однкр 5кл. 5класс однкр 26.11. Задачи урока
Скачать 67.63 Kb.
|
Рождество Христово — 25 декабря (7 января); Для Православной церкви 7 января великий день, церковь широко и восторженно празднует День Рождества Иисуса Христа. Наш Спаситель мира, наш Господь, Иисус Христос, родился от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме. В то время было правление римского кесаря Августа, владевшего иудеи, по воле которого должна была быть совершена перепись населения во всей империи. Каждый должен был пойти записываться в город своих предков. В силу этих обстоятельств, Пресвятая Дева и Иосиф, жившие тогда в Назарете и происходившие от рода Давидова, должны были отправиться в далекий путь в город Вифлеем (город Давида), чтобы записать свои имена в список подданных. В Вифлееме в гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере, куда пастухи загоняли скот во время непогоды. И в этой обстановке, лишенной обыкновенного удобства, Марии пришло время рожать. И Она без боязни родила Своего Первенца, положила в ясли для овец. В ночь, когда родился Иисус, пастухи близлежащих пастбищ не спали, сторожа свое стадо. Вдруг, озарив ночную тишину дивным светом, пред ними появился Ангел Господень и сказал им: «Не бойтесь, Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лука, гл. 2). Они поспешили в Вифлеем, и нашли в пещере Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях и поклонились родившемуся Господу. Рождение Иисуса было оповещено еще тем, что с востока пришли волхвы, которые увидели воссиявшую звезду на востоке. Звезда шла перед ними и указывала им путь. Волхвы поклонились Иисусу и поднесли Ему дары - золото, ладан и смирну. Так в великую память Рождества Иисуса Христа был установлен Церковь великий праздник. Рождество подходит издалека, тихо. Начинают готовиться к празднику с Рождественского поста. Пост установлен для единения с Богом, он служит для того, чтобы в день Рождества Христова, все христиане были очищены молитвою, покаянием и чтобы сердце их было очищено пред родившемся и появившемся в нашем мире - Иисуса Христа. Длительность Рождественского поста установилась не сразу. Только при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле для всех христиан установился окончательный срок поста в сорок дней. Пост начинается 15 ноября и проходит до 25 декабря - это по старому стилю, а по новому стилю - с 28 ноября и заканчивается 7 января. Так же, в Церковном уставе пост имеет название как - Четыредесятница. Для постящихся христиан в уставе написано, что не следует употреблять и от чего следует воздержаться во время поста. В частности, по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям - пища с растительным маслом разрешена. Рыбу разрешается употреблять только в субботние и воскресные дни, а так же в великие праздники. А в остальные дни недели не позволено принимать в пищу рыбу, вино и елей. Раньше, кто побогаче ели - белугу, осетрину, судочка; победней - селедку, леща, сомовину… В Рождественский Сочельник, под Рождество - до звезды не ели. Варили кутью, из пшеницы; взвар - из чернослива, груши… Ставили под образа, на сено, будто - Дар Христу. Сочельник праздновался в последний день перед Рождеством, совершалось навечерие. В честь великого праздника Церковь напевает молитву о величии Рождества Христова: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе». Далее Православная Церковь, выражая свою духовную радость, совершает всенощное бдение ласковым пением: «С нами Бог. Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог». Бдение проходит еще с древних времен до утра: «От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче». В церкви поется Божественная Литургия. Совершается молебствие Господу Богу об избавлении Церкви и Отечества от врагов. После, Богослужения в Церквях Господу Богу, праздник переходит в дома верующих христиан. К Рождеству Христову во многих семьях есть обычай - ставить елку, дарить новогодние подарки. Обычай отражается в словах церковного песнопения: «Христе - отрасль от корня Иессеева и цвет он него - произрос Ты от Девы». Елочные ветви украшают различными сладостями и светильниками. Идут христиане из церкви. Все - другое. Снег - святой. Звезды - святые, новые, рождественские звезды. Рождество! Смотрят в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вот бы, увидеть ее, пойти к ней, и прийти туда, и поклониться вместе с пастухами Рождеству! Крещение Господне — 6 (19) января; Большой праздник - Богоявление, или Крещение Христа отмечается 6 (19) января и относится к двунадесятым праздникам Православной Церкви, имея строго определенное число месяца – непереходящий праздник. На Богоявлении заканчиваются святочные вечера, длившиеся двенадцать дней. Вот, что об этом событии пишется в Евангелии от святого Марка (1, 9-11): «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Иисус, Своим Крещением, принимая его от Иоанна, говорит нам о том, что Он пришел соединиться со всеми нами грешными, которые нуждаются в прощении и спасении; став одним из нас, Он вводит нас в свою безгрешную жизнь, «берущий на себя грехи мира» (Иоанн Креститель). Иисус Христос еще раз показывает всему народу людскому, что Он пришел не судить или осуждать, Он пришел для того, чтобы помочь нам достигнуть совершенства жизни. Через Крещение Иисуса Христа, для нас открывается путь к общению с Богом. Значимый день, предшествующий Богоявлению – Навечерие Богоявления или Богоявленский вечер, празднуемый 5 (18) января. В Навечерие Богоявления, верующие христиане постятся, а трапеза, следовавшая после, по сравнению с трапезой перед Рождеством, строже и скромнее. До Навечерие все жилые помещения, хозяйственные постройки, а так же сами люди, тщательно вымывают, убирают от мусора. Все это делается для того, чтобы все чистое – окропить, принесенной из церкви с праздничной службы, освещенной водой, дабы уберечься от нечистой силы. Так как, считается, что в канун Богоявления – гуляет нечистая сила. Навечерие Богоявления подводит к завершению колядования. В народе знают, что Православная Церковь плохо относится к различным гаданиям и общением с нечистыми силами, и люди пытаются снять с себя этот грех и от всего другого греха. Христиане, с верую в душе в святую воду, идут к речкам и озерам, и несмотря даже на сильные морозы, окунаются в прорубь. Еще один из древних способов и традиции против нечистой силы считается – крещенский снег. В Навечерие, снег специально собирают, и в большинстве случаев кидают в колодцы и подмешивают в корм домашнему скоту и птице. Еще, можно уберечься от нечистой, поставив мелом или же углем – кресты, на всех дверях в доме и в других важных помещений. В народе праздник Богоявления называют еще и Водокрещи. По традиции, в Богоявление освещают любую воду, речную или озерную. Для подступа к воде пробивают большой прорубь, имея название Иордань. Вокруг проруби, священники и местные жители совершают крестный ход, служат молебен и, тем самым, освещают воду. Освещенная вода считается как целебная. По древне русским традициям и верованиям, во время двенадцати святочных дней по земле ходит новорожденный Бог. И любой труд в эти дни считается грехом. Именно в святочные дни, люди, считают это время как духовное общение земли и неба, людей и Бога, поэтому не стоит отвлекаться от духовного на заботы. Явление Бога сопровождается чудесными знамениями, в силу вступают самые мощные стихии, и человеку это дано видеть и знать. Особенно эти стихии можно видеть в ночи Рождества и Крещения. Так же считается, что в крещенскую ночь вода приходит в движение, как бы, в память о Крещении Иисуса Христа. И сила воды становится чудодейственная. С божественной помощью воды – излечивались больные, воду давали пить детям. В древности народ веровал, что на Богоявление светит солнце, а в крещенскую ночь открывается небо, что символизирует открытое общение с Богом. Богоявление, есть тот праздник, от которого ведется счет до предстоящего сельскохозяйственного года. Раньше, крестьяне бдели ко всем переменам и явлениям в природе, а так же как ведут себя растения и животные. От этого и возникло много поговорок и пословиц: «Снегу на Крещение надует – хлеба прибудет», «Если на Крещение подымаются сильные вихри – к хорошему роению пчел», «Звездная ночь на Богоявление – урожай на горох и ягоды», «Если небо всюду будет пасмурным, то всякому хлебу будет род», «На Богоявление снег хлопьями – к урожаю, ясный день – к неурожаю», «Коли на Крещение собаки много лают, будет много зверя и дичи», «Коли силен мороз на Водокрещи, на хлеба не ропщи». В нашем мире, включая все, становится дорогой к Богу, общения с Ним, возрастанием и совершенствованием в этой обильно живой и вечной жизни. Пришествие Бога к своему творению торжественно празднуем мы в радостный и светлый день Богоявления. Сретение Господне — 2 (15) февраля; После Рождества Христова через сорок дней, во всех наших церквях празднуется праздник Сретения Господа Нашего Иисуса Христа – праздник Встречи. В христианском мире этот великий праздник отмечают с VI века. По церковному календарю – это христианский двунадесятый непереходящий (неподвижный) праздник. Об этом событии, встречи праведника Симеона и Иисуса, описывается в Евангелии от Луки: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( эти сказанные слова Симеона поются в церкви на каждой вечерни). Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий – и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец (этими словами Симеон предсказал великую скорбь Марии). Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от детства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лука гл. 2, 22-40). По закону Моисееву, если женщина зачнет и родит ребенка мужского пола, то женщина будет нечиста семь дней и еще тридцать три дня она должна сидеть и отчищаться, ни к чему священному не должна прикасаться и к храму Божьему не должна подходить. По окончанию сорока дней очищения, женщина должна принести младенца к священнику, чтобы он принес это пред Господом и ее очистил. Так Дева Мария и поступила. Праздник Сретения Господня – это праздник встречи души с любовью, встречи с Богом нашим. В этой встречи с главным, наша жизнь преображается. В ожидании этой встречи, человеческая жизнь показана как прекрасное созревание души, которая все больше и больше становится свободной, очищенной от всего ненужного, пугающего, случайного. И ждавший всю свою долгую жизнь этой встречи, жизнь, которая стала одним ожиданием, праведник Симеон знаменовал в своем лице приветствие и поклон Ветхого Завета Новому Завету. В народе праздник Сретение Господне считается как время встречи зимы с весною, отсюда и в народе появились приметы: «В Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила», «Коли на Сретенье метель дорогу заметет, то корм весь подберет». Также, этот праздник Встречи совпадает с языческим праздником громницы, но хотя большое духовное значение Сретения намного больше, все-таки какие-то моменты от громницы остались в народе. На Сретение в деревнях топили воск. Из этого воска делали одну большую свечу, кооперируясь дворами, и большие свечи для каждого участника этих работ. Большую свечу ставили перед общей иконой. Приглашался священник, который служил молебен перед иконой. Далее, жители выходили на улицу и зажигали большую общую свечу и другие свечи. И происходил процесс величания. Считалось, что личная сретенская свеча предохраняет жатву и сев от всего плохого и нежелательного для будущего урожая. А общая большая свеча с каждым годом растет, и когда она достигает веса 16 килограммов, ее сдавали в церковь. Если жителю деревни требовалось отслужить молебен в его доме, то эту свечу, по обращению к священнику, ему давали. В народе давно считается, что на праздник Сретение ударяют последние морозы в зиме, их так и называют Сретенскими. Но и в этот день случаются весенние оттепели, которые также как и морозы называются – Сретенскими. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля); Праздник Благовещения в православном мире торжественно празднуется с середины VII века. В то же время, была окончательно установлена дата Благовещения – 25 марта (7 апреля), от Рождества Христова откладывался назад временной период в размере девяти месяцев. А на Руси только в Х веке начали праздновать этот праздник, то есть вместе с принятием христианства. И считается, что еще в этот день, кроме великой вести Ангела, произошло зачатие Марией Иисуса Христа. Благовещение относится к категории непереходящих праздников, двунадесятый особый праздник. Этот праздник дает нам лишний раз вспомнить о возвещении Архангелом Гавриилом Пресвятой Марии о будущей всемирной радости. Об этом значимом событии рассказывается только в Евангелии от Луки: «В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благосветная Ты между женами. Она же, увидевши Его, смутилась от слов Его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал ей Ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим; вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестый месяц; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (1, 26 – 38). Когда Иосиф узнал, что Мария ожидает ребенка, он смутился и хотел отпустить ее от себя. Но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Лука, 1). Иосиф послушался Ангела и вместе с Марией стал ждать чудесного рождения Сына Божия, Спасителя мира. Для православных христиан этот праздник всегда остается светлым, радостным и великим. Необъятна та радость людей о великой вести Ангела, ведь с этой вестью, люди, получили благодать от Бога, и открылась им тайна в спасении всего мира. В Православной Церкви в этот день читается Литургия св. Иоанна Златоуста, далее всенощное бдение, которое начинается великим повечерием. На Благовещение Богородицы в народе на Руси сложились различные обычаи, поверия, традиции. В старые времена, по поверию, на Благовещение, брали пережженную в печке соль и, добавляя ее в тесто, пекли булочки, которые не только сами ели, но и давали поесть скоту. Считалось, что они излечивают и отгоняют болезни. Так же, в народе Благовещение принимали как начало и праздник весны, начало нового сельскохозяйственного года, говорят, что на Благовещение просыпается природа. Люди освещали зерно, перед посевом, ставя рядом с зерном благовещенскую икону, и причитали: «Мати Божия, Гавриил-архангел, благословите, благоволите, нас урожаем благословите: овсом да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей». Господь Бог благословляет в этот день на большой урожай, на плодородие, все для человеческого благополучия. В светлый праздник, есть добрый обычай: люди выпускаю на волю птиц, из клеток и сетей. Большим грехом на Благовещение считается заниматься каким-либо делом, работать. Даже по старым наблюдениям в природе – любая тварь чувствует большой праздник и старается ничего не делать. В Благовещение верующие пекут, так называемые, просфоры и несут их в церковь для освещения. Далее приносят благовещенскую просфору и кладут к иконам. А в старину, крестьяне крошили в посевное зерно просфоры, дабы уберечь поле от вредителей и собрать хороший урожай. Безусловно, в народе, с большим праздником Благовещением, появлялись различные полезные приметы и пословицы: «Если в день Благовещения ветер, иней и туман – к урожайному году», «На Благовещение дождь – родится рожь», «На Благовещение мороз – урожай на грузди», «На Благовещение гроза – к урожаю орехов, к теплому лету», «Каково Благовещение проведешь, таково и весь год», «На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет», «Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещение». |