи, которой она не коснулась. События, человеческие судьбы, истории героических подвигов нашли отражение в произведениях писателей и поэтов.

    Тема эта появилась в литературе ещё во время войны. В 1942 году была написана поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». В ней было 30 глав, каждая из которых описывала тот или иной эпизод фронтовой жизни простого солдата, подававшего пример своей стойкостью, готовностью отдать жизнь за родину и друзей.

    В первые годы и десятилетия после войны были созданы правдивые произведения: повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» и повесть Б. Васильева «В списках не значился», посвященная подвигу защитников Брестской крепости, первой встретившей удар нацистских захватчиков. Впрочем, и во все последующие годы было написано много сильных произведений на эту страшную тему, которая всегда берёт читателя за живое, особенно если ему или его семье довелось испытать на себе боль утраты близких на этой войне. Наша семья тоже не является исключением, мой прадед прошёл почти всю войну, а умер в возрасте 55 лет от инфаркта: не отпускала его сердце война. Лично мне очень нравится рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». В нем речь идет о простом шофере, Андрее Соколове, которому пришлось испытать все ужасы жизни в концлагере. Он потерял всех своих близких, но война не ожесточила его сердце, и этот человек сумел обогреть душу мальчику, которого осиротила война.

    Неизгладимое впечатление произвела на меня и повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие», в которой рассказывается об искалеченных войной судьбах и трагической гибели девушек, вставших на защиту своей Родины. А ведь у них ещё вся жизнь была впереди!

    Я считаю, что совсем не важно, где происходит действие в книгах о войне, какого пола и возраста их герои, какую роль сыграли они в описываемых событиях. Главная цель писателей 20 века – рассказать правду об этой страшной странице истории человечества, достучаться до нашего сердца и разума, чтобы это больше никогда не повторилось. К сожалению, не все сделали для себя выводы. Пример тому – события на Украине, где по улицам захваченного когда-то фашистами Киева спокойно разгуливают молодчики с немецкой свастикой. И это страшно. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед потомками, потому что они должны знать, что их прошлое героически велико. Помнить о войне, о героизме и мужестве наших бабушек и дедушек, бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле.


    1. Вечные проблемы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»


         В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера, которые остаются актуальными и в наши дни.
         Важнейшей темой в произведении является вопрос ценности истинного искусства, истинного творчества. Для автора эта проблема была особо болезненна, и не случайно многие литературоведы угадывают в образе Мастера самого Булгакова. Для раскрытия темы творчества автор показывает нам членов МАССОЛИТа, заботящихся только лишь о жизненных благах, что ж такое настоящее творчество – им не ведомо. Мастер изгнан из этой среды, потому что он другой, он талантливый писатель, создавший гениальное произведение. Булгаков уверен, что художник не имеет права продаваться, иначе он лишится своего дара. Это главный нравственный закон настоящего творца.
    Ещё одной проблемой романа является проблема «настоящей, верной, вечной любви», преданности, которая решается с помощью образа Маргариты.   В этой героине воплощен авторский идеал любви и красоты, Булгаков нарисовал истинно достойную подругу великого художника, способную на всё ради любимого человека. Не знаю, существует ли такая любовь в наше время, в нашем непростом 21 веке?
         А через образ Понтия Пилата, прокуратора Иудеи, автор освещает вопрос о совести в романе., о трусости. Пилат видит, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. Расплатой за трусость для прокуратора стали вечные муки совести. А как часто перед нами стоит нелёгкий выбор: проявить мужество, принципиальность, отстоять свою правоту или струсить, спасовать перед трудностями, жить по принципу: «Моя хата с краю»!

    Но больше всего меня привлекают размышления автора о противостоянии добра и зла. Одно не существует без другого, такова жизнь, и только каждый из нас сам должен сделать выбор в ту или иную сторону. Только от нас зависит, станем ли мы честными, добрыми, порядочными людьми, способными совершать достойные поступки, любить людей, любить Родину, или же главным для нас будет личная выгода, жизнь для себя, нажива, карьера, поиск лёгких путей.
    В моём сердце это произведение оставило глубочайший след, и я считаю, что его должен прочитать каждый человек, которого волнуют важные, вечные вопросы бытия.


    1. Мой любимый поэт авторской песни


    Я не буду утверждать, что В. Высоцкий лучше и талантливее других поэтов-бардов. Но сейчас именно он интересен мне и как смелый, бескомпромиссный поэт-гражданин, не поступившийся совестью в десятилетия застоя, и как раскованный человек, способный на озорство, насмешку, дерзость, умеющий верить в чудо и создать его.

    Конечно, я, как и многие другие, сначала услышал Высоцкого, его громкий хриплый голос. Ведь его слушали везде и все: пожилые люди, молодежь в рабочих и студенческих общежитиях, школьники. Отцы и дети. Старые и молодые. Его песни знала вся страна.

    Сначала запомнились его сатирические песни, среди которых были острые, злые: о мещанах, бюрократах, подхалимах, дураках. Потом понравились его песни о сильных, мужественных, усталых и добрых людях. Но я как-то не считал Высоцкого поэтом, тем более серьезным и значительным, воспринимал его как певца. Лишь потом, когда прочитал сборники его стихов «Нерв» и «Четыре четверти пути», почувствовал, что Высоцкий— своеобразный, самобытный, большой поэт.

    Творчество Высоцкого — биография целой страны. В своих стихах он затронул, по-моему, все важные вопросы современной истории. Он рассказал о войне, о трудном послевоенном времени, когда он сам был мальчиком, но, как оказалось потом, сердцем прочувствовал и понял это время. Он рассказывал о больших делах и стройках, о тяжких днях и ночах тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, моряках, альпинистах, солдатах, пограничниках, поэтах. Высоцкий, как истинный поэт, пропустил время через свое сердце.

    Творчество Высоцкого сложно и неоднозначно. Среди очень сильных стихов у него есть и «однодневки» фельетонного характера. Но все его стихи, иногда не совсем удачные в художественном отношении, нельзя, по-моему, воспринимать равнодушно!

    У Высоцкого много разных циклов стихов-песен: песни-сказки, песни-монологи, песни-рассказы, героико-романтические стихи о летчиках, геологах, альпинистах, любовная лирика, большой цикл военных стихов. У него много стихов, где человек оказывается перед выбором в самой крайней ситуации, в момент риска, и ему нужны мужество, воля, одержимость, чтобы выстоять, победить.

    Да, можно свернуть,

    Обрыв обогнуть,

    Но мы выбираем трудный путь,

    Опасный, как военная тропа.

    Сам Высоцкий был сильным и стойким борцом, который задолго до объявления войны всяческой лжи и бюрократизму обличал и уничтожал ложь, косность, рутину, пошлость и предательство. Обличал яростно, потому, наверное, и не печатали его стихов, боялись слишком «возмутительных» вопросов.

    Замечательны стихи Высоцкого о дружбе, которой свято верны герои его стихов и сам поэт:.

    А в цикле «Баллада о любви» поэт утверждал, что любовь, объединяя двоих, объединяет и человечество, страны в единую великую Страну Любви. В песнях о любви Высоцкий, который в других стихах был подобен «пульсирующему сгустку нервов», становился как бы воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, который постиг все тайны бытия.

    Я дышу, и значит — я люблю!

    Я люблю, и значит — я живу!

    Думаю, что не смогу закончить своё эссе лучше, чем сказал когда-то пэт-шестидесятник Р. Рождественский: «Лучшие песни Высоцкого — для жизни. Они — друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту,— есть неистощимая сила, не показная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память...»
    6. «Возвысить степь, не унижая горы…» (по поэзии Олжаса Сулейменова)

    Если мы зададим себе вопрос, кто такой Олжас Сулейменов, то можем с гордостью ответить: Олжас Сулейменов – поэт, переводчик, литературный критик, этимолог. Кроме этого, это человек, который активно занимается общественной деятельностью. Патриот, который добился закрытия ядерного полигона и стал инициатором антиядерного государства. Это единственный человек в СНГ, который стал обладателем премии «ЧЕЛОВЕК МИРА». А недавно Олжасу Сулейменову была вручена самая главная награда – звание Героя труда Казахстана.

    Олжас Сулейменов – национальный казахский поэт. И хотя он создает свои произведения на русском языке, главную суть их составляет судьба родного народа.

    Поэзия Олжаса Сулейменова знакомит читателя со степями Казахстана, его историей и современностью. Произведениям поэта присущи красочная образность и национальный дух. Уже в своих первых стихотворениях он передает вольный дух народа.

    Поэт рождается и живет в стихии слова. Именно так можно охарактеризовать творчество Олжаса Сулейменова, чья душа и пылкое воображение уносят его вглубь веков, где мчатся быстроногие кони наших великих предков – вольных кочевников Великой степи.

    А какой ошеломляющий успех имела его поэма «Земля, поклонись человеку!», прозвучавшая на всю страну в день космического старта Юрия Гагарина. Эта поэма стала гимном всему человечеству. Поэзия Сулейменова является ярким примером интернационального характера большой мировой литературы, когда творчество писателей и поэ­тов делается доступным и понятным в самых разных концах земного шара и проникает в сердца независимо от политических убеждений и этнической принадлежности, становится общим культурным достоянием. Олжас Сулейменов занимает свое место в могучей плеяде таких национальных поэтов, как Кайсын Кулиев, Расул Гамзатов, Мустай Карим, Давид Кугультинов…

    Потом, позже, из пламени поэтического костра рождается характер нового человека, нашего современника, дышащего всей мощью индустриального, богатого чудесами атомного века:

    Нет Востока, И Запада нет.

    Нет Востока, И Запада нет,

    Два сына есть у отца.

    Нет Востока, И Запада нет,

    Есть Восход и закат,

    Есть большое слово — ЗЕМЛЛЯ.

    В больших раздумьях о судьбе Родины пишет цикл стихов «Возвысить степь, не унижая горы», и эта фраза становится его жизненным кредо. Речь идет о необходимости знать, любить и уважать свою историю, традиции, язык, не умаляя при этом достоинства других культур. О. Сулейменов мечтает породнить в душе Азию и Запад, «возвысить степь, не унижая горы», заставить заговорить погибшие первые книги, «по которым потом затоскует спаленный Восток». Он всматривается в прошлое «жадными раскосыми очами» и ищет в нем человечности и любви, скрепляющих археологические черепки в сосуд жизни и культуры. И одновременно он внимателен и чуток к сегодняшним дням, к событиям текущей мировой истории.

    Профессор Сорбонны, поэт и переводчик русской поэзии Леон Робель написал: «Олжасу Сулейменову давно уже близка идея братства культур и духовное взаимообогащение народов». Более всего в творчестве Сулейменова поражает размах и полная свобода как в выборе тем, так и в выборе выразительных средств. Его поэтический материк – это целый мир, в котором он мысленно, со страстью обозревает современные очертания и самые глубокие и древние истоки. Причину его необыкновенного успеха известный критик Лев Аннинский сформулировал так: «Поэт оказался на скрещении культур, на скрещении традиций».

    Я считаю, что нам всем есть чему поучиться у нашего казахстанского поэта: в нашем многонациональном государстве мы должны изучать, уважать культуру друг друга, не умаляя при этом ни одну из них. Только тогда мы будем всегда жить в мире и согласии, духовно обогащаясь.



    7.Вечный Толстой

    Льва Николаевича Толстого недаром называют уникальным писателем. Он с поразительной реалистичностью повествовал о драматизме человеческого бытия. Писатель задавался вопросом о смысле жизни, призывал окружающих жить по законам любви, ярче всего отраженным в христианских заповедях. Он старался жить по принципу: злом не отвечать на зло. Такая позиция, по моему мнению, достойна глубочайшего уважения. Я не скажу, что мне абсолютно все понятно в Толстом. Зато он дает много нужного и важного: жить не только для себя, но и для людей, быть честным, справедливым. Только прочитав Толстого, я поняла, что каждый человек должен пройти свой путь в поисках истины в жизни. И еще… Я навсегда сохраню благодарность Толстому, человеку и писателю, который подсказал мне, что «спокойствие – душевная подлость».
    Среди толстовских героев есть мои любимые: Пьер Безухов и Наташа Ростова. Герои, которые учат меня жить достойно, нравственно совершенствоваться, любить близких, заботиться о них, помогать людям. Толстой с его героями для меня - явление духовное, поэтому его творчество формирует мою душу и души моих современников.

    Какие же ещё уроки нравственности можно получить у него? Жить по совести. Андрей Болконский, как и его отец, честно служил России, жил по законам совести, не прячась за других. А ещё - жалеть людей, даже врагов. Жестокость – она ведь обоюдна. Потому и жалеет Кутузов обессилевших французов.

    Ценным нравственным наследием для нас могут служить не только произведения, но и дневниковые записи писателя, в которых он не просто описывал события минувшего дня, но и пытался разобраться в своих поступках, душевных движениях. Самопознанием и познанием мира являются эти дневники. А для нас – толстовскими нравственными уроками. Не зря ведь в наших казахстанских школах даже включили в программу предмет «Самопознание»!

    Всю жизнь Толстого занимала главная тема его творчества – тема единения людей, гармонии жизни, через всю жизнь он пронесёт мечту осчастливить род человеческий.

    А важнейшие вопросы жизни его героев: что дурно? Что хорошо? Для чего жить и что такое я? – были и вопросами их автора. А разве нас с вами не волнуют эти же вопросы? И еще одному толстовскому нравственному умению мы должны учиться. Учиться любить так, как любил писатель.

    И пусть со дня смерти писателя прошло более ста лет, для меня Лев Николаевич Толстой был и остаётся вечным учителем и мудрым наставником.

    8. Проблема истинного и ложного в жизни человека (по произведениям русской классики)

    Наверное, каждый человек рано или поздно задумывается над вопросами: что является самым важным в жизни? Ради чего стоит жить? Зачем мы пришли в этот мир? На что не стоит тратить свою жизнь?

    И каждый человек находит на эти вопросы ответы, которые зависят от его воспитания, от его внутренней культуры, от его моральных принципов.

    Так, например, в рассказе «Попрыгунья» А.П.Чехов поднимает проблему истинных и ложных ценностей человека. Героиня рассказа, гоняясь за новыми знаменитостями и талантами, не разглядела истинный талант – своего мужа, доктора Дымова, который, как поняла она слишком поздно, был и прекрасным мужем, и талантливым врачом, и замечательным другом, и выдающимся учёным. Я полностью разделяю точку зрения автора: главное – не оболочка, а душа человека, его внутренний мир, его отношение к людям, в том числе близким. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» писатель показал судьбу человека, который посвятил жизнь служению ложным ценностям. Главным для него являлись деньги, богатство. К этому герой шел всю свою жизнь. Однако смерть расставила все на свои места. Читатель понимает, что подлинные чувства, истинное счастье прошли мимо героя. Он умер, так и не узнав, что такое настоящая жизнь.

    Оглянемся вокруг себя, посмотрим телепередачи: «золотая» молодёжь, светские львицы, потерявшие человеческий облик в погоне за материальными благами олигархи… Ничего не меняется, к сожалению. В произведении «Ревизор» Н.В. Гоголь показывает нам страшную картину российской действительности. Чиновники города представляют собой безнравственных взяточников, для которых не чуждо заискивание перед начальством. Их цель - заработать как можно больше денег, в этом чиновники видят основную ценность, они рассматривают свою службу только как источник дохода. Ни о каком служении народу и родине они и не помышляют. А разве в наше время мало тех, кто обогащается, разворовывая то, что принадлежит всему народу? Разве не слышим мы каждый день слово «коррупция»?

    Истинными ценностями, на мой взгляд, является то, что находится у нас в душе, что не каждый может увидеть при первом взгляде, но что обязательно проявится: любовь к ближнему и к окружающей нас природе, умение сопереживать, проявлять милосердие и сострадание, бескорыстная помощь страждущим, служение своему народу. А ещё - желание сделать жизнь в своей стране лучше. Только ради этого и стоит жить на земле.
    9. Трагедия «лишних людей» ( по произведениям русской классики)

    Начиная с 20-х годов 19 века в русской литературе появляется новый герой, который стал доминирующим в последекабристскую эпоху. Этот тип человека с легкой руки Белинского принято называть типом «лишнего человека». В русской литературе выстраивается длинный ряд таких героев: Онегин, Печорин, Рудин, Обломов. Всех этих героев я бы смело могла назвать фигурами трагическими. У них есть как общие черты, так и отличительные. К общим чертам отно­сится их происхождение (они дворяне), они люди незаурядные, одаренные от природы умом, талантом, душой. Они не вписываются в обычную жизнь дворянства своего времени, тяготятся бесцельной и бессмысленной жизнью и стараются найти для себя дело, которое бы позволило им рас­крыться. Но все герои по разным причинам так и остаются «лишними», их богато одаренные натуры не находят применения в обществе. Белинский считал, что в появлении «лишних людей» повинно общество, его социальная и поли­тическая организация, поскольку самодержавно-крепостни­ческому государству не нужны люди с чувством, умом, ини­циативой. Добролюбов отметил другую сторону проблемы — субъективную: сами герои носят в себе такие свойства, кото­рые исключают их плодотворную деятельность на благо об­щества: они, как правило, безвольны, не приучены к труду, избалованы праздной жизнью и ленью и поэтому предпочи­тают предаваться мечтам, а не приниматься энергично за ка­кое-либо полезное дело. Отвлекаясь от социального смысла типа «лишних людей», можно заметить и еще одну важную черту сходства между ними: все они так или иначе ищут свое предназначение, мучаются своим бездействием, но и делать ничего не могут, так как не знают наверняка, во имя чего дей­ствовать. В этом и заключена трагичность их характеров. Это люди, не нашедшие своего счастья. При всей схожести герои эти все же разные, и общее для всех состояние неудовлетворенности вызывается не совсем одинаковыми причинами и у каждого имеет своеобразную ок­раску. Так, Онегин испытывает холодную скуку и «хандру». Пресытившись светской жизнью, устав от любовных приключений, не найдя ничего хорошего в деревне, оторванный от национальных кор­ней, он уже и не ищет смысла существования, цели в жизни, поскольку твердо убежден, что такой цели нет и быть не может, жизнь изначально бессмысленна и суть ее — скука и пресыще­ние. В лице Онегина перед нами трагедия человека, который еще все может, но уже ничего не хочет. Совсем не то — лермонтовский Печорин. Печорин неистово хочет жить, но именно жить, а не прозябать. Жить — то есть совершать не­что великое, но что именно? Ни одна цель не кажется Печорину бесспорной, любая ценность возбуждает сомнения. И все же с горечью думает Печорин о том, что было ему «назначение высокое», потому что чувствует он в душе своей «силы необъятные»…

    Я считаю, что все мы сами являемся творцами своей жизни и своего счастья, мы сами должны ставить перед собой цели и сами должны их добиваться, и тогда никто не скажет о нас, что мы «лишние», ненужные обществу люди.
    10. Чем близко творчество М.Ю.Лермонтова моему поколению?

