Творчество Эмиля Золя (презентация)_зарубежная литература. Золя. Задача Изучить всю Вторую империю от государственного переворота по настоящее время
Скачать 0.61 Mb.
|
Эмиль Золя (1840-1902) Суть натуралистического метода Золя сформулировал в предисловии к роману "Тереза Ракен": увлекшись идеями литературы документа, он поставил своей целью создание "научного романа", куда войдут данные естественных наук, медицины и физиологии. В романе "Мадлен Фера" (1868) писатель предпринял первую попытку показать в действии законы наследственности. Примерно в это же время у него возникает замысел создать серию романов, посвященных одной семье, судьба которой исследуется на протяжении пяти поколений . Социальная эпопея «Ругон-Маккары» Задача 2. Изучить всю Вторую империю от государственного переворота по настоящее время. Задача 1. Изучение на примере одной семьи вопросы наследственности и среды Большой цикл романов, посвященный Второй империи (период правления Наполеона III (1852-1870). 20 романов ( задумывалось 10) Разнообразие места действия Представлены все классы и социальные группы 32 представителя семьи Ругон-Маккаров, всего около 2 000 персонажей Поднимает вопрос о темпераментах и среде. Чувства, желания, страсти определяются наследственностью и средой. Научная задача: объяснить, как вырождение праотцов сказывается на всей семье. Романы цикла «Ругон-Маккары» «Карьера Ругонов» (1871), «Добыча» (1872), «Чрево Парижа» (1873), «Завоевание Плассана» (1874), «Проступок аббата Муре» (1875), «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876), «Западня» (1877), «Страница любви» (1878), «Нана» (1880), «Накипь» (1882), «Дамское счастье» (1883), «Радость жизни» (1884), «Жерминаль» (1885), «Творчество» (1886), «Земля» (1887), «Мечта» (1888), «Человек-зверь» (1890), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892), «Доктор Паскаль» (1893) История рода Ругонов - это скользкий путь в высшее общество, тогда как история Маккаров отражает преимущественно жизнь низших и средних слоев французского общества после прихода к власти Наполеона III. В зависимости от них находится многочисленное семейство Ругон-Маккаров, одни представители которого преуспевают на этих поприщах, другие этими же силами вытолкнуты из жизненной колеи. Золя первым заметил и в своих романах раскрыл связь главных взаимодействующих сил, составляющих первооснову буржуазного общества: политики, прессы, финансов. Сборники статей «Натурализм в театре», «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты» и «Литературные документы» стали литературными манифестами натурализма Золя изучил труды по биологии, физиологии, истории и создал свою «теорию научного романа», выступив в качестве идеолога и практика складывающейся литературной школы. Выполнение гигантского замысла потребовало от Золя решения проблем, неизбежно встающих перед каждым художником, - вопросов об отношении искусства и действительности, о связи между наукой и искусством, о движущих силах истории и каждой отдельной личности. Над невежеством случайных посетителей потешаются художники, копирующие луврские шедевры. Дождь кончился, и подуставшие гости заспешили в трактир, где был заказан свадебный ужин. Этот вставной эпизод будто не имеет никакого отношения к основному сюжету Но на самом деле автор «Ругон-Маккаров», соединяя разрозненные фрагменты, никогда не забывает о том, что мозаика образует целостную картину. У невежественной прачки растет сын Клод, которому суждено стать гениальным художником. Над его необычными картинами сначала будут потешаться знатоки, потом его создания будут признаны шедеврами и повесят в Лувре. В романе «Западня» есть весьма примечательный эпизод. Когда Жервеза выходила замуж за кровельщика Купо, свадебная процессия, пережидая ливень, невзначай забрела в Лувр и шумной компанией прошлась по всем залам. Над невежеством случайных посетителей потешаются художники, копирующие луврские шедевры. Среда и человек в романе «Западня» Объективно-истинное изображение современного Золя пролетариата. Цель - упорядочение, усовершенствование системы отношений буржуазного общества Роман «Западня» (L’assomoir) - 1877 г «Катастрофическое» строение Публикация романа вызвала огромный резонанс в обществе. Никто до Золя не показывал мир нищеты с такой натуралистичностью и откровенной прямотой. Главная героиня произведения – парижская прачка– стала той основой, которая позволила писателю показать практически весь рабочий класс французской столицы и дать натуралистический анализ его жизни. События романа разворачиваются в городских предместьях и описывают перипетии жизненного пути обычной французской девушки Жервезы. Историю падения человека – от богатства к нищете, от благородства до порока, от нравственной чистоты до духовного разложения. Падение героини обусловлено не только и не столько личными причинами, сколько условиями, социальной средой, в которой ей приходилось жить. Художественное время романа «Западня» включает в себя около двух десятков лет жизни Жервезы Купо, начиная с её приезда в Париж и заканчивая голодной смертью. Изнурительная работа в прачечной, свадьба с кровельщиком, рождение дочери, открытие собственного дела и разорение показаны в произведении как одна из самых естественных схем жизни простого человека. Художественное пространство «Западни» ограничено ещё в самом начале повествования смотрящей из гостиничного окна Жервезой. Глядя на парижские улицы, прачка чувствует, что вся её жизнь отныне будет сосредоточена между бойней и больницей. Название романа – «Западня» - глубоко символичное. Оно определяет истинную суть жизни представителя рабочего класса во французской столице. В романе с неподражаемым мастерством раскрыты профессиональные особенности построения прачечного дела, кузнечного и ювелирного производства, ресторанного и цветочного бизнеса, больничного лечения. Многие рабочие процессы (стирка, ковка, изготовление золотых цепочек и т.п.) описаны настолько подробно, будто сам автор не один год занимался ими. Натурализм романа прослеживается и в описании деталей быта (чаще всего, нищенского), и в мельчайших подробностях насыщения героев пищей. Золя о методе написания: «Вот как я создаю роман. Я не создаю его в буквальном смысле этого слова, я предоставляю ему возможность создаваться самому. Я не умею выдумывать факты: этот вид воображения у меня полностью отсутствует. Я решил никогда не заниматься сюжетом. Приступая к работе над романом, я не знаю, какие события в нём произойдут, какие персонажи будут в нём участвовать, как начнётся и чем кончится. Я знаю только своего главного героя, своего Ругона или Маккара. Я размышляю о его темпераменте, о семье, в которой он родился, его первых жизненных впечатлениях и о том классе, к которому, как я решил, он будет принадлежать… И вот, наконец, в одно прекрасное утро, когда я завтракаю и думаю совершенно о другом, обе нити внезапно связываются воедино. И тогда свет проливается на весь роман» |