Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Риторика

  • Практическое занятие 1 по теме «Античный риторический идеал» Задача 1.

  • Ответ . Аристотель. Риторика

  • Задача 2. Цицерон. Оратор Ответ.

  • Практическое занятие 2 по теме «История развития риторики на Руси» Задача 1.

  • Практическое занятие 3 по теме «Чувство аудитории, или коммуникативность речи» Задача1.

  • Практическое занятие 4 по теме «Структура публичного выступления» Задача 1.

  • риторика. Ваизи. Задача в основе современного коммуникативного процесса лежат разработанные Аристотелем риторические понятия. Для запоминания и осмысления составьте схемуконспект отрывка из Риторики


    Скачать 72.39 Kb.
    НазваниеЗадача в основе современного коммуникативного процесса лежат разработанные Аристотелем риторические понятия. Для запоминания и осмысления составьте схемуконспект отрывка из Риторики
    Анкорриторика
    Дата14.02.2023
    Размер72.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВаизи.docx
    ТипДокументы
    #936429

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра юриспруденции

    Форма обучения: заочная/очно-заочная

    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Риторика

    Группа Бк17Ю291


    Студент




    М.Д. Ваизи







    МОСКВА 2019



    Практическое занятие 1 по теме «Античный риторический идеал»

    Задача 1. В основе современного коммуникативного процесса лежат разработанные Аристотелем риторические понятия. Для запоминания и осмысления составьте схему-конспект отрывка из «Риторики» Аристотеля.

    Ответ . Аристотель. Риторика

    Ответ. Есть три вида риторики (схема 1.)



    Схема 1. Элементы риторики

    Аристотель выделял три рода риторических речей (Схема 2).



    Схема 2. Классификация родов риторических речей
    У каждого из этих родов речей есть различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели (Схема 3).


    Схема 3. Соотношение родов речей их цель

    Задача 2. Цицерон. Оратор

    Ответ.

    По Цицерону оратор должен заботиться о трех вещах (Схема 4).



    Схема 4. Основные задачи оратора по Цицерону

    Практическое занятие 2 по теме «История развития риторики на Руси»

    Задача 1.

    Выберите одного из современных ораторов и проанализируйте его речь по представленным ниже критериям. Если оратор наберет 34 балла, то его речь можно считать идеальной.

    Ответ. Оратор – Жириновский Владимир Вольфович. Советский и российский политик. Итого 30 баллов.

    Критерии оценки речей

    Аспекты

    Возможные ситуации

    Баллы

    ЖВВ

    Интерпретация фактов

    а) удачная интерпретация

    2

    +

    б) не вполне удачная {не все факты освещены

    полно, объективно)

    1




    в) неудачная (большинство фактов объясняется

    неверно, неумело или явно предвзято)

    0




    Количество аргументов

    а) аргументы содержатся в достаточном количестве

    2

    +

    б) в недостаточном количестве

    1




    в) в излишнем количестве

    1




    г) аргументов по существу нет

    0




    Характер аргументов

    а) аргументы впечатляющие (убедительные,

    оригинальные, броские и др.)

    3

    +

    б) аргументы среднего качества (недостаточно

    логичны, недоказательны, растянуто изложены и др.)

    1




    в) аргументы слабые (совсем неубедительные,

    недейственные)

    0




    Использование типов

    а), использование аргументов разных типов

    3

    +

    б) типовое однообразие аргументов

    1




    Ориентация содержания

    а) заметная ориентация на всю аудиторию

    2




    б) ориентация только на часть аудитории

    1




    в) отсутствие ориентации

    0




    Композиционная сторона речи

    а) композиция четкая (хорошо различаются

    приступ, основная часть, заключение); приступ и заключение не затянуты; части и подчасти последовательны и логически связаны

    4

    +

    б) композиция неполная (отсутствует одна из

    частей), недостаточно четкая (не всегда логичны переходы от одной части или подчасти к другой)

    1




    в) композиция и структура речи нечеткие (речь

    сумбурна, есть неоправданные и длительные

    отступления; какие-то моменты информационно не закончены; имеются неоправданные возвращения к уже сказанному, повторы; за речью трудно следить)

    0




    Выразительность речи

    а) используется большой запас слов, богатый

    словарь; представлены разнообразные грамматические конструкции, множество фигур

    речи; удачно и в нужной мере используются

    периоды

    4

    +

    б) лексикон оратора средний; грамматические

    конструкции однообразны; используется

    небольшое число фигур речи немногих типов;

    периоды не используются

    1




    в) лексикон скудный, грамматика бедна, фигуры

    речи отсутствуют

    0




    Ортологическая сторона речи

    а) ошибки произношения слов, грамматические

    неточности, употребления слов в неправильном

    значении, тавтологии и т. п.

    3




    б) перечисленное имеется в небольшом

    количестве и носит случайный характер

    1

    +

    в) перечисленное наблюдается в большом

    количестве (четыре случая и более)

    0




    Подготовленность речи

    а) речь хорошо подготовлена (выступающий лишь изредка пользуется конспектом; не создает впечатления, что он что то забыл и припоминает; не делает поправок; речь уверенна и естественна)

    4

    +

    б) речь недостаточно подготовлена (выступающий часто смотрит в текст, делает заметные неоправданные паузы, несколько раз делает поправки и т. п.)

    1




    в) речь плохо подготовлена (оратор фактически

    читает ее либо долго вспоминает, что нужно

    сказать, часто и заметно сбивается и оправляется и т. п.).

    0




    Соблюдение правил

    произнесения речи

    а) речь произносится мастерски (темп средний,

    варьирующийся при изменении содержания; голос не тихий и не слишком громкий; речь не

    монотонна; умело используются жесты и мимика; выступающий обозревает всю аудиторию, а не смотрит в одну точку; отсутствуют отвлекающие моменты - частое использование платка и т. п.)

    4

    +

    б) речь произносится на среднем уровне:

    произносится скороговоркой или замедленно, тихо или очень громко; взойдя на трибуну,

    выступающий сразу начинает речь; жесты и

    выражение лица не соответствуют содержанию

    речи; выступающий проявляет внешнюю робость и неуверенность в себе; речь монотонна

    1




    в) речь произносится плохо: присутствуют все

    перечисленные недостатки или большинство из

    них

    0




    Реакция выступающего на

    поведение аудитории

    а) выступающий внимательно следит за

    аудиторией и чутко реагирует на восприятие его

    речи (по необходимости перестраиваясь); заметен его интерес к аудитории как к своего рода собеседникам

    3

    +

    б) выступающий не следит за реакцией аудитории и не склонен обращать на нее внимание, сосредоточившись лишь на своих рассуждениях и размышлениях, на том, как лучше выразить мысль.

    0





    Практическое занятие 3 по теме

    «Чувство аудитории, или коммуникативность речи»
    Задача1.

    Выберете отрывок (100 - 120 знаков) из текста научно-популярного, публицистического стиля. Подготовьте его для выступления, используя способы имитации разговорной речи. Предварительно составьте социальный портрет аудитории.

    Ответ.

    Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля – национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет – тогда это авантюра, если он есть – тогда почему его скрывают? Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и увозятся из страны. Третий год мы слышим одно и то же: борьба с преступностью. Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их?


    Таблица «Социальный портрет аудитории»

    Социальный портрет слушателя


    Элементы публичного выступления


    1. Социальная роль собеседника

    Руководитель, коллега, друг, сосед

    Население России


    Обращение, стилистическая окраска слов

    Широкий диапазон лексики: начиная с научных и технических терминов и заканчивая словами обыденной просторечной лексики (дикость, разграбляются, падение рубля, цент, экономические реформы, грозные приговоры);

    2. Количество человек в аудитории

    50 чел

    Громкость речи, интонация, темп речи, пространство между аудиторией и оратором

    Размеряйте громкость голоса по объему помещения и по величине аудитории.

    Никогда не пытайтесь перекричать аудиторию.

    Наличие категорических оценок, поданных через нестандартные лексические сочетания (национальная катастрофа, какая дикость, скандальные случаи приватизации, грозные приговоры, катастрофически падает);

    Непринужденное использование одновременно экспрессивных и обычных языковых средств (грозные приговоры, тогда это авантюра).

    3. Возраст слушателей

    25-50 лет

    Примеры, подбор слов  

    Множественное употребление отглагольных оборотов и слов (падение, образование, преступность, приговоры).

    Глаголы в настоящем времени, встречающиеся в тексте, часто имеют «вневременное» значение, другими словам, их лексико-грамматическое значение времени, лица, числа ослаблено (мы знаем, скрывают).

    Сочетание в лексике абстрактных и конкретных понятий (национальное достояние, государство, рубль равен центу);

    Принципиальное отождествление автора с рассказчиком;

    В синтаксисе следует отметить правильность и четкость строения предложений, а также их простоту и ясность.

    4. Интересы аудитории или личные особенности собеседника. Что вас

    сближает?

    Национальный и личный доход, общая проблема страны

    Тема речи

    «Падение рубля – национальная катастрофа»

    5. Почему и зачем люди собрались, встретились?

    Узнать новости

    Тип речи по цели: развлекательная, торжественная, информирующая, убеждающая

    информационная и воздействующая, официальность, которая подчеркивает важность и особое значение фактов, приводимой информации («Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен»)

    Задача 2.

    Прочитайте речь Горгия «Похвала Елене». Какие риторические приемы были использованы автором? При анализе обратите внимание на приведенные ниже аксиоматические скрепы.

    Аксиоматические скрепы: (удержание параметров каждого аспекта мысли, каждого поворота намерения, каждого зигзага намёков и подоплёк апелляцией к мудрости, вплетение последней в канву всех нитей завязи, привяжи, связи)

    Ответ.

    Используя "горгианские фигуры" оратор в своих речах делал так, чтобы созвучия окончаний сопрягали одинаковые по своей грамматической форме слова, расставляя их по концам синтаксических отрезков. Подобный способ выражения оценивался как черта приподнятого стиля. Этот прием использовал и Горгий: "Случая ли изволением, богов ли велением, неизбежности ли узаконением совершила она то, что совершила? Была она или силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена?

    "Похвала Елене" как раз является образцом политического красноречия.

    "Что в речи сначала себе я поставил, тому верным остался; попытавшись разрушить поношения несправедливость, общего мнения необдуманность, эту речь я захотел написать Елене во славу, себе же в забаву". Для "Похвалы Елене" Горгий избирает достаточно распространенную тему в греческой культуре того времени. Его современник Еврипид в трагедии "Елена" старался оправдать гомеровскую виновницу Троянской войны, опираясь на версию Стесихора, согласно которой в Трое находилась лишь тень Елены Спартанской, в то время как верная жена Менелая дожидалась его в Египте. В отличие от него Горгий не стал изменять мифологическую версию "жизнеописания" Елены, а дал ей новую оценку. Секрет оратора заключался в умении перетолковывать факты и придавать им неожиданную окраску.

    Созвучие слов, вынесенных в начало "Похвалы Елены" и конец фразы и отличающихся друг от друга лишь отрицательным префиксом, делает прозрачно ясной полярную противоположность понятий, а строго выдержанная однотипность перечислений подчеркивает смысловое единство признаков:

    "Славой служит городу смелость, телу – красота, духу – разумность, речи приводимой – правдивость; все обратное этому – лишь бесславие. Должно нам мужчину и женщину, слово и дело, город и поступок, ежели похвальны они – хвалою почтить, ежели непохвальны – насмешкой сразить. И напротив, равно неумно и неверно достохвальное – порицать, осмеяния же достойное – восхвалять.

    В основной части "Похвалы Елене" вместо изложения фактов из жизни Елены Троянской Горгий предлагал слушателю взглянуть на неё с совершенно новой стороны. Поведение Елены не описывается в конкретных подробностях, а воспроизводится в виде моделей: Елена, по мнению Горгия, была "или силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена".

    Способ реабилитации героини прост и схематичен: устанавливается система зависимости между антиподами "сильный-слабый", и каждая из причин помещается в разряд "сильных", так что Елена должна автоматически занять место на противоположном полюсе, т.е. в числе слабых или неповинных жертв насилия. С помощью "игры контрастами", которой пользовался Горгий, можно было доказывать диаметрально противоположные вещи, стоило найти для искомого предмета ряд оппозиций.

    Таким образом, мы видим, что Горгий в полной мере владел искусством слова и внес неоценимый вклад в развитие античного ораторского искусства.


    Практическое занятие 4 по теме «Структура публичного выступления»

    Задача 1.

    Прочитайте речь Горгия «Похвала Елене». На основе структуры и схемы речи, представленных ниже, проанализируйте, как составлена речь.

    Ответ.

    Созвучие слов, вынесенных в начало "Похвалы Елены" и конец фразы и отличающихся друг от друга лишь отрицательным префиксом, делает прозрачно ясной полярную противоположность понятий, а строго выдержанная однотипность перечислений подчеркивает смысловое единство признаков:

    "Славой служит городу смелость, телу – красота, духу – разумность, речи приводимой – правдивость; все обратное этому – лишь бесславие. Должно нам мужчину и женщину, слово и дело, город и поступок, ежели похвальны они – хвалою почтить, ежели непохвальны – насмешкой сразить. И напротив, равно неумно и неверно достохвальное – порицать, осмеяния же достойное – восхвалять.

    В основной части "Похвалы Елене" вместо изложения фактов из жизни Елены Троянской Горгий предлагал слушателю взглянуть на неё с совершенно новой стороны. Поведение Елены не описывается в конкретных подробностях, а воспроизводится в виде моделей: Елена, по мнению Горгия, была "или силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена".

    Способ реабилитации героини прост и схематичен: устанавливается система зависимости между антиподами "сильный-слабый", и каждая из причин помещается в разряд "сильных", так что Елена должна автоматически занять место на противоположном полюсе, т.е. в числе слабых или неповинных жертв насилия. С помощью "игры контрастами", которой пользовался Горгий, можно было доказывать диаметрально противоположные вещи, стоило найти для искомого предмета ряд оппозиций.

    Задача 2.

    Подготовьте информирующую речь на 3 минуты, соблюдайте правила построения композиции речи.

    Основные этапы подготовки речи.

     Определение цели (развлечение, убеждение, информация) и сверхзадачи (скрытой идеи речи),

     анализ аудитории и ситуации,

     подбор материала,

     составление плана, расположение материала в нужной последовательности,

     словесное оформление речи,

     заучивание текста речи.

     репетиция.
    Ответ.

    В природе существует явление, которое называется «цунами». Сущность его в следующем: в некоторых районах океана, особенно вблизи океанических впадин и в областях сейсмической активности, иногда наблюдаются сдвиги и сбросы в океаническое ложе. В результате на поверхности океана возникают громадные волны. Они подходят к берегам и при выходе на мелководье растут в высоту и, вторгаясь на сушу, сметают или, вернее, смывают все на своем пути. Из исторических хроник Японии мы знаем, что волны цунами при подходе к берегу достигали 40–45 м, а Крашенинников, например, называет цифру 60 м. В результате таких катастроф погибали десятки тысяч люде. Но теперь искусственно мы можем вызвать волны высотой до двух и более тысяч метров, т. е. буквально создать на океане водяные горы, движущиеся на сушу. Так как эти волны обладают большой длиной и громадным запасом энергии, то они способны пройти равнинные страны из конца в конец. Понятно, что ничего живого после прохождения такой волны уже не останется. Техника образования искусственного цунами довольно проста: в ложе океана или, скажем, на дне глубоководной части Восточно-Китайского моря прокладываются параллельно друг другу и берегу тоннели, в них устанавливаются элементарные термоядерные устройства и подрываются — только и всего. Если одновременно произвести взрывы вблизи Китая, Индии, Индонезии, Африки и со стороны Арктики у берегов России, то мы сможем вычеркнуть из списка живых до 5 миллиардов человек.



    написать администратору сайта