Культурология. Культур 13. Задание 1 Архаическая культура
Скачать 18.04 Kb.
|
Задание 1 Архаическая культура В архаической культуре (это период примерно от 50 до 10 тыс. лет до н.э.) человек учится рисовать, считать, создает первые объяснения мира и самого себя. В этот же период появляются и первые социальные формы организации людей (племенные и родовые союзы). Сразу нужно обратить внимание на необычность, с современной точки зрения, воззрений, присущих людям архаической культуры. Приведем всего два примера. Один — это отождествление брачных отношений (ухаживания и любви) с охотой, соответственно жених в архаической культуре отождествляется с охотником (стрелком из лука), невеста — с дичью. Приходит на память сказка о царевне-лягушке. В качестве другого примера можно привести наскальные изображения, датируемые периодом от 40 до 20 тыс. лет до н.э. К самым первым наскальным и пещерным изображениям относятся профильные изображения животных (на которых охотились архаические народы), выполненные, что важно, примерно в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей, тоже в натуральную величину. Советский искусствовед А. Столяр считает самой ранней изобразительной моделью те предельно лаконичные рисунки зверя, которые наука уже в начале XX в. отнесла к числу древнейших. «Это изолированный и предельно обобщенный, строго профильный контур стоящего зверя» [152. С. 40]. Как правило, эти изображения представляют высеченный каменным орудием или нанесенный охрой контур, который совершенно не заполнен внутри. Первая странность — животные изображались только в профиль, люди — чаще фронтально, причем профильное изображение животных устойчиво воспроизводится много тысяч лет во всех странах древнего мира. Другая странность — размеры фигур часто увеличены, кажется, что люди одеты в скафандры (это послужило поводом назвать их «марсианами») Оседлая культура Казахстана Южные районы Казахстана и Жетысу издавна были местом распространения оседло-земледельческой культуры. О развитом земледелии у усуней и кангаров мы уже говорили. Традиции оседлого хозяйства продолжают развиваться и у народов, населявших Казахстан в V-XIII вв. В IX-X вв. часть тюркских племен переходит к оседлости и земледелию, приобщается к городской культуре. Оседание было вызвано главным образом, сокращением поголовья скота у части населения, сосредоточением у кочевой знати огромного количества скота, лучших пастбищ и источников воды. Часть населения Западно-тюркского каганата занималась земледелием, главным образом в долинах Шу и Таласа, предгорьях Алатау. Здесь земледелие было поливным. В долинах для посева использовались речные поймы. Возделывались просо и пшеница, разводили виноград. Китайский посол Сюань Цзань, посетивший в 630 г. долину Шу, отмечал в своих записках: «В городах одна половина населения обрабатывает землю, а другая занимается торговлей». Характеризуя карлыкские племена, ал-Идриси пишет: «Люди кочевые… Однако они обрабатывают землю, сеют и жнут». Индустриальная культура Индустриальная культура обладает специфическими характеристиками в сфере экономики, политики, социальной и духовной жизни, которые практически по всем параметрам противостоят традиционной культуре. Становление модернизированной (индустриальной) культуры началось в XVI в. в Западной Европе и достигло своего апогея в середине XX в., являясь характеристикой современного состояния европейской культуры и фундаментом мировой цивилизации. Индустриальное общество создаст массовое производство, в котором машинное производство заменяет ручной труд. Вещи перестают быть уникальным изделием мастера, а производятся сериями и должны отвечать определенным стандартам. Машинное производство требует использования новых источников энергии, заменяющих употребляющуюся в традиционных обществах мускульную энергию человека и животных, а также энергию ветра и воды. Начинается использование парового двигателя, ставшего гигантским скачком в энергетике и проложившего дорогу появившимся позднее двигателям внутреннего сгорания, электроэнергии и далее — вплоть до энергии атома, которая используется с середины XX в. Задание 3 Существуют споры вокруг того насколько именно язык определяет человеческое бытие. «Границы моего языка означают границы моего мира» - именно так сформулировал значение языка Людвиг Витгенштейн в своём знаменитом «Логико-филосовском трактате». Продолжая его рассуждения, стоит отметить, что язык действительно является буквальным «образом» реальности: его простые элементы соответствуют простым элементам мира. Мир и язык оказываются отражениями друг друга. Язык является образом не одного определенного мира, а всех возможных миров. Реальность воспринимается и передается языком, который «пересоздает» ее внутри себя и тем самым творит образ мира и конкретной культуры, можно сказать, язык конструирует реальность, проецирует эту реальность в социум. Где значения слов – это образы, возникающие в результате ассоциативной связи со словами. Язык является не только объектом исследований, но и инструментом: для воспроизведения мыслей, он сам формирует мысли человека, говорящего на этом языке, помогает познать мир, изменить себя и управлять другими. Люди, говорящие на разных языках, по-разному смотрят на мир и на окружающие их явления и действительность. Язык существует в неразрывном единстве с миром/культурой народов, говорящих на этих языках, он является зеркалом культуры, в котором отражается не только реальный окружающий человека мир, но и менталитет народа, его мировидения, его обычаи и традиции, мораль, система ценностей, бытовая культура, национальные особенности, повседневное поведение, привычки и связанные с ними мимические и пантомимические коды, используемые носителями данного языка. Язык является кладовой культуры, так как все материальные и духовные ценности, накопленные тем или иным народом, хранятся в языковой среде: фольклоре, книгах, в устной и письменной речи. Через язык человек воспринимает менталитет, традиции, обычаи своего народа. Именно с помощью языка культура передается из поколения в поколения. Было бы ошибкой полагать, что мы можем полностью осознавать действительность не прибегая к помощи языка. Знание языка другого народа, понимание культурных различий народов, их менталитета и прочего помогает преодолеть так называемый «конфликт культур», который неизбежно возникает при общении представителей различных наций. Поэтому большое значение имеет знание и понимание «языковой картины мира» носителей языка. Например, возьмем понятие о времени суток. Границы между временем суток не совпадает в представлении носителей разных языков. Так, для говорящих на английском языке, утро – это часть суток от полуночи до полудня (они говорят, например «one in the morning», что соответствует нашему «часу ночи»). Особенность русскоязычной картины мира состоит в том, что время суток в ней определяются деятельностью, которая его наполняет, т.е. моментом пробуждения, начала и конца дневной деятельности. Сами обозначения временных интервалов основаны не на астрономическом времени, а на человеческой деятельности. Сравним слова: русские слова: счастье, счастлив и английские: happy, happiness – расхождения в них существенны. Happy – в английском языке является «повседневным словом», состояние человека эмоционального благополучия; а happiness обозначает эмоцию, которая ассоциируется с «настоящей улыбкой». Русское «счастье» принадлежит к высокому регистру и несет в себе очень сильный эмоциональный разряд, т.е. не базовую эмоцию, и не относится к категории «чувств». Русское «счастлив» - состояние, которое больше приравнивают к отклонению от нормы, т.е. приближенное к сфере идеального (где-то рядом со «смыслом жизни»). В результате работы по данной теме, противоположной точки зрения о том, что границы моего языка означают границы моего мира, не встречается. Подводя итоги, следует сказать, что каждый социум (носитель языка) отличается своей картиной мира: различная культурная и языковая среда, различные духовные ценности, индивидуальность мышления и менталитета разных народов – всё это обуславливает различные представления об одних и тех же предметах, понятиях, явлениях. Таким образом, при изучении иностранных языков мы познаем иную картину мира и пытаемся сопоставить со своими представлениями о мире, и тем самым расширяем «свой мир», или можно сказать прибавляем «новый мир». |