    Некоторые мои сверстники считают, что классика устарела, что темы и проблемы, поставленные в произведениях мастеров слова 19 века, не актуальны и не интересны для нашего поколения. Не могу с ними согласиться. Я считаю, что творчество моего любимого поэта М.Ю.Лермонтова, например, близко нам, молодёжи 21 века.
    Лермонтов близок нашему времени в тех произведениях, где он выступает певцом свободы и поэтом-патриотом. Разве тема любви к Родине когда-нибудь будет не актуальна? А он любил её, свою Родину, болел душой за всё, что с нею происходило. А кто из нас не мечтает быть свободным человеком, который сам вправе распоряжаться своей жизнью? Сразу вспоминается поэма «Мцыри». Как не хватает у нас сейчас людей, которые так стремились бы на волю, которые так любили бы свою родину, своих родных, были бы так отважны, как этот герой! Нам бесконечно дороги и лирические стихи поэта, в которых дивная художественная форма сливается с высоким строем мыслей. В борьбе за воспитание гармоничного человека, которую ведёт наше общество, очень дорога лермонтовская лирика, утверждающая красоту живой жизни, любовь к ней, любовь к природе. Ведь только живя в гармонии с миром и окружающей нас природой, мы будем по-настоящему счастливы.

    А знаменитое «Бородино»? Сколько гордости за свой народ и уважения к защитникам отечества слышим мы в его строках! Нам, молодым, нужно учиться у Лермонтова гордиться своим историческим прошлым, своим народом. Ведь без прошлого нет будущего. Вспомним известную нам по школьным урокам «Песню про купца Калашникова». Каждый ли современный мужчина способен встать на защиту чести и достоинства своей девушки, жены? А лермонтовский Печорин? А «Дума»? Разве они не заставляют нас задуматься о смысле жизни, о поисках предназначения нашего в этом непростом мире? Ведь это так страшно – прожить жизнь, не оставив следа, не запомниться никому, не сделать в жизни чего-то очень важного не для себя, а для других, для будущих поколений.

    Я считаю, что если поэт или писатель в своих произведениях затрагивал очень важные, общечеловеческие темы, искал ответы на трудные вопросы, то его творчество будет всегда актуально и близко ещё не одному поколению.

    11. «Когда ужасное прельщает...»
    (по страницам русской классики)

    Идут века, шумит война,
    Встает мятеж, горят деревни,
    А ты все та ж, моя страна,
    В красе заплаканной и древней.
    А. Блок

    Творчество — одна из сторон нашей жизни, в которой ужасное может прельщать своей роковой красотой либо откровением. В русской поэзии этим художественным приемом в совершенстве владели Лермонтов, Блок, в прозе — Гоголь, среди художников в этом плане, я считаю, заметен Константин Васильев. В основе прельщения ужасным, по-моему, лежит какая-то катастрофа, катаклизм . Во всех словарях мира слово “катастрофа” толкуется почти одинаково: перелом, переворот, гибельный случай, событие, нарушающее обычное течение жизни человека. Этот мой небольшой экскурс по словарям показывает, что катастрофа может быть и без ужаса и гибели. Бывает катастрофа в прямом, узком смысле: массовая гибель людей, авария на АС и т.д. Фильм “Холокост” об истреблении нацистами евреев подсказал название этого типа событий. Холокост — это события, включающие в себя ужасы от гибели Помпеи до современных войн. Все эти катастрофы, оформленные в художественный или исследовательский материал, прельщают наше внимание. Я знаю людей, которые с нетерпением ожидают телепередачу “Катастрофы недели” или какие-нибудь неизвестные кадры ужасов чеченской бойни. Исключением на некоторое время стала чернобыльская авария, потому что все ощутили ее личной катастрофой. Видимо, сыграл роль момент абсолютного ощущения своей беззащитности, ведь ни расстояние, ни толстые стены от ядерной смерти не спасают. Но прошло немного времени, и процесс прельщения начался и в отношении этой ужасной катастрофы века. Пока это проявляется в стремлении некоторых журналистов и писателей показать свое неравнодушие к мировым проблемам, в обличении виновных, но, видимо, скоро появятся или, может быть, уже появились (я просто не в курсе) художественные произведения на эту тему.
    Но вернусь к литературе. Еще Лермонтов сетовал в своем стихотворении “Предсказание” на некую всеохватность и власть зла на земле.
    Изображая ужас катастрофы, поэт не избежал моментов красивости — “И зарево окрасит волны рек”, “В тот день явится мощный человек”. По-моему, самого поэта прельщают образы сверхкрасоты и сверхчеловека, хотя ясно, что они значат для человечества.
    Александр Блок открыл, по-моему, новый тип катастрофической красоты. Это — красота красивого, хотя и ужасного пророчества, красота катастрофы, как бы открывающей дверь в другой мир. Например, цикл “Арфы и скрипки”:
    Он занесен — сей жезл железный
    Над нашей головой. И мы
    Летим, летим над грозной бездной
    Среди сгущающейся тьмы.
    Но все равно я считаю, что для нравственного восприятия жизни и окружающего мира прельщение ужасным ничего не дает. Только лишь будит в человеке острые ощущения. Пожалуй, такое “прельщение” наносит также известный моральный вред. Сейчас средства массовой информации преуспевают в “ужасном”. Окруженный такой информацией, человек может в конце концов принять все это за норму жизни. Я бы такой нормы не желал никому.

    12. «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя…» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин)

    В свое время критик В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Пушкин коснулся в нем многих проблем: проблемы долга и чести, русской культуры, счастья, любви, верности… Личность поэта проявляется в каждой строчке романа, в образе автора мы находим настоящего друга, шутливого собеседника, мудрого человека, который заставляет нас задуматься над очень важными вопросами, особенно в своих лирических отступлениях.
    Среди лирических отступлений автора о природе, любви, жизни, литературе и искусстве особенно выделяются философские размышления. Пушкин писал свой роман в течение восьми лет. За это время у него накопилось много впечатлений, прибавилось опыта. Крупицы мудрости рассыпаны по всему произведению. Думаю, что они очень актуальны и сегодня.
    Так, во второй главе романа автор рассуждает о распространенном пороке XIX века — эгоизме. Кумиром молодёжи того времени был Наполеон Бонапарт, который положил начало этой всемирной болезни. Жажда славы любой ценой, холодный расчет помогли ему добиться успеха, но, в конечном счете, привели к пропасти. Бюст Наполеона стоит и в кабинете Евгения Онегина. Наверное, он тоже в какой-то мере считал себя избранным. И вот уже эгоизм Онегина приводит к гибели восторженного Ленского, герой отвергает искреннее чувство Татьяны. И сегодня найдется немало примеров того, как беспредельный эгоизм разрушает человека:
    Но дружбы нет и той меж нами.
    Все предрассудки истребя,
    Мы почитаем всех нулями,
    А единицами себя.

    А кто дал право ему, Онегину, распоряжаться чужой жизнью? Бедный Ленский оказался так жестоко наказанным только за то, что взбесил Онегина своей маленькой ложью об именинах Татьяны.

    К сожалению, это наполеоновское стремление к славе, желание выделиться из толпы, зависимость от мнения окружающих и в наше время не менее страшно: многие готовы пойти на подлость, готовы унизить других, переступить через чьи-то интересы, чувства и даже жизнь.

    Мне кажется, что самое главное в жизни каждого человека – уважать других людей, их мнение, быть терпимыми к их недостаткам, уметь жить в обществе. И пока мы все этому не научимся, так и будут время от времени появляться «наполеоны», которые слышат только себя, живут только для себя, всех же остальных будут считать нулями, средством для достижения своих целей.

    13. Что устарело в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и что современно?
       Роман И.С.Тургенева поистине является шедевром русской литературы. Произведение отличается постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов, которые актуальны и в наше время. Центральное положение в романе занимает Евгений Базаров.
       Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе. Такие люди, как он, встречаются и в наше время, без них общество не могло бы двигаться вперёд.
      Но есть в его взглядах и то, что сейчас нам кажется устаревшим. Базаров бездумно отрицает все вещи, которых даже не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, ерунда, читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой - смешно, наслаждаться природой - нелепо. Любовь для Евгения - это всего лишь физиологическая потребность. Мы же сейчас активно занимаемся музыкой, с удовольствием ходим на художественные выставки, считаем огромным счастьем из душных городов вырваться на природу, чтобы насладиться её красотой, снять прекрасные пейзажи на камеру или фотоаппарат. Устаревшими мне кажутся и некоторые идейные разногласия героев, которые когда-то были очень важными. Вряд ли кого-то из нас сейчас интересует отношение к аристократии, да и народ у нас уже не патриархальный и не безграмотный.

    Современным в романе для меня остаётся и «женский» вопрос. В нашем обществе, как и во времена Тургенева, есть женщины-эмансипе, и те, кто превыше всего ценит свой покой и тихую, размеренную жизнь. А есть и такие, для которых самое главное – дом и семья.

    По-прежнему актуальной является и проблема взаимоотношения поколений. Многие современные родители, так же, как Николай Петрович Кирсанов, стараются понимать молодёжь, идти в ногу со временем, но, к сожалению, им это удаётся далеко не всегда. Они всё время сравнивают своё образование, воспитание, поведение с тем, которое наблюдают у своих детей, стремятся поучать, «воспитывать» уже повзрослевших отпрысков, а тем это не всегда нравится…
       Чем ещё, по моему мнению, современен роман? Тем, что всегда будут появляться люди, подобные Базарову, старающиеся как-то изменить мир, но общество не будет принимать таких людей, не похожих на остальных. Всё новое нам всегда вначале кажется лишним и враждебным, нам часто мешают такие возмутители спокойствия, и лишь спустя время мы осознаём, что они-то и есть двигатели прогресса…



    14.«Горечь» и «сладость» человеческой жизни в изображении И.Бунина и А. Куприна

    И. Бунин и А. Куприн жили и творили в непростые для России времена. Может быть, поэтому так своеобразны их взгляды на жизнь. Постараемся разобраться, в чем писатели видят горечь и сладость человеческой жизни.
        “Я хочу говорить о печали”, — писал Иван Алексеевич Бунин. Горечью пронизаны все его произведения. В его представлении мир — это бездна, трясина, пучина. Человеческая жизнь рядом с этой бездной так же ничтожна, как скорлупка корабля на штормовой волне. Рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” повествует о Богатом 58-летнем американце, который всю жизнь работает, чтобы разбогатеть, ему неведомы простые человеческие чувства. Он умирает, не осуществив свои планы. Безобразно и отвратительно всеобщее лицемерие, царящее в этом мире. От всего веет горечью, все фальшиво: и веселье, и слава, и богатство.
        Но неужели только горечь видит писатель в действительности? Где спасение от этой безысходности? Возможно ли счастье, есть ли сладость в человеческой жизни?
        Писатель отвечает на эти вопросы строчкой из «Темных аллей»: «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена». Сладость человеческой жизни, по мнению Бунина, заключается в любви, в настоящем сильном чувстве, которое способно преодолеть любые препятствия. Яркий пример такой любви — Надежда. Она через всю жизнь пронесла любовь к барину, некогда соблазнившему ее. Да, возможно, Надежда несчастлива сейчас, но настолько сильно было то чувство, столько радости и счастья оно принесло, что забыть о нем невозможно, то есть любовь для главной героини — счастье.
        Чтобы убедиться в искренности чувств, по мнению Бунина, нужна непременно трагедия. Любовь у него долго не живет — в семье, в браке, в буднях. Короткая, ослепительная вспышка, до дна озарившая души влюбленных, приводит их к трагическому концу — гибели, самоубийству, небытию.
        Но, тем не менее, в этих счастливых мгновениях, ради которых стоит жить и переносить любые страдания, и заключается сладость человеческой жизни. Таким образом, горечь и сладость, по мнению Бунина, тесно переплетены: чтобы ощутить сладость жизни, надо до дна испить чашу ее горечи.
        А в чем видит горечь и сладость человеческой жизни А. И. Куприн? Мне кажется, мнения Бунина и Куприна на этот счет схожи. Но у Куприна нет той бездны, которая вот-вот поглотит весь мир, и фальшь и примитивность в отношениях людей не так бросается в глаза. “Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы” — именно такими словами представляет нам автор главную героиню произведения «Гранатовый браслет». Возникает вопрос: а была ли у нее вообще когда-нибудь настоящая любовь?
        Таким образом, мы видим, что герои живут, руководствуясь не чувствами, а выгодой. Та же неподдельная любовь, о которой Куприн говорит словами Аносова: “сильна, как смерть, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения — вовсе не труд, а одна радость”, — становится у них поводом для насмешек и причиной для угроз. Мне кажется, именно в этой людской черствости и неспособности любить по-настоящему видит писатель горечь человеческой жизни.
        А сладость человеческой жизни у Куприна, как и у Бунина, — любовь. В “Гранатовом браслете” главный герой кончает жизнь самоубийством из-за неразделённой любви. Можно было бы предположить, что любовь принесла ему лишь страдания (горечь, а не сладость). Однако это не так. Любовь его погубила, но разве можно говорить о том, что она была несчастной для Желткова? Я думаю, что нельзя. Для героя любовь, хотя она и не взаимна, была единственным счастьем.
        Итак, мнения Бунина и Куприна по поводу горечи и сладости человеческой жизни во многом похожи. Для обоих писателей сладостью жизни, счастьем является любовь, ломающая все преграды на своем пути и побеждающая, несмотря ни на что. Горечь же заключается в фальшивости и неискренности людских отношений, а также в том, что чувства у большинства людей заменены холодной расчетливостью.
        Горечь и сладость невозможны одна без другой. И только ощутив горечь жизни, можно понять всю её сладость.


    15. Роль семьи в воспитании личности (по произведениям русской классики)


    Одной из ведущих тем в разных произведениях русской литературы является тема семьи. Какую роль в формировании личности играет семья? Что является основой семьи? Важен ли пример родителей? Да, именно любовь и семья, по мнению И.С.Тургенева и Л.Н Толстого, формируют личность, определяют его дальнейшую жизнь и судьбу, делают его счастливым или глубоко несчастным.
    Так, Николай Петрович Кирсанов - представитель старшего поколения в романе «Отцы и дети» – считает, что любовь - это основа, на которой держится жизнь, одно из важнейших человеческих чувств, придающих смысл существованию. Николай Петрович был счастлив любовью, наполнявшей всю его жизнь: к первой жене, к Фенечке, к обоим сыновьям – одним словом, к семье. Глядя на отца, Аркадий тоже вьёт своё семейное гнездо, и мы уверены, что он будет хорошим мужем и отцом.
    Для главного героя романа Евгения Базарова истинными ценностями предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…». Они трепетно, с большим тактом и заботой относятся друг к другу. Мне кажется, если бы Базаров последовал примеру родителей и смог создать семью, он многое мог бы дать своим детям.

    А вспомним «Войну и мир» Л.Н.Толстого. Какие удивительные, совсем не похожие друг на друга семьи Ростовых и Болконских! Но, несмотря на свою непохожесть и разные методы воспитания детей, они вырастили прекрасных сыновей и дочерей. Честный и порядочный Николай, добрая и внимательная Наташа, заботливые, умеющие любить; наивный и добрейший Петя, храбрый мальчик – дети Ростовых, вобравшие в себя самые лучшие качества своих родителей. Андрей Болконский, стремящийся служить на благо отечеству, бескомпромиссный и честный – достойный сын своего отца.

    А теперь обратимся к другим семьям: Курагиных в «Войне и мире», Головлёвых в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина. Каких детей могли воспитать родители, для которых на первом месте не нравственные ценности, не жизнь души и сердца, а обогащение любой ценой, безразличие к детям, отношение к ним, как к «постылым».
    Я счастлива, потому что мне с моими родителями очень повезло. Именно благодаря их заботе, любви, чуткости, личному примеру во мне, как мне кажется, больше положительных качеств. Я знаю семьи, в которых родители считают, что их детей должен воспитывать сначала детский сад, потом школа. Но все главные качества закладывает в нас именно семья, и на ней лежит ответственность за то, какую личность получит общество.


    16.Мой любимый персонаж русского серебряного века

    Поэзия серебряного века – особое явление в мире литературы. Бальмонт и Мережковский, Блок и Ахматова, Гумилёв и Маяковский. Каждый любитель поэзии найдёт в жизни и творчестве этих поэтов что-то близкое и важное для себя. Для меня серебряный век русской литературы – это, прежде всего, творчество Сергея Есенина.

    Известный русский поэт Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но яркую жизнь, в которой было все: всеобщее восхищение талантом и резкая критика, ошеломляющая любовь и горькие разочарования. Такие же необыкновенные и звучные стихи поэта, в которых мы видим чудесные картины русской природы, слышим голоса крестьянской Руси, познаем народную душу. На мой взгляд, о чем бы ни писал поэт, под его пером рождаются ни с чем несравнимые образы.

    Природа в поэзии Есенина не просто оживлена, она очеловечена. Например, в стихотворении «Буря» лес «охнул», ковыль «зашептался с эхом», река «ревёт сердито», а сама буря «плачет у окошка». Не менее прекрасна есенинская «Пороша», в которой «дремлет лес под сказку сна», а сосна сравнивается со старушкой, повязавшейся косынкой и опершейся на клюку. Описывая природу, поэт напоминает нам, что человек – ее частица. Так, в стихотворении «Звезды» автор обращается к небесным светилам, уверенный в том, что именно они владеют силой «знания жгучего» и скрывают что-то самое главное. Очаровывает известное произведение «Отговорила роща золотая», наполненное глубоким философским содержанием. Когда его читаешь, начинаешь понимать, что жизнь быстротечна и сравнить ее можно с рощей, которая «отговорила милым языком». Несомненно, самыми притягательными для каждого человека является любовная лирика С.Есенина. Светлые, радостные, напоминающие о том, что любовь возрождает самые лучшие чувства в душе человека или грустные, пронизанные болью расставания с любимыми – эти стихотворения находят отклик в сердце. Я снова и снова перечитываю лирические откровения поэта: «Руки милой – пара лебедей» - песнь о любви и гармонии, «Глупое сердце, не бейся!» - размышление о том, способно ли сердце на сильное чувство, «Заметался пожар голубой» - посвящение любимой женщине и многие другие, восхищаюсь глубиной описываемых эмоций. Сергей Есенин жил в очень сложное время, возможно, совершал ошибки, находясь в постоянном поиске ответов на вопросы, которые ставила перед ним жизнь. Может быть, поэтому так пронзительны, жизненны его произведения. И чем больше мы читаем стихотворения Есенина о любви, о родине, о природе, тем понятнее становится нам поэт.

      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта