Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория авторитарного воспитания в истории педагогической мысли.

  • Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841)

  • Приемами управления

  • Жан Жаком Руссо (1712—1778).

  • Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов

  • Задача курса истории образования и педагогической мысли. Воспитание в первобытном обществе


    Скачать 183.35 Kb.
    НазваниеЗадача курса истории образования и педагогической мысли. Воспитание в первобытном обществе
    АнкорShpory_Istoria_Pedagogiki_na_Pechat.docx
    Дата16.05.2017
    Размер183.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаShpory_Istoria_Pedagogiki_na_Pechat.docx
    ТипЗадача
    #7679
    страница8 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В РОССИИ.

    Особое место среди представителей свободного воспитания в России занимают Л.Н. Толстой и К.Н. Венцель. Их идеи в разной степени разделяли И. Горбунов-Посадов, И. Буткевич, И. Иорданский, С. Левитин и др. В начале своей педагогической деятельности к идеям свободного воспитания с интересом относились С.Т. Шацкий и П.П. Блонский. Свобода как действие и самостоятельное творчество. Основы такого понимания были заложены Л.Н. Толстым. Он выступает за признание прав ребенка и невмешательство воспитателя в развитие убеждений и характера детей. К.Н. Венцеля в качестве основной цели воспитания он видит освобождение ребенка и предоставление ему всех положительных данных для развития его индивидуальности, его свободной личности. Говоря об основном методе воспитания, К.Н. Венцель отмечает, что этот метод должен быть методом освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества.


    1. Теория авторитарного воспитания в истории педагогической мысли.

    Одним из широко распространенных направлений являлось авторитарное воспитание (авторитарный — основанный на слепом подчинении власти). Оно оформилось в период средневековья, но в различных формах продолжает существовать и в настоящее время.
    Авторитарное воспитание нашло свое яркое выражение в школах католического ордена иезуитов, возникших в XVI в. и продолжающих существовать и ряде стран: Испании, некоторых странах Латинском Америки, частично в США. Все воспитание в этих школах направлено на беспрекословное подчинение воспитанников католической церкви. Этой задаче подчинена учебная и воспитательная работа. Весь учебный процесс строится на основе бессмысленного заучивания материала, чтобы лишить воспитанников способности рассуждать. В процессе физического воспитания у детей формируется способность переносить лишения. Для этого воспитанников подвергают суровым испытаниям, за ними устанавливают тщательный надзор и таким путем насаждают крайний индивидуализм и эгоизм.
    Некоторые педагоги пытались подвести под авторитарное воспитание научное обоснование. Так, немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841), выдвинув ошибочное положение о том, что ребенку якобы от рождения присуща «дикая резвость», пытался построить теорию управления детьми. По его представлению, управление определяет поведение ребенка в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления он считал 1)угрозу, 2)надзор за детьми,3) приказания и 4)запрещения. Для детей, нарушающих порядок, рекомендовал ввести в школе и дома штрафные журналы. В значительной степени под его влиянием сложилась практика воспитания, которая включала целую систему запрещений и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в угол, помещали в карцер, записывали в штрафной журнал. Эта система воспитания имела большое распространение в школах дореволюционной России.

    Теория и практика авторитарного воспитания с различных позиций подвергалась ожесточенной критике. Первыми ее начали гуманисты Западной Европы (XVI в.) и продолжили представители буржуазной демократии. Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Жан Жаком Руссо (1712—1778). Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира.

    Острую критику теории авторитарного и свободного воспитания дали революционеры-демократы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. В статье «О значении авторитета в воспитании» Н. А. Добролюбов доказал, что авторитарная педагогика ничего общего не имеет с подлинной наукой воспитания и всеми силами пытается оправдать те меры, с помощью которых ребенок превращается в вещь, неспособную думать.

    Авторитарная педагогика, насаждаемая в России, являлась, по мнению Н. А. Добролюбова, основой крепостнической системы воспитания. Революционеры-демократы в отличие от многих зарубежных мыслителей настаивали на необходимости воспитания не абстрактного свободного человека, а революционера-борца.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта