Главная страница
Навигация по странице:

  • УСТАВ 1828 ГОДА.

  • Общественно-педагогическое движение в России 60-х годов 19в. («западники», «славянофилы» и др.)

  • Основной целью воспитания

  • Школьные реформы 60-х годов 19в. Общая характеристика школьных реформ 60-х годов.

  • Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения»

  • «Устав гимназий и прогимназий»

  • Характеристика школьных реформ 1870-1880-х гг. в России.

  • Жизнь, мировоззрение, педагогическая деятельность К.Д. Ушинского.

  • Идея народности в педагогической системе К.Д. Ушинского.

  • Задача курса истории образования и педагогической мысли. Воспитание в первобытном обществе


    Скачать 183.35 Kb.
    НазваниеЗадача курса истории образования и педагогической мысли. Воспитание в первобытном обществе
    АнкорShpory_Istoria_Pedagogiki_na_Pechat.docx
    Дата16.05.2017
    Размер183.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаShpory_Istoria_Pedagogiki_na_Pechat.docx
    ТипЗадача
    #7679
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9



    1. Развитие школы в России в первой половине 19в. Реформы 1804, 1828г.

    В 1802 г., было создано Министерство народного просвещения, а затем в 1804 г. Устав учебных заведений. Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа были поставлены университеты. К этому времени в России имелись три университета: в Москве, Дерпте и Вильно. Университеты должны были управлять всеми учебными заведениями своего округа. Была установлена строгая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища — директору гимназии, гимназии же — ректору университета, университет — попечителю учебного округа.

    Приходские училища с одногодичным курсом обучения могли учреждаться во всех приходах городов и селений. Целью приходских училищ являлось, во-первых, подготовить учащихся к уездным училищам, во-вторых, дать детям низших слоев населения религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета. Правительство не отпускало на эти школы средств, поэтому они почти не развивались. В учебный план приходских училищ входили такие учебные предметы: как закон божий и нравоучение, чтение, письмо, первые действия арифметики. Занятия в школе должны были проводиться 9 часов в неделю.

    Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создавались по одному в губернских и уездных городах, а при наличии средств — и в большем числе. В городах малые училища преобразовывались в уездные. Целью уездных училищ было, во-первых, подготовить учащихся для поступления в гимназию, а во-вторых, дать необходимые знания.

    Гимназии_ учреждались в каждом губернском городе на базе главных народных училищ, там же, где их не было, следовало открыть новые средние школы. Курс обучения в гимназии продолжался четыре года. Целью гимназий, предназначенных для дворян и чиновников, являлась, во-первых, подготовка к университету, а во-вторых, преподавание наук тем, которые «пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека». Университеты – высшая ступень народного образования

     УСТАВ 1804 года. Следующим важным моментом в развитии народного образования становится принятие "Устава учебных заведений, подведомственным университетам" в 1804г.

    Особенностью нового Устава явилось то, что подготовлен он был ведомством, специально созданным для руководства народным образованием - Министерством народного просвещения, начавшего свою деятельность с 1802 года. Для руководства на местах создаются специальные губернские органы - дирекции народных училищ.

    Устав 1804 года определил новую систему образования: училища приходские в городах и селах (1 год обучения); училища уездные (два года обучения); училища губернские или гимназии в губернских центрах (4 года обучения); университеты.

    В соответствии с новым уставом главное народное училище в Петрозаводске было преобразовано в гимназию, однако произошло это позже, в 1808 году. Из двух старших классов училища была образована гимназия, а два младших составили уездное училище (по Уставу 1804г.).

    Первоначально в курс гимназии входили: 1) математика чистая и прикладная и общая физика; 2) история (при ней мифология и древности), география и статистика; 3) философия (логика, всеобщая грамматика, психология, нравоучение), изящные науки (эстетика и риторика), политические науки (политическая экономия, право естественное и народное); 4) естественная история (начальные основы науки, относящиеся к торговле и технологии); 5) языки (немецкий и французский); 6) рисование.

    Уже по расписанию 1819г. гимназический курс подвергся изменениям. По новому расписанию преподавались: чтение из Священного Писания, география, история, статистика, логика, риторика, языки (греческий, латинский, немецкий и французский), чистая математика, начала механики, опытная физика, естественная история и рисование.

    УСТАВ 1828 ГОДА. В 1828 году в царствование Николая I был принят новый "Устав гимназий и училищ". Положительными моментами в новом Уставе были:1) увеличение сроков обучения - курс обучения в уездных училищах возрастал до трех лет, а в гимназиях до семи, 2)увеличение окладов содержания и 3)улучшение положения о пенсиях для учителей.

    Образование становится сословным. В 1829 году в Петрозаводске открылась духовная семинария, роль которой в развитии образования в крае, в подготовке учителей исключительно велика.

    В 1836 году Священный Синод издал специальный Указ, в котором духовенству разъяснялись правила "о первоначальном обучении поселянских детей". В 1838 году новому министерству государственных имуществ предписано организовывать приходские училища для мальчиков в "казенных" селениях и разрешено отдавать мальчиков на обучение священникам.

    В конце 1820-х гг. возникает новый тип учебных заведений - училища для детей канцелярских служителей. Их задача: готовить низший персонал для государственных учреждений. Первое такое училище открыто в Петрозаводске в июле 1829г.

    1. Общественно-педагогическое движение в России 60-х годов 19в. («западники», «славянофилы» и др.)

    Наиболее значительное развитие педагогической мысли в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX века. Правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы. Формируется педагогическая журналистика, создаются научные педагогические общества, педагогические журналы: «Журнал для воспитания» (1857 г.), «Учитель» (1861 г.), «Русский педагогический вестник»(1857 г.) и др.

    В связи с революционным взрывом широко распространились передовые идеи, наблюдалось дальнейшее развитие критического реализма и идеи народности искусства, литературы и воспитания.

    Острая критика крепостнического воспитания, борьба против сословной школы за общее светское образование, дающее широкий кругозор, за воспитание человека и гражданина, за образование женщин, борьба против догматизма и схоластики, зубрежки и муштры, уважение к личности ребенка, разработка на прогрессивных началах дидактических вопросов, требование широкой сети народных школ, автономия высшей школы — таковы были важнейшие вопросы, выдвинутые русской прогрессивной педагогикой 60-х годов XIX века.

    Педагогическое движение не было, конечно, однородным. Педагоги, принадлежавшие к различным общественным направлениям, трактовали вопросы со своих классовых позиций.

    В этот период возникает ряд общественных организаций, которые ставят себе целью решение насущных проблем педагогической теории и практики.

    В 1859 году создается Петербургское педагогическое собрание, впоследствии переименованное в Петербургское педагогическое общество. В его работе участвовали П. Г. Редкий, К. Д. Ушинский, В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, Д. Д. Семенов, А. Я. Герд и многие другие педагоги и методисты.

    В 1861 году при Вольном экономическом обществе создается Комитет грамотности, где оживленно обсуждаются вопросы организации народной школы. Организуются воскресные школы, в которых ведут свою работу и революционеры. Создаются школы для детей рабочих, а в некоторых местах — дошкольные учреждения.

    Под влиянием общественно-педагогического движения развивается в эти годы педагогическая журналистика; на страницах многих журналов горячо обсуждаются главнейшие вопросы воспитания и обучения.

    Издавались: «Журнал для воспитания»; «Русский педагогический вестник», «Учитель» (выходил с 1860 по 1870 год, был посвящен почти исключительно вопросам народной школы); «Педагогический сборник» и др.

    Поиск «самобытного» просвещения и общечеловеческих основ воспитания разделил русскую интеллигенцию 40-х гг. XIX столетия, условно говоря, на два лагеря – славянофилов и западников.

    Первые славянофилы, такие как философ и публицист И. В. Киреевский (1806–1856), философ и поэт А. С. Хомяков (1804–1860), литературный критик, поэт и историк С.П. Шевырев (1806–1864), и ряд других представителей российской интеллигенции выдвинули и активно отстаивали идею воспитания «цельного человека», сочетающего в своей образованности как народно-православные черты характера, так и то, что присуще человеку вообще. Ставили своей задачей согласование развития собственно российского образования с мировыми достижениями в области просвещения. Славянофилы способствовали пробуждению интереса к русской православной традиции воспитания, обратив внимание на его самобытность.

    Мыслители, которых принято обычно называть западниками, в отличие от славянофилов являлись позитивистами. Среди них были, в частности, А. И. Герцен (1812–1870), Н. В. Станкевич (1813–1840), В. Г. Белинский и др., выступавшие за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. Они критиковали не только официальную, «уваровскую» народность в воспитании, но и крайние позиции славянофилов.

    «Западники», представляя довольно разнородное общественное движение, были едины в горячей приверженности европейской образованности, праву личности на самореализацию, с чем несовместимы крепостничество и самодержавие. Основной целью воспитания виделось достижение нравственной гармонии. Более радикальные идеи развивали Герцен (в эмиграции), Огарев, Белинский, вошедшие в историю как революционные демократы 1830-1860-х гг.

    Огарев в «Плане народной школы» (1847) важнейшей целью образования в России считал развитие у народа чести, права и гражданства, требовал устранения любых сословных, религиозных, национальных ограничений. А.И. Герцен, не приветствовал популярные на Западе сентиментально-романтические идеи А. Руссо о свободном воспитании, критиковал его за изоляцию детей от окружающей жизни.

    Важное значение придавалось образованию и В.Г. Белинским (1811–1847). За свою короткую жизнь он много сделал в направлении гуманистической и демократической литературной критики, демократизации образования. Важнейшими учебными предметами Белинский считал гуманитарные науки (историю, родной язык, литературу), способствующие «очеловечиванию людей». Не менее полезны естественные науки, которые «сильнее всего могут заинтересовать детей. Они на каждом шагу сталкиваются с природой, природа сродни детям».

    Первейшая задача образования – привить детям любовь к Родине, к ее природе, языку, истории. Подходя к общечеловеческому в образовании и воспитании с позиций народности,

    В середине XIX в. ориентация на Запад стала веянием времени. Характерным представителем западников в педагогике был профессор Московского университета Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855). Он был сторонником заботы о сугубо индивидуальном развитии неповторимой личности сообразно идеалу человечества. Он отрицал идею приоритетной ценности «святоотеческих» идеалов и путей воспитания, полагая, что народ в России находится во внеисторическом состоянии, что он «дитя», а роль воспитателя и учителя должно исполнять европеизированное дворянство, образованное меньшинство. Т.Н. Грановский отстаивал научность образования при сохранении в нем классического начала. Являясь убежденным западником, он критиковал, однако, намечавшиеся прагматические тенденции в развитии европейской школы, смыкаясь в этой оценке со славянофилами.

    1. Школьные реформы 60-х годов 19в.

    Общая характеристика школьных реформ 60-х годов. Под влиянием общественного движения 60-х годов царское правительство вынуждено было провести ряд реформ: крестьянскую (отмена крепостного права), судебную, воинскую, школьную, земскую.

    Школьные реформы касались начальной, средней школы и университетов. «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержащиеся за счет казны, обществ, частных лиц. В начальной школе преподавались закон божий, письмо, чтение, арифметика. Преподавание велось на русском языке. Открыты для всех сословий, были бесплатными. Для руководства учебно-воспитательной работой школ учреждались уездные и губернские училищные советы. В составе: представитель от министерства народного просвещения, представитель от министерства внутренних дел, представитель духовного ведомства, два представителя от уездного ведомства, представитель городского самоуправления. Новое предоставление права открывать народные училища отдано органам местного самоуправления (земствам, городам), общинам и частным лицам, допущение к преподаванию женщин. Сохранились церковно- приходские школы.

    Устав гимназий 1864 г.: 2 типа гимназий: классические (древние языки - латынь, греческий), реальные (без древних языков), 7-летнее обучение. В реальных гимназиях в большом объеме преподавались математика, естествознание, физика, черчение, 2 новых языка - немецкий и французский. Продолжительность урока- 1.15 час. Но право поступления в университеты было предоставлено лишь окончившим классическую гимназию. Окончившим реальные гимназии был открыт доступ только в технические и с/х высшие учебные заведения. Гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями, отменялись телесные наказания. Прогимназии были неполными средними школами, имели 4 класса, соответствующие первым четырем классам гимназий, открывались чаще в небольших городах.

    В 1860 г. «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения» Женские училища двух разрядов:

    1) 6-летний срок обучения; закон божий, русский язык, арифметика, география, история, естествознание, физика, рукоделие;

    2) 3-летнее обучение; закон божий, русский язык, русская история, арифметика, рукоделие.

    Обучались девочки всех сословий. В 70 г. училища были преобразованы в женские гимназии и прогимназии. Университетам предоставлялась автономия: право выбора ученым советом университета ректора и проректора, избрание профессоров, советы факультетов, выборы деканов. Было увеличено число кафедр, в 1.5 раза увеличился состав преподавателей.

    В 64 г. «Положение о земских учреждениях». Земства могли открывать школы и содержать их в хозяйственном отношении. Но земству запрещалось вмешиваться в учебно-воспитательную работу школ, которые находились в ведении уездных училищных советов и инспекторов народных училищ. В отношении среднего образования земство имело право лишь выдавать субсидии средним учебным заведениям, устанавливать стипендии уч-ся средних школ.

    В 71 г.- «Устав гимназий и прогимназий», все мужские гимназии были преобразованы в классические, реальные гимназии лишь видоизменены. Курс гимназий- 8 лет, латынь, греческий занимали в гимназиях 40% учебного времени. Физика изучалась в течение 3-х последних лет, химия не преподавалась. Реальные училища-6-7 лет обучения, профессиональный уклон в старших классах. 5-6 классы делились на отделения: основное (общее образование), коммерческое, а 7-й дополнительно имел 3 отделения: механико-техническое, химико-техническое, общее образование.

    Женские гимназии: 7 классов, 8-й – дополнительный, педагогический. Окончившие женскую гимназию не пользовались правом поступления в университет.

    В 61 г. Ушинский опубликовал проект учительской семинарии. Земства различных губерний открыли несколько земских учительских семинарий и учительских школ.

    В 70-х царское правительство стало ограничивать открытие земских учительских семинарий и учительских школ. Вместо них создавались казенные учительские семинарии, в которых должны были. воспитывать будущих учителей для народа в духе православия и преданности престолу.

    1. Характеристика школьных реформ 1870-1880-х гг. в России.

    В 1870-1880-х гг. после неудачного покушения на Александра II реформы образования стали носить реакционный характер. Новый Устав начальных школ, принятый в 1874 г., предусматривал усиление контроля министерских инспекторов в отдельных учебных заведениях. Правительство стало тормозить открытие земских и городских школ. Поощрялось создание церковно-приходских школ. К 1880-м гг. в связи с убийством Александра II реакция в школьной политике усилилась. Положение 1874 г. действовало без изменений до революции 1917 г. Усиливался надзор духовенства за образом мыслей и поведением народных учителей и духом преподавания в начальных школах.

    Реакционная политика 1870-1880-х гг. оказала сильное влияние и на деятельность земств в области народного образования. В последней четверти XIX в. было открыто втрое меньше земских школ, чем в предыдущие 10 лет. В этот период начальные народные школы с трехлетним курсом обучения уже не могли удовлетворять нужды промышленности и сельского хозяйства, возникает потребность в организации начальных повышенных школ. В этой связи были созданы 2-х классные народные училища с пятилетним сроком обучения: в первые три года обучение считалось первым классом и соответствовало курсу одноклассного народного училища; четвертый и пятый год были вторым классом обучения, в нем преподавали русский язык, арифметику (дроби, прогрессии, тройное правило, проценты), наглядную геометрию, элементарные сведения по естествознанию, физике, географии и русской истории. Двухклассные народные училища становились тупиковыми учебными заведениями, которые не давали возможности продолжения общего образования в средних школах, так как учебные планы и программы этих школ не имели преемственности. Более высокий уровень образования предполагался в начальных городских училищах.

    Большая часть уездных училищ была преобразована в 1870-х гг. в городские училища. Эти училища имели шестилетний курс обучения, их целью было дать детям недворянского происхождения повышенное начальное образование и некоторые прикладные знания. В городских училищах преподавались закон Божий, русский язык и литература, арифметика, алгебра, география, история, естествознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека), рисование, черчение, пение. Городские училища также представляли собой школы-тупики, поскольку не имели преемственности со средними общеобразовательными школами. При многих двухклассных городских училищах организовывались различные курсы: счетоводные, бухгалтерские, педагогические, чертежные и т. д.

    В 1870 г. «Положением о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения» женские училища первого и второго разрядов преобразовываются в женские гимназии и прогимназии. С 1872 по 1876 г. открываются высшие женские курсы в Москве и Петербурге. Однако уже в 1880-х гг. эти курсы были закрыты и возобновили свою деятельность только в начале ХХ в. Вплоть до революции 1917 г. высшее образование для женщин в русских высших образовательных учреждениях было невозможным.

    В 1871 г. был издан новый Устав гимназий, по которому все мужские гимназии были преобразованы в классические. Образование в них строилось вокруг гуманитарных предметов – древних языков, словесности, грамматики и др. В 1872 г. был издан Устав реальных училищ – средних школ с 6-7-летним сроком обучения. В последних классах училища предполагалась специализированная подготовка на коммерческом, механико-техническом или общем отделениях.

    Принятый в 1884 г. новый Устав университетов значительно сокращал права на самоуправление высшей школы, отменял различные неформальные объединения и землячества, ставил под контроль Министерства народного просвещения деятельность профессорско-преподавательского состава.

    Таким образом, к концу XIX в. была создана национальная государственная система народного просвещения, значительно увеличились число школ и контингент учащихся. Возникли предпосылки к реализации идеи о всеобщем начальном образовании.

    1. Жизнь, мировоззрение, педагогическая деятельность К.Д. Ушинского.

    Ушинский (Константин Дмитриевич, 1824 - 1870) - знаменитый русский педагог; родился в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступил на юридический факультет университета. 22 лет от роду он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения. В 1850 г. он покинул лицей, не желая подчиняться таким требованиям начальства, которые должны были "убить живое дело". Переехав в Петербург, он поступил в департамент иностранных исповеданий, под начальство графа Д.А. Толстого , и стал помещать статьи критического и географического содержания в "Современнике" и "Библиотеке для Чтения". В 1855 г. Ушинский поступил преподавателем в гатчинский сиротский институт, где вскоре стал инспектором. Не получив специально педагогической подготовки, Ушинский быстро ознакомился с педагогической литературой и уже в 1857 г., в "Журнале для Воспитания", выступил с педагогическими статьями. В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение совершенно новые начала. Эта преобразовательная деятельность вызвала недовольство среди педагогов старого закала, не стеснявшихся обвинять Ушинского в неблагонадежности. Не смотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и получил командировку за границу. Почти одновременно с деятельностью в институте Ушинский принял на себя редактирование "Журнала Министерства Народного Просвещения" и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. Последние годы жизни Ушинский посвятил литературной деятельности. Вместе с Пироговым он должен быть поставлен в ряд деятелей эпохи реформ. Живая струя, проникшая в русскую жизнь, коснулась воспитания и образования. Для освобожденного народа нужны были школы, для школ - учителя и книги. Ушинский горячо ратовал за устройство учительских семинарий и отдал много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения: "Детский Мир" и "Родное Слово". Отводя в этих книгах видное место естественно научному материалу, он остается верен заветам реалистической педагогики Коменского, Локка и Песталоцци. Подобно Песталоцци, Ушинский дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему "Родному Слову", имевшее обширное влияние на русскую народную школу и остающееся лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени. Большое значение следует признать и за трудом Ушинского: "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии" (2 т., Санкт-Петербург, 1868 - 1869). Сочинение это выходит уже 11 изданием и пользуется вполне заслуженной известностью. Не примыкая к последователям какой-либо определенной философской системы, Ушинский рассматривает психические явления вполне самостоятельно и дает, между прочим, ценный анализ чувствований. Труд этот остался неоконченным; Ушинский предполагал издать еще 3 том, в котором хотел дать руководство по педагогике. Что касается общепедагогических взглядов Ушинского, то он успел высказаться лишь по некоторым вопросам общей педагогики.

    1. Идея народности в педагогической системе К.Д. Ушинского.

    В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности.

    Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

    Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа.

    Отсюда и требования: 1) воспитание должно быть самобытным, национальным; 2) дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой; 3) народ определяет содержание и характер воспитания; 4) все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием; 5) воспитание женщин наравне с мужчинами; 6) подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке.

    - принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа.

    - принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и др.

    Идея народности воспитания, всесторонне обоснованная Ушинским и получившая в 60-х годах большой общественный резонанс, была одним из ярких проявлений роста национального самосознания. Народность в воспитании - это педагогическое преломление ведущего социального лозунга эпохи падения крепостного права - идеи служения народу.

    Требование народности воспитания, народности школы выступало у Ушинского как требование демократизации образовании, приведения его в соответствие с интересами и потребностями народа. Школа, по глубокому убеждению педагога, должна быть не только доступна народу, народ сам должен ею управлять.

    К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.

    Такое воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.

    Будучи глубоко уверен в могучих творческих силах русского народа, Ушинский выдвинул требование, чтобы дело народного образования было предоставлено самому народу, и оно было освобождено от тягостной и тормозящей его развитие правительственной опеки. «Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу», — писал Ушинский.

    Итоговый вывод Ушинского по проблеме народности воспитания был четко сформулирован в следующих словах: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». «Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта