Креативный менеджмент. Задача креативного менеджмента управление процессом принятия творческих решений в коллективе. Необычайно популярная в настоящее время методика показывает эффективность там, где не справляются
Скачать 21.92 Kb.
|
Вопрос 1 Методологические и методические основы креативного менеджмента: принципы, методы и техники активизации креативного мышления. Креативный менеджмент – это метод управления творческим процессом, ориентированный на решение актуальных коллективных задач. Креативный менеджмент основан на современных технологиях творчества и командной работы. Задача креативного менеджмента - управление процессом принятия творческих решений в коллективе. Необычайно популярная в настоящее время методика показывает эффективность там, где не «справляются» остальные системные стратегии и является весьма актуальным способом сочетания консервативного логического мышления с законами современного менеджмента и полетом творческой фантазии. Креативный менеджмент должен обеспечить минимальные затраты на создание основы интеллектуального капитала и максимальные потенциальные доходы в будущем. Основное приложение креативного менеджмента – это создание и мотивация деятельности человеческого капитала, активизация его творческого потенциала. Цели креативного менеджмента: 1. Дать человеку знания 2. Обеспечить его информацией 3. Побудить человека к творческой деятельности 4. Обеспечить его права на результаты своего творческого (интеллектуального) труда 5. Обеспечить права и интересы организации (экономической системы), которая предоставила человеку знания, информацию, условия для творческой деятельности, правовую охрану результатов творческого труда. Креативный менеджмент тесно связан с развитием таких направлений менеджмента, как управление персоналом, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, с "самоменеджментом", организационной культурой предприятия, маркетингом. Очевидна связь креативного менеджмента и с наукой о методах технического творчества, в которой креативные технологии применяются с большим успехом уже длительное время и создан комплекс методов для разработки творческих решений. Одним из первых их создателей был Альтшуллер, разработавший теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). В сфере научно-технического творчества существуют три его уровня: рационализация, изобретательство, открытия соответствуют свои конечные результаты творчества, свои методы творчества и мышления. Рационализация предполагает улучшение существующих характеристик процесса или объекта, изобретательство - создание нового продукта (процесса) на базе существующего знания, открытие - создание нового знания, неизвестного ранее, позволяющего создавать принципиально новые продукты и процессы. Первый уровень связан с использованием рационального или конвергентного мышления, второй и третий - с применением конвергентного, дивергентного, а также латерального мышления. Соответственно в креативном менеджменте можно выделять несколько видов решений, основанных на разных типах мышления, - рациональные, креативные и эвристические. При этом эвристические решения основываются на алгоритмизированном творческом мышлении. Особый вид решения составляют интуитивные - рациональные и творческие одновременно. Что касается "вспышек интуиции", то Е.Л. Файнберг рассматривает их как интуиции-суждения и интуиции-догадки, принадлежащие к разным сферам несознаваемого психического. Для разработки и принятия креативных решений необходим анализ факторов, определяющих выбор класса и вида решения в системе управления, и использование моделей принятия решений из области теории потребительского поведения, прежде всего модели Вебстера и Уинда. Креативный менеджмент должен быть направлен на всемерное раскрытие творческих способностей людей. Тогда как традиционное администрирование основано на выполнении людьми твердо установленных правил и не направлено на проявление ими инициативы и раскрытие всех своих способностей. Под креативным менеджментом понимается управление людьми в организациях, направленное на максимальное раскрытие и использование их творческих способностей на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла для создания новых, конкурентоспособных идей на уровне изобретений в различных областях человеческой деятельности. Целью креативного менеджмента является генерация новых идей и поиск новых решений для достижения успеха страны, фирмы и организации в различных областях. При этом управление людьми осуществляется как в самой организации (персоналом), так и вне ее (поставщиками, партнерами, посредниками, клиентами, потребителями и др. целевыми аудиториями). Креативный в переводе с английского означает творческий, созидательный. Согласно словарю Вебстера «креативность - это способность создавать новые значимые формы». В более широком смысле креативность - это процесс выявления скрытых возможностей и творческого использования их потенциала в определенной области. Креативность не тождественна интеллекту, под которым понимается способность анализировать, обрабатывать и усваивать большие объемы информации. Она предполагает способность к синтезу и созданию нового. Результатом креативного синтеза могут быть изобретения, новые теории, понимания проблемы, произведения искусства. Креативность является основной предпосылкой для создания инноваций. Инновациями становятся реализованные на практике новые (креативные) идеи, обычно полученные при помощи креативного мышления или путем заимствования. Креативность всегда являлась основным источником развития общества. Креативность в обществе зависит от исторической ситуации. Если в древности и средние века креативность проявлялась в основном в искусстве, то, начиная со второй половины XVII в. и до первой половины ХIX в., она проявлялась, в основном, в науке и искусстве. Со второй половины XIX в. - в науке и технике, а с середины XX в. она проявляется в первую очередь в технике и экономике. В настоящее время креативность в развитых странах становится постоянной практикой и основным источником конкурентного преимущества. Практически в любой области производства побеждает в конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом. Креативность имеет следующие основные формы: научную(открытия) техническую (изобретения) экономическую (предпринимательство) художественную (искусство) социальную (отношения с людьми) политическую (государственное управление) Применение нестандартных творческих идей и решений в бизнесе и управлении - прямой результат повышения интенсивности конкурентной борьбы, требующей новых маркетинговых идей, совершенствования рекламы, более активного использования нетрадиционных инструментов - средств ВТL, москитного и событийного маркетинга и т. п. В сфере управления стало уже традиционным использование реинжиниринга и контроллинга, предполагающих творческий подход к решению традиционных проблем управления на основе использования информационных технологий, позволяющих повысить производительность труда, и разработки новых методов прогнозирования рыночных ситуаций, необходимых для корректировки стратегии компаний. Стратегический менеджмент невозможен без творческого мышления. Процесс разработки миссии предприятия и его стратегии - это процесс творчества, даже искусства. Инновационный менеджмент тем более немыслим без креативных решений, без творческих инициатив руководителей и исполнителей. В то же время следует учитывать, что креативные решения всегда характеризуются высокой степенью риска, даже непредсказуемостью. Отсюда проблема сочетания искусства и научного подхода в управлении: "Сочетание научного подхода и искусства в подготовке решений характерны для бизнеса, и проблема заключается в том, чтобы каждый подход нашел свое место". Многие специалисты утверждают, что творческие решения применяются в случаях, когда недостаточно информации для принятия рационального решения, когда трудно установить причинно-следственные связи, прогнозировать последствия решений и поэтому приходится рассчитывать на интуицию. Например, в вертикально-интегрированных компаниях, имеющих сложное организационное строение и сложную иерархическую организационную структуру, с нехваткой информации для принятия решений и с высокими прогнозными рисками специалисты в сфере управления сталкиваются постоянно. Для таких компаний разработка методологии принятия креативных решений - одна из самых насущных задач управления. Использование таких решений дает компаниям уникальные конкурентные преимущества благодаря совершенствованию маркетинговой деятельности, рекламы, связи с общественностью, новым возможностям проникновения на рынки. При разработке управленческих решений К. Кирсанов предлагает использовать понятия креативный и эвристический менеджмент. Под первым им понимается деятельность, связанная с управлением коллективом, которая основывается на подвижных ("дрейфующих") критериях целеполагания, а под эвристическим (от греческого heuristro - "отыскиваю, открываю") менеджментом - управление личностью и ее самоуправление. Креативный менеджмент необходим тогда, когда создаваемый интеллектуальный продукт является результатом деятельности коллектива, эвристический же обусловлен индивидуальным целеполаганием и управлением деятельностью индивида как участника создания интеллектуального продукта. Вопрос 2 Анализ 2-х типов мышления: дивергентного и конвергентного (по Эдварду де Боно). Конвергентное мышление – это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задачи, следовании алгоритмам. Сам термин происходит от латинского слова «соnvergere», что означает «сходиться». Конвергентное мышление базируется на стратегии использования инструкций по выполнению задач, на применении элементарных операций. Чаще всего именно эта стратегия является основной в тестах на IQ. Также она используется в классических педагогических методиках. Чтобы лучше понять, что такое конвергентное мышление, нужно вспомнить школьную систему образования. Задачи, которые даются ученикам, изначально предполагают наличие правильного ответа. Оценка ставится, исходя из скорости, подробности и точности, которые демонстрирует ученик при поиске решения. Если речь идет о письменных заданиях, то также оценивается аккуратность и соблюдение формы ответа. Большинство педагогических методик использует именно такую схему. Однако для творческих людей подобный подход неприемлем. Истории известно множество примеров, когда выдающиеся люди плохо учились в школе. И причиной тому была методика преподавания, а не отсутствие знаний. К подобным примерам можно отнести Альберта Эйнштейна или Уинстона Черчилля. Обычно такие люди не принимают условия задачи, начинают задавать вопросы, которые учителя находят неуместными. «Что будет, если использовать не воду, а масло?» «А если перевернуть треугольник?» «Может нужно посмотреть с другой стороны?» Хотя методика преподавания создает сложности не только гениям, но людям всех возрастов и степеней изобретательности. Необходимость мыслить по алгоритму заглушает возникающие идеи, что приводит к внутреннему конфликту. Были проведены специальные исследования, где людям предлагали ставить на бумаге точки, следуя заданной последовательности. Эксперимент шел довольно долго, и через какое-то время испытуемые проявляли раздражительность, у них возникало чувство усталости и недовольство. В итоге люди отходили от задания, выполняли его по-другому, вносили разнообразие. Не всегда наличие энциклопедических знаний позволяет решить определенную задачу. Даже обладая внушительным багажом фактов и данных, можно растеряться в конкретной ситуации. Естественно, что нужно тренировать конвергентное мышление, но реальная жизнь не идет по правилам, здесь не всегда есть однозначные ответы. В отличие от компьютерных тестов, где нажатие на кнопки дает вполне конкретный результат. Чтобы двигаться вперед, нужно развивать независимое мышление. Дивергентное мышление Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы. Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса. Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации. Существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению: Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени. Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений. Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия. Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях. Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, ведь основой этого типа мышления являются неорганизованные или случайные идеи. Именно поэтому люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, построенные по классической конвергентной схеме. И если у взрослого человека плохие результаты не вызовут никаких эмоций, то у школьников могут появиться комплексы и пострадать самооценка. Есть определенные способы, которые позволяют оценить дивергентный интеллект. Например, испытуемому дается ряд предметов (ручка, ведро, картон, ящик и так далее), а он должен определить, как можно их использовать. Чем больше способов применения, тем лучше будет результат. Процесс познания включает получение новых знаний и сохранение их в памяти. Конвергентное и дивергентное мышление генерируют новую информацию в нашем сознании. Если развивать оба этих типа, если понимать, какой необходимо использовать в той или иной ситуации, то можно добиться максимальных результатов. |