Главная страница
Навигация по странице:

  • Жизненный путь, педагогическая деятельность и мировоззрение Я.А. Коменского.

  • Дидактическая концепция Я. А. Коменского.

  • 1.Принцип сознательности и активности

  • 3. Принцип постепенности и систематичности знаний.

  • 4. Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

  • Педагогическая теория Дж. Локка.

  • Настоящий джентльмен воспитывается дома

  • Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию.

  • Главными воспитательными средствами

  • Локк выступал противником телесных наказаний

  • Локк придавал значение религиозному воспитанию

  • Знаниям следовало придать практический характер.

  • Теория свободного воспитания Ж.Ж Руссо.

  • Гуманизм педагогической теории и практики И.Г. Песталоцци.

  • цель воспитания

  • Задача воспитания

  • Задача курса истории образования и педагогической мысли. Воспитание в первобытном обществе


    Скачать 183.35 Kb.
    НазваниеЗадача курса истории образования и педагогической мысли. Воспитание в первобытном обществе
    АнкорShpory_Istoria_Pedagogiki_na_Pechat.docx
    Дата16.05.2017
    Размер183.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаShpory_Istoria_Pedagogiki_na_Pechat.docx
    ТипЗадача
    #7679
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. Развитие школы и воспитания в эпоху Возрождения.

    В эпоху Возрождения получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. В школах, которыми руководили педагоги- гуманисты, влияние церкви на содержание обучения было слабее, однако религия все же занимала значительное место. В то же время продолжали развиваться городские школы, где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек.

    В разных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития данной страны. В Италии Витторино де-Фельтре организовал школу “Дом радости”. Особенно большое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основными предметами были классические языки и классическая лит-ра, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Во Франции Франсуа Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения, он советовал связать обучение с окружающей действительностью. В знаменитом романе “Гаргантюа и Пантагрюэль ” он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности.


    1. Жизненный путь, педагогическая деятельность и мировоззрение Я.А. Коменского.

    Ян Амос Коменский (1552—1670). Он родился в семье, принадлежавшей к общине «чешских братьев», получил за счет общины среднее и высшее образование, после чего был выборным священником общины и возглавлял ее братскую школу. Коменский принимал активное участие в борьбе с насилием немецкого дворянства и католической церкви. Во время Тридцатилетней войны он подвергся вместе с другими членами общины преследованиям, вынужден был покинуть родину. В польском городе Лешно, где поселилась часть «чешских братьев», Коменский руководил братской школой, а позже был избран епископом. Здесь в 1631 году он составил учебную книгу «Открытая дверь языков и всех наук», которая впервые сочетала усвоение латинского языка с изучением окружающего мира. Несмотря на все трудности, сопровождавшие жизнь изгнанников, Коменский создал в это время свое выдающееся произведение «Великая дидактика» (1632), которое положило начало науке о процессе обучения. Эта книга была переведена на многие языки и прославила имя Коменского во всем мире. В эти же годы Коменский написал первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста «Материнская школа» (1633). Служение своей страдающей родине Коменский стремился сочетать со служением всему человечеству. В эпоху кровавых войн и жестоких политических и религиозных распрей он требовал сохранения всеобщего мира, установления международного сотрудничества в области политики, науки и образования. Он предлагал учредить универсальный центр, поддерживающий связи со всеми странами мира в целях улучшения человеческих отношений и общественной жизни. Коменский написал 7 томов огромного труда «Общий совет об исправлении дел человеческих». Когда в 1656 году во время шведско-польской войны последнее убежище общины «чешских братьев» — город Лешно — было сожжено, Коменский нашел себе приют в Голландии, в Амстердаме, где умер в 1670 году. Ряд черт мировоззрения Коменского сложился под влиянием культуры эпохи Возрождения. От нее он воспринял гуманизм, жизнерадостность, оптимизм. Человек — это гармония в отношении, как тела, так и души. Школу Коменский считал «мастерской гуманности». Коменский создал систему воспитания не для избранных, а для демократических слоев населения, для народных масс. Коменский требовал, чтобы все дети - богатых и бедных, знатных и незнатных, мальчики и девочки, жители городов и сельских местностей — обучались ,в школе родного языка. Коменский выдвинул идею всеобщего начального обучения. Земную жизнь Коменский считал подготовкой к вечной, загробной жизни и видел в этом цель воспитания. Эта двойственность его мировоззрения сказывается и на его педагогике. По мнению Коменского, имеются три ступени, воспитания: познание себя и окружающего мира, управление собой и стремление к богу.


    1. Дидактическая концепция Я. А. Коменского.

    Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

    Различают 3 дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая и современная система дидактики в зависимости от восприятия процесса обучения. В традиционной главную роль играет преподавание и деятельность учителя. Этой концепции придерживался Коменский. В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Он раскрыл сущность этих принципов:
    - принцип сознательности и активности;

    - принцип наглядности;

    - принцип постепенности и систематичности знаний;

    - принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

    1.Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и господствует формализм.  Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися и использование знаний на практике. Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Одним из самых главных врагов обучения считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде "Об изгнании из школ косности" Коменский раскрывает причины лени и дает ряд указаний о том, как ее искоренить. Самое эффективное воздействие – это труд. Воспитание активности и самостоятельности он считает важнейшей задачей.

    2. Принцип наглядности. Принцип наглядности обучения предполагает усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. Он первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа. В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Наглядность он считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать: реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними; когда это невозможно, модели и копию предмета; картинки как изображение предмета или явления.

    Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.

    3. Принцип постепенности и систематичности знаний. Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности. Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку "порядок -душа всего". Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся. Третье требование касается того, чтобы "все изучалось последовательно с начала и до завершения". Четвертое требование - "подкреплять все основания разума - это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе ".

    «Эту последовательность, - говорит Коменский, - необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи».

    4. Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.
    По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности. Упражнения такого рода мы разделяем на упражнения: а) чувств, б) ума, в) памяти, г) упражнения в истории, д) в стиле, е) в языке, ж) в голосе, з) в правах и к) в благочестии". Коменский связывает упражнения с памятью и пишет: "Упражнения памяти должны практиковаться беспрерывно". Но вместе с тем Коменский выступает против механического запоминания в пользу логического и указывает: "Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью". Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.

    1. Педагогическая теория Дж. Локка.

    Д. Локк родился в 1632 году в семье провинциального адвоката. В школе получил схоластическое образование, потом в Оксфордском университете увлекся естественными науками, медициной, философией. По окончании университета стал домашним врачом и воспитателем.

    Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании». Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена,умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно». Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами дельца, предприимчивого человека. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, по мнению Локка, это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома,ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Локк, исходя из практики аристократических семейств, рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю.

    Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию.Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом».

    Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование—важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх иуважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка,а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь идружба».

    Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. Воспитание привычекдолжно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.

    Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности», надо замечать различные качества ребенка, «ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы...».

    Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.

    Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

    Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер. Необходимость трудового воспитанияон мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю.


    1. Теория свободного воспитания Ж.Ж Руссо.

    Руссо родился в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника- часовщика. Он не получил систематического образования. В 1762 году выше в свет роман – трактат Руссо”Эмиль, или О воспитании”.

    Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Он установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.

    Первый период — от рождения до 2-лет, до появления речи. В этот период преимущественное внимание Руссо считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка.

    Второй период — от 2 до 12 лет — Руссо образно называет «сном разума». Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, Руссо предлагал главным образом развивать его внешние чувства.

    Третий период — от 12 до 15- лет. В этом возрасте основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.

    Четвертый период — от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Руссо, «период бурь и страстей». В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши.

    Эта возрастная периодизация представляла собой шаг вперед по сравнению с периодизацией, установленной Коменским. Впервые Руссо пытался выявить внутренние закономерности развития ребенка, однако при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства.

    Целью умственного воспитания Руссо считал пробуждение у подростка интереса и любви к наукам, вооружение его методом приобретения знаний, в соответствии с этим он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины.

    Несмотря на ряд противоречий, и ошибочных положений, которые присущи педагогическим идеям Руссо, последние имели исторически прогрессивное значение и оказали большое влияние на последующее развитие педагогической мысли. Руссо подверг сокрушительной критике отживающую феодальную систему воспитания, подавляющую личность ребенка: сословные ограничения в области образования, словесное обучение, догматизм и зубрежку, палочную дисциплину, телесные наказания.

    Выражая взгляды передовых людей своего времени, он выступил со страстным призывом освободить человека от феодального гнета, защитить права детства. Руссо призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями.

    1. Гуманизм педагогической теории и практики И.Г. Песталоцци.

    Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)- швейцарский педагог-демократ, посвятил свою жизнь воспитанию и обучению детей народа. Всю свою жизнь Песталоцци стремился улучшить положение трудящихся и их детей.

    Педагогические идеи Песталоцци неотделимы от его практической деятельности по обучению и воспитанию детей, которой он в течение всей жизни с энтузиазмом отдавал свои физические и душевные силы. Вся деятельность великого педагога была направлена на то, чтобы привлечь внимание прогрессивных сил общества к делу воспитания и образования широких народных масс. Его сердце, его жизнь были отданы заброшенным и нуждавшимся в помощи детям трудового народа.

    Песталоцци считал, что общая цель воспитания - проявление в детях "истинной человечности", которая достигается путем гармонического развития у каждого ребенка всех его природных сил и способностей. В народной школе Песталоцци отводил большое место подготовке детей низших сословий к предстоящей им деятельности, но вместе с тем подчеркивал, что это всегда должно быть подчинено высшей цели - формированию человека.

    Воспитание, он считал, должно носить природосообразный характер, т. е. строиться в соответствии с детской природой.

    Задача воспитания заключается в том, чтобы путем правильно составленной системы упражнений содействовать этому развитию. Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, которая включает физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание (приобретение элементарных знаний), причем все эти стороны воспитания Песталоцци считал необходимым осуществлять в тесной связи и взаимодействии.

    Песталоцци дал новое наполнение идее гуманистической педагогики о гармоническом развитии человека. Он считал, что ребёнок от рождения обладает силами и способностями, которым присуще стремление к развитию: «Глаз – хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить». Назвав свою теорию «элементарным образованием, он имел в виду, что развитие ребёнка должно начинаться от наипростейших элементов и постепенно двигаться к более сложным. Следуя своей основной идее о гармоническом развитии человека, И.Г. Песталоцци тесно связывал между собой физическое, трудовое, нравственное и умственное воспитание, выделяя в каждом из данных направлений педагогической деятельности исходный начальный элемент. Так, физическое воспитание основывается на естественном стремлении детей двигаться. Для полноценного физического развития ребенка, считал Песталоцци, необходимы подвижные игры. Он справедливо требовал, чтобы учение и игра взаимно дополняли друг друга и учителя умели использовать детские игры в воспитательных целях.

    Трудовое – начинается с постижения «азбуки умений» (упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать и т.д.). Посильная трудовая деятельность способствует развитию у детей человеческого достоинства, трудолюбия, настойчивости, добросовестности и других положительных нравственных качеств. Нравственное – с развития врождённого чувства любви ребёнка к матери, которое должно затем переходить на ближнее окружение и всех людей. Цель нравственного воспитания, заключается в развитии у детей деятельной любви к людям. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка.Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним. Для умственного развития И.Г. Песталоцци были выделены начальные простейшие элементы всякого знания, общие всем учебным предметам (число – счёт: единица; форма – измерение: линия; слово – речь: звук), и предложены пути постепенного движения по усвоению более сложного материала



    написать администратору сайта