Главная страница
Навигация по странице:

  • Объектом

  • Воспитание в первобытном обществе Воспитание в первобытном обществе

  • Воспитание в рабовладельческом обществе. Афинское и спартанское воспитание.

  • Система воспитания в Древнем Риме.

  • Педагогические идеи Конфуция, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Квинтилиана. Конфуций

  • Демокрит

  • Сократ

  • В программу всеобщего образования входили обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки

  • Воспитание и школа в эпоху Средневековья.

  • Задача курса истории образования и педагогической мысли. Воспитание в первобытном обществе


    Скачать 183.35 Kb.
    НазваниеЗадача курса истории образования и педагогической мысли. Воспитание в первобытном обществе
    АнкорShpory_Istoria_Pedagogiki_na_Pechat.docx
    Дата16.05.2017
    Размер183.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаShpory_Istoria_Pedagogiki_na_Pechat.docx
    ТипЗадача
    #7679
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. Предмет и задача курса истории образования и педагогической мысли. Воспитание в первобытном обществе.

    История педагогики и образования – это область педагогики, которая изучает развитие теории и практики образования в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте её исторического развития.

    Объектом истории педагогики является всемирный историко-педагогический процесс.

    Предмет истории педагогики выступает процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды в условиях различных цивилизаций стран и культур.

    Как отрасль педагогики признана решить ряд задач: 1. Изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимость от изменяющихся потребностей общества.

    2. Выявления рациональных и гуманистически ориентированных средств, которые разработали поколения педагогов.

    3. Анализ пути развития педагогики (как науки) и обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи.

    4. Достоверно воссоздать историю развития мировой и отечественной педагогики.

    Воспитание в первобытном обществе Воспитание в первобытном обществе является одним из самых малоизученных вопросов.

    Воспитание как особый вид  человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около  40 – 35  тысяч лет назад.

    Целью воспитания была подготовка ребенка к удовлетворению практических потребностей, то есть овладение простейшими трудовыми навыками (охота, ловля рыбы, изготовление оружия и одежды, обработка земли) и включение подрастающего поколения в коллективный труд.

    Воспитание в первобытном обществе условно делится на три самостоятельных периода: воспитание в дородовой обществе; воспитание в родовой общине; воспитание в период разложения первобытного общества.

    Воспитание в дородовом обществе носило крайне ограниченный и примитивный характер. Дети были общими, принадлежали всему роду, с детства активно участвовали в жизни общины. В это время еще отсутствовали специальные формы воспитания, и оно не отделялось от совместной жизни детей и взрослых. В совместной деятельности со взрослыми дети и подростки наблюдали за поведением старших и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения. Выработка у подрастающего поколения необходимых для того времени норм поведения являлась предметом заботы всей общины. Отсутствовало физическое наказание детей. Существовало разделение труда между мужчинами и женщинами (женщина – мать и хранительница семейного очага, мужчина – добытчик и воин). Поэтому мальчики вместе с взрослыми мужчинами отправлялись на охоту и рыбную ловлю, изготавливали орудия труда и оружие, защищали племя от врагов. Девочки, в свою очередь, с опытными женщинами занимались собирательством, готовили пищу, шили одежду, оберегали очаг и т. д.

    Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. На данном этапе расширяется объем и содержание передаваемых знаний. Наряду с приобщением детей к трудовой деятельности их знакомят с зачатками военного и  нравственного воспитания, с правилами религиозного культа, обучали простейшему письму. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др. Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества.

    В позднеродовой общине появление парного брака изменило всю организацию родового общества, став зародышем домашне-семейной формы воспитания. С этого времени в семье стали закладываться основы физического и духовного развития детей. Инициации – обряды перевода юношей и девушек в категорию взрослых – стали исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию воспитания и обучения.

    1. Воспитание в рабовладельческом обществе. Афинское и спартанское воспитание.

    Выделились две системы воспитания: Афинская - эстетическая и Спартанская - военная. Древние спартанцы и древние афиняне очень ответственно подходили к вопросам о создании семьи и воспитании молодого поколения.

    Спарта занимала территорию, на побережье которой не было удобных гаваней. Жизнь спартиатов была подчинена главному требованию – быть в состоянии военной готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам. Воспитание осуществляло государство. С 7 лет воспитывались в агеллах до 18 лет. Их руководитель - педон. К физическому воспитанию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой, воинственный характер. Юноши 18-20 лет переводились в особую группу эфебов и несли военную службу. Девочки в Спарте тоже были воинственными и воспитывались дома в почти тех же традициях, что и мальчики. Они были очень хорошо физически развиты, умели обращаться с оружием.

    Цель Афинской системы: воспитать детей в духе калокагатии, т.е. чтобы в одинаковой степени были развиты и физическая сторона и духовная.

    В Афинах бурно развивалась культура. Они считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного и, нравственного, эстетического и физического воспитания. С 7-14 лет обучались в школах грамматиста и кифариста. Эти школы были платные. Занятия вели учителя-дидаскалы. В школу сопровождал раб, называвшийся педагогом. В 13-14 лет переходили в палестру и занимались системой физических упражнений. С 18-20 лет переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание. Дети основной массы свободорожденного населения не могли обучаться в школах. Отцы обучали своих детей ремеслу и грамоте. Это было закреплено законом.


    1. Система воспитания в Древнем Риме.

    Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание.

    Ответственным за обучение был отец. Отец был в семье неограниченным властелином. Мать пользовалась меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевую работы, осваивали искусство владения оружием.

    В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. В период с 3 в. до н.э. по 1в. до н.э. складывается система образования. Самым распространенным типом школ была начальная школа. Ее цель состояла в обучении грамоте. В грамматических школах изучали греческий, латинский языки, основы римского права, риторику.

    Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. Она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания исключали изящные искусства - музыку и пение. Девиз "польза" можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора.

    В первые века нашей эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, форм и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

    Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала 2-х лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевающих учеников.

    Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах.

    В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно - философию. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.

    Характерной чертой является то, что образование было подконтрольно государству. Государство заботилось о расширении школ. В Риме начинали выплачивать зарплату учителям.

    На закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).



    1. Педагогические идеи Конфуция, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Квинтилиана.

    Конфуций В основе образования, по Конфуцию, должно лежать морально-нравственное воспитание. Овладение знаниями должно быть подчинено задачам морального воспитания с целью воспитания высоконравственной личности в духе гуманности и добродетели. Это обеспечит мир и спокойствие в обществе. Конфуций считал, что моральное воспитание должно включать в себя следующие пункты: гражданское воспитание, нормы поведения человека, лояльность и преданность, доверие. Содержание морального воспитания составляют: этикет, церемонии и обряды, поэзия, музыка.

    Конфуций выступал за всесторонний характер образования, имея при этом в виду, прежде всего всестороннее и нравственное воспитание человека.

    Важным принципом нравственного воспитания у Конфуция был принцип компромисса, осуществляемый путем координации разнообразных отношений людей в обществе. Этот принцип обозначал гармонию в обществе. Для этого каждый должен иметь свои цели в жизни и стремиться к их реализации, что требует серьезной и упорной учебы с целью совершенствования. При этом следует исправлять допущенные ошибки и продолжать учебу и совершенствование.

    Процесс обучения по Конфуцию должен быть связан с размышлением. Оно в процессе воспитания способствует не только достижению высоких идеалов и моральных качеств, умеренности, но и расширению знаний.

    Конфуций считал, что каждый человек должен постоянно, без усталости и с радостью учиться, быть хорошим примером, что, в первую очередь, должно относиться к учителю.

    В процессе обучения большую роль отводил учителю, от которого зависит качество знаний и навыков учащихся. Большое значение придавал умению учителей знать индивидуальные особенности и склонности своих учеников, развивать их.
    Гераклит В своих сочинениях, дошедших до нас лишь в виде фрагментов, Гераклит (520 - 460 гг. до н.э.) высказал ряд основополагающих педагогических идей: каждый человек способен к обучению, познанию истины и совершенствованию; у человека есть два основных орудия познания: ощущение и разум; через органы чувств обучающийся вступает в контакт с окружающим миром и приобретает способность мыслить; критерий истины не в том, что узнают из опыта, а во всеобщем, которое следует научиться понимать и о котором нужно научиться правильно говорить. Таким образом, разум, а не чувства свидетельствует об истинности или ложности явления. Кто не владеет этим искусством, того нельзя считать образованным.

    Гераклит считал, что многознание уму не научает и что мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, а этому следует учиться. Особенно важно овладеть способами усвоения и передачи знаний. Познание истины Гераклит сравнивал с добычей золота: Ищущие золото… много земли перекапывают, а находят мало. Для этого необходимо не только быть усердным учеником, умеющим видеть и слышать, но и владеть развитой душой. Интеллектуальное образование и нравственное воспитание у Гераклита - единый процесс: глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские. Гераклит придавал большое значение развитию способности самостоятельно мыслить. Ведущую роль в становлении личности Гераклит отдавал самовоспитанию и самообразованию.
    Демокрит Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать". Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмосом". Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. " Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением. Он предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности.
    Сократ - крупнейший представителем философии софистов. Его главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику ("повивальное искусство") – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

    Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

    Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

    Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.

    Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.

    Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика.

    Платонпредложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством.

    Основанное Платоном в Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало более тысячи лет. Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека. Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, т. е. человек, который стоит на пороге мира идей. При этом необходима тесная духовная связь между наставником и учеником (что впоследствии стали именовать "платонической любовью").

    Платон требовал разностороннего воспитания для всех.

    Платон полагает, что при обучении следует обеспечить "свободу призвания", т. е. учитывать личные склонности. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения. И воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия - подражания настоящим. Платон особое внимание уделял физическому воспитанию, в частности, спортивным упражнениям и танцам.

    В программу всеобщего образования входили обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с "малыми инструментами - воспроизведением настоящих". Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.

    Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения.

    Хотя Платон не оставил специальных трактатов по воспитанию, в дальнейшем его с полным основанием считали выдающимся мыслителем в области воспитания и обучения.
    Аристотель(384-322 гг. до н. э.) поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: Он создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. А. полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Поэтому в вопросах воспитания он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытие и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.

    Он считал, что с одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой - "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может".

    Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. А. допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. Он предлагал проводить в семье предварительное обучение с 5 до 7-летнего возраста.

    Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и иногда - рисование.

    Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких животных". Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дикого животного", - писал в этой связи Аристотель. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.
    Марк Фабий Квинтилиан (42 г. - ок. 118 г. ) В 12 книгах «О воспитании оратора» обобщает современную ему греческую и римскую философскую и педагогическую литературу, свой опыт как преподавателя школы риторов. Эта работа тесно связана с практикой школы. Высоко оценивал роль воспитания, веру в силы и способности ребенка, много внимания уделял природе ученика («природа и без учения многое может сделать, а одно учение без природы не принесет никакой пользы»), однако отдавал преимущество учению перед природой; Цель воспитания и обучения - подготовка общественного деятеля. Предъявлял требования к учителю: образованность, любовь к детям, осторожный и внимательный подход к ним, изучение ребенка, сдержанность, разумный подход к наградам и наказаниям. Призывал к свободному, творческому, а не догматическому применению рекомендаций учителем. Придавал значение развитию речи ребенка, правильному произношению. Для этого надо окружать ребенка няньками, товарищами, являющими собой положительный пример, обучать музыке и языкам, которые, по его мнению, способствуют развитию правильной речи. Оказал огромное влияние на педагогическую мысль Возрождения. Подчеркивал важность школьного образования, правильно организованных школ. Видел положительные факторы школьного образования в соревновательности, установлении дружеских связей, между учениками, усвоением норм общежития. Считал, что семья должна готовить детей у поступлению в школу.


    1. Воспитание и школа в эпоху Средневековья.

    Разложение и упадок рабовладельческого строя привели к замене его новым, феодальным. В основе феодального строя также лежала частная собственность феодалов, светских и духовенства, на землю, сопровождавшаяся жесткой эксплуатацией работавших на ней подвластных землевладельцам крестьян. Крупной политической силой и идеологическим оплотом феодального строя была католическая церковь. Она играла большую роль в жизни средневекового западноевропейского общества. Используя учение о прирожденной греховности человека, она призывала к аскетизму, умерщвлению плоти для спасения души в будущей загробной жизни и тем воспитывала у людей долготерпение и смирение, покорность феодалам, учила, что жизнь на земле — подготовка к загробному миру, в котором все будут вознаграждены за перенесенные па земле страдания. Это отвлекало угнетенных от борьбы с насилием и эксплуатацией.

    Католическое духовенство крайне враждебно относилось к античной культуре: науке, искусству, школе; оно пропагандировало взгляд на ребенка как на существо, от рождения причастное к «первородному греху», который следует побеждать путем воспитания «в страхе божьем».

    При монастырях существовали монастырские школы, при церквях — приходские школы. Прежде всего, они готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей, но с течением времени в этих школах стали также учиться и те, кто не собирался быть служителем церкви. Учителя — монахи или священники — воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии и нравственности, учили их читать и писать на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение, Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению, счету. Обучение латинской грамоте в средневековой школе велось буквослагательным методом, рассчитанным исключительно на механическое запоминание, часто даже без понимания того, что заучивается. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. За неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников подвергали тяжелым физическим наказаниям.

    При соборах, при кафедре епископа, были кафедральные, или соборные школы, которые посещали, как правило, дети дворян и именитых граждан. Постепенно эти школы стали давать учащимся повышенное образование. Содержание его составляло богословие и так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика (начатки религиозной философии), арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В соборных школах в основном готовилось высшее духовенство.

    Светские феодалы (рыцари) получали иное воспитание и образование, заключавшееся в овладении семью «рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь читать и писать было необязательно. Необходимые знания будущий рыцарь приобретал при дворе сюзерена, где с 7 до 14 лет был пажом при жене феодала, а затем с 14 лет до 21 года оруженосцем своего господина, сопровождал его в военных походах и на охоте. На 21-м году жизни юношу посвящали в рыцари, что сопровождалось особой торжественной церемонией.

    Дочери феодалов получали образование дома и в женских монастырях, где их воспитывали в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

    К XII—XIII вв. развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе способствовали возникновению городской, преимущественно светской, культуры. Горожане, боровшиеся с феодальным гнетом, выступали и против католической церкви. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы — гильдейские школы. В этих школах, созданных городским населением, а не церковью, основное внимание уделялось счету, чтению и письму на родном языке. Религия не занимала в них господствующего положения. Цеховые и гильдейские школы, которые впоследствии стали городскими начальными школами, содержавшимися магистратами, нарушали монополию церкви в области обучения.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта