Главная страница
Навигация по странице:

  • “Философское понимание категории “бытие””

  • (субъективной) реальности.

  • Бытие вещей, процессов и состояний природы.

  • Бытие социального

  • “Материальное единство мира”

  • Задание 3

  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ)

  • задание 2. Задание 2 Изучаем 2 и 3 разделы субкурса и отвечаем на вопросы 1


    Скачать 58.58 Kb.
    НазваниеЗадание 2 Изучаем 2 и 3 разделы субкурса и отвечаем на вопросы 1
    Дата27.12.2022
    Размер58.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазадание 2.docx
    ТипЗакон
    #866329
    страница1 из 3
      1   2   3

    Задание 2

    Изучаем 2 и 3 разделы субкурса и отвечаем на вопросы:

    1) Почему в истории философии всегда наблюдается противостояние диалектики и метафизики, материализма и идеализма? Докажите фактическим материалом.


    1. Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания.

    Зарождение диалектики связано с периодом антично­сти (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон). Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду, прежде всего, то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.

    Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нём, то есть, преж­де всего, на «диалектику вещей», на объективную диалектику.

    Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой такой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяс­нения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о, «диалектике понятий», о субъективной диалектике. Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмомВ первом случае она вы­ступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическая диалектика.

    Классический представитель идеалистической диалектики (Кант, Шеллинг, Гегель) (равно как и диалектического идеализ­ма) - Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классики материалистической диалектики (равно как и диалектического материализма) — К. Маркс и Энгельс которые придали ей целостный и научный характер.

    Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность — тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированномурассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает процессы по одному принципу: либо да, либо нет;Объективность диалектического познания – учёт двух принципов познания(нет не только покая без движения, но и движения без относительного покоя). Проблема материализма и идеализма в философии

    Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ Г. В. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом.

    Материализм - все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей.

    Идеализм - все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему. Историческое развитие материализма:

    Материализм Древнего Востока и Древней Греции — это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.).

    Метафизический (механистический) материализм. В основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон).

    Диаектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

    Последовательный материализм - в его рамках принцип материализма распространяется и на природу, и на общество (марксизм).

    Наиболее ярко черты философии Просвещения находят воплощение в школе французского механистического материализма XVIII века. Представители данной школы считали, что мир возник материальным путём и развивается по законам механики (притяжения и отталкивания). Эта школа материализма возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки, а также – с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило её механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения материалисты XVIIв. стали рассматривать элементы природы как неодушевлённые и бескачественные. Другой особенностью материализма этой школы является разделение природы на обособленные, не связанные друг с другом объекты исследования и отрицание их саморазвития (метафизика). Помимо этого, например, Ж. Ламетри распространил механический принцип и на область психических явлений. Он заявляет, что человек – это сложная, вертикально ползущая к просвещению машина, «живое олицетворение беспрерывного движения». Движущим началом животной и человеческой машины является душа, понимаемая как способность к чувствованию. А единственной причиной всех наших представлений являются впечатления от внешних тел. Из них вырастают восприятия, суждения, все интеллектуальные способности, представляющие собой «модификации своеобразного мозгового экрана, на котором, как от волшебного фонаря, отражаются запечатлевшиеся в глазу предметы». П.Гольбах в продолжение этой мысли утверждает, что человек является совершеннейшей частью природы. Помимо того, что человек способен познавать мир, он может изменять себя и мир. Движущим фактором активности человека выступают потребности. Однако эпоха Просвещения не умаляет и значения души. К. Гельвеций указывал, что душа человека – это не только ум, она – нечто большее, чем ум, ибо, кроме ума, есть способность к ощущению. Ум формируется главным образом при жизни; при жизни его можно и потерять. Но душа как способность к ощущению остается. Она рождается и умирает вместе с рождением и смертью организма. Поэтому одно только мышление не может выражать сущность души. Сфера психического не ограничивается областью мышления и сознания, поскольку за его пределами имеется большой ряд слабых ощущений, которые «не приковывая к себе внимания, не могут вызвать в нас ни сознания, ни воспоминания», но за которыми стоят физические причины. Человек у Гельвеция – не пассивное существо, а, наоборот, деятельное. Источником его активности являются страсти. Они оживляют духовный мир человека и приводят его в движение. Страсти подразделяются на два рода, одни из которых даны от природы, другие приобретаются при жизни.

    Таким образом, эти две эпохи кардинально пересматривают статус человека в мире. Эпоха Возрождения провозглашает ценность человека как уникальной части мира. Просвещение утверждает целостность человека и его существования, при этом отличительной чертой помимо разумности становится деятельно активное отношение к миру.

    Непоследовательный материализм — отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах). Специфической формой непоследовательного материализма является деизм, представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, М.В. Ломоносов).

    Различают научный и вульгарный материализм. Последний, в частности, сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

    Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности:Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель).

    Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм. Согласно ему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

    Существуют различные разновидности идеализма: рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т.д., а самобытие рассматривается как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).

    В истории философии постоянное противостояние материализма и идеализма.

    В античный период - воинствующий идеализм. Воинствующий материализм - в нашем столетии. Но эту «борьбу» не следует абсолютизировать и полагать, что она всегда и везде определяет развитие философии. Примером сопряжения материализма и идеализма может служить позиция деизма. Не случайно к деизму примыкали мыслители и материалистического (Ф. Бэкон, Дж. Локк), и идеалистического (Г. Лейбниц), и дуалистического (Р. Декарт) направлений.

    Единство позиций материализма и идеализма обнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма (Демокрит), так и идеализма (Кант), а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Гегель

    2) Что означает рассмотрение мира через его бытие? Как с этим связаны основные характеристики мира?

    Тема 1. Учение о бытии. Раздел 3.

    При рассмотрении первого вопроса “Философское понимание категории “бытие”” студенту необходимо обратить внимание на то, что проблема бытия представляет собой фундаментальную мировоззренческую и методологическую проблему.

    Общей тенденцией в осмыслении проблемы бытия была и остается постановка вопросов о существовании мира “здесь и теперь”, о его вечности и бесконечности. И если констатация того, что мир есть, имеется “здесь и сейчас”, т.е. наличествует в пространстве и времени, опирается на очевидные предпосылки, факты человеческой жизни, то идея о непреходящем, не имеющем границ мире, не вытекает из непосредственных наблюдений, из конкретного опыта людей. Отсюда можно сделать вывод, что первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивого единства непреходящего и преходящего бытия вещей, состояний природы, общества, человека.

    Второй аспект проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира. Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего что существует. Мир в своем существовании образует неразрывную целостность, некое единство.

    Третий аспект проблемы бытия сводится к осознанию того, что мир есть объективная реальность. Эта реальность выступает как совокупная (нерасчлененная) целостность, как единое бытие, обладающее собственной логикой существования и развития. Частью этой реальности является жизнедеятельность людей.

    Особо необходимо отметить, что не только природное, но и духовное, идеальное следует рассматривать как наличное, данное, как имеющее характер особой (субъективной) реальности.

    Студентам следует знать, что философия трактует категорию бытия как сложную связь всеобщего характера, которая объединяет все существующее в мире. Иными словами, под бытием в философии понимается достоверность существования всего того, что и кто естьБытие - это существование чего-либо вообще. Оно включает в себя все виды материи, со всеми видами идей, взглядов, чувств, установок.

    Бытие как всеохватывающее понятие имеет определенную структуру. Не вдаваясь в ее анализ, отметим основные формы бытия:

    1.Бытие вещей, процессов и состояний природы. Оно подразделяется на состояния природы, которые: а) возникли и существовали до человека - на “первую природу”; б) на “вторую природу” - вещи произведенные человеком.

    2.Бытие человека. Как бы ни было уникально бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие, оно имеет общие стороны с любой вещью природы. Человек предстает как вещь среди вещей. В то же время идентификация человека с миром вещей не сводит его сущность к физиологическим процессам, происходящим в человеческом организме. Собственно человеческое бытие включает в себя природно-биологический, психологический и социально-исторический компоненты.

    3. Бытие духовное. Оно включает в себя бытие индивидуализированного и объективированного духовного. Индивидуализированное духовное - это прежде всего сознание. Его специфика состоит в том, что оно неотделимо от природно-биологических процессов, но не сводимо к ним, являясь по своей сути идеальным (духовным). Объективированное духовное бытие так же имеет свои особенности. Его отдельные фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусственные языки и т.п.) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и времени.

    4. Бытие социального. Оно включает в себя бытие отдельного человека в обществе и бытие общества.

    5.Виртуальное бытие связано с существованием виртуальной реальности. Эта реальность представляет собой синтетическую среду, возникающую в результате взаимодействия новейшей технологии (компьютера) и соответствующей информации. В этой среде человек может осуществлять любые превращения и действия, не обременяя себя заботой о последствиях своих поступков.

    Рассматривая второй вопрос “Материальное единство мира”, студенту следует исходить из того, что в категории бытие объединяются по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы Парменид впервые разводит реальную сущность и мысль об этой сущности, а это позволяет Аристотелю заключить, что бытие это лишь абстракция, тогда когда реально существует бытие чего-либо конкретного. Мир представляет собой реальное существование отдельных, материальных и духовных, предметов и явлений, бытие же – это абстракция, которая лежит в основе решения общих вопросов о мире. Бытие – это фундаментальный принцип объяснения. Оно – непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире – преходяще. Бытие просто есть, существует. Всеобщность же бытия проявляется через единичное существование конкретных предметов. И уже с этого момента бытие не просто указывает на реальность существования, но и обязательно на взаимосвязь всего со всем в этом мире.

    Бытие полностью утрачивает свою физическую сущность, это не бог, не материя, не вещь, но при этом оно также объективно, как объективен мир. И после этого в истории философии бытие начинает символично набирать содержание. В теоцентризме подлинное бытие за богом через соответствующие божественные характеристики. В антропоцентризме бытие анализируется на примерах существования, включенности человека в мир. В социоцентризме – через анализ социального бытия. Помимо этого в отдельных философских школах конкретизируется бытие той или иной части мира. Например, в классической философии в системе Гегеля детально структурировано бытие идеального Гегель начинает с понятия «чистого бытия», пустой мысли. Эта бессодержательная мысль приравнивается к «ничто». Бытие переходит в ничто. Подвижное единство бытия и ничто Гегель называет «становлением». Итогом становления оказывается «наличное бытие», которое, в отличие от чистого бытия, уже имеет некую качественную определенность. Начинается развитие абсолютной идеи, которая в собственном развитии познает саму себя. Природа – это инобытие абсолютной идеи, которая отрицает себя в природное существование. Далее происходит отрицание природы в Дух. Философия духа Гегеля состоит из трех частей: философии субъективного, объективного и абсолютного духа. В философии Платона бытие предстает перед нами в виде двух различных, но определенным образом взаимосвязанных миров. Первый мир – это мир единичных предметов, воспринимаемых и познающихся человеком с помощью чувств. Однако все богатство бытия не сводится к нему. Есть еще второй мир - мир подлинного бытия, представляющий собой совокупность идей, или сущностей, воплощением которых является все многообразие мира. Процесс познания, по Платону, — это процесс интеллектуального восхождения к истинно сущим видам бытия, совпадающим с идеями различных уровней

    При анализе содержательных сторон бытия проясняется значимость этой категории в структуре философского знания. Бытие указывает на то, что мир есть сейчас и всегда, здесь и везде, и в мире равноправно реально материальное и идеальное. В своей констатации реальности существования, бытие, прежде всего, указывает на противоречивую сложность существования как такового. Существование включает в себя процессы возникновения и уничтожения. Это заставляет допустить существование не-бытия. Современная философия утверждает, что антипода бытия нет, но само бытие проявляет себя через не-бытие. Последнее есть формы инобытия. Например, в качестве таких форм инобытия выступают:

    предпосылки и их реализация в развитии, взятые во временных характеристиках;

    противоречивость формы в отношении содержания;

    качественная ограниченность иного.

    Бытие и инобытие тесно взаимосвязаны, а их взаимосвязь отражает специфику целостности мира и особенности его развития.

    Бытие как характеристика мира подчеркивает уникальность всего сущего. Для этого можно выделить типы бытия:

    1. бытие вещей; где выделяют бытие вещей созданных природой (объективность существования), далее бытие природы (вечность и бесконечность), и бытие вещей созданных человеком (наличие исторического времени и обязательное присутствие идеального фактора).

    2. бытие человека, где выделяют бытие человека как природного тела (подчиненность общим законам жизни) и собственно человеческое бытие (способность постоянного выхода за пределы собственного Я).

    3. бытие идеального, где выделяют бытие индивидуально идеального, которое ассоциируется с человеческим сознанием (идеальность, необходимость материализации, общественный характер происхождения) и уровень бытия объективно идеального, которое ассоциируется либо с общественным сознанием (все характеристики первого подуровня пропускаются через объективность), либо с информацией (процессуальность).

    4. бытие социального, где выделяют бытие личности (соотношение свободы и ответственности) и бытие социума (деятельность человека как субстанциональная основа социального бытия).

    Структурность бытия проявляется в существовании различных форм материальных систем, которые имеют свои специфические связи. Неорганическая природа представляет собой движение разнообразных элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических тел, планетарные изменения. Можно, двигаясь по ступеням от более простого к более сложному, выделить следующие последовательные структу ные уровни в ней: вакуумный – субмикроэлементарный – микроэлементарный – ядерный – атомный – молекулярный – макроуровень – мегауровень (планеты, галактики, метагалактики и т. д.).

    Живая природа — это различного рода биологические процессы и явления. Она включена в неживую природу, но начинается как бы с иного ее уровня. Если в неживой природе нижней ступенью является субмикроэлементарный уровень, то здесь – молекулярный. Если элементарные частицы имеют размеры 10 в степени -14 см, то молекулы – 10 степени -7. Соответственно последовательные уровни выглядят следующим образом: молекулярный – клеточный – микроорганизменный – тканевый – организменно-популяционный – биоценозный – биосферный.

    В социуме мы также можем выделить уровни: индивид – семья – коллектив – класс – нация – государство – этнос – человечество в целом. В структуре основных сфер общественной жизни выделяют материальное производство, науку, социальную, духовную и политическую сферы, имеющие соответственно свои структуры.

    Существует особый структурный уровень идей, идеалов и ценностей, которые имеют свои материальные носители (вещи, книги, электронные носители информации, живые люди и научные коллективы, общество в целом).

    Т.к. бытие одновременно указывает на взаимосвязь, именно бытие характеризует целостность мира. В философских системах это часто определяется через модели единства мира:

    1. мифопоэтическая или образная модель единства мира. Здесь мир един благодаря тождеству всего со всем, благодаря универсальности количественных характеристик, благодаря единству естественного и сверхъестественного. Эта модель скорее поэтическая, чем философская.

    2.субстратная (вещественная) модель единства мира. Мир един благодаря однородности своего вещественного состава. Данные современной науки показывают, что объекты неживой природы во всей Вселенной состоят из одинаковых химических элементов. Раскрытие внутренней структуры атома, открытие новых элементарных частиц позволяют ставить вопрос о создании единой теории элементарных частиц, описывающей субстратное единство элементов. В биологии генетические исследования показывают, что в основе всех живых организмов лежит генетический код, состоящий из четырех аминокислот. Устанавливается тождественность физико-химического состава живой и неживой материи и т. д. Наконец, установлено, что все вещества и элементы мира взаимосвязаны между собой посредством электромагнитных, гравитационных и иных полей. Однако бесконечность мира опровергает претензии этой модели на универсальность: вещество так же неисчерпаемо, как и мир.

    3.номологическая модель единства мира. Мир един благодаря действию неких универсальных всеобщих законов. Частные законы отдельных сфер бытия механически распространяются на понимание мира в целом. В результате Вселенная представляется абсолютно однородным образованием, что приводит к выводам о возможности полного и окончательного ее познания. Однако это противоречит имеющимся на сегодняшний день научным фактам.

    4.генетическая модель единства мира. Эта модель соединяет в себе и субстрат и закон, мир един благодаря общности источника происхождения и общей направленности развития. Модель так же ограничена, так как мир качественно бесконечен.

    5.субстанциональная модель единства мира. Мир един вследствие развертывания реального существования субстанции. С точки зрения философии эта модель ближе всего к реальности мира.

    Задание 3

    Изучаем разделы 4, 5 и отвечаем на вопросы:

    1. Какие проблемы философия обнаруживает в гносеологии? Какие особенности человеческого познания провоцируют агностицизм?

    «Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся.» И.Кант

    Познание не ограничено сферой науки, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

    Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания: паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, обыденно-практическое, личностное, «народная наука». Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классификации, то существует разделение соответствующих познавательных технологий на три вида: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука.

    Исходную структуру Познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории П.). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.

    Агностицизм

    Агностицизм (от греческого agnostos - недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Диалектический материализм, признавая объективность мира, признает и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины.

    Позиция Агностицизма разделялась в истории философии представителями идеализма (в особенности субъективного), а в некоторых случаях, - и материализма. Это обстоятельство служит в диалектическом материализме основанием для выделения вопроса о познаваемости мира в качестве второй стороны основного вопроса философии.

    Термин "агностицизм" введён английским естествоиспытателем Гексли в 1869, однако выражение позиции Агностицизма можно обнаружить уже в античной философии, в частности у Протагора, софистов, в античном скептицизме. Первоначальные формы Агностицизма возникли в связи с обнаружением несовершенства, изменчивости знания. Это особенно относилось к проблеме первоначальных оснований всего сущего: уже на ранних ступенях развития философии было предложено большое количество вариантов картины мироздания, каждая из которых опиралась на свой особый набор таких первоначал или на одно из них; но ни один из вариантов не обладал достаточной логической убедительностью. Осознание этого факта и породило скептицизм, а его крайней формой выступил Агностицизм - принципиальное отрицание возможности проникновения разума в подлинную суть вещей.

    Наиболее последовательно в истории философии Агностицизм проведён в системе Юма. Утверждая, что единственным источником познания является опыт, Юм исходил из невозможности подвергнуть его проверке, а отсюда следовала, по его мнению, и невозможность установить адекватность между данными опыта и объективным миром. Например, понятие причинности возникает как результат многократного повторения следования одного явления за другим. Обобщая эту повторяемость, мышление делает вывод о существовании причинно-следственной связи между соответствующими явлениями. Однако в действительности, полагал Юм, такой вывод есть лишь продукт мышления. Аналогичным образом и всё познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.

    Точка зрения Юма и его предшественников явилась своеобразным выражением понимания того, что познание не есть простое копирование действительности, а является сложным процессом освоения объекта субъектом, причём в этом процессе многое определяется творческой активностью субъекта. Но если у Юма этот тезис получил скорее негативное выражение, то Кант сделал важный шаг в раскрытии его позитивного содержания. Положив в основание своей теоретико-познавательной концепции резкое разграничение "вещи в себе" (которая недоступна познанию как таковая) и "вещи для нас", т. е. фактически приняв позицию Агностицизма, Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутренней активности познающего мышления. Отсюда возникла его постановка вопроса об условиях познания, в том числе и условиях самого опыта.

    Один ряд этих условий создаётся самим объектом, другой - познающим субъектом. Отсюда, по Канту, следует, что в продукте познания необходимо различать то, что принадлежит самому объекту, и то, что привнесено природой мышления. Анализируя эту последнюю, Кант указывал на существование т. н. априорных (см. Априори) форм чувственности и рассудка. Эти формы, будучи свойственны лишь субъекту, упорядочивают чувственный опыт и т. о. непосредственно участвуют в формировании системы знания. Позицию Канта можно рассматривать как логическое завершение линии агностицизма. Показав, что чисто логическим путём невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без специального анализа познавательных возможностей субъекта, Кант - и именно в силу свойственного ему агностицизма - фактически остановился на полпути. Настаивая на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью, он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им природой.

    ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) –

      1   2   3


    написать администратору сайта